Престижность выбираемой профессии как важный фактор самоопределения
Автор: Канаева Надежда Анатольевна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Современная психология» (Пермь, июнь 2012)
Статья просмотрена: 10706 раз
Библиографическое описание:
Канаева, Н. А. Престижность выбираемой профессии как важный фактор самоопределения / Н. А. Канаева. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2459/ (дата обращения: 16.11.2024).
Начало самостоятельной жизни человека в обществе связано с выбором профессии, ориентацией на ту или иную сферу общественной жизни; с идеалами и целями, определяющими общественное поведение и отношение. Наиболее ответственным в профессиональном самоопределении выпускников является этап выбора направления и способа получения профессионального образования. Именно на этом этапе происходит конкретизация личностных целей, под которой выстраивается новая модель деятельности и идёт переориентация внутренних ресурсов.
В профессиональной ориентации учащихся одним из важных факторов самоопределения является «престижность выбираемой профессии». Сама реализация личности в труде может осуществляться по разным направлениям. Это может быть утверждение своего достоинства через качественное выполнение поставленных производственных задач, это может быть самореализация через поиск новых задач и смыслов в труде. Это может быть самореализация через утверждение своего превосходства над другими людьми или через альтруистический труд, ориентированный на то, чтобы делать людям добро.
Стремление быть уважаемым и достойным членом общества может реализоваться разными путями. К сожалению, психологи мало исследуют элитарные ориентации самоопределяющейся личности, хотя в философии, социологии, педагогике данная тема уже давно осознана как актуальная. Всё больше появляется теорий элитарности (социальной стратификации), где акцент делается на отношение к профессиональной деятельности – например, теория Дональда Дж.Треймана, где положение человека определяет престиж его профессии, или теория Уоренера, где принадлежность к тем или иным классам зависит от знатности и его рода занятий [4, с.387].
Феноменология элитарности достаточно сложна и противоречива, однако всё-таки можно выделить некоторые характеристики «элитарности» как общественного феномена:
престижный род деятельности или образ жизни;
возможность влиять на сознание и на жизнь многих людей;
труднодоступность данной деятельности или образа жизни (высокий социально-профессиональный статус, высокое место в общественной иерархии);
высокие достижения в какой-либо области деятельности, успешная карьера, особые привилегии и многое другое.
Человек постоянно стремится быть лучше, но проблема состоит в том, что однозначного критерия, что есть лучшее, а что – худшее, не существует. И тогда человек постоянно уточняет для себя образ лучшего, то есть фактически образ элитарного [3, с.238].
Эти проблемы впервые возникают в подростковом возрасте. Как отмечал А. Адлер, стремление к превосходству является врождённым и мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь. Тем не менее, это чувство надо воспитывать и развивать, если мы хотим реализовать свой человеческий потенциал. От рождения оно присутствует у нас в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Каждому из нас остаётся лишь осуществить эту возможность своим собственным путём [5, с.170].
Интересна в этом плане концепция самоэффективности А. Бандуры. По мнению Бандуры, люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие серьёзные сомнения в своих возможностях. В свою очередь, высокая самоэффективность, связанная с ожиданиями успеха, обычно ведёт к хорошему результату и таким образом способствует самоуважению. Бандура говорит, что те, кто считает себя «неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредоточиться на том, что всё будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстаивать поведение». Напротив, люди, верящие в свою способность решить проблему, вероятно, будут настойчивы в достижении своих целей, несмотря на препятствия, и не будут склонны предаваться самокритике. Как замечает Бандура, «те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем» [5, с.390].
Следует отметить проблему выделения критериев наивысших профессиональных достижений – критериев «акме». Как отмечает А.А. Бодалев: «Признание или непризнание выдающихся достижений человека большинством людей, будь они даже специалистами в той области, в которой проявил себя этот человек, ещё не означает, что он достиг или не достиг вершины в своём развитии… Показателем достигнутого уровня акме является всё-таки практика: насколько свершенное человеком действительно работает или будет работать на социальный и технический прогресс… на преумножение ценностей жизни и культуры… на более глубокое постижение законов развития природы, общества и человека» [2, с.119].
В психологическом плане интересно как раз то, насколько сам человек осознаёт, ощущает, переживает и чувствует свою социальную значимость (значимость своего труда для окружающих или даже культуры в целом).
Подросток уже может ориентироваться в социально-экономических ситуациях, способен перебирать альтернативные варианты выбора профессии. На основе этого у него формируется состояние внутренней готовности к вступлению на путь профессионального обучения и дальнейшего личностного развития. Профессиональное самоопределение уместно понимать как деятельность человека, принимающего то или иное решение в зависимости от его развития как субъекта труда. Таким образом, учащиеся осознают, что стоят на пороге жизни. Поэтому они склонны рассматривать знания не как самоценность, а как инструмент, с помощью которого они смогут получить профессию, обеспечить себе большой доход и высокий уровень жизни [1, с.57].
Само понимание «успеха» (тесно связанное с представлением об элитарном) неоднозначно. Неоднозначность проявляется не только в этическом плане (что имеет общественную ценность, а что нет), но и в самом процессе профессионального самоопределения. Например, на ранних этапах развития субъекта труда многое определяется тем, насколько воспитатели и родители сумеют сформулировать у ребёнка позитивное отношение к честному и творческому труду. Для абитуриента успех нередко связан с поступлением в престижное (в его понимании) учебное заведение. Для студента на первый план выходит «успешная учёба», а также и учебно-профессиональные контакты с наиболее авторитетными и «престижными» преподавателями. При этом и абитуриент, и студент уже начинают понимать, что кроме реальных успехов, связанных с усвоением и демонстрацией своих знаний, существует еще и «успех», связанный с выстраиванием престижных и «выгодных» для дальнейшей карьеры межличностных отношений [3, с.390].
В целом у каждого человека есть возможность выбрать критерии самоуважения и профессионального самоощущения: либо это ориентация на ценность самого труда, либо это ориентация на мнение своих сверстников.
Анализ результатов анкетирования, проведённого среди учащихся в железнодорожном техникуме, показал следующее. На вопрос: «Престижно ли учиться в техникуме?» получены следующие ответы:
1 курс: да – 67%;
Нет – 6%;
Затрудняюсь ответить – 27%
2 курс: да – 76%;
Нет – 9%;
Затрудняюсь ответить – 15%.
3 курс: да – 76%;
Нет – 2%;
Затрудняюсь ответить – 22%
На вопрос «Что нравится в этой профессии (специальности) больше всего?»:
1 курс: Эта профессия нужна обществу – 38%;
Эта профессия престижная, современная – 27%;
Людей этой профессии уважают в обществе – 13%;
Эта профессия хорошо оплачивается – 54%;
Хорошие условия работы – 22%;
Другое – 2%.
2 курс: Эта профессия нужна обществу – 38%;
Эта профессия престижная, современная – 31%;
Людей этой профессии уважают в обществе – 20%;
Эта профессия хорошо оплачивается – 56%;
Хорошие условия работы – 19%;
Другое – 6%.
3 курс:
Эта профессия нужна обществу – 27%;
Эта профессия престижная, современная – 34%;
Людей этой профессии уважают в обществе – 2%;
Эта профессия хорошо оплачивается – 63%;
Хорошие условия работы – 17%;
Другое – 5%
Для изучения причин, определяющих отношение к избранной профессии, часто применяют методику, в которой респондентам предлагается осуществить ряд позитивных и негативных выборов – определить, что привлекает, а что, напротив, отталкивает в избранной профессии.
Результаты исследования по методике «Изучение факторов привлекательности профессии» (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана) показывают, что на всех курсах в число наиважнейших входит фактор зарплаты. Устойчивое высокое значение во всех выборках учащихся имеет фактор – работа с людьми, также отмечается фактор возможности достичь социального признания и уважения.
Таким образом, результаты исследования прямо указывают на то, что вкладывают учащиеся в понятие «престижность выбираемой профессии». Эта проблема связана с чувством собственного достоинства личности в труде. Мы видим, что престижность выбираемой профессии действительно является важным фактором самоопределения личности.
Литература:
Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи: учеб.пособие / А.В.Батаршев – М.: Академия, 2009.
Бодалев А.А. О феномене «акме» и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии и психология в мире. – 1995. – №3.
Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496с.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007. – 607с.