Одна из основных целей обучения иностранному языку в средней школе — формирование коммуникативной компетенции. Овладение данной компетенцией вызывает большие трудности, в связи с ограниченной возможностью общения учеников в учебной аудитории с носителями языка и использования навыков разговорной речи. Современные технологии позволяют нам расширить рамки урока и использовать новые формы обучения.
Наиболее актуальные проблемы преподавания иностранных языков связаны с использованием технических средств обучения (ТСО). Появление обучающей аудиовизуальной техники и возможность использования ее на уроках иностранного языка изменили процесс обучения и повлияли на методику преподавания. Работа с аудиовизуальными средствами обучения требует от преподавателя специальной подготовки.
Технические средства обучения — совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, непосредственно применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся [3].
Основная функция технического средства обучения — интенсификация процесса обучения. Аудиовизуальные средства обучения могут взять на себя некоторые функции преподавателя: задавать вопросы, рассказывать, диктовать, объяснять правила, читать лекции, отвечать на вопросы. ТСО частично освобождают преподавателя от трудоемкой работы по автоматизации речевых навыков и создают естественную языковую среду.
Обучающий потенциал аудиовизуальных средств может сформировать условия и предоставить материал для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка. При использовании аудиовизуальных средств на практике реализуется принцип погружения в языковую среду в учебной аудитории, моделируя коммуникативную ситуацию.
Аудиовизуальным средством обучения являются видео (видеоматериал), а именно видеофрагменты, видеоуроки, видеофильмы, видеолекции, видеокурсы, видеоблоги, видеоконференции, видеосвязи со звуковым сопровождением.
Использование видео помогает ученику усваивать язык более осмысленно и эффективно. Один и тот же языковой материал усваивается при помощи видео более прочно и при меньшем количестве затраченного времени.
При использовании видео совершенствуется психическая деятельность учащихся. Возникает атмосфера познавательной совместной деятельности во время работы с видео. Использование различных каналов поступления информации, такие как слуховое, зрительное, моторное восприятие, усиливает концентрацию внимания и повышает качество запоминания языкового материала. На наш взгляд, видео предоставляет достаточно материала для обсуждения в течение урока, сохраняет рабочую обстановку и не нарушает психологический контакт между учителем и учеником.
Роль аудиовизуальных средств на уроках иностранного языка рассматривалось в трудах российских ученых (В. А. Артемова, Н. И. Гез, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, М. В. Ляховитского, др.).
Рассмотрим отличительные характеристики функционирования видео в системе аудиовизуальных средств.
Преподавателю, планируя использование видео в учебных целях, необходимо иметь четкое представление о их функциональных возможностях и функциональных ограничениях, а также понимать, насколько функционирование видео способно реализовать поставленную учебную цель.
Изучение научно-методической литературы позволило определить терминологический ряд с номинацией «видеоматериалы». Это видеофильм, видеофрагмент, видеозапись, видеосъемка, видеоинформация, видеофонограмма.
Видеофильмы по своему объему, композиционным характеристикам и степени завершенности противопоставлен видеофрагменту и соотносится с ним как целое и его часть. Термины «видеозапись» и «видеосъемка» предполагают отличие в характере деятельности по подготовке видеоматериала к работе: видеозапись — это перезапись с уже готовых видеоматериалов, видеосъемка — это самостоятельная съемка. Термины «видеофонограмма» и «видеоинформация» являются синонимичными терминами, обозначающие информацию, которая зафиксирована на видеопленке.
Под учебным видео понимается тематически организованное, адекватное ступени обучения аудиовизуальное пособие, представляющее собой видеоинформацию, презентируемую в многообразии телевизионных жанров и направленную на реализацию практических, общеобразовательных и воспитательных целей обучения [5].
Данное определение дает возможность выделить функции, которые непосредственно реализуются комплексом видеоматериалов в процессе учебной деятельности:
– образовательную;
– развивающую функцию;
– функцию воспитательного воздействия.
Образовательная функция объединяет в себе следующие субординативные функции:
– информирующую;
– обучающую;
– стимулирующую;
– контролирующую;
– интегрирующую.
Развивающая функция может быть рассмотрена как совокупность:
– функции развития качеств индивидуума (памяти, внимания, мышления и т. д.);
– функции развития качеств личности (способностей, творческих наклонностей).
Функция воспитательного воздействия предполагает наличие многочисленных частных функций, из которых мы выделяем следующие:
– воспитание чувств уважения к народу и культуре страны изучаемого языка;
– воспитание эстетических качеств.
Выделение функции в своем единстве дают четкое представление о совокупности целей, которые предстоит реализовать комплексу видеоматериалов совместно с системой упражнений в процессе обучения устно-речевому общению.
Требования к аудиовизуальной продукции учебного назначения представлены ниже:
Видеофрагмент отражает только одно действие или эпизод, раскрывающий один вопрос по теме. Долгота фрагмента — не более 5 мин.
Видеофильм состоит из двух и более фрагментов. Долгота видеофильма соответствует времени раскрытия темы. Один видеофильм включает в себя две и более частей. Одна часть может иметь долготу от 5 минут до 10 минут. Количество частей произвольное, зависящее от темы.
Видеоуроком является методическое средство, которое включает в себя фрагмент, видеофильм, и другие аудиовидеосредства, используемые для ведения данного урока.
Видеолекция аналогична видеоуроку по педагогическим требованиям. Видеолекция отличается от лекции наличием более углубленных теоретических вопросов. Продолжительность одной видеолекции — не более 35 минут.
Видеокурсы состоят из видеоуроков, лекций, отдельных видеоконсультаций и заданий. Они могут иметь несколько этапов обучения, зависящие от поставленной цели и задач [1].
Видеоконференция — интерактивная образовательная технология на основе видеоконференцсвязи для проведения учебных мероприятий, способствующих обмену опытом, получению актуальной информации о событиях, явлениях, исследования их с различных точек зрения, а также решения поставленных задач совместными усилиями в режиме реального времени. Ее участники могут видеть и слышать друг друга в реальном времени, а также обмениваться данными и совместно их обрабатывать [4].
Обучающий видеоблог — обучающий видеоролик, в котором автор демонстрирует на своем примере, учитывая свой собственный опыт в данной сфере, как правильно выполнять определенные вещи.
На уроке можно использовать аутентичные мультипликационные, художественные, документальные и научно-популярные фильмы, которые считаются наиболее эффективным и перспективным средством обучения иностранному языку, благодаря большой информативности зрительно-слухового ряда, а также динамизму изображения [2].
На наш взгляд, видео — это аудиовизуальное средство обучения, объединяющее в себе звук и изображение. Видео способствует развитию образного компонента мышления учащихся, является опорой, которая облегчает понимание, фактором увеличения скорости выполнения заданий и средством повышения личностной активности обучаемых.
На уроках иностранного языка видеоматериал является средством формирования коммуникативной компетенции, так как при использовании аутентичных видеоматериалов реализуется принцип погружения в языковую среду изучаемого иностранного языка в учебной аудитории, моделируя коммуникативную ситуацию.
Литература:
- Дмитриев А. Я. Визуальный ряд учебного телевидения: Учебно-методическое пособие для преподавателей. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1991.
- Савицкая Н. С., Даниленко Р. М. Использование аутентичных видеоматериалов при формировании навыков говорения на занятиях по иностранному языку// Филологические науки. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2011. № 2 (9). C. 152–153. ISSN 1997–2911.
- Синицын Ю. Н., Крохмаль Е. В., Cуятин Б. Д. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебно-методическое пособие Краснодар, 2008. стр. 9–8
- Шехонин А. А., Тарлыков В. А., Харитонова О. В., Багаутдинова А. Ш., Джавлах Е. С. Интерактивные технологии в образовательном процессе Университета ИТМО. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Университет ИТМО, 2017. — 100 с.
- Особенности использования аутентичных видеодокументов в обучении иностранному языку. Качалов Н. А. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-ispolzovaniya-autentichnyh-videodokumentov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku.