Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 31.12.2015

Статья просмотрена: 747 раз

Библиографическое описание:

Завражнов В. В., Ермолаева Ю. В. Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом») // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 702-704. — URL https://moluch.ru/archive/105/24926/ (дата обращения: 19.08.2018).



 

Использование технологий социальной работы в различных отраслях социального обслуживания становится в настоящее время предметом внимательного исследования ученых. Данная проблема рассматривается, в частности, в работах Н. С. Данакина,

А. К. Зайцева, М. Маркова, Н. Стефанова и др. Согласно исследованиям указанных авторов сущность технологий, используемых в социальной работе, может быть определена двояким образом. Во-первых, как реализация теоретических положений и выводов научных дисциплин в практической деятельности при решении конкретных задач, во-вторых, как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, при решении различного рода проблем [1].

Эффективность использования технологий социальной работы зависит от конкретных условий их применения. Сугубо специфический опыт различных учреждений социального обслуживания не позволяет составить однозначно заданную программу деятельности, поэтому технологии адаптируются к условиям того учреждения, в котором они должны применяться. В то же время имеющийся опыт конкретного учреждения позволяет обогатить практику применения технологий социальной работы и оптимизировать их для более широкого круга условий реализации.

С этой точки зрения интерес в плане использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи может представлять опыт ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом» пос. Пошатово, Арзамасского района, Нижегородской области. Учреждение было образовано в июне 1988 г. В настоящее время детский дом осуществляет содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти свое место в нем и самостоятельно принимать решения.

Направлениями работы Пошатовского детского дома являются: обеспечение социально-правовой поддержки и защиты воспитанников, в повседневной жизни и нестандартных ситуациях. Развитие благоприятной и мотивирующей на учебу атмосферы в детском доме, обучение воспитанников навыкам самоконтроля, самообразования, самовоспитания. Развитие творческих способностей воспитанников, которое осуществляется на основе кружков и творческих объединений воспитанников. Работа по развитию одаренности и адаптивных возможностей воспитанников. Данное направление предполагает диагностику и выявление уровня одаренности детей, воспитывающихся в детском доме. Проведение работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников и привитие им навыков здорового образа жизни. Профилактика самовольных уходов и асоциальных явлений среди воспитанников. Совершенствование процедуры мониторинга обученности и воспитанности детей с целью повышения качества работы учреждения [2].

В ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом» работают 45 сотрудников, из них 17 педагогов. 88 % педагогов, работающих с детьми-сиротами, имеют высшее образование или получают его. 18 % педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 53 % — первую. Следовательно, педагогический персонал детского дома обладает достаточным уровнем квалификации для разработки и применения социальных технологий в работе с воспитанниками.

Изучение деятельности педагогического коллектива показывает, что она содействует формированию благоприятного эмоционального, психологического и нравственного климата в детском коллективе, формирует активную жизненную позицию, осуществляет личностное развитие детей в процессе их ежедневного воздействия; воспитывает чувство гражданственности и приобщает детей к духовным ценностям; развивает навыки самостоятельного подхода к разрешению различных жизненных ситуаций.

Работа по развитию и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных кружках практико-ориентированной направленности: «Мой друг — компьютер», «Лесоводство», «Мастерица».

Всего в Пошатовском детском доме находится около 60 воспитанников от 8 до 18 лет: 8–10 лет — 10 детей (17 %), 11–13 лет — 30 детей (50 %), 14–18 лет — 20 детей (33 %). В детском доме воспитываются 26 мальчиков (43 % детей) и 34 девочки (57 % детей). Воспитанники проживают разновозрастными группами по 8–10 человек в жилых блоках, состоящих из игровой комнаты, 3-х жилых комнат, санузла и прихожей. Количество воспитанников детского дома год от года увеличивается, поэтому проблема использования технологий социальной работы при работе с семьями, готовыми принять на воспитание ребенка, становится особенно важной.

В ГКОУ «Пошатовский детский дом» реализуются образовательные программы, которые помогают воспитанникам социализироваться. В течение последних четырех лет действует программа «Уроки жизни» (программа социального воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В рамках этой образовательной программы успешно проводятся мероприятия по профессиональному самоопределению детей-сирот. Ключевая идея программы — формирование у воспитанников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути через создание реально и эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения [2].

ГКОУ «Пошатовский детский дом» взаимодействует с добровольческими структурами. Среди них можно отметить некоммерческую организацию «Детский проект», цель которой содействие успешной интеграции детей-сирот в общество за счет пропаганды семейного жизнеустройства и распространения информации о детях, которые ищут родителей; социальной адаптации детей-сирот за счет развития знаний, навыков и умений, необходимых в реальной жизни; наставничества, сопровождения ребенка в детском доме и после выпуска; развития эмоциональной сферы — умения общаться с людьми и выражать свои эмоции, развитие уверенного поведения.

Знакомство с воспитательной системой ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом» позволяет утверждать, что учреждение обладает очень большим опытом и возможностями социально-педагогической, профилактической и реабилитационной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Однако деятельность ГКОУ «Пошатовский детский дом» может быть более результативной за счет использования в существующей практике технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи.

С этой целью был разработан проект «Школа приемных родителей», который может быть реализован коллективом педагогических работников совместно с администрацией.

Задачами проекта являются: формирование позитивного отношения общества к усыновлению (удочерению); содействие развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: защита прав усыновителей и их поддержка, защита прав ребенка на воспитание в семье; помощь гражданам и организациям, участвующим в процессе усыновления (удочерения); поддержка семей, находящихся в сложной жизненной ситуации; организация информационно-консультационной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной на расширение кругозора, формирование уверенности в себе.

В рамках проекта проводятся двухмесячные очные курсы для кандидатов в приемные родители в форме семинаров и тренингов. Программа обучения включает в себя следующие разделы: юридический (федеральное и региональное законодательство в сфере семейного устройства; требования, нормы и правила), психолого-педагогический (подготовка семьи к появлению ребенка, адаптация ребенка в семье, интерпретация поведения и коррекция поведения), медицинский (возрастная физиология, особенности здоровья детей, прогнозы и компенсация нарушений).

В ходе курса слушатели могут получить индивидуальные консультации специалистов: психолога, педагога, юриста, педиатра, социального работника, а также ознакомиться с опытом воспитания детей в других приемных семьях. Все занятия и консультации, а также раздаточные материалы для слушателей — бесплатные. Достижение целей настоящего проекта позволит заложить базу для обучения кандидатов в приемные родители в дальнейшем на регулярной основе.

Проект включает в себя 3 этапа. На первом — подготовительном разрабатывается план мероприятий, происходит согласование проекта с сотрудниками отдела по охране прав детства. Подготовительный этап предполагает также информирование о проекте за счет использования печатных материалов. Завершающим мероприятием на данном этапе становится набор слушателей курсов «Школа приемных родителей».

На втором этапе происходит непосредственно реализация проекта. Она начинается с изучения запросов и ожиданий слушателей (путем анкетирования), а также составления их общей характеристики. После диагностики проводится тренинг для слушателей курсов «Школа приемных родителей» на тему «Адаптация приемного ребенка». Тренинг проводится психологом. Для специалистов, работающих с приемными семьями проводится семинар: «Организация подготовки и сопровождения принимающих семей». Цель семинара — повышение уровня подготовки специалистов, работающих с приемными семьями. Занятия включают проведение тренинга для семей, уже воспитывающих приемного ребенка. Всего в рамках курса «Школа приемных родителей» планируется 22 занятия в течение двух месяцев.

Завершающий этап проекта предполагает сбор и оценку информации о качестве реализации проекта. Полученная информация может быть использована в дальнейшем при корректировке планов курсов «Школа приемных родителей». Также на завершающем этапе подводятся итоги проекта и проводятся индивидуальные консультации со специалистами, принимающими участие в работе курсов «Школа приемных родителей».

Таким образом, использование технологий социальной работы может помочь в решении проблем помещения и сопровождения детей-сирот в условиях приемной семьи. При этом технологии не просто переносятся и заимствуются, они адаптируются к условиям конкретного учреждения, что с одной стороны оптимизирует его работу, а с другой — обогащает сами социальные технологии. Изучения потенциала использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи на материале деятельности ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом» позволяет сделать вывод, что в практике его деятельности активно используются различные технологии, направленные на становление самостоятельности детей-сирот, взаимодействие с различными службами и социальными партнерами. В то же время на основе анализа деятельности детского дома был сделан вывод о возможностях оптимизации социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи. Это может быть сделано за счет предложенного проекта «Школа приемных родителей», направленного на формирование позитивного отношения общества к усыновлению; поддержку семей, находящихся в сложной жизненной ситуации; оказание информационной и методической поддержки органам опеки и попечительства для повышения эффективности их деятельности.

 

Литература:

 

  1.                Технологии социальной работы. Учебник. [Текст] / Отв. ред. Е. И. Холостова. — М.: Инфра-М, 2001. — 400 с.
  2.                Официальный сайт ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gouposhatovo.ucoz.com Дата обращения: 25.12.2015
Основные термины (генерируются автоматически): детский дом, социальная работа, попечение родителей, условие приемной семьи, ребенок, использование технологий, воспитание детей-сирот, социальное обслуживание, приемный ребенок, счет использования.


Похожие статьи

Возможности использования технологий социальной работы...

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»).

Особенности формирования социальных ценностей...

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дом ребенка как способ социальной защиты детства. Потенциал технологий социальной работы при подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни.

Особенности подбора приемной семьи для ребенка

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»).

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Ключевые слова: дети-сироты, институт семьи, социальная адаптация, социальная работы, интернатные учреждения. Социальная ситуация развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется ранней депривацией данной категории детей...

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения...

Воспитание ребёнка в семейном окружении — неотъемлемое право каждого ребёнка. В современных условиях российская семья переживает кризис: утрачиваются семейные ценности, родителей лишают родительских прав...

Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского...

попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань, родительское попечение, детский дом, Российская Федерация, рязанский регион, школьный возраст, семейное устройство детей-сирот.

Использование социально-педагогических технологий...

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»).

Принципы выбора детей в замещающую семью. Случай из практики

семья, ребенок, родитель, Российская Федерация, приемный ребенок, москва, замещающая семья, попечение родителей, замещающий родитель, детский дом.

Выявление и мониторинг количества детей-сирот и детей...

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»).

Возможности использования технологий социальной работы...

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»).

Особенности формирования социальных ценностей...

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дом ребенка как способ социальной защиты детства. Потенциал технологий социальной работы при подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни.

Особенности подбора приемной семьи для ребенка

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»).

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Ключевые слова: дети-сироты, институт семьи, социальная адаптация, социальная работы, интернатные учреждения. Социальная ситуация развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется ранней депривацией данной категории детей...

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения...

Воспитание ребёнка в семейном окружении — неотъемлемое право каждого ребёнка. В современных условиях российская семья переживает кризис: утрачиваются семейные ценности, родителей лишают родительских прав...

Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского...

попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань, родительское попечение, детский дом, Российская Федерация, рязанский регион, школьный возраст, семейное устройство детей-сирот.

Использование социально-педагогических технологий...

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»).

Принципы выбора детей в замещающую семью. Случай из практики

семья, ребенок, родитель, Российская Федерация, приемный ребенок, москва, замещающая семья, попечение родителей, замещающий родитель, детский дом.

Выявление и мониторинг количества детей-сирот и детей...

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Возможности использования технологий социальной работы...

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»).

Особенности формирования социальных ценностей...

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дом ребенка как способ социальной защиты детства. Потенциал технологий социальной работы при подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни.

Особенности подбора приемной семьи для ребенка

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»).

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Ключевые слова: дети-сироты, институт семьи, социальная адаптация, социальная работы, интернатные учреждения. Социальная ситуация развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется ранней депривацией данной категории детей...

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения...

Воспитание ребёнка в семейном окружении — неотъемлемое право каждого ребёнка. В современных условиях российская семья переживает кризис: утрачиваются семейные ценности, родителей лишают родительских прав...

Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского...

попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань, родительское попечение, детский дом, Российская Федерация, рязанский регион, школьный возраст, семейное устройство детей-сирот.

Использование социально-педагогических технологий...

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»).

Принципы выбора детей в замещающую семью. Случай из практики

семья, ребенок, родитель, Российская Федерация, приемный ребенок, москва, замещающая семья, попечение родителей, замещающий родитель, детский дом.

Выявление и мониторинг количества детей-сирот и детей...

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»).

Возможности использования технологий социальной работы...

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»).

Особенности формирования социальных ценностей...

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дом ребенка как способ социальной защиты детства. Потенциал технологий социальной работы при подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни.

Особенности подбора приемной семьи для ребенка

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»).

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Ключевые слова: дети-сироты, институт семьи, социальная адаптация, социальная работы, интернатные учреждения. Социальная ситуация развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется ранней депривацией данной категории детей...

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения...

Воспитание ребёнка в семейном окружении — неотъемлемое право каждого ребёнка. В современных условиях российская семья переживает кризис: утрачиваются семейные ценности, родителей лишают родительских прав...

Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского...

попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань, родительское попечение, детский дом, Российская Федерация, рязанский регион, школьный возраст, семейное устройство детей-сирот.

Использование социально-педагогических технологий...

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»).

Принципы выбора детей в замещающую семью. Случай из практики

семья, ребенок, родитель, Российская Федерация, приемный ребенок, москва, замещающая семья, попечение родителей, замещающий родитель, детский дом.

Выявление и мониторинг количества детей-сирот и детей...

Анализ опыта использования технологий социальной работы с детьми-сиротами в условиях приемной семьи (на примере ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом»).

Задать вопрос