Одно из наиболее значимых течений реформ, осуществляемых сегодня в России, считается модификация концепций управления предприятием. Важную роль данная проблема оказывает на те предприятия, чья позиция в экономике изменяется главным образом [1, 2]. Будучи предметом товарно-денежных отношений, владеющим экономической самостоятельностью, а также полностью берущим на себя ответственность за итоги хозяйственной деятельности, компания обязана создать у себя концепцию управления, гарантирующую значительную эффективность деятельности, стабильное место на рынке, а также конкурентоспособность [3, 4].
Согласно сопоставлению с прежней концепцией управления, вплоть до этих пор, функционирующей на многочисленных предприятиях, в новейших обстоятельствах возникают функции иного вида, раньше не использующиеся. В экономике предприятие берет на себя принятие всех решений, создает стратегию своего формирования, ищет нужные для их осуществления ресурсы, набирает сотрудников, закупает специальное оборудование, включая материалы, решает большое число задач по формированию, объединению, устранению, распределению, преобразованию и перемены структуры управления. Предприятия обретают признаки самодостаточности, отличительные в условиях рынка [5].
Данный фактор требует существенного расширения области управления, повышение объема и усложнения основ, производимых управленцами трудов. Помимо этого, увеличилась и ответственность за качество и оперативность принятия разного рода решений. При этом большая роль отводится маркетинговым исследованиям, позволяющим изучить динамику потребностей. Разделяя мнение множества авторов о важности реализации маркетингового подхода в обеспечении конкурентоспособности предприятия, следует указать на его недостаточность, поскольку конкурентоспособность является результативным показателем от взаимодействия системы факторов ресурсного потенциала, прежде всего, его инновационной, кадровой и финансовой составляющих [6].
Также, научно-технический прогресс является очень сильным инструментом управленческих нововведений, нацеленных на формирование условий с целью результативной деятельности [7]. Поэтому менеджмент предъявляет высочайшие запросы к мастерству работников, от которых зависит высокоэффективность управленческой деятельности, а, значит, и высокоэффективность работы всего предприятия. Руководство на предприятии организует процесс, на базе которого осуществляется воздействие на объект управления — предприятие и все без исключения стороны его работы с извлечением наилучших результатов. Подобное влияние на любом предприятии и организации осуществляют управленческие кадры [8, 9]. Поэтому, чем успешнее процедура управления в компании, тем выше эффективность работы целого предприятия. Тем не менее, эту процедуру реализовывают люди. Из этого следует, что эффективность управления пребывает в зависимости от эффективности работы персонала компании, и, следовательно, формируется из эффективной работы отдельных сотрудников и групп рабочих, обладающих разной степенью образованности, квалифицированности и т. д. [10].
Управленческая деятельность — трудоемкая интеллектуальная работа человека, требующая специализированных познаний и навыка. Эта деятельность одна из наиважнейших причин функционирования и формирования промышленных конфигураций экономики [11, 12]. Такая работа регулярно улучшается в согласование с аспектами изготовления и сбыта товара, затруднением хозяйственных взаимосвязей, увеличением значимости покупателя в создании технико-экономических и других характеристик продукта. Руководство предприятия или организации специально формирует требования для исполнителей, для того чтобы они видели каких итогов ждут от их работы, а также создают заинтересованность в итогах работы, чтобы исполнители чувствовали удовлетворенность от результативной деятельности [13]. Контроль завершает данный цикл, соизмеряя практические итоги работы с задуманными и приобретая данные, в которых отображено, добивается ли компания установленных задач. Надзор дает возможность отметить трудности и выполнить мероприятия по совершенствованию, иначе компании будет причинен значительный вред. Напрямую надзор делает руководство восприимчивым к переменам.
Цели любого предприятия обязаны быть выполненными (с учетом возможностей предприятия) и реализуемыми. На практике, как принято, используют разнообразные способы управления, неотъемлемо дополняющие друг друга, они присутствуют в непрерывном динамическом балансе. Направленность методов управления постоянно одна и та же. Следует отталкиваться от того, что в определенном способе управления определенным образом сочетаются сущность, нацеленность и организационная форма. Управленческая деятельность считается весьма непростой умственной работой и требует от сотрудников управленческого аппарата специализированных познаний и навыков. Стоит упомянуть, что сегодня изменился менеджмент компаний — за эти годы воспитано новое поколение менеджеров, которые знают западные современные технологии менеджмента промышленного предприятия: это и технологии реинжиниринга бизнес-процессов, реструктуризации активов и вывод непрофильных активов за баланс, и т. п. [14]. Кроме всего прочего, идея передачи в управление некоторых функций сторонним организациям, получила в последние годы значительное развитие. Строительство как сфера экономики в этих процессах занимает одно из лидирующих мест. Широкому развитию аутсорсинга в России мешает несовершенство законодательства в этой сфере. Однако есть и достоинства, которые даже в условиях ограниченных стимулов, заставляют строительные компании стремиться к аутсорсингу [15]. Главное из них — дополнительные возможности по росту финансовой устойчивости, которые в условиях кризиса важнее низкой цены и себестоимости, а создавая благоприятный имидж — финансовая устойчивость становится залогом высокой конкурентоспособности. Практика ведения деятельности успешных организаций подтверждает, что достижение успеха в агрессивной конкурентной среде возможно при условии формирования и внедрения модели управления конкурентоспособностью организации на инновационных принципах [16]. Такое видение проблемы требует особого внимания к формированию инноваций в сфере управления, которые имеют самостоятельное значение, а также формируют базис, в т. ч. и мотивационную среду для создания всех остальных типов инноваций.
