Библиографическое описание:

Гасанова Г. А. Выявление индивидуального стиля педагогического общения в образовательном процессе [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 5-8.



Изменения, происходящие в современном обществе, все чаще нас ставят перед необходимостью пересмотреть свое отношение к проблеме общения, которая является одной из актуальной в эпоху интеграции и глобализации общества, происходящие во всех направлениях, в том числе в образовании. Работа педагога в высшем учебном заведении предполагает не только наличие профессиональной грамотности, компетентности, мастерства, умением управлять коллективом, но и обладать коммуникативными, перцептивными и интерактивными навыками.

Ключевые слова: интеракция, коммуникация, педагогическое общение, перцепция, педагогический стиль

Актуальность проблемы обусловлена возросшим в последние годы интересом к практической психологии, к проблеме развития педагогического общения и повышения его профессионального мастерства, проявляющегося, прежде всего в образовательном процессе.

Цель работы заключается в изучении особенностей общения педагога со студентами, типов взаимодействия между педагогом и обучающимися. В процессе работы над данной темой нами были поставлены и решены следующие задачи:

− экскурс в историю изучения данной проблемы;

− изучение представления педагога о собственном стиле общения.

Объектом исследования были выбраны преподаватели педагогического факультета в количестве 38 человек Бакинского Славянского университета.

Для выявления особенностей взаимодействия преподавателя со студентами была использована модификация стандартизированного наблюдения В. Г. Маралова, С. А. Шейна (опросник «Стиль педагогического общения» [10].

Прежде чем приступить к изложению экспериментальной части исследования, представляется важным провести краткий экскурс в историю изучения данной проблемы, остановится на таких понятиях, как педагогическое общение, стиль педагогического общения. Отдельные аспекты поставленной нами проблемы были предметом пристального изучения таких психологов, как: Б. С. Волкова [1], И. А. Зимней [2], В. А. Кан-Калик [3], Н. А. Морева [6], В. М. Целуйко [9], А. А. Леонтьева [4], М. И. Лисиной [5].

Нельзя не согласиться со Сластениным В. А: «педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности» [7, с. 557]. Зимняя И. А. отмечала в своем исследовании: «педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников» [2, с. 332]. Ею же были предприняты исследования, которые были связаны с организацией работы по устранению барьеров, возникающих в процессе общения. Заслуживает особого внимания определение стилей педагогического общения, предложенного Кан-Калик В. А: «под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся» [3, с. 97].

В литературе имеется огромное количество различного рода упражнений, деловых игр, коррекционных заданий, основная суть которых — научить общающихся правильно взаимодействовать в процессе выполнения коммуникативной задачи. Сегодня достаточно часто встречаются работы, в которых рассматриваются практические аспекты психологии педагогического общения, даются рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе — Волкова Б. С. [1], Чернова Г. Р., Слотина Т. В. [8].

Перейдем в экспериментальной части исследования, в котором приняли участие преподаватели педагогического факультета Бакинского славянского университета (38 человек). На первом этапе нами было проведено наблюдение за взаимодействием преподавателя со студентами. В бланк, предварительно подготовленный нами, были занесены особенности общения педагога со студентами на занятиях, фиксировались значения по нижеследующим параметрам.

Таблица 1

Образец бланка фиксации наблюдения

Способы воздействия педагога (Ф.И.О. педагога)

Эмоциональные реакции

«+»

«-»

разрешает

запрещает

поощряет

наказывает

хвалит

ругает

обращает внимание

игнорирует

Организует

дисциплинирует

помогает

не оказывает помощи

предоставляет самостоятельность

контролирует

просит

требует

заинтересовывает

не вызывает интереса

Таблица 2

Результаты обследования преподавателей (опросник «Стиль педагогического общения» С.А.Шейна)

Стили педагогического общения

Количество испытуемых (38)

В%

  1. Доверительно-диалогический стиль (ДДС)

12

31

  1. Идеальный стиль (ИС)

9

23

  1. Авторитарно-монологический стиль (АМС)

6

15

  1. Пассивно-индифферентный стиль (ПИС)

5

13

  1. Конфликтный стиль (КфлС)

3

7

  1. Альтруистический стиль (АлС)

1

2

  1. Конформный стиль (КфС)

1

2

  1. Рефлексивно-манипулятивный стиль (РМС)

1

2

Характеристика ДДС даёт заметное повышение бальных оценок по параметрам отзывчивости и лидерства, доступности влиянию окружающих и самую низкую оценку по качеству негативизма.

Альтруистическому и конформному стилю свойственны достаточно высокие показатели по степени подчинения, они как бы находятся в зависимости от своего окружения. Если сравнить конформный стиль с альтруистическим, то можно с уверенностью отметить факт отзывчивости, лидерства в большей степени, представленный у альтруистического стиля.

Отстраненность и замкнутость — участь индифферентного стиля: отстраненность, закрытость в общении. Высокие показатели свойственны авторитарно-монологическому и рефлексивно-манипулятивному стилю, особенно по лидерским и качествам, связанным с уверенностью в себе. Безусловно, зависимость от окружающих, тенденция к подчинению — все это атрибуты, которые не свойственны данным стилям общения.

Анализ стилей педагогического общения, который был выявлен нами в процессе проведенного исследования, позволило классифицировать взаимодействие в образовательном процессе в системе «педагог-обучающийся» по двум противоположным линиям развития и взаимодействия в образовательном процессе. Нам представляется важным остановиться на двух ключевых звеньях:

− Основанном на монологе стиль общения, способствующий созданию ситуации единовластного доминирования, авторитарного взаимодействия с обучающимися, что накладывает на него определенные ограничения.

− Совместный диалог, равенство сторон, организация совместного творчества в общении и взаимодействии между участниками образовательного процесса, создание равного и доверительного отношения между педагогом и студентом.

Анализ содержания выделенных в результате проведенного исследования стилей педагогического общения показывает, что наличие данных линий в развитии педагогического общения, идет по пути противопоставления как личностных, профессиональных установок педагога по отношению к целям, методам обучения и воспитания обучающихся, так и по линии роли педагога в образовательном пространстве. В нашей исследовательской работе были выявлены высокие показатели по ДДС — 12 человек, затем ИС — 9 чел. и АМС — 6 чел. Наблюдение показало, что использование в учебном процессе доверительно-диалогического стиля общения способствовало созданию благоприятного психологического климата в коллективе, а показатели в период сессии отличались хорошими результатами.

Экспериментальное исследование процесса общения, взаимодействия педагога с обучающимися привел нас к выводу о том, что в организации целостного педагогического общения доминирующую роль следует отводить завоеванию педагогом инициативы на занятии, как средстве оптимизации управления его познавательной деятельности. Сравнив результаты использованных методов, мы пришли к выводу, что важным и необходимым фактором оптимизации и эффективности педагогического общения было бы внедрение опыта исследования проблем педагогического общения в практику обучения студентов и разработку комплекса упражнений, необходимых для профессиональной психолого-педагогической подготовки будущих преподавателе. Ввиду того, что работа была проведена на педагогическом факультете, в рамках данной исследовательской работы нами были разработаны методические рекомендации, с последующим обсуждением ее основных моментов на семинаре, посвященном педагогическому общению.

Литература:

  1. Волкова Б. С. Психология педагогического общения. Учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2015. – 333 с.
  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. — Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
  3. Кан-Калик В. А. К Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  4. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М.: Знание, 1979. — 48 с.
  5. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2009. — 320 с.
  6. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения: Учеб. Пособие для вузов. — М.: Просвещение, 2003. — 304 с.
  7. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр, «Академия», 2002. — 576 с.
  8. Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения. Учебное пособие. — Санкт-Петербург: Питер, 2017. — 240 с.
  9. Целуйко В. М. Психологические основы педагогического общения. М.: Владос, 2007. — 295 с.
  10. Шейн С. А. Диалоги как основа педагогического общения // Вопросы психологии. – 1991. — № 1. – С. 44–52.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогического общения, стилей педагогического общения, образовательном процессе, преподаватели педагогического факультета, общения педагога, стиля педагогического общения, развития педагогического общения, стиль педагогического общения, психологии педагогического общения, педагогического общения доминирующую, Тренинг педагогического общения, развитии педагогического общения, эффективности педагогического общения, проблем педагогического общения, основы педагогического общения, основа педагогического общения, особенностей общения педагога, особенности общения педагога, процессе общения, проблеме общения.

Ключевые слова

коммуникация, педагогическое общение, интеракция, перцепция, педагогический стиль

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос