Особенности профессионального обучения студентов-психологов
Автор: Володина Ксения Андреевна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
II международная научная конференция «Современная психология» (Пермь, июль 2014)
Дата публикации: 03.07.2014
Статья просмотрена: 5659 раз
Библиографическое описание:
Володина, К. А. Особенности профессионального обучения студентов-психологов / К. А. Володина. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5987/ (дата обращения: 16.12.2024).
Период обучения в вузе играет важную роль в профессиональном становлении и развитии студентов. В данный период происходит не только ознакомление со спецификой получаемой профессии, приобретение базовых знаний, профессиональных навыков и умений, а также формируется ценностное отношение к профессии, мотивация будущей профессиональной деятельности, в целом идет формирование образа будущей профессии.
Однако, целью современного гуманитарного образования является не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей, что составляет основу профессиональной позиции.
Пятилетняя модель подготовки специалистов в России является традиционной. В 90-х годах в российское образование была внедрена многоуровневая система подготовки психологов, аналогичная американской. В соответствие с которой, первый уровень образования предполагает присвоение степени бакалавра (при получении студентом образования по четырехлетней программе по определенному направлению). Получение степени бакалавра обеспечивает общее психологическое образование. Второй уровень системы психологического образования — степень магистра психологии. Для получения этой степени обычно необходимо пройти двухлетний курс обучения после получения степени бакалавра или годичный курс обучения после получения диплома специалиста [3].
Проблемы профессионального становления, обучения студентов вуза отражены в работах Б. Г. Ананьева, Г. И. Аксеновой, Н. И. Вьюновой, Л. М. Митиной, Ю. П. Поваренкова и др.
Процесс становления профессионала — это сложный многоуровневый процесс, который характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. В зависимости от стадии профессионального становления выделяются кризисы поиска и выбора профессии, кризисы профессионального обучения, кризисы самостоятельной профессиональной деятельности [7].
Как отмечает Е. А. Климов, стадия профессиональной подготовки (фаза адепта) характеризуется тем, что человек выбрал учебное заведение или форму обучения, и психологически стал более или менее выраженным приверженцем (адептом) некоторой профессиональной общности. В данной фазе происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих профессиональную общность, а также овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными для будущей профессиональной деятельности, «для жизни», для успешного «профессионального старта». Развиваются профессионально важные личные качества, структурируются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, понимаемая как системная организация субъекта и объекта (субъекта в специфической профессиональной среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебно-профессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным путем [4].
На основе проведенных исследований со студентами педагогического вуза, Ю. П. Поваренков, заключает о том, что в условиях традиционного соотношения предметной и методической подготовки процесс обучения в вузе делиться по содержанию психологических механизмов на 2 периода: академический — 1–3 курсы — овладение академическими знаниями, формирование учебной деятельности; и учебно-профессиональный — 4–5 курсы — ломка академических стереотипов, формирование ориентации на профессиональную деятельность [5].
Проблемы организации процесса обучения и учебно-воспитательной деятельности студентов-психологов отражены в работах В. Н. Карандашева, Г. Ю. Любимовой, Т. М. Бяукас, И. В. Завгородней, Е. Е. Сапоговой Н. И., Исаевой, А. С. Чернышева, и др.
Вузовское обучение имеет прагматическую направленность, которая заключается в том, что образовательный процесс вуза приближен к предстоящей профессиональной деятельности, включая и практический аспект, и производство новых знаний психологом исследователем [2].
Любимова Г. Ю. указывает особо важные моменты в стадиях профессионального обучения: — 1 –й курс — кризис ожиданий (столкновение ожиданий недавних абитуриентов относительно избранной профессии с учебными буднями 1-го курса); — 3-й курс — кризис самоопределения («Большая часть учебы позади. Что я могу как профессионал?»); — 4-й и 5- й курсы кризис трудоустройства (планирование карьеры, поиск места работы); — по выходе из вуза — кризис профессиональной адаптации (трудоустройство по специальности или переквалификация, отказ от полученной профессии).
В вузовском обучении и воспитании действуют свои особые принципы (в отличие от школьных), такие, например, как:
- учить тому, что необходимо на практической работе после вуза;
- учитывать возрастные, социально-психологические и индивидуальные особенности студентов;
- профессиональная направленность обучения и воспитания;
- органическое соединение обучения с научной, общественной и производственной деятельностью [6].
Процесс обучения в вузе предполагает обязательное получение практического опыта профессиональной деятельности психолога. На разных этапах профессионального обучения студенты-психологи осваивают конкретные направления психологической деятельности, конкретные методики. По мнению И. В. Вачкова, студенты через освоение конкретных форм и методов исследовательской или практической деятельности осваивают и всю психологию в целом, а также приобщаются ко всему многообразию культуры [2].
Ляудис В. Я. центральное место отводит совместной продуктивной деятельности (СПД), возникающей при совместном решении творческих задач, и рассматривает ее как «единицу анализа становления личности в процессе учения». Система совместной деятельности может быть признана нормальной, когда взаимосвязаны между собой все ее компоненты: отношение студентов к целям и содержанию обучения, отношения студентов между собой и к преподавателям; условия, в которых протекает учебная деятельность.
Установлен фазовый характер учебной деятельности. В первой фазе происходит осмысление создавшейся ситуации, повышается общая готовность к выполнению длительной умственной работы, усиливается организованность. В этой фазе отмечается выработка таких качеств, как трудолюбие, настойчивость в достижении цели, внимательность, самоорганизованность, любознательность и т. д. Возникает интерес к изучению тех или иных наук. Следующая фаза — период устойчивой адаптации, когда цель полностью осознана и появляются предпосылки для ее реализации, вся система уровней деятельности приходит в соответствие с основной целью обучения. В этой фазе формируются качества, характеризующие выработку у студентов общих профессиональных умений, необходимых будущему специалисту, развивается чувство собственного достоинства, чувство общественного долга [6].
Специфика организации учебного процесса профессиональной подготовки психологов, по мнению М. А. Егоровой, должен строиться на следующих принципах:
1. Деятельностный — принцип освоения профессии позволяет структурировать обучение, утверждает единство психологической теории и практики, обеспечивает надежные основы всех видов работы психолога.
2. Возрастно-психологическое изучение человека, согласно которому происходит постижение основ роста и развития человека, начиная с пренатального периода и далее — через все возрасты — к зрелости.
3. Непрерывное обоснование высокой социальной значимости и востребованности будущей профессиональной деятельности студентов — включение в учебную деятельность задачи личностного роста молодых людей.
4. Системный подход в познании психической реальности, который способствует адекватной постановке проблем и учебных задач, ориентирует процесс обучения на раскрытие целостного образа человека. Системный подход фиксирует недостаточность традиционных схем обучения, требует освоения инновационных образовательных программ и методов обучения.
Обучение в вузе включает в себя теоретические и практические занятия, которые разделяются на два вида: аудиторные и самостоятельные. Основными видами аудиторных занятий являются лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, консультации. К самостоятельной учебной работе студентов относятся самостоятельное чтение литературы, подготовка к семинарам и практическим занятиям, подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ.
По мнению А. Ф. Березина, в современной высшей школе понятие самостоятельной работы обязательно соотноситься с организующей ролью педагога. Именно преподаватель должен не только «озадачить» студента, но и профессионально повысить его мотивацию, помочь при определении направления работы, при выборе наиболее эффективных методов, а также при анализе резервов и достигнутых результатов. Руководство со стороны преподавателя должно постепенно замещаться саморуководством и самоорганизацией студента [1].
Поэтому профессиональную подготовку будущих специалистов в области психологии — психологов, на наш взгляд необходимо осуществлять в рамках двух направлений: первое — организация учебно-профессиональной деятельности (эффективное усвоение психологических дисциплин, освоение навыков самостоятельной учебной работы, успешное прохождение практики по всем видам профессиональной деятельности психолога); второе — формирование личности самого психолога, определение его профессиональной позиции.
Соответственно, специфика процесса обучения студентов-психологов в вузе может быть выявлена, исходя из особенностей профессиональной деятельности психолога, а также на основе требований, предъявляемых обществом к будущим специалистам.
На основании различных исследований О. К. Соколовская выделяет основные психологические особенности становления профессиональной позиции студентов-психологов:
- деятельностный характер развития (профессиональная позиция развивается в результате учебно-профессиональной деятельности, способствует активному овладению знаниями, умениями и навыками для дальнейшей профессиональной деятельности);
- неравномерный характер развития (в развитии профессиональной позиции студентов-психологов наблюдаются латентные и кризисные периоды, можно выделить стадии с эволюционным и революционным течением);
- вероятностный характер развития (при равных условиях, создаваемых вузом, у студентов формируются различные типы профессиональной позиции, часть студентов после окончания высшего учебного заведения планируют работать по специальности, остальные предпочитают другие профессии, не связанные со специальностью, получаемой в вузе);
- индивидуальный характер развития (профессиональная позиция обусловлена личностными особенностями, в том числе, их соответствием требованиям, предъявляемых профессией, от мотивации учебно-профессиональной деятельности, от ценностей и смыслов, реализуемых в профессии, от активизированности механизмов развития профессиональной позиции).
Большинство важнейших характеристик, определяющих особенности профессионального становления личности специалиста в целом и его профессиональной позиции в частности, формируются и закладываются в период профессионального обучения.
Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в процессе обучения в вузе, — это способность к самообразованию, которая окажет влияние на его профессиональное становление и дальнейший профессиональный рост. Приобретаемые знания, умения и навыки выступают для студента уже в качестве средств будущей профессиональной деятельности [7].
Следовательно, в процессе получения высшего профессионального образования происходят весьма существенные трансформации в личностно-профессиональном становлении студентов-психологов.
Таким образом, в процессе профессионального обучения важна организация деятельности студентов, где профессиональная подготовка студентов должна заключается не только в формировании теоретического мышления, но и в формировании профессиональной готовности, направленной на активный профессиональный рост и развитие в условиях современного общества.
Литература:
1. Березин А. Ф. Развитие субъектности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности: дис. …канд. психол. наук. Ставрополь, 2002. — 188 с.
2. Вачков И., Гриншпун И., Пряжников Н. Введение в профессию психолог. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2007. — 464 с.
3. Карандашев В. Н. Психология: Введение в профессию. — 2-е изд. — М.: Смысл, 2003. — 288 с.
4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Ремикс, 1996. — С. 248–255.
5. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. — М: Из-во УРАО, 2002. — 244 с.
6. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 544 с.
7. Самаль Е. В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе: дис. … канд. психол. наук. — Ярославль, 2008. — 245 с.
8. Соколовская О. К. Становление профессиональной позиции студента-психолога в процессе обучения в вузе: дис. … канд. психол. наук. — Ярославль, 2010. — 187 с.