Роль человеческого фактора в авиационных происшествиях и методы их минимизации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 10.06.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Бачурин, Д. С. Роль человеческого фактора в авиационных происшествиях и методы их минимизации / Д. С. Бачурин, А. В. Седых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115473/ (дата обращения: 30.06.2024).



Человеческий фактор играет одну из важнейших ролей в авиационных происшествиях. В данной статье рассматривается влияние человеческих ошибок на безопасность полетов, основное внимание уделяется факторам, способствующим ошибкам, и стратегиям их минимизации. Различные методы, такие как управление ресурсами экипажа, учебные программы, автоматизация и организационная культура анализируются на предмет их эффективности в снижении человеческих ошибок при выполнении авиационных операций. Подчеркивается важность понимания поведения человека и процессов принятия решений в критических ситуациях, а также необходимость постоянного совершенствования протоколов и процедур обеспечения безопасности полетов. Устраняя человеческий фактор в авиации, мы можем повысить стандарты безопасности и предотвращать инциденты до их возникновения.

Ключевые слова: человеческий фактор, авиационная безопасность, человеческая ошибка, управление ресурсами экипажа, обучающие программы, автоматизация, организационная культура.

Human factors play a decisive role in aviation accidents. This article examines the impact of human error on aviation safety, focusing on the factors that contribute to errors and strategies for minimizing them. Various techniques such as crew resource management, training programs, automation and organizational culture are analyzed for their effectiveness in reducing human error in aviation operations. Emphasizes the importance of understanding human behavior and decision-making processes in critical situations, as well as the need for continuous improvement of safety protocols and procedures. By eliminating human error in aviation, we can improve safety standards and prevent incidents before they happen.

Keywords: human factor, aviation safety, human error, crew resource management, training programs, automation, organizational culture.

Введение

Авиационная безопасность является главным приоритетом как для отрасли, регулирующих органов, так и для пассажиров. Несмотря на то, что технический прогресс значительно улучшил системы воздушных судов и эксплуатационные процедуры, человеческая ошибка остается основной причиной авиационных происшествий. Сложный и динамичный характер авиационных операций может привести к ошибкам в принятии решений, коммуникации, ситуационной осведомленности и других когнитивных процессах. Понимание роли человеческого фактора в авиационных инцидентах имеет важное значение для разработки стратегий, повышающих безопасность полетов и минимизирующих риски. [1]

Человеческие факторы охватывают широкий спектр вопросов, влияющих на работу человека в авиации. Эти факторы можно разделить на три основные области: индивидуальные факторы, межличностные факторы и организационные факторы. Индивидуальные факторы включают когнитивные способности, навыки, опыт и физиологические факторы, которые влияют на работу пилота. Межличностные факторы относятся к общению, командной работе, лидерству и координации действий экипажа в кабине пилотов и управлении воздушным движением. Организационные факторы связаны с культурой безопасности полетов, программами обучения, управлением рабочей нагрузкой и процессами принятия решений в авиационных организациях. Исследования показали, что человеческие ошибки являются причиной примерно 70–80 % авиационных происшествий, что подчеркивает критическую роль человеческого фактора в обеспечении безопасности полетов. Наиболее распространенные типы человеческих ошибок в авиации включают сбои связи, неадекватное принятие решений, потерю ситуационной осведомленности и нарушения стандартных операционных процедур. Эти ошибки могут привести к таким инцидентам, как вылет за пределы взлетно-посадочной полосы, столкновения в воздухе и управляемый полет на местности. Методы минимизации человеческих ошибок. [3] Чтобы свести к минимуму человеческие ошибки в авиации, были разработаны различные методы и стратегии для улучшения работы персонала и повышения безопасности полетов. Управление ресурсами экипажа (CRM) — это учебная программа, которая фокусируется на общении, командной работе, принятии решений и ситуационной осведомленности летных экипажей. Обучение CRM широко применяется авиакомпаниями и доказало свою эффективность в снижении количества ошибок, связанных с межличностными факторами. Учебные программы для пилотов и авиационного персонала необходимы для развития технических навыков, эксплуатационных знаний и способностей к эффективному принятию решений. Имитационное обучение, сценарные упражнения и периодические учебные программы используются для имитации реальных сценариев и подготовки пилотов к чрезвычайным ситуациям. Тренируясь в контролируемых условиях, пилоты могут улучшить свое реагирование на критические события и повысить свою ситуационную осведомленность. Автоматизация авиационных систем также сыграла значительную роль в снижении количества человеческих ошибок в авиации. Усовершенствованные системы автопилота, компьютеры для управления полетом и системы предотвращения столкновений повысили безопасность и эффективность полетов. Однако зависимость от автоматизации может привести к самоуспокоенности и снижению квалификации пилотов, что требует постоянного обучения. [2]

Человеческий фактор играет особенно важную роль в авиационной безопасности, поскольку действия и решения пилотов, бортпроводников и других членов экипажа могут оказывать прямое влияние на ход полета. Ошибки человека могут привести к серьезным инцидентам, включая катастрофы самолетов с трагическими последствиями. Важно понимать, что человеческий фактор не всегда является негативным — профессионализм и опыт экипажа могут способствовать успешному разрешению критических ситуаций.

Рассмотрим примеры ошибок человека, которые привели к авиакатастрофе:

  1. Крушение рейса 593 авиакомпании «Аэрофлот» в 1994 году, когда пилот дал ребенку управлять самолетом, что привело к неправильной активации руля направления и последующему падению.
  2. Катастрофа рейса 447 авиакомпании Air France в 2009 году, вызванная неправильными действиями пилотов в условиях сильной бури.
  3. Падение рейса 9525 авиакомпании Germanwings в 2015 году, когда один из пилотов намеренно уничтожил самолет, в результате чего все находившиеся на борту погибли.
  4. Крушение рейса 3054 авиакомпании TAM в 2007 году из-за ошибки пилота, который принял неправильное решение при посадке и потерял контроль над самолетом.
  5. Авиакатастрофа рейса 236 авиакомпании Air Transat в 2001 году, из-за неисправности в топливной системе, вызванной неполадкой в службе обслуживания и проведении технического обслуживания. [6]

Для минимизации рисков, связанных с человеческим фактором, применяются различные методы и стратегии. Одним из основных подходов является профессиональное обучение и тренировка экипажей. Обучение на симуляторах позволяет пилотам и другим членам экипажа приобретать опыт в управлении самолетом в различных экстренных ситуациях, что повышает их навыки и уверенность в себе.

Обучение экипажей на симуляторах имеет ключевое значение в обеспечении безопасности в авиации и минимизации рисков, связанных с человеческим фактором в авиационных происшествиях. Инструктаж и тренировки на симуляторах позволяют пилотам и другим членам экипажа развивать навыки, принимать быстрые решения в критических ситуациях и испытывать реалистичные сценарии полетов, которые могут возникнуть в реальном авиационном деле.

В процессе обучения на симуляторах экипажи могут практиковать различные процедуры, сценарии аварийных ситуаций и улучшать координацию действий в условиях стресса. Такие тренировки позволяют понять основные причины человеческих ошибок в авиации, а также способы их предотвращения. Кроме того, обучение на симуляторах способствует повышению профессионализма и уверенности членов экипажа в выполнении своих обязанностей.

Использование симуляторов в обучении авиационных работников является эффективным инструментом для улучшения безопасности полетов и снижения риска возникновения авиационных происшествий из-за человеческого фактора. Таким образом, методы обучения на симуляторах играют ключевую роль в минимизации человеческих ошибок и улучшении безопасности в авиации.

Также широко применяются программы по управлению рисками и стрессом, исследования показывают, что эффективное управление стрессом помогает снизить вероятность ошибок во время полета.

Другим важным аспектом является разработка человеко-машинного интерфейса, который бы упростил взаимодействие членов экипажа с авиационной техникой и информационными системами.

Человеко-машинный интерфейс (ЧМИ) — это система взаимодействия между человеком и машиной, которая позволяет человеку управлять функциями машины или получать информацию от нее. ЧМИ часто используется в различных устройствах, таких как компьютеры, смартфоны, автомобили, бытовая техника и другие устройства. Этот интерфейс может включать в себя различные способы взаимодействия, такие как клавиатура, мышь, сенсорные экраны, голосовое управление, жесты и другие. Создание удобного и интуитивно понятного человеко-машинного интерфейса играет важную роль в улучшении пользовательского опыта и эффективности использования техники.

Эргономические решения и разработка интуитивно понятного пользовательского интерфейса могут существенно снизить вероятность ошибок, связанных с неправильным взаимодействием человека и техники. [4]

Исследования показывают, что до 80 % авиационных происшествий вызваны человеческими ошибками. Это может быть связано с психологическими факторами, усталостью пилотов, недостаточной тренировкой или недостаточным обучением.

Для минимизации человеческого фактора в авиационных происшествиях мы предлагаем разработку человеко-машинного интерфейса, который бы помогал пилотам принимать правильные решения в критических ситуациях. Этот интерфейс может включать в себя системы предупреждения об ошибках, автоматическое управление полетом, адаптивные технологии и тренировочные симуляторы.

Благодаря использованию современных технологий и развитию человеко-машинного интерфейса мы можем значительно снизить количество авиационных происшествий, связанных с человеческим фактором, и обеспечить более высокий уровень безопасности в авиации.

Дополнительно, для минимизации ошибок человеческого фактора в авиационных катастрофах можно применить следующие меры:

  1. Обучение и тренировки пилотов: регулярные тренировки и обучение помогают пилотам быть готовыми к различным ситуациям, улучшают навыки управления, решительность действий и принятия решений.
  2. Установление стандартных процедур: строгое соблюдение стандартных операционных процедур и четкое выполнение инструкций помогает предотвращать ошибки и повышает безопасность полетов.
  3. Внедрение автоматизированных систем: использование современных технологий и автоматических систем управления помогает снизить зависимость от человеческого фактора и уменьшить вероятность ошибок.
  4. Работа в команде: поощрение командной работы и открытого общения в кабине пилотов способствует раннему выявлению проблем и их решению до возникновения серьезных последствий.
  5. Постоянный мониторинг и анализ безопасности полетов: анализ данных о происшествиях и авариях позволяет выявить тенденции и ошибки, чтобы принять меры по их предотвращению в будущем. [5]

Таким образом, понимание роли человеческого фактора в авиационных происшествиях и применение эффективных методов его минимизации играют ключевую роль в обеспечении высокого уровня безопасности полетов и защиты жизней пассажиров и членов экипажа.

В заключение, можно сделать вывод, что роль человеческого фактора в авиационных происшествиях играет значительную роль и часто является одной из основных причин авиационных инцидентов. Однако с помощью специальных методов и технологий, таких как обучение пилотов, разработка улучшенных систем автоматизации и разработка процедур безопасности, можно минимизировать влияние человеческого фактора на безопасность полетов. Дальнейшие исследования и разработки в данной области могут помочь улучшить стандарты безопасности в авиации и сделать воздушное пространство еще более безопасным для всех участников авиационной деятельности.

Литература:

  1. Программы обеспечения авиационной безопасности: руководство по управлению. Алан Дж. Штольцер, Карл Д. Хэлфорд, Джон Дж. Гоглия (2008). 16–33.
  2. Введение в авиационное страхование и управление рисками. Александр Т. Уэллс, Брюс Д.(2020). 179–192
  3. Авиационная безопасность и расследование авиационных происшествий: методы анализа и приложения. Кларенс К.Родригес (2010). 7–14.
  4. Системы управления безопасностью полетов в авиации. Алан Дж. Штольцер, Карл Д. Хэлфорд, Джон Дж. Гоглия (2008). 45–48.
  5. Человеческий фактор в полете. Фрэнк Х. Хокинс (2003). 17–22.
  6. Человеческий фактор в авиакатастрофах. Дэвид Битсон (2010). 8–11.
Основные термины (генерируются автоматически): ошибка, CRM, безопасность полетов, происшествие, ситуационная осведомленность, человеко-машинный интерфейс, член экипажа, авиационная безопасность, вероятность ошибок, командная работа.


Ключевые слова

организационная культура, автоматизация, человеческий фактор, обучающие программы, авиационная безопасность, человеческая ошибка, управление ресурсами экипажа

Похожие статьи

Задать вопрос