Авторы: Маркова Наталья Николаевна, Басангова Булгана Мазановна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 08.11.2016

Статья просмотрена: 278 раз

Библиографическое описание:

Маркова Н. Н., Басангова Б. М. Возврат воспитанников детского сиротского учреждения в кровные семьи: актуальность, пути решения // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 439-441.



Воспитание ребёнка в семейном окружении — неотъемлемое право каждого ребёнка. В современных условиях российская семья переживает кризис: утрачиваются семейные ценности, родителей лишают родительских прав, появилось много детей в статусе социальных сирот, т. е. сирот при живых родителях. В связи с этим переполнены детские дома и интернатные учреждения.

Социальные обстоятельства, способствующие материнской депривации:

  1. Родительская некомпетентность
  2. Нежелательная беременность
  3. Уклонение от родительских обязанностей
  4. Родители привержены силовым стереотипам в воспитании детей
  5. Асоциальное поведение
  6. Заболевания родителей
  7. Низкий социальный уровень
  8. Жестокое обращение

Исследования отечественных психологов показали, что ребёнок, воспитанный в условиях депривации, имеет низкую самооценку и с трудом осознает свою идентичность. Он не имеет представления о положительной модели семьи и коллектива, хотя его жизнь проходит в окружении людей [2].

В семье ребенок имеет дело с одними и теми же моделями поведения. В учреждениях характерно наличие часто сменяющихся взрослых с несовпадающими типами поведения и отношения к ребенку. У детей не формируется привязанность, они не умеют доверять окружающим.

Во всех детских учреждениях у ребёнка нарушены личные границы. Большинство вещей принадлежат коллективу. Даже плохая семейная реальность позволяет сохранять индивидуальные границы и развивает самостоятельность.

Знания о своих предках и своей семье — «чувство корней» помогает человеку понять, каково его место в истории этой семьи и в жизни в целом, это знание тесно связано с понятиями «долг» и «смысл жизни», оно позволяет определить жизненные задачи и осознать значимость собственного жизненного пути.

В практике социальной работы специалисты не редко сталкиваются с ситуациями, когда помещение ребёнка в детское учреждение — необходимость. В таких случаях законодательство разных уровней требуют, чтобы социальная помощь была обеспечена так, чтобы дети могли возвратиться к их родителям и достичь необходимого уровня развития.

При работе по возвращению воспитанника интернатного учреждения в кровную семью мы придерживаемся следующих принципов:

1) Помещение ребёнка в учреждения интернатного типа должно отвечать его наилучшим интересам (например, состояние здоровья-инвалидность).

2) Возможность реинтеграции ребенка в семью должна быть оценена многопрофильной группой специалистов, при участии всех заинтересованных лиц (ребенок, семья, сотрудники интернатного учреждения, органов опеки)

3) Цели реинтеграции и основные задачи работы должны быть изложены в письменной форме и согласованы всеми заинтересованными сторонами.

4) Куратор должен установить, поддерживать и контролировать регулярные и необходимые контакты между ребенком и его семьей в целях реинтеграции.

5) Реинтеграция ребенка в его семью должна осуществляться в рамках постепенного и контролируемого процесса, сопровождаемого мерами поддержки с учетом возраста, потребностей и развивающихся способностей ребенка, а также причин разлучения с семьей.

6) Постоянство окружения ребенка должно быть гарантировано посредством реинтеграции ребенка в его основную или расширенную семью, в альтернативное стабильное семейное окружение.

Большинство вышеперечисленных услуг основываются на социальном сопровождении семьи как наиболее эффективной форме оказания помощи. Оно решает задачи реабилитации, восстановления ее внутренних ресурсов, подготовки к самостоятельному преодолению трудных жизненных ситуаций. Целями сопровождения являются:

1) формирование необходимых родительских компетенций,

2) налаживание внутрисемейных отношений,

3) расширение сети позитивных социальных контактов

4) и, в конечном итоге — создание в семье условий для ухода, воспитания и развития «особого» ребенка.

Работа по возвращению детей в биологическую семью является актуальным запросом социума и для коллектива нашего учреждения одним из ресурсных направлений. Одной из целей деятельности учреждения, закреплённой в Уставе, является:

«Возвращение детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью, а при невозможности этого — содействие органам опеки и попечительства в осуществлении устройства воспитанников Учреждения из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи».

Специалисты ЦССВ разделяют представление о том, что воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства, привязанности и постоянства отношений.

В нашем учреждении подавляющая часть воспитанников из числа оставшихся без попечения родителей- это социальные сироты. 95 % из них имеют биологических родителей, которые лишены родительских прав либо отказались от детей сразу после рождения (отказники, подкидыши), 84 % воспитанников (по материалам личных дел) имеют близких родственников, но только 6 % воспитанников находятся в постоянном контакте и в каникулярное время отдыхают в семьях родственников, 12 % воспитанников регулярно с ними встречаются, в отношении 7 % воспитанников ведётся работа по возвращению в семью или установлению тесного контакта с членами семьи.

Нормативной основой к реинтеграции воспитанников выступает Семейный Кодекс РФ, который предусматривает возможность восстановления в родительских правах. Лишённые или ограниченные в родительских правах зачастую способны воспитывать своих детей. На практике же процент восстановившихся крайне низок.

В случае, если вернуть ребенка в кровную семью невозможно (родители продолжают вести асоциальный образ жизни), мы понимаем значимость проведения работы с родственниками или с близкими ребенку людьми, способными дать ему воспитание, оказать помощь в социализации, в подготовке к самостоятельной жизни (обычно такими людьми являются бабушки, дедушки, тети, дяди, старшие братья или сестры). Нельзя также исключать возможность передачи ребёнка под опеку в случае неудачного возврата в кровную семью.

Все это накладывает на наше учреждение обязанность искать новые формы воспитания детей, обеспечивать сохранность родственных связей, работать с расширенной семьей воспитанника.

Таблица

Укрепление родственных связей.

Формы жизнеустройства детей

2015 г

2016 г

Временное пребывание детей (с оформлением договора)

2 чел

3 чел

Родственная опека

2 чел

1 чел

Возвращение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в кровную семью — это целостный процесс, направленный на:

1) формирование позитивного образа кровной семьи,

2) положительной мотивации ребенка и родителей на восстановление детско-родительских отношений,

3) оценку их возможностей выполнять родительские обязанности,

4) организацию работы по восстановлению в родительских правах совместно со всеми социальными службами.

Результативность процесса возвращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью зависит от следующих условий:

‒ создания в детском учреждении и вне его поддерживающей среды для возвращения ребенка в кровную семью;

‒ наличие профессиональной подготовленности специалистов учреждений;

‒ реализации индивидуальной для каждого ребенка программы восстановления детско-родительских отношений;

‒ выявление и учет особенностей личностного статуса биологических родителей, степени их готовности и ресурсности к выполнению родительских функций при принятии решения о возвращении ребенка.

Важным направлением работы специалистов является взаимодействие с детьми:

  1. подготовка к жизни в реабилитированной семье;
  2. осознание причин получения статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей;
  3. формирование положительного образа биологических родителей и ближайших родственников;
  4. отслеживание эмоционального состояния ребенка.

Социальному педагогу при реализации плана по реинтеграции воспитанника учреждения необходимо учесть особые условия или факторы, которые могли бы помочь ребёнку адаптироваться после возвращения к биологическим родителям. Например, продолжение занятий с педагогами дополнительного образования интернатного учреждения, непрерывность общения с волонтёрами и т. п.

Говоря о сроках проведения работы можно отметить, что быстрое воссоединение ребенка с родителями повышает вероятность его комфортного возвращения. Хотя, конечно, существуют примеры, когда дети возвращаются к родителям даже после длительного времени их разделения (в нашем единственном случае этот период составил 7 лет).

В 2015 году коллективом ЦССВ начата разработка программы «Дорога домой». Целью её определено обеспечение гарантий права ребенка жить и воспитываться в семье и создание оптимальных условий для его социализации. Целевые группы- дети с ментальными и сочетанными нарушениями развития в возрасте от 0 до 18 лет (контингент ЦССВ), биологические родители, члены расширенной семьи.

Задачи:

‒ развитие у воспитанника мотивов межличностного общения, желания воспитываться в семье;

‒ привлечение внимания населения к проблеме семейного устройства воспитанников через СМИ, медиа-ресурсы;

‒ возможное сопровождение восстановленных кровных семей.

С целью возвращения детей в кровную семью администрацией ЦССВ было разработано и утверждено «Положение о временной передаче воспитанников к родственникам и другим лицам на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней».

Ожидаемый результат:

  1. Увеличение количества воспитанников, переданных в кровную семью.
  2. Отсутствие возвратов (вторичного сиротства) из кровной семьи.
  3. Сокращение периода проживания ребенка в условиях детского интернатного учреждения, ликвидация очерёдности.

К сожалению, не все родители, которые были лишены прав в судебном порядке либо «отказным» заявлением добровольно передали их государству, способны изменить трудную жизненную ситуацию. Многие изначально не обладают тем ресурсом, который позволил бы справиться с проблемой. Но всё чаще осознание материнских и отцовских чувств меняет взрослых, заставляет задуматься о необходимых переменах в жизни семьи. И тогда, при заинтересованности членов семьи, появляется шанс восстановить семью и вернуть детей.

Мы считаем, если в ЦССВ будет сформирована целостная система реинтеграции воспитанников, т. е. учтены особенности развития, социализации детей-инвалидов с ментальными и сочетанными нарушениями, разработано программно-методическое обеспечение работы уполномоченных служб сопровождения кровных семей на базе сиротского учреждения, будут решены вопросы профессиональной компетентности кадров службы сопровождения кровных семей, отработаны технологии установления контактов с родителями и кровными родственниками, технология подготовки воспитанников учреждения к реинтеграции в семью, технология сопровождения кровных семей, налажено межведомственное взаимодействие, проведен анализ результатов мониторинговых исследований реализации технологии «Сопровождение кровных семей» в системе ЦССВ с целью оценки её социально-педагогической эффективности, то это позволит повысить качество и успешность социальной адаптации бывших воспитанников.

Литература:

  1. Козлова Т. З. «Люди, лишенные родительских прав: их социализация и жизненные траектории: Монография-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015 г.
  2. Макарова Е. Е. Возврат ребёнка в кровную семью: условия, трудности и перспективы // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11
  3. Руководящие указания по альтернативному уходу за детьми:Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН от 24 февраля 2010 года.
Основные термины (генерируются автоматически): кровную семью, попечения родителей, реинтеграции воспитанников, интернатного учреждения, реинтеграции ребенка, сопровождения кровных семей, родительских прав, родительских правах, система реинтеграции воспитанников, биологических родителей, подготовки воспитанников учреждения, Возврат воспитанников детского, семью должна, Возможность реинтеграции ребенка, устройства воспитанников Учреждения, сиротского учреждения, часть воспитанников, адаптации бывших воспитанников, реинтеграции воспитанника учреждения, Постоянство окружения ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос