Особенности психологической подготовки газоспасателей в рамках повышения квалификации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (226) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 08.10.2018

Статья просмотрена: 491 раз

Библиографическое описание:

Чернявцева, Т. А. Особенности психологической подготовки газоспасателей в рамках повышения квалификации / Т. А. Чернявцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 211-214. — URL: https://moluch.ru/archive/226/52909/ (дата обращения: 16.12.2024).



Профессиональная деятельность газоспасателей относится к разряду профессий особого риска. К основной категории профессионального риска относятся возможные потери, связанные с угрозой жизни и здоровью. Присутствуют также и вторичные факторы риска, обусловленные производством и вредными условиями труда. В литературе особо подчеркивается эмоциогенный характер экстремального вида деятельности, вызванный стрессогенностью, высокой степенью ответственности за принимаемые решения, интенсивностью межличностных отношений, особенно в период ликвидации аварийных ситуаций и аварий. Все это требует от спасателей эффективной эмоционально-волевой регуляции и специфических навыков адаптации к изменяющимся условиям деятельности.

Структура специальной психологической подготовки разрабатывалась в системе МЧС России, где были разработаны критерии профессионально-важных качеств спасателей, многие из которых можно отнести и к газоспасателям. Среди ПВК спасателей можно выделить качества, включающие эмоциональные компоненты: умение эффективно работать в условиях постоянно меняющихся физических и эмоциональных нагрузок, умение оказывать психологическое воздействие на пострадавших, умение оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, задымленности, загазованности и других отвлекающих факторов, быстро переключать внимание, быть готовым воспринимать новые нагрузки; переносить отрицательные воздействия без выраженного эмоционального напряжения и др. На развитие этих и других качеств были направлены занятия по тактико-технической подготовке, оказанию первой помощи. И начала формироваться методологическая основа психологической подготовки спасателей.

В Понятийно-терминологическом словаре гражданской защиты, подготовленном в Центре стратегических исследований МЧС России, дается следующее определение психологической подготовки: «Психологическая подготовка спасателей — это комплекс мероприятий, направленных на профилактику нарушений психической адаптации и оптимизацию личностных особенностей и психического состояния специалистов. Включает: адаптацию спасателей к деятельности в ЧС; создание у них еще до начала аварийно-спасательных работ адекватного психологического фона, минимизирующего стресс, связанный с восприятием экстремальных условий, и способствующего сохранению трудоспособности специалиста».

Основными задачами психологической подготовки, согласно этому определению, становятся:

– внедрение технологий, способствующих формированию ПВК спасателей (психологической стойкости, навыков безопасного поведения, умений решать свои психологические проблемы и управлять конфликтными ситуациями с учетом особенностей службы: при тушении пожаров, спасании людей, предоставлении помощи в ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий);

– осуществление организационных и методических мероприятий по усилению психологического влияния на достижение позитивных результатов деятельности сотрудников;

– участие в фундаментальных и прикладных научных исследования проблем психологического обеспечения служебной деятельности сотрудников аппаратов и подразделений МЧС.

Но специальные экстремально-психологические знания — не абстрактное знание профессионалом положений психологической науки, а наличие практических умений и навыков. Более того, психологическая готовность к действиям в ЧС обязательно должна соответствовать специфике экстремальных ситуаций.

Для того, чтобы определить специфические факторы риска профессиональной деятельности газоспасателей, мы предложили группе командиров аварийно-спасательных служб (формирований) проранжировать опасные факторы, с которыми они сталкиваются во время исполнения своих обязанностей (список опасных факторов был составлен на основе Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.201г. № 302н [1] (а так же на основе опроса командиров АСС/АСФ), по значимости и частоте возникновения. В результате нами был получен следующий список опасных факторов профессиональной деятельности газоспасателей:

– масштабность работ;

– длительность работ;

– исправность оснащения;

– уровень задымленности/загазованности;

– воздействие ограниченного пространства;

– работа с АХОВ;

– угроза жизни/здоровью;

– наличие пострадавших;

– влияние физического состояния пострадавших;

– влияние психологического состояния пострадавших;

– состояние личного здоровья;

– высокая цена ошибок;

– высокий уровень шума;

– неблагоприятный температурный режим;

– неблагоприятные погодные условия (жара, холод, ветер и т. д.);

– отсутствие полноценного отдыха;

– дефицит времени на выполнение работ;

– эвакуация трупов;

– уровень профессионализма/опыта командира (в том числе командира отделения);

– уровень профессионализма/опыт спасателя;

– мотивация профессиональной деятельности.

Перечисленные выше факторы мы разделили на несколько групп:

– объективные факторы, которые можно разделить на несколько подгрупп

  1. климатические факторы: неблагоприятный температурный режим, неблагоприятные погодные условия (жара, холод, ветер и т. д.);
  2. психофизиологические факторы: угроза жизни/здоровью, наличие пострадавших, влияние физического и психологического состояния пострадавших, состояние личного здоровья, отсутствие полноценного отдыха, эвакуация трупов, высокая цена ошибок;
  3. особые условия проведения работ: масштабность и длительность работ, уровень задымленности/загазованности, воздействие ограниченного пространства, работа с АХОВ, высокий уровень шума, дефицит времени на выполнение работ;

– организационно-управленческие факторы: исправность оснащения, уровень профессионализма/опыт командира (в том числе командира отделения);

– индивидуальные особенности: мотивация профессиональной деятельности, уровень профессионализма/опыт спасателя.

После ранжирования по значимости факторов (20 ранг — наиболее значимый фактор риска, 1 — наименее значимый) мы получили следующие результаты: наиболее значимыми являются две группы факторов, а именно организационно-управленческие и психофизиологические факторы (в частности, уровень профессионализма/опыт спасателя, командира (в том числе командира отделения), наличие пострадавших и их психофизиологическое состояние). Как наиболее значимые их выделили 64.19 % респондентов (52 человека). Следующей по значимости стала группа факторов, характеризующих особые условия работы газоспасателей: масштабность и длительность работ, проведение работ с АХОВ. Как значимые их отметили 54.32 % респондентов (44 человека). Такие факторы, как уровень загазованности/задымленности, мотивация профессиональной деятельности, дефицит времени, исправность оснащения, высокая цена ошибок и воздействие ограниченного пространства отметили как менее значимые 35.8 % респондентов (29 человек), а 59.25 % остальных опрошенных отметили данные факторы как достаточно значимые. В группу наименее значимых факторов риска попали: отсутствие полноценного отдыха, состояние личного здоровья, неблагоприятный температурный режим, высокий уровень шума, эвакуация трупов, неблагоприятные погодные условия (рис. 1).

Рис. 1. Ранговое распределение значимости и частоты возникновения опасных факторов риска в профессиональной деятельности газоспасателя

Также в результате ранжирования были получены данные по распределению факторов риска профессиональной деятельности по частоте возникновения (20 — фактор, наиболее часто проявляющийся в работе, 1 — фактор, наименее часто проявляющийся в работе). Факторами, наиболее часто проявляющимися в работе, по мнению респондентов, являются: уровень профессионализма спасателя и командира (в том числе, командира отделения), работа с АХОВ, высокий уровень шума, мотивация профессиональной деятельности. Их выделили 74 % опрошенных (60 человек). К часто проявляющимся в работе факторам, по мнению 43,2 % респондентов (35 человек), были отнесены: уровень загазованности/задымленности, отсутствие полноценного отдыха, дефицит времени, исправность оснащения, неблагоприятный температурный режим. Менее часто в работе, по мнению 23.45 % (19 человек), проявляются следующие факторы: воздействие ограниченного пространства, наличие пострадавших и воздействие их психофизиологического состояния на спасателей, состояние личного здоровья и длительность работ. Полученные данные могут представлять собой интерес для отдельного исследования.

В программах подготовки газоспасателей мы учитывали специфику тех аварийных ситуаций, опасных факторов, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам АСС/АСФ. И, с точки зрения психологической подготовки, сделали упор на «работающие», практичные психологические знания, служащие основой понимания и осмысленного преодоления возможных психологических трудностей.

Во время теоретических и практических занятий выделяется несколько групп формируемых знаний, умений и навыков.

Умения и навыки учета психологических аспектов различных действий

Большинство действий, которые осуществляются спасатели в процессе как повседневной, так и деятельности по ведению АСР, связаны с общением и имеют психологический аспект. Нередко в ходе общения приходится сталкиваться с психологическими трудностями, например, нежеланием собеседника общаться, неприязнью, непониманием, сопротивлением, конфликтным поведением, грубостью. Не понимая, какое психологическое впечатление производят наши слова, тон, психическое состояние, внешний вид, поведение на собеседника, мы нередко сами создаем психологические барьеры, либо усиливаем их.

Умение устанавливать психологический контакт мы развиваем через использование упражнений и техник НЛП, позволяющих не только установить эмоциональный и интеллектуальный контакт, основанный на доверии и взаимопонимании, но и оказывать психологическое воздействие. Хотелось бы подчеркнуть, что такого рода воздействие возможно оказывать не только в процессе повседневного общения, но и на пострадавших.

Умения и навыки выполнения психологических действий

Выполнение газоспасательных работ в рамках оказания первой помощи осложняется стрессовым состоянием спасателей, пострадавших, а так же воздействием на последних АХОВ, оказывающих различное действие на ЦНС: от возбуждения, неадекватности поведения и буйного бреда до вялости, сонливости и полной заторможенности, даже ступора. Таким образом, каждому профессионалу полезно уметь:

– не только оказывать первую помощь пострадавшим, но и

– осуществлять визуальную психодиагностику: обнаруживать и оценивать внешние признаки психических состояний пострадавших;

– оказывать психологическое воздействие при ОСР;

– вести психологический самомониторинг.

В контексте развития умений и навыков данного вида мы считаем целесообразным не только теоретическое рассмотрение материала, а также демонстрацию видео-примеров и, разумеется, отработку практических умений.

Как это происходит на практике?

На одном занятии «разыгрываются» от 4 до 10 ситуационных задач, которые связаны с различными аварийными ситуациями, имеющими место быть на производстве. Описания отдельных ситуаций записаны со слов спасателей, принимавших участие в событии, других — из сборника «Информационный бюллетень Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору». Группе спасателей, условно назовем их «ГСБ», зачитывается ситуационная задача. Далее следует непосредственно «игра»: «включаются» пострадавшие, демонстрирующие соответствующие заданию реакции. Спасатели должны оказать необходимую помощь. При этом им необходимо учитывать не только психологическое, но и физическое состояние пострадавших: воздействия на них аварийно-химических опасных веществ, наличие у них ран, травм.

Психологический самомониторинг является, по сути, процессом, благодаря которому мы узнаем о том, как именно мы ведем в себя в различных ситуациях, можем влиять на самих себя, например, в ситуациях острого стресса, необходимости быстро принять взвешенное и адекватное решение и др. Навык самомониторинга можно и нужно воспитывать. В рамках обучения мы проводим тренинг «Психология стресса. Методы коррекции», в котором слушатели знакомятся с понятием стресса, его формами и проявлениями в нашей жизни, а также в процессе выполнения упражнений узнают о различных методах коррекции своего психологического состояния.

Разумеется, ни одно умение не становится навыком без достаточных знаний и постоянной практики. Закладывая основы саморегуляции, управления состоянием пострадавшего, самопрезентации, мы полагаем, что в дальнейшем эти знания станут новым толчком для повышения эффективности деятельности каждого газоспасателя и пожарного.

Литература:

  1. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.201г. № 302н
  2. «Гражданская оборона. Понятийно-терминологический словарь» под общ. ред. Ю. Л. Воробьева. — М.: изд-во «Флайст», 2001.
  3. Ковтунович М. Г.; Рожков Н. В., Ениколопов С. Н., Орлова Е. В., Психологическая подготовка спасателей: Учебное пособие для спасателей студенческих спасательных отрядов /Под ред. М. Г. Ковтунович. — М., 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): уровень профессионализма, профессиональная деятельность, высокий уровень шума, дефицит времени, длительность работ, исправность оснащения, личное здоровье, наличие пострадавших, неблагоприятный температурный режим, ограниченное пространство, умение, полноценный отдых, опыт спасателя, эвакуация трупов, ситуация, работа, психологическое воздействие, психологическая подготовка, профессиональная деятельность газоспасателей, воздействие.


Похожие статьи

Особенности подготовки специалистов в современных условиях

Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ

Особенности мотивации и психологической готовности студентов факультета психологии и специального образования к волонтерской деятельности

Особенности подготовки учителей физики к инновационной оценочной деятельности

Особенности профессионального обучения студентов-психологов

Особенности формирования заданий заключительного тестирования учителей на курсах повышения квалификации

Особенности международного опыта качества подготовки специалистов в области туризма

Особенности обучения компьютерной грамотности людей пенсионного возраста

Особенности подготовки специалистов в области информационных технологий

Особенности эмоционального состояния специалистов с экстремальными видами деятельности

Похожие статьи

Особенности подготовки специалистов в современных условиях

Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ

Особенности мотивации и психологической готовности студентов факультета психологии и специального образования к волонтерской деятельности

Особенности подготовки учителей физики к инновационной оценочной деятельности

Особенности профессионального обучения студентов-психологов

Особенности формирования заданий заключительного тестирования учителей на курсах повышения квалификации

Особенности международного опыта качества подготовки специалистов в области туризма

Особенности обучения компьютерной грамотности людей пенсионного возраста

Особенности подготовки специалистов в области информационных технологий

Особенности эмоционального состояния специалистов с экстремальными видами деятельности

Задать вопрос