В заключение отметим, что концепция управления порождена беспристрастной потребностью и закономерностями рыночной концепции хозяйствования, связана с осуществлением, в первую очередь, личных нужд, предоставлением интереса сотрудников в наивысших окончательных эффектах, возрастающими доходами жителей, регулированием товарно-денежных взаимоотношений, свободным применением достижений научно-технической революции [17]. Это все, требует от предприятия приспособления к новейшим рыночным условиям, преодоления образующихся противоречий в экономическом и научно-техническом прогрессе. В этих условиях применение социально-экономического подхода к управлению предприятием с позиций выражаемой концепции позволяет рассматривать и обеспечивать управление предприятием как целостной сложной и развивающейся социально-экономической системой, применяющей методы комплексного решения организационных, экономических, социальных и экологических проблем менеджмента. Концептуально основанием для выделения социально-экономического подхода к обеспечению эффективности управления предприятием [18, 19] является проявление факта того, что: по своей природе экономической деятельности предприятия является локальными социально-экономическими системами; успешное управление деятельностью организаций определяется преимущественно качеством человеческого капитала, как важнейшего фактора, определяющего эффективность управления предприятием; будущее видится за менеджментом, стремящимся видеть свое предприятие социально ответственным перед обществом, своими работниками и потребителями своей продукции [20]. В этой связи концепция социально-экономического подхода к управлению строительным предприятием отражает подход к менеджменту, стремящемуся к реализации базовой целевой установки — обеспечения устойчивого функционирования и социально-экономического развития предприятия и своих работников, следуя принципу социальной ответственности организации и реализуя экономический механизм социальной ответственности в своей управленческой деятельности.
Литература:
- Кишкарь Е. В. Актуальные проблемы инновационного развития строительства // Новый университет. Серия: Экономика и право. — 2015. — № 6 (52). — С. 62–64.
- Селютина Л. Г., Иванова Е. В., Самойлюк Ю. С. Перспективные направления повышения конкурентоспособности строительных предприятий // Инновационная наука. — 2017. — № 1–1. — С. 92–94.
- Кочеткова А. А. Современный инструментарий управленческого анализа деятельности строительной организации // Молодой ученый. — 2017. — № 10.
- Селютина Л. Г. Значение информационного моделирования строительных процессов и объектов проектирования в современных условиях // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2015. — № 1. — С. 9–10.
- Коваленко М. Н., Гончар А. И. Формирование управленческих решений в области модернизации производства на строительном предприятии // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 9 (36). С. 22–24.
- Селютина Л. Г., Голубев А. Н., Фомина Н. Ю. Актуальные аспекты проблемы совершенствования системы управления строительными предприятиями // Актуальные проблемы современной науки. — 2017. — № 1. — С. 23–24.
- Кац А. Е. Пути повышения инвестиционной привлекательности строительных предприятий в современных условиях // Молодой ученый. — 2015. — № 23. — С. 551–553.
- Селютина Л. Г. Современные аспекты формирования инвестиционного предложения в реконструктивно-строительной сфере // Строительное предпринимательство и недвижимая собственность: сб. докладов 30-й юбилейной международной научно-практической конференции. Варна, 2015. С. 303–307.
- Голубев А. А. Инновационный подход к стратегическому анализу деятельности строительных предприятий // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 4. С. 14–17.
- Селютина Л. Г. Конкурентные процессы в современном строительстве // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. — 2013. — № 1 (60). — С.101–106.
- Артеменко А. А. Актуальные вопросы инновационного развития строительства. // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 742–744.
- Селютина Л. Г. Развитие реконструктивно-строительной деятельности по формированию инвестиционного предложения на российском рынке жилья // Kant. — 2016. — № 3 (20). — С. 126–129.
- Кириченко К. Р. Актуальные вопросы организации строительной деятельности в современных условиях // Проблемы экономики и менеджмента.2015. № 7 (47). С. 31–34.
- Селютина Л. Г. Системный подход к решению задач в сфере проектирования и управления строительством // Kant. — 2015. — № 2 (15). — С. 71–72.
- Пуляева П. Э. Адаптивные механизмы корпоративного управления в условиях кризиса // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 481–483.
- Селютина Л. Г. Инновационный подход к управлению предприятиями строительного комплекса // Строительное предпринимательство и недвижимая собственность. Сб. докладов 27-й международной научно-практической конференции. Варна. 2012. С. 333–341.
- Костецкий Д. А. Анализ процесса управления строительными организациями на современном этапе // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 385–387.
- Селютина Л. Г., Фролова М. А., Трошкина Е. В. Управление конкурентоспособностью строительного предприятия в современных условиях // Актуальные вопросы науки: Материалы XXIX Международной научно-практической конференции. — М., 2017. — С. 29–31.
- Сандан С. В. Особенности управленческой деятельности // Молодой ученый. — 2015. — № 3. — С. 505–508.
- Селютина Л. Г., Матвеева О. С., Никоненко А. А. Управление строительными организациями в динамичной экономической среде // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 225–228.