Особенности системы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере Чеченской Республики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

III международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 04.05.2015

Статья просмотрена: 2237 раз

Библиографическое описание:

Умархаджиева, С. Р. Особенности системы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере Чеченской Республики / С. Р. Умархаджиева. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/7864/ (дата обращения: 26.04.2024).

Статья посвящена проблемам социальной работы с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей. Рассмотрен региональный опыт в работе с данными категориями граждан.

Ключевые слова: социальное сиротство, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.

 

Оказание помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является приоритетным направлением государственной социальной политики Чеченской Республики. Содержание системы социальной работы с данными категориями граждан определяется приоритетами государственной социальной политики Чеченской Республики, которая реализуется уже более 6лет.

Актуальность сегодня приобретает принятие инновационных подходов, направленных на решение существующих проблем: семейное и детское неблагополучие, психическое и физическое насилие над детьми, социальное сиротство, малоразвитость института приоритетной формы жизнеустройства детей как усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья.

Следовательно, социальная работа в данной области, на наш взгляд, должна решать следующие наиболее приоритетные задачи:

-        проводить профилактику социального сиротства, чтобы не допустить попадание ребенка в учреждение для детей-сирот.

-        осуществлять активное устройство детей–сирот на семейное воспитание. Внедрить систему стимулирования граждан на принятие в свою семью детей-сирот.

В законодательстве выделяются категории «дети–сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей». К числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными) и т. д. Законодательство нашей страны никаких принципиальных различий между этими категориями детей не выделяет. Следовательно, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке [2, ст. 1].

По данным Государственного комитета статистики, на 2014г. в Российской Федерации количество детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы составляет 650 тысяч человек. Из них в настоящее время на территории Чеченской Республики проживает около 775 детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В качестве основных источников сиротства, характерных для данной республики, выделяются такие объективные факторы как, аварии, теракты, болезни, преждевременная смерть родителей, в результате чего дети остаются без ближайших родственников, безответственность родителей, отсутствие стабильно оплачиваемой работы.

С целью изучения состояния социальной работы с детьми — сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и выявления формы их социальной защиты в условиях учреждений интернатного типа, мы посетили ГБОУ «Республиканская школа — интернат для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 2» г. Грозного и ГБУ «Гвардейский социально реабилитационный Центр для несовершеннолетних» с. Гвардейское Надтеречного района Чеченской Республики.

В 2013–2014 учебном году педагогический коллектив Республиканской школы — интерната для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 2, особое внимание уделял проблемам самообразования и воспитания детей в условиях школы — интерната. Общешкольной темой работы педагогического коллектива была: «Формирование и развитие образованной, профессионально — ориентированной, социально — адаптированной личности воспитанника». Обучением и воспитанием детского коллектива школы — интерната в 2013–2014 учебном году занимались 22 педагогических работника. Управление интернатом осуществляется на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Устава, локальных актов. В учреждении работают Управляющий совет, Педагогический совет, Орган детского самоуправления, Служба постинтернатного сопровождения, МО воспитателей. На начало 2013–2014 учебного года школа — интернат была укомплектована 49 воспитанниками разного возраста, на конец года число воспитанников достигло 59 человек, в том числе 6 дошкольников. В течение года прибыло 12 человек, выбыло — 2 человека.

Социальный статус воспитанников и количество: круглые сироты–8 человек, социальные сироты — 42 человека, временно (на 1 год) принятые– 9 человек [5, с.4].

 В 2013–2014 учебном году школа — интернат выпустила 3-х выпускников, один из которых на базе 11 класса поступил в среднее профессиональное учебное заведение, остальные двое продолжают обучение в общеобразовательных учреждениях.

В дальнейшем с выпускниками работает «Служба постинтернатного сопровождения», в состав которой входят работники школы — интерната: социальный педагог, педагог — психолог, медработник.

Социальным педагогом школы — интерната ежегодно делаются запросы в Регистрационную палату г.Грозного на наличие жилья у выпускников. В 2013–2014 учебном году, по данным ответа, составлены справки для постановки на учет выпускников на льготное жилье. За последние три года 4 выпускника школы — интерната получили жилье в г. Грозном. За последние два года с трудоустройством помогли бывшему воспитаннику интерната. Поддерживается мобильная связь с выпускниками последних трех лет. В 2013–2014 учебном году двум воспитанницам было предоставлено временное жилье в школе — интернате, для них был предусмотрен режим проживания в социальной гостинице. Еженедельно (в субботу) Служба постинтернатного сопровождения работает по обращениям бывших выпускников школы — интерната.

