Личностные качества специалистов опасных профессий: теоретический обзор | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 21.04.2021

Статья просмотрена: 1331 раз

Библиографическое описание:

Лебедева, И. О. Личностные качества специалистов опасных профессий: теоретический обзор / И. О. Лебедева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 342-344. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80229/ (дата обращения: 27.11.2024).



В статье представлен теоретический обзор научных исследований личностных качеств и характеристик специалистов опасных профессий, в частности — сотрудников МЧС России. Также с целью актуализации приведены данные исследования автора, проведенного в 2021 году.

Ключевые слова: личность, качества личности, МЧС, экстраверсия, гибкость, копинг-стратегия, мотивация, ответственность, тревожность, опасные профессии, экстремальная психология.

Сегодня изучение личностных качеств специалистов опасных профессий (сотрудников МЧС, МВД, военнослужащих и пр.) приобретает особую значимость с целью формирования необходимых для эффективной деятельности навыков и умений, а также для разработки программ психокоррекции, реабилитации и психологической помощи после воздействия кризисных и экстремальных ситуаций на работе. Это связано с изменениями, происходящими в мире, ускорением многих процессов — реагирования на задачу, необходимости быстро и качественно принимать решения в условиях ограниченного времени, увеличения числа экстремальных ситуаций и пр. В связи с этим возникает проблема актуализации данных относительно качеств личности, способной решать задачи в новых реалиях.

В конце 90-х годов в России базовыми для специалистов опасных профессий (в частности, сотрудников Государственной противопожарной службы МВД) считали самоконтроль, сдержанность, ответственность. Среди мотивов поступления на службу выделяли стремление к риску, пример друзей, стремление к моральному удовлетворению от работы, возможность получения льгот и стабильного заработка, стремление к активной работе и общению с людьми. Основные соматические проблемы в те годы среди сотрудников силовых ведомств — заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, почек и психические расстройства [8].

Результаты исследования курсантов МЧС показали связь между тревожностью, ответственностью, нервно-психической устойчивостью, склонностью к риску и другими индивидуально-личностными особенностями. Закономерность развития данных качеств проявляется в течение первых 5 лет обучения и службы поэтапно: склонность к риску, саморегуляция и эмоциональная устойчивость снижаются. Выявлены взаимосвязи: чем ниже склонность к риску, тем ниже невротизация, и, напротив, высокий уровень настойчивости способствует повышению саморегуляции. Также установлено, что через 15 лет службы все показатели данных качеств снижаются, а интернальность (свойство брать ответственность за свои поступки и жизнь) повышается [2].

Личностные особенности сотрудников МЧС с различной классификацией: 1, 2 и 3 класса, а также не имеющих категории (для удобства в дальнейшем будем обозначать их «класс N») были представлены в 2019 году. Так, оказалось, что более чем 40 % спасателей класса N и 3 эмоционально напряжены и склонны к ипохондрии. 60 % специалистов классов 1 и 2 исполнительны, адаптивны, сдержанны. Также выяснилось, что по мере продвижения по службе снижается пессимистичность (класс N — в пределах нормы у 56 %, класс 1–92 %). Спасатели 1 и 2 класса отличаются высокой активностью, мотивированы на достижения, уверенны, склонны к риску. У 24 % спасателей класса N мотивация достижения снижена, выражен самоконтроль, отсутствуют лидерские качества, отсутствует спонтанность. Пассивность и чувствительность присуща лишь 4 % специалистов класса N, тревожность — у 8 %, нервозность, хроническое ощущение душевного дискомфорта, чувство вины — у 24 %. Высокая коммуникабельность выявлена у 40 % спасателей класса N, 32 % класса 3, 36 % класса 2, 20 % класса 1. Низкие показатели уровня общительности у 20 % специалистов класса N и 12 % класса 3 [12].

Среди личностных характеристик специалистов опасных профессий исследователи также выделяют адаптивные копинг-стратегии, направленные на разрешение проблем и преодоление кризисов. В исследовании психологических защит и копинг-стратегий сотрудников МЧС указывается, что ведущей является стратегия совладания, направленная на поиск социального одобрения и поддержки, активный поиск решений [7].

По данным Рыбникова В. Ю. и др., легче адаптируются к экстремальной или опасной деятельности те специалисты, которые гибки, эмоционально устойчивы, общительны, уверены в себе, активны [10]. Успешной адаптации также способствует стрессоустойчивость, которая повышается по мере становления в профессии [5].

Среди личностных качеств специалистов МЧС исследователи выделяют независимость, отказ от виктимности [9], эмоциональный интеллект и толерантность к неопределенности [11], адекватную самооценку, оптимизм, склонность к контролированию, невысокий уровень тревожности [3], смелость, аналитические способности [1]. Исследователи также выделяют ряд качеств, которыми должен обладать специалист опасной профессии, и которые помогают справляться с экстремальными условиями деятельности: эмоциональная лабильность, самоконтроль, активность, отсутствие тревожно-мнительных черт, гибкость, сдержанность, умеренная агрессивность [4].

Специалистам экстремальных профессий часто требуется преодолевать заложенный природой человека механизм избегания опасностей. В связи с этим важными для успешной деятельности является формирование морально-нравственных качеств: ответственность за принимаемые решения, организованность, смелость. Также уделяют внимание склонности к риску, коммуникабельности, альтруизму (в том числе, пониманию, что от эффективности действий такого специалиста и его психологической устойчивости зачастую зависит жизнь и здоровье других людей), активности, доброте, открытости и юмору [6].

Осипов А. В. изучал профессионально важные качества сотрудников противопожарных служб на различных этапах становления в профессии, где также были затронуты и личностные качества специалистов. По результатам исследования 210 человек было определено, что типичными являются склонность к риску, стрессоустойчивость, оптимизм, активность, импульсивность, тревожность, высокий уровень жизнелюбия, уверенность, высокая мотивация достижения, адекватная самооценка, обязательность, совестливость [5].

С целью актуализации данных о выраженности тех или иных качеств личности специалистов опасных профессий в 2021 году мы провели исследование более 60 сотрудников МЧС в возрасте от 18 до 46 лет, применив методику «Большая пятерка» в адаптации Хромова А. Б. [13].

По результатам исследования мы получили следующие средние показатели по основным группам качеств (вторичным факторам). По шкале «Экстраверсия — Интроверсия» средний балл по всем испытуемым — 53 (высокие значения). По шкале «Привязанность — Отделенность» средний балл по всем испытуемым — 57,4 (высокие значения). По шкале «Контролирование — Естественность» средний балл по всем испытуемым — 58,6 (высокие значения). По шкале «Эмоциональность — Сдержанность» средний балл по всем испытуемым — 35,4 (низкие значения). По шкале «Игривость — Практичность» средний балл по всем испытуемым — 52,6 (высокие значения). Исходя из полученных данных, можно предположить, что специалисты ведомства — преимущественно экстраверты. Среди личностных качеств выражены привязанность, склонность к контролю, сдержанность, игривость.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что для специалистов опасных профессий типична выраженность следующих качеств: экстраверсия, сдержанность, эмоциональная устойчивость, контролирование, активность, стрессоустойчивость.

Литература:

  1. Аспедников М. Г. Личностные качества в структуре профессионально важных качеств спасателей МЧС // Молодой ученый. Международный научный журнал. — № 7 (245), 2019. — С. 229–231.
  2. Дежкина Ю. А. Развитие профессионально важных качеств сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в процессе профессионализации. Авто дисс. на соиск. ученой степени кандидата псих. наук. — СПб.: РГПУ, 2008. [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-professionalno-vazhnykh-kachestv-sotrudnikov-gosudarstvennoi-protivopozharnoi-sluzh (дата обращения 11.11.2020).
  3. Кочетков М. В. Профессионально важные качества, обеспечивающие надежность деятельности специалистов экстремального профиля // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. — 2016. — № 2–3 (2627). — С. 11–14.
  4. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие / Под общ. ред. В. М. Бурыкина. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. — 240 с.
  5. Осипов А. В. Профессионально-важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления. Авто дисс. На соиск. Ученой степени кандидата псих. Наук. — Ростов-на-Дону, 2009. [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/content/professionalno-vazhnye-kachestva-sotrudnikov-pozharno-spasatelnykh-formirovanii-na-raznykh-e (дата обращения: 18.11.2020).
  6. Пономаренко В. А.. Психология человека опасной профессии (концепция опасной профессии) // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В. А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. — С. 225–230.
  7. Портнова А. Г., Холодцева А. Е. Психологические защиты и стратегии совладания с кризисными ситуациями сотрудников в экстремальных видах профессиональной деятельности // Вестник КемГУ. № 3 (43), 2010. — С. 90–100.
  8. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: Пособие/ Марьин М. И., Ефанова И. Н., Поляков М. Н. и др.- М.: ВНИИПО, 1998–114 с.
  9. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных // Под общей ред. Ю. С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. — С. 42–48.
  10. Рыбников В. Ю., Дубинский А. А., Булыгина В. Г. Индивидуально-психологические предикторы адаптации // Экология человека. 2017. № 3. С. 3–9.
  11. Семенова Н. Д.. Личностно-регулятивные свойства как предикторы профессиональной эффективности пожарных личного состава МЧС России // Научно-исследовательская работа обучающихся и молодых ученых: материалы 71-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых ученых. –Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2019. — С. 313–316.
  12. Сузько М. Н. Личностные особенности сотрудников МЧС с различной квалификацией // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА». — Гомель, 2019. [Электронный ресурс] URL: http://mosi.ru/ru/conf/articles/lichnostnye-osobennosti-sotrudnikov-mchs-s-razlichnoy-kvalifikaciey-0 (дата обращения: 29.10.2020).
  13. Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. — Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. — 23 с.
Основные термины (генерируются автоматически): класс, спасатель класса, профессия, риск, эмоциональная устойчивость, шкала, специалист класса, специалист, сотрудник МЧС, служба, склонность, сдержанность, адекватная самооценка, ответственность, личностное качество специалистов, качество личности, качество, испытуемый, балл.


Похожие статьи

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

Развитие профессиональной направленности студентов колледжа технического профиля

В статье рассмотрены особенности профессиональной направленности студентов колледжа технических профессий, возрастные проблемы и нравственные ценности современной молодежи, развитие интереса к выбираемой профессии. Отображаются психолого-педагогическ...

Особенности управления финансовыми рисками в девелопменте

В статье рассматривается вопрос влияния финансовых рисков для проектов в сфере девелопмента. Данная тема актуальна в период коронокризиса для строительных компаний. Приведены результаты опроса среди компаний из разных регионов Казахстана по влиянию р...

Перечень личностных качеств младших школьников

В статье рассматривается вопрос определения перечня качеств личности обучающихся с целью их изучения и формирования у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе. Для этого представлены характеристики, обозначенные в документах образ...

Высокая тревожность у молодежи: причины и способы преодоления

В статье рассматривается понятие молодежи и молодости, как возрастного периода, а также, вопросы связанные с повышенным уровнем тревожности современной молодежи, даны рекомендации по борьбе с высокой тревожностью. Актуальность темы работы обусловлена...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характерис...

Определение критериев и показателей сформированности личностных качеств у младших школьников

В статье рассмотрены критерии и показатели изучения личностных качеств у младших школьников, позволяющие исследовать в определенном аспекте личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Также приводи...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Карьерные и этические ориентиры клинических психологов в системе здравоохранения

В данной статье исследуются этические составляющие и принципы профессиональной деятельности клинического психолога в системе здравоохранения, которые сталкиваются с его субъективной системой ценностей. Также описаны результаты исследования специалист...

Стрессоустойчивость как профессиональная компетенция работника социальной службы

В статье представлен эмпирический опыт разработки программы тренинга по теме «Стрессоустойчивость как профессиональная компетенция работника социальной службы». Автор излагает цели, задачи, концептуальные положения и структуру тренинга, представляет ...

Похожие статьи

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

Развитие профессиональной направленности студентов колледжа технического профиля

В статье рассмотрены особенности профессиональной направленности студентов колледжа технических профессий, возрастные проблемы и нравственные ценности современной молодежи, развитие интереса к выбираемой профессии. Отображаются психолого-педагогическ...

Особенности управления финансовыми рисками в девелопменте

В статье рассматривается вопрос влияния финансовых рисков для проектов в сфере девелопмента. Данная тема актуальна в период коронокризиса для строительных компаний. Приведены результаты опроса среди компаний из разных регионов Казахстана по влиянию р...

Перечень личностных качеств младших школьников

В статье рассматривается вопрос определения перечня качеств личности обучающихся с целью их изучения и формирования у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе. Для этого представлены характеристики, обозначенные в документах образ...

Высокая тревожность у молодежи: причины и способы преодоления

В статье рассматривается понятие молодежи и молодости, как возрастного периода, а также, вопросы связанные с повышенным уровнем тревожности современной молодежи, даны рекомендации по борьбе с высокой тревожностью. Актуальность темы работы обусловлена...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характерис...

Определение критериев и показателей сформированности личностных качеств у младших школьников

В статье рассмотрены критерии и показатели изучения личностных качеств у младших школьников, позволяющие исследовать в определенном аспекте личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Также приводи...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Карьерные и этические ориентиры клинических психологов в системе здравоохранения

В данной статье исследуются этические составляющие и принципы профессиональной деятельности клинического психолога в системе здравоохранения, которые сталкиваются с его субъективной системой ценностей. Также описаны результаты исследования специалист...

Стрессоустойчивость как профессиональная компетенция работника социальной службы

В статье представлен эмпирический опыт разработки программы тренинга по теме «Стрессоустойчивость как профессиональная компетенция работника социальной службы». Автор излагает цели, задачи, концептуальные положения и структуру тренинга, представляет ...

Задать вопрос