Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — воспитанников интернатных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 04.06.2018

Статья просмотрена: 15274 раза

Библиографическое описание:

Гусарова, А. Е. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — воспитанников интернатных учреждений / А. Е. Гусарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 276-278. — URL: https://moluch.ru/archive/208/51125/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье рассматриваются адаптационные процессы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в интернатном учреждении, а также выделяются основные формы и методы социальной работы с воспитанниками, по их адаптации и успешной социализации.

Ключевые слова: дети-сироты, институт семьи, социальная адаптация, социальная работы, интернатные учреждения.

Социальная ситуация развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется ранней депривацией данной категории детей, отсутствием полноценных взаимоотношений со значимыми взрослыми, воспитанием в условиях учреждения, где организация жизни далека от семейной. Все эти факторы порождают проблемы внутренней нестабильности, агрессивности, трудности в общении, формирование позиции иждивенчества, недостаточное развитие индивидуальности. Данные особенности личности и поведения затрудняют социальную адаптацию воспитанников интернатных учреждений, выступаю своего рода барьерами.

Эти и многие другие барьеры социальной адаптации для своего преодоления требуют подчас значительных усилий, которые оказываются не под силу одному человеку. Именно поэтому необходима деятельность специалистов по социальной работе и других специалистов интернатных учреждений (психологов, педагогов, воспитателей) по организации и осуществлению процесса социальной адаптации воспитанников [1, c.58].

Процесс социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений состоит из нескольких этапов, которые подразумевают определенную технологичность в работе:

  1. Первый этап — подготовительный. Он начинается с момента поступления ребенка в учреждение.

Когда ребенок попадает в учреждение, перед ним встает проблема вынужденной адаптации к новым условиям с длительной перспективой. Для того, чтобы помочь ему адаптироваться в новых условиях, специалистам необходимы сведения о характерологических особенностях этого ребенка, его склонностях и интересах, установках и привычках. Главная задача на данном этапе — проведение психологической и социальной диагностики. Для этого используются различные методы: беседа, интервью, наблюдение, метод тестирования, биографический метод и др. Социально-психологическая диагностика позволяет выявить личностные особенности воспитанников, их потребности, способности и интересы, круг общения, проблемы.

Также необходимо выработать прогнозы социального развития воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей и в дальнейшем отслеживать динамику, обозначить направления социально-профилактической работы с воспитанниками группы социального риска.

На данном этапе необходима работа с психологической травмой ребенка, заключающейся в разрыве с семьей, проработка негативного опыта. В данной работе используются преимущественно методы игровой терапии, арт-терапии (собственно арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия и др.), а также различные релаксационные упражнения. Основная задача вышеперечисленных методов — помочь ребенку выразить свои переживания в наиболее приемлемой для него форме (через игру, рисунок и т. д.), что позволяет ему освободиться от болезненных внутренних переживаний, связанных с негативным эмоциональным опытом.

  1. Второй этап — включение в социальную группу, предполагающее помощь воспитаннику в адаптации к условиям учреждения.

На данном этапе необходимо ознакомить воспитанника с учреждением, персоналом (разъяснить цели и задачи учреждения, познакомить с распорядком дня, расположением служб помощи и администрации). При этом могут использоваться разнообразные методы: беседа, консультирование, рассказ о досуге и быте учреждения (в форме стендов, альбомов, с помощью разных технических средств и т. д.) — все это должно способствовать адаптации, снизить неуверенность, тревожность воспитанника.

Успех социальной адаптации на данном этапе зависит от многих факторов: подбора комнаты и соседей, психологического климата, традиций и т. д.

Создание благоприятного психологического микроклимата осуществляется совместно всем коллективом учреждения (специалистами по социальной работе, педагогами, психологами, воспитателями, медицинским персоналом и т. д.). При этом специалист по социальной работе в этом процессе выполняет координирующую роль, осуществляя взаимодействие с членами коллектива, участвуя в разрешении возникающих конфликтных ситуаций, представляя интересы воспитанников.

На данном этапе очень важно сочетать как индивидуальные, так и групповые формы работы (например, социально-психологические тренинги, направленные на сплочение воспитанников и др.). Во многих интернатных учреждениях разрабатываются программы социальной адаптации воспитанников, которые включают: трудовую деятельность, общественную занятость, досуг, общение. Специалист по социальной работе осуществляет организацию учебной, трудовой, досуговой деятельности воспитанников.

Р. В. Овчарова обозначает, что социальная адаптация детей в условиях детского дома предполагает [2, c.147]:

– самоконтроль поведения, противостояние негативным влияниям;

– адекватное отношение к педагогическим воздействиям;

– гармонизацию взаимоотношений взрослых и сверстников;

– активное участие в жизни детского коллектива.

  1. Третий этап — социальная адаптация к жизни в социуме. На этом этапе работа направлена на усвоение воспитанниками социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков.

