Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста
Автор: Неверова Анастасия Александровна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
Дата публикации: 28.01.2015
Статья просмотрена: 18481 раз
Библиографическое описание:
Неверова, А. А. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста / А. А. Неверова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 102-106. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7212/ (дата обращения: 16.11.2024).
В период дошкольного детства взаимодействие и общение с взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития дошкольникам уже недостаточно общаться только с взрослыми людьми, так как самые наилучшие отношения ребенка с взрослым остаются неравноправными, потому что взрослый воспитывает и учит, а ребенок − подчиняется и учится. В ситуации взаимодействия со сверстниками дошкольник более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами дети дошкольного возраста обретают такие качества, как взаимное доверие, добросердечность, стремление к совместной работе, способность дружить, отстаивают свои права, рационально решают возникающие конфликты. Ребенок, обладающий позитивным опытом взаимодействия с ровесниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, таким образом, растет его творческая независимость, социальная компетенция [6].
Л. С. Выготский, писал: «...через других мы становимся самими собой». «Личность становится для себя тем, что есть она в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности.».. [1].
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что в общении со сверстниками у детей происходит обогащение образа себя, формируется способность к сопереживанию (В. В. Абраменкова, С. Г. Якобсон); критичность суждений и действий, независимость (Е. В. Субботский); происходит усвоение норм поведения, формирование ценностных ориентаций, адекватной самооценки, корректировка влияний неблагополучия в семье (А. А. Рояк); самоутверждение, признание другими своей собственной значимости (Е. О. Смирнова); речь (А. Г. Рузская); моральная саморегуляция (С. Г. Якобсон, В. М. Холмогорова); самосознание и самооценка (М. И. Лисина). Общение со сверстниками является школой социальных отношений (B. C. Мухина). Оно стимулирует преодоление ребенком эгоцентрической позиции, возникновение кооперативно-соревновательного сотрудничества, формирует способность учитывать в своей деятельности позицию и результаты действий партнера (Е. Е. Кравцова).
Общение с другими детьми помогает дошкольнику лучше выделить и осознать самого себя, обрести инициативность и самостоятельность. Повторяя одни и те же движения и звуки, дети как бы отражают друг друга, становятся своеобразным зеркалом, в котором можно увидеть самого себя. Дошкольник, «смотрясь в сверстника», лучше выделяет в самом себе конкретные действия и качества. Исходя из этого, можно полагать, что присутствие и сверстников в процессе взаимодействия является необходимым условием формирования саморегуляции и произвольности [9].
Ряд исследователей (Т. Н. Бабаева, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, Т. А. Репина) утверждают, что детские отношения − та сфера нравственного воспитания, которой необходимо заниматься, чтобы не упустить благоприятный период развития личности. Стержнем и показателем нравственного развития личности считается гуманистический характер ее отношения к людям, к самой себе. С точки зрения гуманизма данная позиция выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброжелательности.
В психологических исследованиях описано, что уже в дошкольном возрасте имеются весьма существенные индивидуальные варианты отношения к сверстникам, где личность ребенка проявляется наиболее ярко. Далеко не всегда отношения с другими складываются легко и гармонично. Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений. Психологической основой индивидуальных вариантов отношения к сверстнику является различная выраженность и разное содержание предметного и личностного начала. Как правило, проблемы и конфликты между детьми, которые порождают тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх), возникают в тех случаях, когда доминирует предметное, объектное начало, т. е. когда другой ребенок воспринимается исключительно как конкурент, которого нужно превзойти, как условие личного благополучия или как источник должного отношения. Эти ожидания никогда не оправдываются, что порождает тяжелые, разрушительные для личности чувства. Такие детские переживания могут стать источником серьезных межличностных и внутриличностных проблем уже взрослого человека [8].
В исследованиях Я. Л. Коломинского описаны причины конфликтов между детьми, которые могут быть «из-за игрушек»; «из-за ролей и правил игры»; «разрушение игры», «по поводу выбора общей темы игры», «по поводу состава участников игры», «по поводу сюжета игры», «по поводу правильности игровых действий» [4].
В научных поисках формирования гуманных отношений выявляется потребность создания таких условий, при которых каждый ребенок, воздействия с окружающими людьми выступает субъектом гуманных переживаний и действий и, в то же время, − объектом положительного отношения (Ю. А. Приходько).
Это достигается комплексом средств: оптимизацией оценочных воздействий педагога (Я. Л. Коломинский, А. Б. Николаева, Т. А. Репина); обогащением эмоционального опыта общения (Т. И. Бабаева); включением детей в совместную деятельность, побуждаемую гуманными мотивами (Т. И. Бабаева, О. М. Гостюхина, Т. И. Ерофеева и др.); «вооружением» детей умениями проявлять доброжелательное отношение к окружающим (Н. А. Цуканова); организацией различных видов деятельности и общения дошкольников (О. В. Авраменко).
Результаты проведенного исследования И. В. Мавриной [6] на дошкольниках в возрасте трех-пяти лет показывают, что для возникновения и развития отношений сотрудничества у детей нужна специальная организация взрослым педагогических ситуаций, в которых дети приобретают опыт взаимодействия. Этому способствует совместная продуктивная деятельность, где у ребенка появляется необходимость вступать в отношения сотрудничества − согласования и соподчинения действий. Наилучшими формами предъявления нормативных методов партнерства и разрешения конфликтных ситуаций считаются инсценировки «позитивных» и «негативных» способов взаимодействия с дальнейшим их обсуждением. Вследствие чего дошкольник, оказавшись в проблемной ситуации сотрудничества, без помощи других присваивает и применяет нормативные правила. Развитие продуктивного взаимодействия детей со сверстниками на занятиях приводит к преодолению эгоцентрической позиции и усилению творческих возможностей ребенка в индивидуальной деятельности.
В психолого-педагогической литературе было замечено, что у дошкольников имеются определенные нравственные представления, но они не оказывают воздействие на взаимоотношения детей. Кроме этого, было отмечено, что существует несоответствие вербального усвоения детьми нравственных норм их реального поведения: в реальной обстановке, при возникновении конфликта большинство детей предпочитает уклониться от выполнения известных им правил поведения или их нарушают (B. C. Мухина, С. Г. Якобсон).
Нельзя не отметить, что значимую роль в формировании детских гуманных взаимоотношений занимают мотивы. В процессе усвоения нравственных норм поведения первоначально выступают, социальные мотивы, представления о том, почему следует поступать так, а не иначе. При определенных условиях воспитания данные мотивы превращаются в реально действующие побудители действий и поступков детей (А. Н. Леонтьев).
В своем исследовании Е. М. Кульчицкая [5] рассматривает взаимодействия детей и выделяет следующие его особенности: в дошкольном возрасте недоброжелательность может выражаться как драчливость, неуступчивость, агрессивность, а доброжелательность проявляется как взаимопомощь, отзывчивость, мягкость. С высказываниями Е. М. Кульчицкой солидарна и Т. И. Бабаева [2], которая считает, что доброжелательность проявляется в активном интересе детей друг к другу, в вежливом обращении со сверстниками, в умении откликнуться и разделить их радости и огорчения, оказать посильную помощь. О. М. Гостюхина [3] выделяет, что для доброжелательных взаимоотношений дошкольников в игре характерна последовательность при выборе темы игры, справедливое распределение привлекательных ролей, принятие равных прав сверстников на участие в совместной игре и критическое отношение к собственным несправедливым поступкам.
О. М. Гостюхина [3] доказала, что положительные взаимоотношения устанавливаются в тех игровых группах, где нет концентрированных позиционных ролей. Исследователь отмечает, что в таких объединениях присутствует взаимная симпатия и игровые интересы, имеется внутренняя структура с наивысшим уровнем благополучных взаимоотношений.
Разные исследователи полагают, что позитивные отношения − общая положительно-эмоциональная направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, которая проявляется в умении сочувствовать, понимать состояние детей, готовности оказывать поддержку и вступать во взаимодействие со сверстниками в совместной двигательной деятельности (Т. Н. Бабаева, Т. И. Ерофеева).
Анализируя результаты исследования межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников, Т. В. Сенько выделяет формы взаимодействия дошкольников, к ним относятся: доминирование и подчинение, которые могут быть: положительными и отрицательными, вербальными и действенными, сильными и слабыми [7].
Симпатию и признание сверстников получают те дети, которые проявляют в поведении формы позитивного доминирования, то есть − умение помочь, подбодрить, вселить уверенность в себя, а также те, у кого присутствуют формы положительного подчинения, то есть − доверчивость, умение радоваться успехам других, легко воодушевляться, умение внимательно слушать. Отрицательное отношение у дошкольников вызывают агрессивные, конфликтные, враждебно-настроенные дети, те дети, которые стремятся к лидерству, используя формы негативного доминирования (заставляют, призывают, нападают, ругают); пассивные, необщительные, замкнутые, неуверенные дети, то есть, те, у кого преобладают формы отрицательного подчинения (уступают, подчиняются, переживают, терпят); дети с ярко выраженными эгоистическими наклонностями [7].
Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же, зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то только с 1–2, одни активны, агрессивны в контактах, а другие пассивны, подчиняются сверстникам.
Вместе с тем в дошкольном возрасте интенсивно развивается сфера общения ребёнка со сверстниками.
В многочисленных исследованиях было отмечено, что в дошкольном возрасте стремительно увеличивается структурированность детского коллектива — одни дети становятся все более предпочитаемые большинством группы, другие все прочнее занимают положение отверженных. Содержание и основание выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками (В. С. Мухина, Т. А. Репина).
В середине дошкольного возраста в отношении к сверстнику детей наблюдается «просоциальное поведение», которое заключается в действиях ребенка «в пользу другого». Степень «просоциальности» поведения обычно рассматривается в качестве основного признака взаимоотношений. Расположение и принятие приобретают те дети, которые могут выслушать другого человека, умеют радоваться успехам других. Ребенок начинает относиться к самому себе через другого ребенка (В. Г. Утробина).
В старшем дошкольном возрасте сверстник является для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, средством самоутверждения, но и субъектом обращения его целого, неразложимого Я. Это дает основание говорить, что к концу дошкольного возраста возникает личное начало в отношении детей к себе и к другому. Отношение к сверстнику проходит закономерный путь возрастного развития, который неразрывно связан с развитием самосознания ребенка.
В своем исследовании Е. О. Смирнова определяет особенности взаимоотношения дошкольников со сверстниками:
- разнообразие коммуникативных действий, которые не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т. д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются притворство, стремление выразить обиду, кокетство, фантазирование [8];
- яркая эмоциональная насыщенность. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9–10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, которые выражают самые различные эмоциональные состояния − от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. Сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению [8];
- нестандартность и нерегламентированность взаимоотношений. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники применяют самые неожиданные действия и движения: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и т. д. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений;
- преобладание инициативных действий над ответными, которая проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Подобное разногласие коммуникативных действий зачастую порождает конфликты, протесты, обиды среди детей [8].
Следует отметить, что чтобы сформировать положительные отношения к сверстнику, детям необходимо сообщать соответствующие знания, вырабатывать умения, навыки и привычки, прежде всего, умение организовывать собственную деятельность, вступая в контакт, действовать согласованно с другими, а также умения и навыки игры, нравственного поведения, привычку делать полезное и приятное для других.
Положительные взаимоотношения между детьми характеризуются их естественным стремлением быть хорошими, желанием сделать приятное другим, готовностью оказать помощь, проявить уважение к сверстникам, доброжелательностью. Эти качества личности дошкольника определяют не только внутреннюю культуру взаимоотношений, но и форму их выражения. Положительные взаимоотношения выражаются в справедливом, вежливом, скромном, тактичном и предупредительном отношении ребенка к взрослым и сверстникам [8]).
Упражняясь в различного рода поступках, дети учатся дифференцировать хорошее и плохое. Положительный эмоциональный микроклимат в игровом объединении оказывает влияние на становление собственно личностных отношений детей, способствуя возникновению между ними избирательных привязанностей (Т. А. Репина). Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему превращаются во внутреннюю общность, которая делает возможными глубокие межличностные отношения. Бескорыстное желание помочь сверстнику, безоценочная эмоциональная вовлеченность в его действия свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным.
Формирование полноценных доброжелательных отношений между детьми старшего дошкольного возраста основывается на адекватных представлениях о правилах взаимоотношений, сформированном умении находить адекватные способы выражения отношения к сверстникам социально-положительных «знаемых» мотивов, которые при определенных условиях воспитания перерастают в реально действующие мотивы и побуждают детей к социально ценному поведению по отношению к сверстникам (С. И. Ерофеева).
Помимо сказанного, необходимо отметить, что семья является значимым условием формирования детских отношений, и которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В семье присутствуют брачные и родственные отношения, существует взаимная моральная ответственность, общность быта и социальная необходимость (А. Г. Харчев). В семье у ребенка формируется первый опыт положительных эмоциональных отношений, выражающийся в дружбе, любви, привязанности, и, наоборот, отрицательных эмоциональных отношений, выражающийся в антипатии, неприязни, вражде, ненависти. (Ю. Н. Галагузова, Е. А. Казаева); психологический пол ребенка, в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола; набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) и фемининностью (женскими свойствами) (Е. В. Самойленко).
В качестве формирующих условий отношений выступают: «образ мыслей» семьи, отражающий образ жизни семьи и включающий систему ценностей, установок, потребностей и мотивов семьи, готовность к жизненным изменениям; «образ общения» семьи, включающий интимно-личностный характер общения, открытость семейной коммуникации социальной среде обитания, выраженность собственных семейных интересов; неформальность отношений между членами семьи, развитость таких механизмов, как эмпатия, идентификация, рефлексия; отношение социальной среды к семьям, выражающего уровень притязаний и ожиданий общества. Данное отношение формирует в детях или уверенность в решении сложных жизненных задач, или неуверенность в себе, своих родителях; традиции семьи, представляющие культурное наследие, нормы и правила поведения и формирующие у детей высокие нравственные качества.
Проведенный анализ литературных источников по изучаемой проблеме позволил сделать следующие выводы:
1. Позитивные отношения к сверстникам у дошкольников − общая положительно-эмоциональная направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях с детьми, которая проявляется в умении сочувствовать, понимать состояние окружающих, готовности оказывать поддержку и вступать во взаимодействие в совместной двигательной деятельности.
2. Особенности отношения дошкольника к сверстнику заключаются в том, что недоброжелательность проявляется в форме драчливости, неуступчивости, агрессивности; доброжелательность − взаимопомощи, отзывчивости, в умении откликнуться и разделить их радости и огорчения, в игре характерна последовательность при выборе темы игры, справедливое распределение привлекательных ролей, принятие равных прав сверстников на участие в совместной игре и критическое отношение к собственным несправедливым поступкам.
Литература:
1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. — М., 1983. — Т. 5: Проблемы общей психологии. — 368с.
2. Бабаева, Т. Н. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения: автореф. дис... канд. пед. наук. — Л., 1973. — 23 с.
3. Гостюхина О. М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование доброжелательных отношений дошкольников: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М, 1984. — 24 с
4. Коломинский, Я. Л., Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [текст]/ Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. — М.: Просвещение, 1988. — 189 с.
5. Кульчицкая, Е. И. Формирование взаимоотношений детей/ Е. И. Кульчицкая // Дошк. воспитание. — 1964. — № 3. — С.50–54.
6. Маврина, И. В. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками// Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста/ под ре. О. М. Дьяченко, Т. В. Ларентьевой. –М.: Гном-Пресс,1999. — С.106–118
7. Сенько Т. В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения // Вопр. психологии, 1991. № 5. С. 23–28.
8. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. Учебное пособие. — М.: Академия, 2000. — 160 с.
9. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие/ Под ред. проф. В. А. Лабунской. — М.: Гардарики, 2001.- 397с.