Консультирование семьи и молодёжи в аспекте толерантного сознания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Современная психология» (Пермь, июль 2014)

Дата публикации: 01.07.2014

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Коноплёва, Л. С. Консультирование семьи и молодёжи в аспекте толерантного сознания / Л. С. Коноплёва, М. А. Сокол. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5932/ (дата обращения: 16.11.2024).

Проблема толерантности возникла благодаря тому, что интолерантность стала серьёзным социальным вызовом. Толерантность и интолерантность — два полюса одного понятия. Следует отметить теоретический анализ Д. А. Леонтьева понятия толерантность, выделившего три ошибки при понимании толерантного сознания, а именно: понимание толерантности как терпимости. Терпимость пассивна и имеет негативную окраску в аспекте внешнего сдерживания своего отношения к ситуации, вызывая дискомфорт и сближает, скорее, с интолерантностью. Вторая ошибка отождествления толерантности с позитивным отношением, но истиной толерантностью является абсолютно нейтральное отношение, основанное на отсутствии априорных предубеждениях. Третья ошибка выступает как отождествление толерантности с равнодушием и отстранённостью. Но здесь толерантность может выступать как возможность критического диалога для расширения опыта. Толерантность — позиция признания иных ценностей, взглядов, обычаев как равноправных с привычными своими ценностями, взглядами и обычаями, вне зависимости от степени согласия с ними. Интолерантность выступает как отказ от реальности, непризнание самостоятельного существования [3].

Говоря о толерантности, как личностной характеристики, следует отметить, что ключевые слова, объясняющие это понятие, связаны с принятием «другого». При этом, имея свою точку зрения, осознавая то, что каждый человек свободен и должен иметь своё субъективное мнение, быть свободным, независимым субъектом, а также общение двух свободных субъектов должно проходить на равных, не навязывая свою точку зрения, тогда возможно наиболее полное понимание других субъектов.

Любовь является наивысшим качеством личности, позволяющей реально воспринимать окружающий мир и других людей, речь идёт о высшей любви. Любовь — есть способность принимать «другого» в себе и быть в «другом», не теряя своей цельности, своего видения мира и людей.

Принятие «другого» в себе — это и есть смысл любви (факт). Даже если рассматривать взаимоотношения разных полов, то готовность женщины в себе принять мужчину будет говорить о любви, но сам физический акт не возможен без чувства готовности принять «другого» в себе.

Вчувствование в «другого» также не возможно без готовности принять «другого» (любви), поэтому эмпатия, способности к эмпатии основываются на чувстве любви. Тот, кто добр, миролюбив, человеколюбив, тот способен работать в сфере «человек — человек».

Главная задача женщины — научиться любить, принимать «другого» в себе, даже сам процесс беременности не возможен без чувства принятия «другого», возможно, в проблеме бесплодия лежат именно психологические проблемы, связанные с неспособностью принять «другого» в себе, также как и раннее прерывание беременности, несомненно, относится к вопросам способности к переживанию чувства любви [2].

Отдача себя основывается на переживании себя в другом человеке или событии. Любовь — это переживание «другого» в сознании. Для развития способности к любви и эмпатии, нужно научиться прикрывать переживания «Я», самости (эгоизма), когда в сознании приглушено чувство собственных сил (самости, Эго), тогда в ней возникает чувствование в себе страданий, радостей другого человека, существа, отдаться тому, что переживаешь, слиться с ним воедино, вчувствование в других существ. Гармоническое развитие личности возможно при развитии двух противоположных сильного «Я», и способности приглушить «Я», вчувствоваться в других, центрация и децентрация. Сильное «Я» личности возможно лишь при развитии способности к эмпатии, любви, способность регулировать, прикрывать чувство «Я» для адекватного понимания окружающего мира, тогда чувство «Я» личности, его Эго укрепляются. Способность переключаться, быть в самом себе и других людях — залог гармоничной личности с крепким сознанием себя. По сути, речь идёт о двух мирах, психосфера и реальный мир. Для понимания психосферы нужно научиться приглушать своё «Я», а для реального осознания необходимо сильное чувство «Я». Но, нужно, при этом, чувствовать границу между двумя областями мира (осознание переключения), иначе образы из психосферы могут вызывать иллюзии. Но и сильное чувство «Я», вторгаясь в психосферу, искажает восприятие чувств и образов. Правильное восприятие реальности другого возможно при соблюдении следующих условий, заключённых в личностных качествах: желание и способность понять мысли, чувства и внутренние противоречия с «его» точки зрения, то есть смотреть на всё глазами «другого», учитывая его опыт, это, по сути, есть качество любви. Причём, вчувствование в «другого» должно быть искренним, человек не должен играть роль, должен быть самим собой. Также недопустимо оценивание человека, так как оценка есть форма морального осуждения. Оценка ограничивает поведение, награждая и наказывая формы поведения. Начало развития чувства любви и способности к эмпатии возникает при осознании чувства единства с окружающим миром, что позволяет сформировать понятие любви в сознании [1].

Обобщённый двадцатилетний стаж автора статьи по оказанию информационно — консультативных услуг населению позволяет сформулировать нижеследующие рекомендации.

Контакт с клиентом начинается с разговора по телефону, с определением степени необходимости встречи. Вначале предлагается запись на собеседование. Собеседование проводиться с целью выявления предрасположенности клиента к дальнейшему сотрудничеству. При собеседовании происходит понимание проблемы клиента (либо наоборот). Это возможно только лишь при возникновении симпатии, доверия друг к другу и чувства сострадания.

Необходимо придерживаться следующих правил при консультации: не давать информацию о себе; обладать невозмутимостью и способностью к саморегуляции. Если консультант испытывает тревогу, неудобство, внутреннюю эмоциональную неустойчивость, то нужно осознать, что вами начинает управлять клиент-манипулятор. Характеристики клиента-манипулятора: обращается в неудобное для вас время; нарушает этикет, этику; всё время извиняется; если клиент требует гарантии, то он перекладывает всю ответственность на вас; если клиенту нужно срочно встретиться — это значит, что он у вас может вызвать чувство вины (слабость), не следует спешить, выбиваться из своего графика; если принуждает, то хочет вызвать страх; если клиент спрашивает про деньги, то он вам не верит. При разговоре, консультант сам решает на какие вопросы отвечать. На ранее заданные вопросы со временем меняются ответы, потому что жизнь в динамике. Дважды невозможно войти в одну и ту же реку. Из-за недостатка информации консультант может чего-то не знать и не понимать жизненной ситуации, он не должен этого бояться. Не говорить прямо «нет», найти такую форму ответа, которая была бы нейтральна к ситуации.

Общие правила проявления интолерантного сознания через людей: склонность командовать; пробуждают высокомерие, гордыню, снобизм; возвышаются до роли пророка; навязывание своего мнения; контролируют и запрещают.

Толерантное сознание проявляется в человеке через: склонность направлять самостоятельную деятельность человека; проповедуют исключительность и уникальность каждого человека; воспринимают себя как посредниками между субъектами взаимодействия. Индивидуальная программа по развитию способности к эмпатии и любви состоит из последовательных консультаций с учётом личностных особенностей клиента. Учитывается уровень сознания клиента и уникальность жизненных ситуаций.

Ниже приводится самоотчёт по развитию способности к любви на основе эмпатии. Прохорова С. 30 лет, г. Санкт-Петербург (09.06.2014 г.).

«1. Принятие любви.

Принятие любви у меня происходило в постоянном анализе своих мыслей, действий, решений. Осознавала, что уже не могу поступать так, как поступала, когда не была связана отношениями, когда была свободной. Мое сознание менялось, эгоизм пришлось «засунуть» очень глубоко. Я понимала, что нельзя лишать партнера личной свободы (действий, пространства и т. д.) Такое понимание привело меня к тому, что я приняла партнера таким, какой он есть. Считаю, что важнее всего то, как поступала я в наших жизненных ситуациях. А это в свою очередь привело к тому, что мой партнер, видя мои поступки, поступал фактически аналогично. Признаюсь, что понять это и принять, для меня было трудно. Это постоянная работа над собой, над отношениями с целью их сохранения и продолжения.

Вывод: принятие любви — это работа над собой, своими мыслями, действиями. Никакого эгоизма! Никаких обид и капризов! Полная отдача себя отношениям с сохранением личного пространства! Основное — постоянное повторение утверждения «Я принимаю своего партнера таким, какой он есть!»

2.     Принятие плода.

Очень сложно и трудно принять в том случае, когда для партнеров новость что они станут родителями, является неожиданной, одним словом, когда это является незапланированным. В данной ситуации нам пришлось очень трудно. Сознание переворачивается полностью. И это связано с тем, что оба партнера имеют знания о том, что есть такое понятие как семья, но само по себе знание не есть то, что люди осознали этот факт и приняли его. То есть, они живут только друг для друга, для себя, не задумываясь о создании семьи, о том, что нужно предпринимать действия, а думая лишь о том, как удовлетворить свои собственные нужды и потребности. Женщине тяжелее вдвойне: она и жена, и будущая мама. Осознание того, что она будущая мама, что в ней живет еще один человек, весьма трудно. В этой ситуации я окончательно лишилась эгоизма, поняла, что больше я не принадлежу себе. Было больно эмоционально… Мне было жалко себя...И тут я осознала, что это мой эгоизм жалеет себя. Я постаралась больше не думать об этом. Меня ждет новая жизнь и эта новая жизнь нуждается во мне.

Вывод: в принятии плода можно и нужно применять те же упражнения, что и в принятии любви. А еще я много разговариваю с ребенком, говорю ему о том, как он нам нужен и важен, что мы его любим и ждем!

Признаюсь, очень трудно «выгонять» плохие мысли и эмоции. Это постоянная работа над собой! Иногда бывает ситуация, когда я ловлю себя на мысли, что оказывается я беременная…. В моем случае, осознание своего нового состояния ко мне приходит постепенно. Главное, очень сильно стараться избавляться от чувства любого страха! Женщина просто обязана сохранять спокойствие! Это очень трудно и тяжело! Но это возможно».

Сегодня молодые люди получают дипломы специалистов, ни в малейшей степени не научившись тому, как общаться с людьми, улаживать конфликты и справляться со своим раздражением и другими негативными чувствами. Они могут не иметь никакого представления о том факте, что каждому мужчине отчасти свойственна женственность, беспомощность, инфантильность, а каждой женщине — сила, независимость, зрелость и наоборот в каждом случае. Брак — это работа по переходу интолерантных качеств личности в толерантные (духовный рост). Основой позитивной трансформации человеческого сознания является способность к любви. Любовь — созидающая, личностная, творческая сила, позволяющая проникнуть вглубь явлений и познать их сущность.

Литература:

1.     Коноплёва, Л. С. Роль эмпатии и любви в семейных отношениях в аспекте толерантного сознания / Л. С. Коноплёва, М. А. Курилович // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.- Сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1 (36).- Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.- С. 201–206.

2.     Коноплёва, Л. С. Психологические характеристики толерантности у женщин / Л. С. Коноплёва, М. А. Курилович // Социальный мир: роль молодёжи в решении проблем XXI века: материалы Х Междунар. студ. науч. конф. (Минск, 17–18 апр. 2013 г.) / Фил. Рос. гос. соц. ун-та в г. Минске; редкол.: С. А. Полетаев (гл. ред.) [и др.]. — Минск: Бестпринт, 2013. — С. 187–188.

3.     Леонтьев Д. А. К операционализации понятия толерантность / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. — 2009. — № 5. — С. 3–16.

Основные термины (генерируются автоматически): любовь, принятие любви, развитие способности, том, окружающий мир, способность, будущая мама, мысль, принятие плода, толерантное сознание.

Похожие статьи

Воспитание личности в условиях межкультурного общения и национального самосознания

Воспитание толерантной личности в условиях поликультурной среды

Использование знаний об экологическом воспитании как средство повышения мотивации обучения детей

Формирование толерантного сознания и психологически здоровой личности в аспекте диалогического подхода

Формирование математической грамотности с помощью практико-ориентированных проектов

Формирование толерантности через поликультурное воспитание детей

Педагогическое сопровождение социализации подростка из неблагополучной семьи в ситуации развода родителей

Консультирование и супервизорство как инновационные технологии в системе социальной защиты населения

Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания

Межкультурный тренинг как эффективная технология поликультурного образования

Похожие статьи

Воспитание личности в условиях межкультурного общения и национального самосознания

Воспитание толерантной личности в условиях поликультурной среды

Использование знаний об экологическом воспитании как средство повышения мотивации обучения детей

Формирование толерантного сознания и психологически здоровой личности в аспекте диалогического подхода

Формирование математической грамотности с помощью практико-ориентированных проектов

Формирование толерантности через поликультурное воспитание детей

Педагогическое сопровождение социализации подростка из неблагополучной семьи в ситуации развода родителей

Консультирование и супервизорство как инновационные технологии в системе социальной защиты населения

Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания

Межкультурный тренинг как эффективная технология поликультурного образования