В статье описаны новые технологии социализации ребенка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него саморегуляцию поведения, инициативность, самостоятельность и ответственность — именно те качества, которые необходимы не только для успешной адаптации и обучения в школе, а также для жизни в современном социуме.
Ключевые слова: социализация дошкольника, инновация, технологический процесс, личность ребенка, развивающее образовательное пространство, интеграция современных технологий, социальное окружение.
The article describes a new technology of socialization of preschool-age children that are effective to form and develop the self-regulation of behavior, initiative, independence and responsibility — precisely the qualities that are necessary not only for successful adaptation and learning in school and for life in modern society.
Keywords: socialization of the preschool child, innovation, technological process, the identity of the child, developing educational space, integration of modern technology and social environment.
Инновации — совершенно особый вид педагогической деятельности. В условиях современных требований к дошкольному образованию, что содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, инновационные технологии являются условием эффективности качественных изменений деятельности дошкольных образовательных учреждений. Инновационные технологии в воспитательной работе ДОО не являются самоцелью либо формальностью — их цель заключается в том, чтобы содействовать становлению личности ребенка.
Становление это диктует взрослым корректно и последовательно решать проблему приобщения малыша к миру взрослых, который не без причины принято называть социумом: адаптация ребенка к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих составляющих в формировании его личности. Социализация дошкольника предполагает в первую очередь воспитание умения правильно ориентироваться в том социальном окружении, в котором малыш постоянно вращается. Профессионально выстраивая инновационный технологический процесс, педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения моделирует ситуации, в которых ребенок учится осознавать самоценность собственной личности и индивидуальности других людей, формирует отношение к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Дошкольный и младший школьный возраст являются наиболее целесообразным для успешной позитивной социализации личности ребенка. Педагогика гласит, что в этом возрасте ребенок в состоянии вполне сознательно, произвольно усваивать ценности, социальные роли, правила и нормы общества, представителем которого он является, поэтому процесс социализации является наиболее значимым на данном этапе развития ребенка [1, С. 6].
Те негативные явления, которыми печально известен отечественный институт семьи, например, разрыв поколений, невнимание к внутреннему миру малыша, дефицит гуманных норм поведения в детской среде делают проблему социализации личности ребенка с первых лет его вхождения в социум чрезвычайно актуальной и первостепенной по важности.
Сегодня специалисты в области дошкольной педагогики практически единодушны в том, что, к сожалению, в системе дошкольного образования пока очевиден дефицит технологий, нацеленных на социализацию личности ребенка, его духовно-нравственное воспитание. Между тем, интеграция инновационных проектов в образовательное пространство способствует включению детей в общественную жизнь, усвоению ими правил и норм культурного поведения, этикета.
Само понятие «социализация» появилось в дошкольной педагогике не столь давно — более привычным до сих пор воспринимается выражение «социальное воспитание дошкольника». Определяя суть понятия, Н. Ф. Голованова под социализацией в современной дошкольной педагогике предлагает понимать «процесс становления личности, и постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом» [2, С. 12]. В свою очередь, Г. М. Андреева считает, что «социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны (часто недостаточно внимательно анализируемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в я среду» [3, С.23–24].
Позитивная социализация в принципе невозможна без организации постоянного сетевого взаимодействия с социальными партнерами, которые расположены в микрорайоне дошкольного образовательного пространства. Так, можно предложить инновационный проект «Мой любимый город», в рамках которого дошкольники знакомятся с ролью в социуме библиотеки, театра, музея, картинной галереи и памятников старины. Это знакомство углубляется и развивается в процессе ролевых игр, которые являются органичной частью инновационных технологий.
Наиболее популярным видом деятельности дошкольника является игра — это своеобразный способ трансформации полученных впечатлений из окружающей жизни. Особенности мышления и воображения ребенка ярко проявляются в игре, также проявляются его активность, потребность в общении и эмоциональность. Социальная значимость игры состоит в следующем — в процессе общения со своими сверстниками у ребенка складываются навыки взаимодействия. Ребенок учится согласовывать и связывать свое мнение с мнением других детей, учится подчиняться правилам, а также регулировать свое поведение согласно отведенной роли, учится оказывать помощь своим товарищам [4, С. 9].
Освоение механизма ролевого поведения формирует у ребенка успешную вовлеченность в социальные отношения, так как это позволяет приспосабливаться и адаптироваться к любой новой для него позиции или ситуации в течение всей жизни. Данный процесс приспособления ребенка к условиям социальной среды называют социальной адаптацией.
Говоря о социализации ребенка, необходимо упомянуть о микросоциуме, который играет важную роль в этом процессе. И главнейшим институтом социализации малыша в микросоциуме является семья, поскольку она имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни и является ведущим фактором данного процесса в дошкольном возрасте.
Не менее значимым фактором социализации ребенка становится и группа сверстников, к которым малыш уже в раннем возрасте относится особым образом. М. И. Лисина подчеркивает, что отличительной особенностью контактов со своими сверстниками являются их особенно яркие эмоциональные насыщения, отсутствие жестких правил и норм общения, преобладание инициативных высказываний перед ответными, функциональное разнообразие. Ребенок, который лишен общения со своими сверстниками, теряет в коммуникативном формировании [5, С.121].
Общение со сверстниками неразрывно связано и с понятием предметной среды. Предметная среда кроме того должна обеспечивать детей возможностью действовать самостоятельно либо совместно с ровесниками, не навязывая при этом обязательной совместной работы. Педагог-воспитатель подключается к действиям детей в конфликтных моментах, которые требуют его вмешательства, либо помогает войти в группу своих сверстников тому либо иному ребенку при необходимости, который выражает очевидное стремление к контактам, но не обладающего нужными способами поведения.
Возвращаясь к понятию инновационных технологий, следует отметить следующие технологии, применяемые в системе дошкольного образования: технологии проблемного обучения, альтернативные технологии, технологии развивающего обучения, компьютерные технологии и игровые технологии.
В понятие «игровые педагогические технологии» включается достаточно обширная группа приемов и методов организации и проведения педагогического процесса в виде разнообразных педагогических игр. В отличие от игр в широком смысле у педагогической игры есть существенный признак — четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, который может быть обоснован, выделен в явном виде и характеризуется познавательной направленностью [6, С.52].
При игровой форме занятий чрезвычайно важна игровая мотивация, которая побуждает, стимулирует детей к активному процессу освоения знаний. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр, его профессиональной состоятельности. Содержание детских игр развивается поэтапно: предметная деятельность, отношение между людьми, выполнение правил общественного поведения. Игровые технологии, инновационность которых не подлежит сомнению, формируют воображение и позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие. Возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение, комфортно для него встраиваться в социум. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка и задача воспитателя — правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки общения в сознании дошкольника, зависит качество взаимоотношений с другими людьми взрослого человека.
Под проблемным обучением в современной дошкольной педагогике понимается такая организация обучающих занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников дошкольных образовательных организаций по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.
В последнее время при поступлении детей в дошкольное учреждение всё чаще прослеживается тенденция общего недоразвития речи. Дети затрудняются связано, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. У детей скудный словарный запас, они не умеют согласовывать слова в предложении, большинство из них страдает нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического мышления. Поэтому эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребёнка, однако не превышает его возможностей.
Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих инновационных методик, технологий, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является — мнемотехника, — эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников. По той причине, что у дошкольников память непроизвольного характера, они лучше запоминают явления, факты, события, предметы близкие их собственному жизненному опыту. Мнемотехника упрощает усвоение и увеличивает объем памяти посредством образования добавочных ассоциаций. Подобные приёмы в особенности значимы для дошкольников, т. к. мыслительные задачи у них решаются с доминирующей ролью внешних средств, и наглядный материал усваивается эффективнее вербального. Применение мнемотаблиц в свободной деятельности и на занятиях дает возможность детям более эффективно перерабатывать и воспринимать зрительную информацию, преобразовывать, сохранять и воспроизводить данную информацию в соответствии с установленными учебными задачами.
Однако, в целях развития связной речи использования одних лишь искусственных инструментов недостаточно, так как главной опорой запоминания выступают логически оправданные, осмысленные связи, которые устанавливаются как изнутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом, и чем-либо хорошо известным.
Отличительная черта такой методики заключается в применении не изображения предметов, а знаков и символов для опосредованного запоминания. Это существенно упрощает детям поиск и последующее запоминание слов. Символы тесно сопряжены с речевым материалом, к примеру, для обозначения диких животных показывают ёлку, а для обозначения домашних животных — дом. Дидактическим материалом являются мнемотаблицы — это схемы, в которых вложена определённая информация. Овладение методологии работы с мнемотаблицами существенно сокращает время по обучению и вместе с тем решает задачи, которые направлены на: развитие базовых психических процессов — внимания, памяти, образного мышления, развитие мелкой моторики рук, перекодирование информации, то есть трансформация абстрактных символов в настоящие образы.
Использование такой инновационной технологии, облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связанностью.
Литература:
- Проект «Современные технологии эффективной социализации детей в ДОО и школе: проектирование модели взаимодействия». ДОУ № 33 «Аленушка», Подольск, 2016.
- Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка/ Н. Ф. Голованова — М., Речь, 2004. — 272с.
- Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации — М.: Вентана — Граф, 2015Ю- 184с.
- Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. — 76 с.
- Социальная педагогика: курс лекций / под ред. М. А. Галагузовой. — М., 2000. — 416 с.
- Михайленко, Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н Короткова // Дошкольное воспитание. — 1992. — № 5–6.