Влияние методов психотерапии на снижение тревожности пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 16.12.2018

Статья просмотрена: 398 раз

Библиографическое описание:

Руснак, С. М. Влияние методов психотерапии на снижение тревожности пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями / С. М. Руснак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54822/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данной статье проанализированы психологические особенности лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями, рассмотрены основные направления психотерапии для этой категории пациентов. На основе теоретического анализа и психотерапевтического опыта автора разработана и реализована программа методов психотерапии, которая показала свою эффективность. Представленные разработки в дальнейшем могут быть использованы в практике клинических психологов, работающих в медицинских учреждениях для коррекции психологического состояния пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Ключевые слова: сердечно-сосудистые заболевания, тревожность, психотерапия

Психологические и медицинские аспекты сопровождения и лечения лиц, склонных с сердечно-сосудистым заболеваниям (ССЗ), являются высоко значимой социальной проблемой, так как, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Министерства здравоохранения Российской Федерации, данный тип заболеваний входит в число заболеваний с максимальными показателями заболеваемости и смертности.

Взаимосвязь возникновения и протекания ССЗ с психологическими условиями и индивидуальными особенностями пациентов является предметом многочисленных междисциплинарных исследований в области медицины, клинической психологии и психологии здоровья, социологии, демографии и экономики уже многие десятилетия.

Несомненно, что психологические факторы играют значимую роль в особенностях протекания ССЗ, а своевременная специализированная психологическая терапия и консультирование могут оказывать благоприятный эффект на картину болезни.

В этой ситуации исследование влияния методов психотерапии на снижение тревожности пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями становится актуальной научной и практической задачей.

В современной медицинской и психологической науке существует обширный ряд исследований, посвященный соотношению физиологических и психологических факторов в течении сердечно-сосудистых заболеваний: значимости депрессии, стресса, тревожности и т. д. (М. Г. Киселева, В. Е. Медведев, Г. В. Погосова, О. С. Копина, А. А. Кириченко и другие).

Однако теоретико-методологическое исследование выявило следующие противоречия:

между чрезвычайной значимостью оказания своевременной психотерапии лицам, склонным к появлению соматических заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых заболеваний, и недостаточной научной и практической разработанностью этой проблемы («теоретическое» и «практическое» противоречие);

между тенденцией к стандартизации методов работы с пациентами, склонными к ССЗ, и необходимостью создания индивидуальных условий и разработки современных методов психотерапии для эффективной профилактики и процесса реабилитации («методическое» противоречие).

В данной связи возникает проблема исследования: как методы психотерапии могут повлиять на уровень тревожности пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями?

Объектом нашего исследования служит уровень тревожности пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Предметом исследования является влияние методов психотерапии на снижение уровня тревожности пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Цель исследования состоит в изучении аспектов влияния методов психотерапии на уровень тревожности пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Основные гипотезы исследования:

лица с диагностированными сердечно-сосудистыми заболеваниями значимо отличаются от группы людей с не выявленными ССЗ по уровню тревожности, а также депрессивных состояний и наличию психосоматических жалоб;

реализация методов психотерапии влияет на значимое снижение уровня тревожности пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Методики исследования:

Шкала тревоги Ч. Д. Спилберга (State-Trait Anxiety Inventory — STAI) в адаптации Ю. Л. Ханина [3], [4], [7] для выявления уровня тревожности по самоотчетам респондентов: как состояния в момент исследования (реактивная тревога) и как устойчивой характеристики человека (личностная тревожность);

Госпитальная шкала тревоги депрессии (HADS) А. С. Зигмунда и Р. П. Снейва в адаптации А. В. Андрющенко и других для диагностики уровня тревожных и депрессивных состояний у респондентов [2], [8];

Гиссенский опросник психосоматических жалоб (GBB) Е. Брюхлера и Дж. Снера в адаптации В. А. Абабкова и других для регистрации отдельных и комплексных жалоб, а также для оценки их интенсивности [1];

Цветовой тест Люшера, позволяющий диагностировать эмоциональное состояние человека [6].

Выборка исследования: пациенты медицинского центра с ССЗ (30 человек) и «условно здоровые» респонденты — респонденты с не выявленными сердечно-сосудистыми заболеваниями (30 человек).

Дизайн исследования:

  1. Сравнение групп респондентов с ССЗ и «условно здоровых» по основным показателям эмпирического исследования для выявления психологических особенностей лиц с ССЗ.
  2. Сравнение групп респондентов с ССЗ, проходивших (экспериментальная группа) и не проходивших (контрольная) психотерапию (до/ после), по данным показателям для определения значимости влияния методов психотерапии.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что существует ряд психологических условий и индивидуальных особенностей, которые значимо взаимосвязаны с картиной протекания сердечно-сосудистых заболеваний. Основными факторами являются депрессия, изнеможение, стресс, наличие социальной поддержки, агрессивность и гневливость [3]. Показано, что основным психологическим коррелятом наличия сердечно-сосудистых заболеваний является повышенный уровень тревожности, что представляет исключительный интерес для целей нашей работы [5].

В основе воздействия психологических факторов и индивидуальных особенностей на сердечно-сосудистую систему лежат поведенческий и патофизиологический механизмы, которые еще недостаточно изучены. Поведенческий механизм включает в себя нездоровый образ жизни, несоблюдение прописанного режима, курение, алкоголизацию. К основным проявлениям патофизиологического механизма относят: повышение уровня кортизола в крови, усиленное функционирование тромбоцитов, нарушения в работе автономной нервной системе, дисфункцию эндотелия, снижение иммунитета.

Выявление вышеописанных психологических факторов у больных ССЗ может являться первоначальным этапом психологической терапии, которая может реализовываться в различных направлениях: релаксационные тренинги, метод биологической обратной связи, психофармакотерапия, эмоционально-образная терапия.

При сравнении основных показателей, полученных по методикам, использованным в исследовании, с использованием непараметрического критерия U-Манна-Уитни было выявлено, что пациенты с диагностированными сердечно-сосудистыми заболеваниями значимо отличаются от «условно здоровых» респондентов по следующим показателям:

Личностная тревожность (в группе «пациентов» (средний ранг 14,6) она значимо выше, чем в группе «респондентов» (средний ранг 6,7), U=78 при р=0,02);

Тревога (в группе «пациентов» (средний ранг 9,5) она значимо выше, чем в группе «респондентов» (средний ранг 5,9), U=65 при р=0,03);

Депрессия (в группе «пациентов» (средний ранг 8,7) она выше, чем в группе «респондентов» (средний ранг 4,6), U=72 при р=0,02);

Истощение (в группе «пациентов» (средний ранг 3,5) оно выше, чем в группе «респондентов» (средний ранг 1,3), U=58 при р=0,02);

Сердечные жалобы (в группе «пациентов» (средний ранг 4,1) они выше, чем в группе «респондентов» (средний ранг 1,9), U=57 при р=0,02);

Эмоциональный статус (в группе «пациентов» (средний ранг 1,3) он ниже, чем в группе «респондентов» (средний ранг 3,6), U=57 при р=0,02).

Кроме того, в группе пациентов обнаруживаются значимые корреляционные связи (корреляционный анализ по Спирману) между показателями:

личностной тревожности и сердечных жалоб (r=0,59 при p=0,04);

личностной тревожности и тревоги (r=0,71 при p=0,02)

тревоги и сердечных жалоб (r=0,69 при p=0,03);

депрессии и истощения (r=0,54 при p=0,05).

Таким образом, можно предположить, что повышенный уровень личностной тревожности, тревоги и депрессии является психологической особенностью пациентов с ССЗ, и течение этого заболевание сопровождается чувством истощения и негативным психоэмоциональным статусом, а также отражается в психологической оценке сердечных жалоб.

Далее среди респондентов с ССЗ нами были выделены экспериментальная и контрольная группа. С экспериментальной группой осуществлялась работа с помощью методов эмоционально-образной, рациональной, когнитивной и аутопсихотерапии в поликлинической практике в сочетании с индивидуально подобранными методиками по снижению уровня тревожности и сопутствующих переменных.

Было выявлено, что данные показатели поддаются психотерапевтическому влиянию: показано, что в экспериментальной группе обнаружено значимое снижение уровня личностной тревожности и тревоги, депрессии (в тенденции) и уменьшение выраженности психосоматических жалоб в части истощения и сердечно-сосудистых заболеваний, а также «гармонизация» психоэмоционального статуса пациентов. Эффективность представленной системы можно объяснить индивидуальным подходом к каждому пациенту и адресной направленностью на проблемные области.

Литература:

1. Абабков В. А., Бабин С. М., Исурина Г. Л., Кайдановская Е. В., Карвасарский Б. Д., Крылова Г. С., Малкова Л. Д., Трегубов И. Б., Чехлатый Е. И. /Методические рекомендации. Применение Гиссенского опросника соматических жалоб в клинике пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств. — Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, Санкт-Петербург: 1993. — 24 с.

2. Андрющенко А. В., Дробижев М. Ю., Добровольский А. В. Сравнительная оценка шкал CES-D, BDI и HADS в диагностике депрессий в общемедицинской практике // Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова. 2003. № 5. С. 11–18.

3. Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. — СПб.: Речь, 2005. С.44–49.

4. Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. С.124–126.

5. Киселева, М. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями на эффективность психологического сопровождения послеоперационного восстановления: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.04 / Киселева Мария Георгиевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова].- Москва, 2012.- 210 с.

6. Люшер М. Цвет вашего характера. — М.: Вече, Персей, АСТ, 1996.

7. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О. А. Прохорова. — СПб: Речь, 2004. С.121–122.

8. Zigmond AS, Snaith RP. The Hospital Anxiety and Depression Scale. ActaPsychiatrScand1983, 361–70.

Основные термины (генерируются автоматически): заболевание, личностная тревожность, ранг, уровень тревожности пациентов, экспериментальная группа, GBB, HADS, STAI, патофизиологический механизм, психологическая особенность лиц.


Похожие статьи

Опыт психотерапии по устранению аффективных расстройств в реабилитации больных после холецистэктомии в условиях санатория

В данной статье представлен комплекс психотерапевтических мероприятий, направленных на выявление аффективных расстройств. Особое внимание уделено опыту применения краткосрочных и эффективных методик по устранению фантомных болей у больных после холец...

Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлены психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В материалах статьи приводятся сведения об особенностях мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы ...

Анализ эффективности использования методов арт-терапии в психологической коррекции страхов у детей 5–9 лет

Своевременно проведенная психологическая коррекция детских страхов является важным звеном в профилактике аффективных расстройств у детей, влияющих на психическое развитие ребенка, и способствует гармонизации психоэмоционального состояния на пути прео...

Теоретический анализ проблемы формирования психологической беспомощности у детей с ограниченными возможностями

В статье проводится теоретический анализ проблемы формирования феномена психологической беспомощности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Проводится обзор исследовательских работ, посвящённых изучению факторов, способствующих развитию пси...

Аутизм у детей: причины, виды, признаки и рекомендации родителям

Статья посвящена проблемам раннего детского аутизма, обзору основных принципов эффективного вмешательства, используемых в работе с детьми, приведены примеры реабилитационной работы с детьми-аутистами. Рекомендации универсальны и подходят при воспитан...

Изучение особенностей мышления детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье нами были изучены особенности мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе расстройством аутистического спектра; нами были подобраны и адаптированы диагностические методики состояния мышления у дошкольников с ОВЗ...

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Диагностика мыслительных способностей у первоклассников как определение уровня развития интеллектуальных операций

Статья посвящена проблеме несформированности мышления у первоклассников, что является одной из основных причин школьной неуспеваемости. На примере комплекса методик для диагностики системного мышления представлены результаты экспериментальной работы....

Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...

Песочная терапия для детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье описан опыт практической реализации программы проекта коррекционных занятий по песочной терапии в МБДОУ д/с № 67 города Белгорода. Проанализировано многовекторное положительное воздействие, направленное на удовлетворение широкого круг...

Похожие статьи

Опыт психотерапии по устранению аффективных расстройств в реабилитации больных после холецистэктомии в условиях санатория

В данной статье представлен комплекс психотерапевтических мероприятий, направленных на выявление аффективных расстройств. Особое внимание уделено опыту применения краткосрочных и эффективных методик по устранению фантомных болей у больных после холец...

Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлены психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В материалах статьи приводятся сведения об особенностях мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы ...

Анализ эффективности использования методов арт-терапии в психологической коррекции страхов у детей 5–9 лет

Своевременно проведенная психологическая коррекция детских страхов является важным звеном в профилактике аффективных расстройств у детей, влияющих на психическое развитие ребенка, и способствует гармонизации психоэмоционального состояния на пути прео...

Теоретический анализ проблемы формирования психологической беспомощности у детей с ограниченными возможностями

В статье проводится теоретический анализ проблемы формирования феномена психологической беспомощности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Проводится обзор исследовательских работ, посвящённых изучению факторов, способствующих развитию пси...

Аутизм у детей: причины, виды, признаки и рекомендации родителям

Статья посвящена проблемам раннего детского аутизма, обзору основных принципов эффективного вмешательства, используемых в работе с детьми, приведены примеры реабилитационной работы с детьми-аутистами. Рекомендации универсальны и подходят при воспитан...

Изучение особенностей мышления детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье нами были изучены особенности мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе расстройством аутистического спектра; нами были подобраны и адаптированы диагностические методики состояния мышления у дошкольников с ОВЗ...

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Диагностика мыслительных способностей у первоклассников как определение уровня развития интеллектуальных операций

Статья посвящена проблеме несформированности мышления у первоклассников, что является одной из основных причин школьной неуспеваемости. На примере комплекса методик для диагностики системного мышления представлены результаты экспериментальной работы....

Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...

Песочная терапия для детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье описан опыт практической реализации программы проекта коррекционных занятий по песочной терапии в МБДОУ д/с № 67 города Белгорода. Проанализировано многовекторное положительное воздействие, направленное на удовлетворение широкого круг...

Задать вопрос