Этот этап очень важен, и можно сказать, что он длится в течение всего времени пребывания ребенка в учреждении, так как детский дом или интернат — временное место пребывания детей-сирот, которое они покидают после достижения совершеннолетия. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к самостоятельной жизни, зависит успешность их адаптации в обществе.

Выделяют следующие основные направления социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений:

– социально-трудовая;

– индивидуально-личностная;

– социально-бытовая;

– семейная адаптация.

В содержание социально-трудовой адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, включены следующие компоненты:

– создание условий для профессионального самоопределения;

– формирование навыков к обучению;

– профессиональная ориентация;

– приобретение опыта производственных отношений [3, c.97].

Индивидуально-личностная адаптация воспитанников интернатных учреждений включает:

– формирование самосознания у детей;

– формирование коммуникативных навыков (навыков общения, умения слушать, стратегий поведения в конфликтных ситуациях);

– развитие эмоциональной сферы (осознание проявления эмоций, поиск путей их выражения в социально приемлемой форме).

Социально-бытовая адаптация подразумевает формирование у детей-сирот конкретных знаний и навыков, необходимых в самостоятельной жизни (навыки ухода за собой, ведения домашнего хозяйства и т. д.).

Семейная адаптация детей, проживающих в интернатных учреждениях, является важным направлением их социальной адаптации. Она ориентирована как на подготовку детей к самостоятельной семейной жизни, так и к жизни в замещающих семьях.

Замещающая семья — семейная форма воспитания детей, в которой родители (воспитатели) не являются биологическими родителями ребенка.

К замещающим семьям относятся семьи усыновителей, опекунов (в том числе родственная опека), приемные, патронатные семьи, семейно-воспитательные группы, а также «гостевые семьи» (семьи, принимающие ребенка на временный срок — до одного месяца, в исключительных случаях — до трех месяцев).

Содержание семейной адаптации воспитанников интернатных учреждений включает:

– осознание и принятие своего семейного опыта;

– формирование полоролевой идентификации, выстраивание отношений с противоположным полом;

– формирование представлений о взаимоотношениях в семье;

– формирование представлений о собственной будущей семье, воспитании детей;

– формирование семейных установок и готовности к созданию семьи.

Основными методами и формами работы по социальной адаптации детей-сирот к жизни в обществе являются:

– специальные занятия, лекции, тренинги, деловые игры, направленные на получение детьми разностороннего социального опыта;

– организация работы секций, мастерских, кружков, обеспечивающих развитие различных адаптационных компетенций;

– экскурсии, поездки, путешествия, способствующие расширению кругозора воспитанников и обеспечивающие знакомство с культурными нормами, традициями;

– организация комнат социально-бытовой адаптации;

– профориентационные мероприятия, способствующие профессиональному самоопределению, знакомящие воспитанников с различными профессиями, специальностями;

– трудотерапия;

– арт-терапия и другие [5, c.162].

Подводя итоги, можно сказать, что процесс социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений состоит из нескольких этапов: подготовительного, этапа включения в социальную группу и адаптации в учреждении, этапа адаптации к жизни в социуме, который включает социально-трудовую, индивидуально-личностную, социально-бытовую и семейную адаптацию. Последний этап является очень важным и длится на протяжении всего время пребывания воспитанника в учреждении.

В настоящее время в адаптации воспитанников к социуму акцент делается, как правило, на социально-трудовую и социально-бытовую адаптацию. В то время как вопрос семейной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является не менее, а в некоторой степени даже более актуальным. Данный факт демонстрирует статистика: чаще распадаются браки, заключенные выпускниками интернатных учреждений; среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте молодые матери из числа детей-сирот. Эти показатели свидетельствуют о том, что дети-сироты часто оказываются неспособными создать благополучную семью и сохранить ее.

Важнейшим условием предотвращения возвратов приемных детей и эффективности воспитания детей в замещающей семье является не только организация подбора и подготовки семей, но и подготовка детей к семье с целью изучения индивидуальных особенностей ребенка, а также с целью компенсации последствий негативного, травматичного опыта семейных отношений. При подготовке детей, воспитывающихся в интернатном учреждении к жизни в замещающей семье важно изучить их представления о семейной системе, внутрисемейных взаимоотношениях, семейных ролях.

В настоящее время проблема исследований представлений о семье и семейных отношениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей актуальна. Однако быстро меняющаяся социальная действительность, изменение семьи как социального института требует новых подходов к изучению представлений о семье и семейных взаимоотношениях воспитанников интернатных учреждений.

Литература:

  1. Колоколова, К. А. Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме / К. А. Колоколова // Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 5–1. — С. 57–58.
  2. Овчарова, Р. В. Истоки трудного детства. Учебное пособие. — М.: Издательство МПСУ, 2014. — 256 с.
  3. Овдина, А. Г. Социально-профессиональная адаптация детей-сирот: проблемы и пути решения / А. Г. Овдина, Т. В. Гольцвард, Н. А. Серова // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2017. — № 3 (27). — С. 96–103.
  4. Семья, Г. В. Формирование российской модели преодоления социального сиротства / Г. В. Семья, Г. О. Зайцев, Н. Г. Зайцева // Психологическая наука и образование. — 2016. — Т. 21. — № 1. — С. 67–82.
  5. Технологии социальной работы: учебник для Вузов /под ред. Жукова. — М.: Litres, 2017. — 472 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная адаптация воспитанников, социальная работа, учреждение, попечение родителей, социальная адаптация, семья, этап, замещающая семья, подготовка детей, социально-бытовая адаптация.


Похожие статьи

Особенности социально-психологической адаптации детей...

Особенности социально-психологической адаптации детей, лишённых родительской опеки и воспитывающихся в социально-реабилитационных центрах.

Анализ опыта использования технологий социальной работы... детский дом, социальная работа, попечение родителей...

Организация семейного досуга как условие эффективной...

Как правило, адаптация воспитанников детского дома проходит без осложнений, в полных семьях.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, устройство детей, замещающая семья, праздник, родитель, сотрудник центра, совместная деятельность...

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

В статье рассматривается категория детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, испытывающая определенные трудности в процессе социальной адаптации. Раскрываются основные особенности постинтернатных проблемы детей данной категории...

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения...

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без... Ключевые слова: дети-сироты, институт семьи, социальная адаптация, социальная

ребенок, попечение родителей, родитель, семья, родная семья, место лишения свободы, сохранение ребенка, учреждение.

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего...

Основные проблемы социально-культурной адаптации детей в приемных семьях за рубежом.

Социальная адаптация первоклассников | Статья в журнале... Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, социальная адаптация, школа, методика, уровень...

Проблемы адаптации к социальной среде выпускников детских...

Термин «социальная адаптация (от латинского adaptatio — приспособить) — процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром

Как отмечает Т. К. Сологубова в своей статье «Проблема социальной адаптации воспитанников детских домов» что дети, которые...

Социальная адаптация разновозрастных детей в условиях...

Сложившаяся в настоящее время в нашей стране система социальной поддержки детей имеет комплексный характер и включает широкий набор мер, направленных на обеспечение профилактики социального неблагополучия...

Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации...

самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация, проблема, ребенок, попечение родителей, социальная компетентность, постинтернатное

Анализ опыта использования технологий социальной работы... детский дом, социальная работа, попечение родителей...

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства...

замещающая семья, семья, попечение родителей, профессиональное сопровождение, приемная семья, приемный ребенок, ребенок, созданная замещающая семья, воспитание ребенка, успешная адаптация.

Похожие статьи

Особенности социально-психологической адаптации детей...

Особенности социально-психологической адаптации детей, лишённых родительской опеки и воспитывающихся в социально-реабилитационных центрах.

Анализ опыта использования технологий социальной работы... детский дом, социальная работа, попечение родителей...

Организация семейного досуга как условие эффективной...

Как правило, адаптация воспитанников детского дома проходит без осложнений, в полных семьях.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, устройство детей, замещающая семья, праздник, родитель, сотрудник центра, совместная деятельность...

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

В статье рассматривается категория детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, испытывающая определенные трудности в процессе социальной адаптации. Раскрываются основные особенности постинтернатных проблемы детей данной категории...

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения...

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без... Ключевые слова: дети-сироты, институт семьи, социальная адаптация, социальная

ребенок, попечение родителей, родитель, семья, родная семья, место лишения свободы, сохранение ребенка, учреждение.

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего...

Основные проблемы социально-культурной адаптации детей в приемных семьях за рубежом.

Социальная адаптация первоклассников | Статья в журнале... Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, социальная адаптация, школа, методика, уровень...

Проблемы адаптации к социальной среде выпускников детских...

Термин «социальная адаптация (от латинского adaptatio — приспособить) — процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром

Как отмечает Т. К. Сологубова в своей статье «Проблема социальной адаптации воспитанников детских домов» что дети, которые...

Социальная адаптация разновозрастных детей в условиях...

Сложившаяся в настоящее время в нашей стране система социальной поддержки детей имеет комплексный характер и включает широкий набор мер, направленных на обеспечение профилактики социального неблагополучия...

Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации...

самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация, проблема, ребенок, попечение родителей, социальная компетентность, постинтернатное

Анализ опыта использования технологий социальной работы... детский дом, социальная работа, попечение родителей...

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства...

замещающая семья, семья, попечение родителей, профессиональное сопровождение, приемная семья, приемный ребенок, ребенок, созданная замещающая семья, воспитание ребенка, успешная адаптация.

Задать вопрос