Говорение как один из способов формирования коммуникативной компетенции в условиях полиязычия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 30.03.2016

Статья просмотрена: 1572 раза

Библиографическое описание:

Мокрецова, М. М. Говорение как один из способов формирования коммуникативной компетенции в условиях полиязычия / М. М. Мокрецова, И. К. Ербулатова, С. С. Альмурзина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 1164-1167. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27301/ (дата обращения: 16.12.2024).



Образовательный процесс во все времена представлял собой сложную систему работы. В связи с этим в последнее время наблюдается активный поиск эффективных путей и методов обучения молодого поколения, способного к коммуникации с представителями других культур. Как показывает история существования общества, его развитие зависит не только от экономики и техники, а от культуры слова. Поэтому подготовка разностороннего специалиста, обладающего высоким уровнем культуры (в том числе и культуры слова) — первостепенная задача образования сегодня.

Президент РК Н.Назарбаев в своей книге «Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации» обращает внимание на то, что «...Казахстан уникален и силен своей многонациональностью. На его земле сформировалось уникальное поликультурное пространство… Поликультурность Казахстана — это прогрессивный фактор развития общества. Евразийские корни народов Казахстана позволяют соединить восточные, азиатские, западные, европейские потоки и создать уникальный казахстанский вариант развития поликультурности» [1, с.16–18].

Полиязычное образование в Казахстане представляет собой взаимосвязанное изучение трех языков: казахского языка — русского языка — английского языка. На современном этапе образ жизни человека определенным образом стандартизируется; стираются национальные особенности, теряется связь человека со своими корнями, обесценивается нравственный опыт предыдущих поколений. Такая унификация уничтожает национальное своеобразие, местную самобытность во всех сферах жизни. Поэтому перед преподавателем стоит важнейшая задача — использовать весь свой педагогический опыт и знания культурных традиций народов и этносов, общечеловеческих ценностей и мировой культуры в создании благоприятной образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию социально-активной личности.

В современных рамках образовательного процесса важно ставить на первое место не знания, умения и навыки, а личность обучающегося, ее развитие посредством образования.В условиях полилингвизма обучение русскому языку должно осуществляться с учетом приобщения подрастающего поколения к универсальным, глобальным ценностям, формирования у подростков умений общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур в мировом пространстве. В этой связи понимание роли языков в современном мире ставит перед нами вопрос обучения языкам и повышения уровня языковой подготовки обучающихся.Возможно, компетентностный подход в обучении как реальное требование времени и станет одним из путей решения этой задачи, а именно формирование коммуникативной компетенции у студентов как залога становления успешной личности. Различные подходы к формированию личности студента в современной высшей школе — это темы, являющиеся одними из самых важных тем для современного преподавателя.

Понятие «компетентностный подход» получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации казахстанского образования. Данная проблема актуальна и на данный момент и имеет статус «проблемы № 1» в преподавании, охватывая фактически все предметные области, и в первую очередь филологические дисциплины. При таком подходе в высшем образовании учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.С данных позиций казахстанские учёные предлагают следующую классификацию ключевых образовательных компетенций:

1) межкультурная;

2) ценностная;

3) учебная (интеллектуальная);

4) коммуникативная;

5) социальная [2, с.20].

В обучении неродным языкам акцентируют языковую (лингвистическую), речевую, коммуникативную, социокультурную и многие прочие виды компетенций. Согласно типовой образовательной учебной программе основным направлением дисциплины «Русский язык» в нерусскоязычной аудитории считается формирование коммуникативной компетенции, т. е. возможности и готовности реализовать иноязычное межличностное и межкультурное взаимодействие с носителями языка. В Казахстане вопросы коммуникативного обучения русскому языку как неродному в соответствии с концепцией модернизации образования приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная и ориентированная на достижение практического результата в овладении русским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности обучающегося.

Коммуникативная компетенция — это главнейшая задача, которая заключает в себе основную цель изучения неродного языка, и включает в себя все основные виды компетенций. Так же коммуникативная компетенция определяется как способность решать средствами неродного языка актуальные для обучающихся и общества задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение обучающихся пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения с учётом различных условий речевого акта.

Традиционный урок, ориентированный на процесс передачи знаний преподавателем и воспроизведение этого процесса студентами, недостаточно способствует формированию у обучающихся познавательной мотивации к изучению предметов, ограничивая возможность формирования коммуникативных и социальных компетенций. Условия для сознательного, осмысленного, а не формального усвоения знаний, на наш взгляд, обеспечивает коммуникативная направленность преподавания русского языка.

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка как неродного. Важным стало не только приобретение обучающимися орфографических и пунктуационных навыков, но и формирование коммуникативных умений. Таким образом, для формирования коммуникативных компетенций необходимо выбрать такую форму работы, при которой изучение русского языка будет направлено на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.

К основным видам речевой деятельности относятся:

1) говорение (устное выражение мысли),

2) слушание(восприятие речи на слух и ее понимание),

3) письмо (графическое, письменное выражение мысли),

4) чтение (восприятие и понимание чужой записанной речи).

Одним из продуктивных видов деятельности на уроках русского языка является такой вид речевой деятельности как говорение. Мы должны научить студентов, плохо владеющих русским языком, рассказывать о том, что они пережили, увидели, услышали; обогатить и активизировать их словарный запас, научить правильно строить предложения и связные высказывания, грамотно и последовательно отвечать на вопросы и давать развернутые ответы, одним словом, научить говорить.

Одним из способов научить этому является создание речевых ситуаций.Речевая ситуация — это сочетание таких условий, при которых возникает общение, обмен мыслями между говорящими и слушающими. Компоненты речевой ситуации можно представить в виде:

Участники речевой ситуации

Кто? Кому? Почему?

Цели речи

О чем? Зачем?

Условия и обстоятельства

Когда? Где?

Цели и мотивы речевых ситуаций:

1. На информирование (монологическое высказывание по тексту или изученному материалу).

2. На воздействие (доказать свою точку зрения).

3. На побуждение к общению (обсуждение проблемного вопроса).

Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.

Так как монологической речью студенты владеют слабее, чем диалогической, основополагающими задачами должны являться: помощь в осмыслении речевой ситуации, умении отбирать и организовывать высказывания, расширить запас языковых средств. Можно использовать как продуктивные (самостоятельно составленные: приветствие, пожелание, благодарность, извинение с введением этикетных слов), так и репродуктивные (пересказ статей учебника) виды работ. Например, при изучении темы «Формирование нравственно-эстетических взглядов молодого человека. Искусство в жизни человека», проиллюстрировав репродукции известных художников можно провести творческую устную работу на основе личных впечатлений или устное монологическое высказывание; предварительно посетив художественную галерею, драматический театр — устные сочинения-миниатюры; конкурсы творческих работ.

При обучении диалогической речи, учитывая ее особенности: реактивность и ситуативность, предлагать свободные диалоги (беседы, интервью) и стандартные (работа в парах, языковые игры, взаимоопрос в парах). Также в неязыковой аудитории возможно использование опор для обучения диалогу: тексты диалогов-моделей, речевая установка преподавателя, описание ролей каждого участника диалога, видеосюжет (без звука).

Например, на практическом занятии на тему «Устная речь как показатель образованности и культуры человека. Риторика» можно провести взаимное рецензирование, учитывая логичность построения, убедительность, яркость и эмоциональность речи, а на заключительном этапе занятия объявить конкурс ораторов. Работа в группах с текстом способствует формированию коммуникативной компетенции, так как студенты осваивают логические операции, осмысливают содержание текста на разных понятийных уровнях, учатся понимать и угадывать коммуникативный замысел автора и посредством соприкосновения с богатейшим миром писателя сами формируются как личности.

Таким образом, на занятиях русского языка по развитию коммуникативных навыков мы предлагаем использовать следующие виды работ:

  1. Работа со зрительной опорой (иллюстрации, фотографии, репродукции картин).
  2. Творческие устные работы на основе личных впечатлений.
  3. Устные дискуссии (цель — научить слушать и слышать, темы должны всех волновать).
  4. Устная газета (о событиях в вузе, в городе, в стране).
  5. Языковые игры («Буриме», «Продолжи рассказ по началу», «Найди третье лишнее»).
  6. Лингвистическая работа с опорным конспектом или алгоритмом.
  7. Мини-изложения и мини-сочинения.
  8. Пересказ художественного текста от лица героя.
  9. Театрализованные сценки (форма работы в парах, групповая, индивидуальная).
  10. Устное монологическое высказывание по тексту:

а) озаглавить

б) тема

в) основная мысль

г) выразить свое отношение к прочитанному материалу

  1. Монологические высказывания по теме, пройденной на занятии.

Для развития речевых навыков включения в полилог целесообразно использовать интерактивные методы обучения «снежный ком», «зигзаг», «мозговой штурм». Важно отметить, что работа в группах, это эффективный стимул к знаниям при взаимообучении, взаимовыручке своих товарищей.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом изучение русского языка направлено на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании. Важно, чтобы каждый обучающийся понял, как могущественно слово и как важно научиться это могущество использовать во благо.

Таким образом, можно отметить, что говорение является одним из важнейших способов формирования коммуникативной компетенции в условиях полиязычия, который наиболее точно отражает суть современных процессов в области образования, так как характеризуется целенаправленностью и целостностью, а именно формированием таких умений, способностей, личностных характеристик, которые должны непосредственно использоваться в практической деятельности и формироваться через личностный опыт обучающихся.

Литература:

  1. Назарбаев Н. А. Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации. — М., 2000. — С.16–18.
  2. Рудик Г. А., Шакирова Д. М., Белошниченко Е. В. Инжиниринг процесса обучения в координатах таксономии Блюма и европейских компетенций. Микрогид в схемах и примерах. — Костанай: ТОО «Центрум», 2011. — С. 200.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речевая ситуация, Казахстан, формирование, мыслительная деятельность, неродной язык, образовательный процесс, речевое взаимодействие.


Похожие статьи

Трансактный анализ как метод формирования коммуникативной культуры обучающихся в системе профессионального образования

Аудиовизуальные средства обучения. Характеристика видео как средства формирования коммуникативной компетенции

Проектная деятельность как один из способов формирования социокультурной компетенции

Личностно-деятельностный подход как основа формирования интерактивных форм обучения иностранным языкам

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Дискурсивный подход при формировании коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка (на материале немецкого и английского языков)

Тренинг как метод активного социально-психологического формирования коммуникативной компетентности у студентов техникума

Модель профессионала как ведущая детерминанта профессионального самоопределения

Возможность моделирования дефиниций категории «воспитания» как условие формирования культуры самостоятельной работы педагога

Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий овладения дошкольниками нормами речи

Похожие статьи

Трансактный анализ как метод формирования коммуникативной культуры обучающихся в системе профессионального образования

Аудиовизуальные средства обучения. Характеристика видео как средства формирования коммуникативной компетенции

Проектная деятельность как один из способов формирования социокультурной компетенции

Личностно-деятельностный подход как основа формирования интерактивных форм обучения иностранным языкам

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Дискурсивный подход при формировании коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка (на материале немецкого и английского языков)

Тренинг как метод активного социально-психологического формирования коммуникативной компетентности у студентов техникума

Модель профессионала как ведущая детерминанта профессионального самоопределения

Возможность моделирования дефиниций категории «воспитания» как условие формирования культуры самостоятельной работы педагога

Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий овладения дошкольниками нормами речи

Задать вопрос