Воспитанники интерната в основном сложный контингент. Сами работники отмечают, что при поступлении новых детей сталкиваются с большими пробелами в знаниях, умениях и навыках обучающихся, связанные с социально — бытовой и педагогической запущенностью, у некоторых наблюдаются проблемы психологического развития. Такие дети с первых же дней поступления в учреждение получают психолого-медико-педагогическое сопровождение. Работа педагога школы — интерната трудная, требующая особое внимание к своим воспитанникам, когда необходимо учитывать индивидуальность каждого отдельно взятого ребенка, требующая особые формы и методы воспитания. Перед педагогами ежегодно встает множество вопросов и задач по выявлению умственных способностей, адаптации в новых условиях и социальной защите вновь поступивших детей, решение которых требует много работы и времени. Большую поддержку в укреплении материальной базы школы — интерната имеет ежегодно оказываемая благотворительная помощь А. Н. Кадыровой, президента Регионального общественного фонда имени Героя России А. А. Кадырова. За счет Фонда проводится обеспечение воспитанников школы — интерната самыми качественными и разнообразными продуктами питания, одеждой, постельными и гигиеническими принадлежностями. Важным фактором поддержки в жизнедеятельности воспитанников, стимуляции в учебе и поведении учащихся остаются поощрения со стороны администрации школы — интерната, работников общественных и государственных организаций, также и со стороны отдельных граждан республики.

Социально–реабилитационный центр с. Гвардейское призван взять на себя заботу о социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, без средств существования. Ни для кого не секрет, что дети, поступающие в социальный центр имеют определенные нарушения в состоянии психического здоровья и развития, соматическую ослабленность. Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые созданы и создаются в Гвардейском центре реабилитации.

На сегодняшний день в центре функционирует четыре отделения:

-        приемное отделение;

-        отделение социально-правовой помощи;

-        отделение социальной реабилитации;

-        отделение дневного пребывания.

В ГУ «ГСРЦН» проходят реабилитацию несовершеннолетние из разных районов нашей республики. Всего за год реабилитацию прошли более 162 несовершеннолетних.

Из них: круглых сирот–17; дети, оставшиеся без попечения одного из родителей–18; социальные сироты–27; из их числа: оставшиеся без попечения родителей или законных представителей –13; проживающие в семьях, находящиеся в социально–опасном положении –47; не имеющие место жительства, место пребывания и средств существования–15; оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации–31.

Устроено несовершеннолетних всего–85. Определены в интернат–5; передано родителям или законным представителям–80; передано на усыновление –1.Число повторно принятых в учреждение на реабилитацию –22 [4, с.7].

Число семей, обслуженных за год: многодетные–56; малоимущие–87; с детьми инвалидами–1; неполные–18.

По возрастному составу в 2014 году наибольшую группу составляли дети от 6 до 14 лет. Это свидетельствует об эффективности работы учреждения по выявлению семейного неблагополучия на более раннем этапе, что предотвращает изъятие ребенка из семьи и способствует снижению социального сиротства.

Следует отметить, что в 2014 г. больше внимание оказывалось работе с многодетными семьями и одинокими матерями, которые являются наиболее уязвимыми категориями, нуждающимися в социальной реабилитации. Основной контингент воспитанников это несовершеннолетние из семей без жилья и средств к существованию. Часто проблема безработицы и отсутствие жилья приводит к конфликтам и разводам, что в последствии негативно отражается на детях. В 2014 году основное внимание требовали семьи, в которых ведущая проблема–педагогическая несостоятельность родителей. Увеличилось количество воспитанников, имеющих социально-педагогическую запущенность в силу отсутствия постоянной работы и места жительства для родителей, а также дезадптированных детей вследствие психологических и других заболеваний.

В связи с этим выделяются наиболее актуальные проблемы семей: педагогическая несостоятельность родителей; нестабильная ситуация в семье, нарушение школьной адаптации; социально-педагогическая запущенность, безответственность родителей; девиантное поведение детей; отсутствие стабильно оплачиваемой работы.

Приходим к выводу, что вышеперечисленные проблемы семей, являются основным источником социального сиротства в данной республике.

Но в силу специфики данного региона, сохранения довольно сильных семейных и национальных традиций, многие проблемы удается разрешать. Отметим, что республика не имеет некоторые проблемы, которые свойственны многим другим регионам страны. Так, в частности, в Чеченской Республике нет проблемы беспризорничества.

Исходя из статистических данных по территории Чеченской Республики и конкретно по ГБОУ «Республиканская школа — интернат для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 2» г. Грозного, ГБУ «ГСРЦН» с. Гвардейское, можно сделать вывод, что для уменьшения количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей необходимо осуществлять раннее выявление семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Именно это является важнейшим направлением работы всех органов системы профилактики социального сиротства. А также своевременная и результативная работа специалистов по дальнейшему жизнеустройству детей в родные или замещающие семьи.

 

Литература:

 

1.      Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989г.

2.      ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159–ФЗ; Федеральная целевая программа «Дети России», целевая программа «Дети–сироты».

3.      Шохина, Е. А. Институциональный и неинституциональный методы решения проблем социального сиротства в современной России / Е. А. Шохина // Научное обозрение. 2009.№ 1. С.30–51.

4.      Годовой отчет за 2014г. ГБУ «ГСРЦН» с. Гвардейское Надтеречного района Чеченской Республики.

5.      Годовой отчет за 2013–2014гг.ГБОУ «Республиканская школа –интернат для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 2» г. Грозного.

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, ребенок, интернат, социальное сиротство, Чеченская Республика, сирота, социальная работа, грозный, постинтернатное сопровождение, Республиканская школа.

Похожие статьи

Региональная модель постинтернатного сопровождения...

В статье описан опыт разработкирегиональной модели постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на материале Республики Хакасия.

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся...

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения, социальное сиротство, детский дом, постинтернатное сопровождения, социальная адаптация, социальные проблемы.

Анализ опыта использования технологий социальной работы...

Основные термины (генерируются автоматически): детский дом, социальная работа, попечение родителей, условие

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения... Воспитание ребёнка в семейном окружении — неотъемлемое право каждого ребёнка.

Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема

Социальное сиротство, ребенок, попечение родителей, родитель, семья, сирота, Социальный сирота, правовой акт, родительское поведение, специальный юридический документ.

Особенности формирования социальных ценностей...

Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот, проживающих в школе-интернате, и детей-сирот, живущих в

В ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом» работают 45 сотрудников, из них 17...

Проблемы адаптации к социальной среде выпускников детских...

1) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания

3) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства...

Социальная работа с молодыми выпускниками детских домов

самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация, проблема, ребенок, попечение родителей, социальная компетентность, постинтернатное сопровождение, детский дом, жизненное пространство.

Возможности использования технологий социальной работы...

Особенности системы социальной работы с детьми-сиротами... Ключевые слова: социальное сиротство, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. - осуществлять активное устройство детейсирот на семейное воспитание.

Причины социального сиротства | Статья в журнале...

Социальное сиротство, ребенок, попечение родителей, родитель, семья, сирота, Социальный сирота, правовой акт, родительское поведение, специальный юридический документ.

Похожие статьи

Региональная модель постинтернатного сопровождения...

В статье описан опыт разработкирегиональной модели постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на материале Республики Хакасия.

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся...

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения, социальное сиротство, детский дом, постинтернатное сопровождения, социальная адаптация, социальные проблемы.

Анализ опыта использования технологий социальной работы...

Основные термины (генерируются автоматически): детский дом, социальная работа, попечение родителей, условие

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения... Воспитание ребёнка в семейном окружении — неотъемлемое право каждого ребёнка.

Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема

Социальное сиротство, ребенок, попечение родителей, родитель, семья, сирота, Социальный сирота, правовой акт, родительское поведение, специальный юридический документ.

Особенности формирования социальных ценностей...

Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот, проживающих в школе-интернате, и детей-сирот, живущих в

В ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом» работают 45 сотрудников, из них 17...

Проблемы адаптации к социальной среде выпускников детских...

1) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания

3) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства...

Социальная работа с молодыми выпускниками детских домов

самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация, проблема, ребенок, попечение родителей, социальная компетентность, постинтернатное сопровождение, детский дом, жизненное пространство.

Возможности использования технологий социальной работы...

Особенности системы социальной работы с детьми-сиротами... Ключевые слова: социальное сиротство, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. - осуществлять активное устройство детейсирот на семейное воспитание.

Причины социального сиротства | Статья в журнале...

Социальное сиротство, ребенок, попечение родителей, родитель, семья, сирота, Социальный сирота, правовой акт, родительское поведение, специальный юридический документ.