Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 09.01.2017

Статья просмотрена: 222 раза

Библиографическое описание:

Каримова К., Артыкбаева С. Ж. Социальная работа с молодыми выпускниками детских домов // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 678-680. — URL https://moluch.ru/archive/136/37669/ (дата обращения: 22.04.2018).



Социальная работа смолодыми выпускниками детских домов

Каримова Кундузхан, магистр;

Артыкбаева Сонунбу Жумабековна, магистр, старший преподаватель;

Ошский технологический университет имени академика М. М. Адышева (Кыргызстан)

В современном Кыргызстане социальное положение молодежи не из легких, поэтому в обществе имеются разные категории молодежи и с разными потребностями.

Молодежь из обыкновенной, полноценной семьи, которая воспитана родителями, с трудом получает образование, профессию. Выпускники детского дома, которые тоже хотят получить хорошее образование и профессию, относятся к особой категории молодежи, решение проблем которых на сегодняшний день остается весьма актуальным.

В Кыргызстане было проведено немало исследований. Можно опираться на одно из этих исследований, которое было проведено общественно благотворительным фондом «Oasis» и общественной организацией «Наш голос». К исследованию привлечено 350 молодых выпускников (2009–2013гг.) детских домов с возрастным показателем от 15 до 25 лет. Из них 48% — девушки, 52% — юноши. Социальный состав опрошенных: 45% считают себя «круглыми сиротами», 43% ‑ лишенные «родительской опеки», 6% считают себя воспитанниками с «ограниченными возможностями здоровья и полусиротами»

[4,4–6 с.].

По результатам этого исследования дана оценка возможностям адаптации выпускников к окружающему миру, в какую среду попадает выпускник. Эта оценка выражается следующим показателем опрошенных выпускников.

Полноценной адаптации к взрослой жизни выпускникам детских домов препятствуют следующие проблемы:

2,8% воспитанников привлекаются к экстремистским организациям и радикальной религии, 7,4% выпускников ‑ к преступным группировкам, 8,0% ‑ к алкогольным напиткам и наркотикам. У 9,1% ‑ отсутствует возможность профессионального образования, 11,4% ‑ отсутствие начального капитала для бизнеса, 14,2% ‑ нецелеустремленность и пассивность выпускников, у 17% возникают проблемы устроиться на работу, 39,2% ‑ недостаточность социальных навыков, отсутствие жилья и т. п. [4,32с.].

Полноценной самостоятельной адаптации также препятствуют заряжение ВИЧ/СПИДом, участие в противоправных действиях, привлечение в экстремистские группы, пристрастие к наркомании, совершение самоубийств и склонность к самоубийству (суицидальному поведению), проституция, вступление в преступную сферу, пьянство, бродяжничество (бродяги), заключение в тюрьмы [4,33].

В Кыргызстане «…каждый год около 400 молодых людей выпускаются из детских домов, через 10 лет – 4 000, через 20 лет – 8 000» [4,4–6с.], поэтому все должны осознавать необходимость решения проблем социальных сирот на общественном и государственном уровне. В некоторых исследованиях даны такие выводы: проблема социальных сирот — «это проблема общегосударственная, как бы мы ни старались, но молодежь, оказавшаяся в жизненнотрудных ситуациях, даже у которой есть родители, нуждается в социальной поддержке, социальной помощи, социальной защите» [4,4с.]. Наша страна, являясь социальным государством, должна как одну из высших ценностей признать социальную защищенность человека.

Положительную роль в системе поддержки воспитанников и выпускников может сыграть обеспечение так называемого «наставничества», предполагающего наличие у каждого из них в предвыпускном и выпускном периоде значимого взрослого. В качестве таких взрослых могут выступать родственники или знакомые воспитанников (выпускников), работники детского дома или работники другой организации, занимающейся решением вопросов социальной адаптации детей-сирот (учреждения профессионального образования, предприятия, общественной организации), а также волонтеры.

На основе проведенных исследований личности выпускников, а также результатов процесса адаптации выделяют несколько групп выпускников по степени сложности проблем, с которыми они сталкиваются в период постинтернатной адаптации и, соответственно, требуемой им помощи в социальной адаптации.

Первая группа — выпускники, имеющие достаточно высокий уровень социальной компетентности, хорошо структурированные жизненные планы, получившие общее образование и готовые продолжать обучение в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования либо устроиться на работу. Выпускники этой группы могут нуждаться в социально-педагогической и психологической поддержке в начальный период жизнеустройства по завершении пребывания в детском доме.

Вторая группа — выпускники, у которых недостаточно сформированы социальные навыки, четкие жизненные планы, способность к самостоятельному принятию решений, они недостаточно активны, имеют проблемы с коммуникацией, закреплением в коллективе по месту обучения или работы. Эта группа выпускников нуждается в информационной, социально-педагогической и психологической поддержке, интенсивном сопровождении и оказании содействия в жизнеустройстве.

Третья группа — выпускники, имеющие нарушения здоровья, физического или психического развития, а также нарушения, связанные с социальной дезадаптированностью. Они не обладают достаточно развитыми социальными навыками, имеют серьезные проблемы с адаптацией в обществе, продолжением образования и трудоустройством, отличаются высоким уровнем конфликтности, низкой социальной компетентностью. Такие выпускники нуждаются в специальной помощи и организации сопровождения и контроля за их жизнью в целях преодоления сложной жизненной ситуации, которые могут быть оказаны усилиями специалистов различного профиля (педагогов, психологов, дефектологов, врачей, социальных работников) и при длительном сопровождении (до 5 лет и больше).

Учет особенностей психологического, социального, медицинского статуса выпускников, а также разработка программ социальной адаптации, отвечающих потребностям каждой из перечисленных групп, являются важными аспектами организации их постинтернатного сопровождения.

Отсутствие системы или наличие неэффективной работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников приводит к тому, что, покидая детский дом, молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются не готовыми к самостоятельной жизни, и у них возникают такие проблемы, как:

– ведение иждивенческого образа жизни;

– формирование алкогольной или наркотической зависимости;

– совершение правонарушения, вовлечение в преступную деятельность.

У социальных сирот с рождения не все нормально. И в совершеннолетии каждый час наполнен неожиданностями. Для них в нужный момент важный человек в нужном месте может ли появиться?

Отвечая на этот вопрос, мы могли бы отметить, что важным человеком мог бы стать социальный педагог, социальный работник, социальный психолог или можно назвать их по-другому «наставник-воспитатель», «общественный воспитатель», который могли бы заменить родителей.

Социальная работа с молодыми выпускниками должна включать в себя социально-педагогические, социально-психологические, социально-трудовые сопроводительные и адаптационные работы.

Вхождение выпускников детского дома в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другими.

Длительное пребывание в условиях детского дома нередко приводит к формированию у воспитанников особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации.

В результате выпускники зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего, жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий и противоправную деятельность.

В связи с этим, одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников детского дома является совершенствование системы социальной работы по воспитанию и обучению воспитанников, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из детского дома. Во многих странах, включая страны СНГ, разработаны специальные программы для 9–11-классников таких учреждений.

Целенаправленная работа по подготовке детей-сирот к дальнейшей жизни в обществе должна начинаться с момента поступления ребенка в учреждение. Эта работа должна включать в себя:

  1. Создание в учреждении условий, приближенных к условиям семейного воспитания (включая формирование разновозрастных «семейных групп», наличие постоянных воспитателей в группах).
  2. Разработку и реализацию программ воспитания, реабилитации и социальной адаптации воспитанников, обеспечивающих их комплексное индивидуально-ориентированное психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение, и содержащие маршруты постинтернатной адаптации выпускников, основанные на оценке их реальных потребностей и возможностей.
  3. Обеспечение качественного образования воспитанников, организацию работы по их профессиональному самоопределению и поиску для них конкурентоспособных профессий.
  4. Формирование законопослушного поведения воспитанников.

И в нашей стране можно создавать и развивать такие подготовительные программы для воспитанников детских домов к дальнейшей жизни в обществе. Можно сказать, это один из перспективных путей решения социальных проблем социальных сирот.

Литература:

  1. Кыргызстандын балдар уйлорунун бутуруучулору. Укуктарды жана муктаждыктарды баалоо. http://www.oasiskg.org. –Б.: 2015. ‑39 с.
  2. http://nsportal.ru/shkola/sotsialnayapedagogika/library/2013/11/20/programma-sotsialnoy-adaptatsii-i-postinternatnogo
  3. Марасулова, Н. А., Тайлакова, А. А. Кыргызстанда балдарга социалдык кызмат корсотуунун негиздери. Окуу куралы.‑ Ош.: 2015–112 бет.
  4. Марасулова, Н. А. Кыргыз республикасында балдарды социалдык коргоо. – Б., 2012. ‑ 170 бет.
  5. Закон КР «Об основах социального обслуживания населения в Кыргызской Республике» от 19 декабря 2001года, № 111.
Основные термины (генерируются автоматически): социальной адаптации, детского дома, социальных сирот, адаптации выпускников, детских домов, выпускников детского дома, социальной адаптации воспитанников, социальной адаптации выпускников, проблем социальных сирот, возможностям адаптации выпускников, постинтернатной адаптации, социальной адаптации детей-сирот, профессионального образования, постинтернатной адаптации выпускников, программ социальной адаптации, воспитанников детских домов, системе поддержки воспитанников, качественного образования воспитанников, воспитанников особого социально-психологического, законопослушного поведения воспитанников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос