В статье изучен фактор человеческой ошибки как источник возникновения аварийных ситуаций на опасных производственных объектах, занятых в нефтяной отрасли.
Ключевые слова: промышленная безопасность, человеческий фактор, психосоциальный риск.
Проблемам промышленной безопасности и аварийности, ее причинам и последствиям посвящен ряд научных работ в нашей стране и за рубежом. Большое внимание уделяется человеческому фактору в его различных проявлениях. Эта проблема по-прежнему актуальна. Текущие статистические данные об авариях в нефтегазовой отрасли подтверждают это.
Существующие меры контроля влияния человеческого фактора имеют низкую эффективность, поскольку они практически не учитывают биологическую природу человека. Его логика принципиально отличается от принципов работы механизмов. Проблема снижения роста несчастных случаев и травматизма на предприятиях нефтегазовой отрасли, основанная на человеческом факторе, действительно важна и актуальна.
Наиболее популярная интерпретация термина «человеческий фактор» — это потенциальная возможность принятия людьми нелогичного и неправильного решения в конкретной ситуации. Поскольку термин «человеческий фактор» не имеет точного определения, авторы данной статьи используют его для обозначения ошибочных действий человека, вызванных особенностями его биологической природы и условиями его взаимодействия с окружающей средой [1].
Таким образом, изучение человеческого фактора имеет дело с взаимодействием человека с машинами, процессами и окружающей средой, а также с взаимодействием между людьми [1].
Важность учета человеческого фактора при разработке методов управления рисками для обеспечения промышленной безопасности в нефтегазовой отрасли подтверждается многочисленными несчастными случаями из-за ошибки оператора. Изучение профессиональной компетентности и знание основ безопасности — не самый сложный, но абсолютно необходимый элемент в оценке человеческого фактора.
Также важно уделить особое внимание организации рабочего места, так как это важнейший производственный фактор, определяющий условия и содержание работы сотрудника. Ошибки, возникающие во время монотонной работы, почти никогда не возникают при напряженной работе [2].
Ошибки при выполнении определенных действий могут быть связаны с неудовлетворительным психическим состоянием человека. Среди различных причин этого состояния — стресс, связанный с последствиями трагического события, усталость, начинающаяся болезнь, неуверенность в способностях или недостаточный уровень производительности для сложной деятельности, а также отсутствие информационной поддержки.
Обеспечение высокой безопасности в сложных нефтегазовых компаниях с опасными производственными объектами возможно за счет сочетания возможностей современных систем безопасности и высококвалифицированного персонала, психологически подготовленного к своевременному и адекватному реагированию на возникновение аварии или предотвращению ее развития.
В статье Федосова А. В. «Оценка влияния человеческого фактора на возникновение аварийных ситуаций в нефтегазовой отрасли» [22] рассмотрена методологию исследования.Человеческий фактор — сложное явление, которое редко глубоко анализируется, поэтому трудно оценить надежность сотрудника, которая является одной из важнейших характеристик человеческого фактора [2].
Исследование влияния психологических факторов на безопасность эксплуатации, в частности на аварийность, было проведено в одной из крупнейших компаний нефтехимической промышленности и дало интересные результаты. Гипотеза о положительной взаимосвязи между благоприятными условиями труда ‒ мотивационным фактором и другими факторами, влияющими на безопасность, была подтверждена на основе данных опроса и индивидуального и функционального анализа сотрудников компании.
В настоящее время существует ряд методов оценки влияния человеческого фактора на развитие несчастных случаев, которые описаны ниже.
Модель SHEL впервые разработана профессором Элвином Эдвардсом в 1972 году, используется в «Учебном пособии по человеческим факторам». Схематически модель SHEL может быть представлена в виде отдельных блоков, представляющих различные компоненты эргатической системы — рисунок 1. Это дает возможность визуализировать необходимость сопоставления отдельных компонентов [2].
Рис. 1. Схематически модель SHEL
SHEL — это аббревиатура от начальных букв модулей:
— Software — программное обеспечение, установка (процедуры, символы);
— Hardware — аппаратное обеспечение, объект (машина);
— Environment — окружающая среда, среда, в которой действуют элементы системы;
— Liveware — субъект (человек).
В центре модели SHEL находится человек. Он является самым мощным и гибким компонентом системы. В производственных условиях человек ограничен должностными требованиями — перечнем функций, большинство из которых можно предусмотреть и регулировать. Другие модули модели должны располагаться близко к центру, чтобы предотвратить возможные поломки в системе [2].
В настоящее время методика оценки человеческого фактора с помощью интегрального показателя является наиболее современной и широко используемой. Комплексный критерий человеческого фактора оценивается через мотивацию, квалификацию и функции:
, (1)
где M — мотивация;
Q — квалификация;
F — выполнение функций.
Личностные и организационные факторы определяются экспертными оценками в соответствии со шкалой, приведенной в таблице 1.
Таблица 1
Шкала оценки комплексного человеческого фактора [2]
Класс |
Мотивация |
Квалификация |
Функционал |
5 |
Безопасность является приоритетом № 1. Эффективность достигается за счет безопасности. |
Достаточный уровень для управления в достижении желаемой цели. |
Выполнение работ в соответствии с планом с соблюдением всех требований безопасности |
4 |
Безопасность и эффективность эквивалентны |
Достаточный уровень для самостоятельного решения проблем |
Работа с незначительными отклонениями от технологических регламентов и правил безопасной эксплуатации |
3 |
Выбор между эффективностью и безопасностью |
Достаточный уровень для проведения независимых операций |
Альтернативный выбор: работа с отклонениями от плана или от правил безопасной эксплуатации |
2 |
Эффективность имеет первостепенное значение, безопасность второстепенное |
Достаточный уровень для выполнения задач с помощью коллег |
Выполнение работ в соответствии с планом со значительными отклонениями от правил безопасной эксплуатации |
1 |
Безопасность в последнюю очередь |
Недостаточный уровень для выполнения поставленных задач |
Игнорирование требований безопасности (систематические нарушения) |
Если принять факторы, влияющие на уровень риска несчастных случаев и травм, то применяем формулу:
(2)
где d1 — эмпирический коэффициент, отражающий степень влияния мотивации;
d2 — эмпирический коэффициент, отражающий эффективность квалификации;
d3 — эмпирический коэффициент, отражающий эффективность функций влияния.
Выполнение этого условия необходимо:
(3)
Эмпирические коэффициенты определяются экспериментально для каждой компании (путем анкетирования). Алгоритм оценки является:
1) определение количества сотрудников, участвовавших в несчастном случае;
2) оценка степени тяжести нарушений требований промышленной безопасности;
3) оценка психологических и физиологических причин нарушений требований промышленной безопасности;
4) оценка уровня ответственности сотрудника с использованием матричного расчета влияния человеческого фактора на возникновение несчастного случая на рабочем месте;
5) результаты оценки влияния человеческого фактора на возникновение аварии.
Выявленный риск травм и несчастных случаев из-за человеческого фактора, алгоритмы оценки производственных процессов и управления влиянием человеческого фактора должны быть основными элементами при создании методов снижения риска.
Методология должна включать:
— оценку фактического риска в производственном процессе;
— оценку соответствия фактическим характеристическим параметрам человеческого фактора;
— приведение фактических параметров характеристик человеческого фактора к целевым.
Важнейшим условием безаварийной эксплуатации потенциально опасных объектов является обеспечение надежности персонала и допустимого уровня влияния психологических факторов. Это полностью зависит от эмоциональных, волевых, мотивационных, психических и других личностных качеств, которые обеспечивают точное, безошибочное, адекватное восприятие ситуации, своевременное и успешное выполнение регулирующих функций в различных режимах.
Литература:
- Федосов, А. Оценка влияния человеческого фактора на возникновение аварийных ситуаций в нефтегазовой отрасли / А. Федосов. — Текст: непосредственный // Территория нефтегаз. — 2018. — № 1. — С. 62–70.
- Климов Е. А. Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебник для вузов / Е. А. Климов. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 351 с. — Текст: непосредственный.