В статье освещаются результаты психологического опроса посвященного проблеме изучения уровня тревожности среди пациентов, находящихся на стационарном лечении. Статистический анализ данных определяет уровень взаимосвязи тревожности и субъективного ощущения одиночества личности больного.
В моменты тревоги особенно пышно расцветает «юмор висельника»; как и любой юмор, он позволяет человеку отдалить от себя угрозу. Люди редко говорят прямо: «Мы смеемся чтобы не заплакать» но ощущают это намного чаще.
Ролло Мэй
В медицинской среде особую роль занимают психологические факторы, которые способствуют либо препятствуют процессу выздоровления. Еще персидский врач Авиценна (Ибн Сина) заметил, что лечение больного происходит с помочью трех инструментов: ножа, лекарства и слова.
О влиянии слова на организм упоминалось в исследованиях высшей нервной деятельности, отечественного физиолога И. П. Павлова, именно он выделил вторую сигнальную систему присущую только человеку. Все исторические положения, влиявшие на развитие психотерапии, указывают на крайнюю важность оказания психологической помощи человеку с соматическими заболеваниями. Безусловно, психологическая помощь оказывается нуждающемуся индивиду не только посредствам слова как такового, а слова, с помощью которого выражается мысль (терапевтическая), за которой и скрывается вся невербальная часть психологического процесса, -отношение (участие) к переживанию. Феноменологическое восприятие переживания, целесообразно сопровождать рациональным представлением о психологической картине больного. Поэтому смысл тревоги пациента должен в значительной степени быть изучен и понят специалистом в современных психологических реалиях, благодаря теоретическим представлениям и актуальным обзорам эмпирических исследований, с той целью, чтобы специалист имел возможность ориентироваться на исследовательские данные в формировании своего представления о замысле оказания психологической помощи. Процесс которой, в свою очередь наиболее адекватно будет содействовать личности больного в его выздоровлении, путем снижения высокого уровня тревожности (в частности).
Экзистенциально-гуманистический подход в ходе своего становления, как самостоятельной традиции вобрал в себя огромное число видных идей разных эпох (Ф. Ницше, Ф. Достоевский, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, В. Франкл, Э. Фромм, К. Роджерс, А. Эллис, Д. Бюдженталь, И. Ялом и др.) [5].Так, гуманистическо-экзистенциальные воззрения указывают на ощущении тревоги у человека, как о способе, позволяющем личности обратиться к своей жизни более осознанно (чем прежде), встретиться со своими экзистенциалами (бытие-в-мире, заброшенность, страх, понимание, временность и др.) [2].
Р. Мэй, исследуя тревогу, обозначает ряд условий, способствующих ее возникновению: во-первых, это проблема детско-родительских отношений, в которых родители подавляют волю ребенка, в частности, когда родитель запрещает тому бояться; во-вторых, это проблема взрослого человека, который обнаруживает себя в противоречивом существовании [см. 3]. Апогеем же философской мысли экзистенциализма о тревоге можно считать, мысль о том, что человек испытывает ее, «когда сознает, что бытие существует на фоне неустранимой возможности небытия». Отмечая важность мнения Г .Салливана, Мэй пишет и о взаимосвязи эмоционального здоровья и тревоги: «Эмоциональное здоровье прямо пропорционально степени сознавания. Поэтому с помощью прояснения тревоги можно расширить границы сознания и дать больше пространства для развития себя. Это и есть достижение эмоционального здоровья». Особое внимание Мэй уделяет проблеме родительского отношения к ребенку в целом, в котором родитель «изобретает» сложные механизмы взаимодействия. Невразумительные акты гуманизма со стороны родителя («родитель отвергает ребенка, но маскирует отвержение фальшивой любовью»), предрасполагают к возникновению невротической тревоги в таких отношениях [3].
В современном контексте исследования тревоги в учреждениях здравоохранения отечественная психология располагает результатами ряда исследований личности пациентов с различными заболеваниями (А. А. Атаманов, М. Е. Блох и др.). Так, в исследовании М. Е. Блох были получены данные свидетельствующие о «существовании специфических переживаниях и состояниях гинекологических больных в предоперационный период приводящих к нарастанию..., эмоционального напряжения, снижение которого оказывается возможным лишь при дальнейшем дистанцировании от проблемных ситуаций», далее следует вывод о роли пассивной позиции и приуменьшении значения ситуации, которые «существенно ограничивают возможности конструктивного разрешения трудностей» [1, c.36–37].
Р. Мэй, называет ощущение одиночества «двоюродным братом тревоги», — повышение порового уровня которого «неизбежно порождает тревогу» [3, c. 159]. Современная свобода возникающая, в условиях автономного существовании человека, осуществляет разрыв связей между людьми [3, c.159–160].
Исследование личности — это работа, включающая в себя множество методов, стратегий и психодиагностических мероприятий. Помимо этого, сами исследуемые компоненты личности должны достоверно определяться метрически, — способом самостоятельного изучения личности, либо же способом, выступающему вспомогательным феноменологическому (?). Поэтому, изучение феномена уровня тревожности среди пациентов находящихся на лечении в стационаре, требует углубленного и досконального исследование личности, выходящего за рамки результатов данного эмпирического опыта (см.ниже).
Описание и результаты исследования:
В ходе нашего эмпирического исследования мы опросили пациентов (мужчин и женщин) в возрасте от 21 года до 67 лет, находящихся на лечении в отделении терапии УЗ «Корелическая ЦРБ» (Республика Беларусь). Эмпирический опыт проходил с использованием двух методик: методики «Шкала ситуационной и личностной тревоги Спилбергера» (STAI) и «Методики субъективного ощущения одиночества Рассела-Фергюсона» (UCLALonelinessScale) [4].
Рис. 1. Распределение результатов психологической диагностики пациентов терапевтического отделения STAI (%)
По результатам психологической диагностики, оказалось, что у 67 % респондентов был диагностирован высокий уровень тревожности по шкале «Личностная тревожность» (высокий уровень характерен личностям с имеющимся невротическим конфликтом и сопутствующими психосоматическими заболеваниями). Средний уровень по шкале «Личностной тревожности» набрали 33 % испытуемых. Соответственно, диагностика не выявила низкого уровня «Личностной тревожности» у пациентов, проходивших исследование.
По результатам диагностики «Ситуативной тревоги», высокий уровень был выявлен у 50 % обследуемых, что характеризует их состояние как: напряженное и беспокойное (данная реакция возникает в ответ на стрессовую ситуацию). Средний уровень «Ситуативной тревоги» был диагностирован у 45 % опрошенных (нормальное психологическое состояние). У 5 % респондентов был зафиксирован низкий уровень «Ситуативной тревоги», что характеризует их состояние как: благополучное психологическое состояние (в актуальном положении дел).
Психологическая диагностика субъективного ощущения одиночества свидетельствует о том, что у 50 % опрошенных выявлен средний уровень по данному показателю. У оставшихся 50 % исследуемых был диагностирован низкий уровень субъективного ощущения одиночества, т. е. данные пациенты абсолютно не ощущают себя одинокими. Соответственно среди респондентов не были зафиксированы высокие показатели по методике UCLALonelinessScale, которые характерны личностям испытывающим: отчаяние, тоску, подавленность, опустошенность, ощущение собственной непривлекательности.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена не выявил связи между уровнем тревоги и уровнем субъективного ощущения одиночества: ситуативная тревога и субъективное ощущение одиночества (г=0,2; p<0,05); личностная тревога и субъективное ощущение одиночества (r=0,04;p<0,05).
Выводы:
Согласно теоретическим положениям экзистенциально-гуманистической психологии, и данным, полученным в ходе эмпирического опыта, представлены следующие выводы:
1) Высокий уровень тревоги в лечебных заведениях — актуальная проблема исследования в современной психологии. Об этом свидетельствует процент диагностируемых пациентов с высоким уровнем тревоги.
2) Высокий уровень субъективного ощущения одиночества не характерен для личности пациента, находящегося на лечении в стационаре терапевтического отделения. Изучение данного личностного компонента носит частный характер в исследовательских подходах медицинского психолога.
3) Изучение феномена тревожности пациентов — это многогранная и многоуровневая область для проведения дальнейших психологических исследований.
Литература:
- Блох М. Е. Особенности переживаний гинекологических больных в предоперационном периоде. Журнал акушерства и женских болезней. 2014. № 6.
- Бурханов А. Р. Мартин Хайдеггер об экзистенции и экзистенциалах человеческого бытия. Вестник БГУ. 2013. № 6.
- Мэй Р. Смысл тревоги. Независимая фирма «Класс». 2001. 384 с.
- Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара. Издательский Дом «БАХРАХ-М». 2001. 672 с.
- Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. Москва. Независимая фирма «Класс». 2017. 576 с.