Психологические и профессиональные качества хирургической сестры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Прикладная психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Современная психология» (Пермь, июль 2014)

Дата публикации: 13.06.2014

Статья просмотрена: 1445 раз

Библиографическое описание:

Бондаренко, Р. И. Психологические и профессиональные качества хирургической сестры / Р. И. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5852/ (дата обращения: 27.10.2024).

В статье исследованы психологические и профессиональные качества хирургических сестер и проведён анализ полученных результатов.

Ключевые слова:эмпатия, коммуникативные и организаторские склонности личности, уровень субъективного контроля, конфликт, агрессия.

Проблема профессионального успеха медицинской сестры в современных условиях здравоохранения относится к числу активно разрабатываемых проблем.

Во-первых, глубокое исследование эффективной деятельности медицинской сестры отвечает потребностям здравоохранения. Это связано с тем, что в это непростое время, когда в медицине происходят глобальные изменения, именно на медицинских сестрах лежит задача сделать все возможное для осуществления наилучшего ухода за пациентами.

Во-вторых, психологический портрет современной медицинской сестры является одной из самых спорных проблем в медицинской психологии, которая приобретает все большую актуальность.

Современная модель сестринского дела стала отражать многочисленные изменения в организации, философии, структуре и задачах сестринского дела. Совершенствование медицинского оборудования в значительной степени увеличило объем медицинской помощи, и многие обязанности врача перешли к медицинской сестре. Кроме ухода за больным, сестры стали принимать активное участие в реабилитационном процессе и профилактике заболеваний. Для решения этих и других практических вопросов сестринского процесса от медицинской сестры требуются особые профессиональные, духовные и психологические качества.

Этим и обусловлена актуальность нашего исследования, цель которого состоит в выявлении психологических и профессиональных качеств хирургических сестер, способствующих эффективной работе успешных медицинских сестер.

Исследовано 30 медицинских сестер, работающих в государственной больнице в хирургических отделениях. По результатам опроса 15 врачей и 20 пациентов хирургических отделений, проведенного с применением метода экспертных оценок, выделены две группы медицинских сестер: 15 человек — успешных (экспериментальная группа) и 15 человек менее успешных (контрольная группа).

Предположения о значимости личностных и профессиональных качеств, определяющих успешность деятельности медицинских сестер, привели нас к выбору следующих тестовых методик: опросник Меграбяна, методика КОС–2, опросник УСК, опросник Томаса, методика Агрессивное поведение.

На этапах исследования были проведены сравнительный и математический анализы показателей всех использованных методик в двух выделенных группах.

Для исследования способности личности к сопереживанию, основанном на эмпатии, использовался опросник Меграбяна. В итоге мы получили, что средний балл эмпатии выше в контрольной группе 20,9. А у более успешных медицинских сестер средний показатель эмпатии намного ниже нормы 6,2. Достоверность результатов подтверждена t- критерием Стъюдента[1], который подтвердил значимость различий в проявлении эмпатии между двумя исследуемыми группами медицинских сестер (t » 4,29, при tкр. »2,1). Это позволяет нам предположить, что для этой работы, связанной с риском, с физическим и психологическим напряжением и экстремальными условиями работы, нужно обладать пониженной эмпатией.

Для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности была использована методика КОС-2.

В экспериментальной группе у всех медицинских сестер отмечается высокий уровень организаторских склонностей, в свою очередь в контрольной группе преобладают коммуникативные склонности около 70 % сестер.

Достоверность результатов подтверждена t- критерием Стъюдента. Мы определили значимость различий организаторских и коммуникативных склонностей:

1)                  высокий уровень организаторских склонностей (t » 5,49, при tкр. »2,1), то есть у сестёр из экспериментальной группы имеется склонность к объединению людей, совместно реализующих цель и действующих на основе определенных правил, а также повышенное стремление к групповым мероприятиям, умение влиять на людей, проявлять инициативу;

2)                  низкий уровень коммуникативных склонностей (t » 3,36 при tкр. »2,1).

Это позволяет нам предположить, что менее успешные медицинские сестры хирургических отделений более склонны четко и быстро установить контакт с человеком, передать информацию и стремятся к расширению контактов.

Для исследования общей характеристики личности, оказывающей регулирующее воздействие на формирование межличностных отношений, на адаптацию субъекта в новых условиях, был использован опросник Уровня Субъективного Контроля (УСК).

По шкалам общей интернальности (Ио), интернальности в области достижений (Од), интернальности в семейных отношениях (Ис), интернальности в отношении здоровья и болезни (Из), интернальности в области неудач (Ин):

1)        у медицинских сестер в экспериментальной группе высокие показатели составляют 80–90 %, что говорит о высоком уровне субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями, над эмоционально положительными и отрицательными событиями и ситуациями. Эти люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Они склонны обвинять себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях.

2)        в контрольной группе показатель субъективного контроля низок, он составляет 70–100 %. Это свидетельствует о том, что испытуемые не могут связать свои действия и значимые для них события жизни (отношения в семье, состояние здоровья и т. д.), считают себя неспособными к контролю за их развитием и полагают, что они являются результатом случая или действия других людей, а также приписывают свои успехи везению, а ответственность за отрицательные события — другим людям, но только не себе.

По шкалам интернальности в области производственных отношений (Ип) и в области межличностных отношений (Им) в обеих группах имеются как результаты с высокими показателями, так и с низкими:

1)        люди с высоким показателем считают свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, складывающихся отношениях в коллективе, а также человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию - в экспериментальной группе этот показатель составляет 30 -40 %, в контрольной группе — 20–30 %;

2)        Зато испытуемых с низким показателем в экспериментальной группе около 50 %, а в контрольной группе — до 60 %. Как правило, такие люди приписывают более важное значение внешним обстоятельствам: руководству, товарищам по работе, везению — невезению и не считают себя способными активно формировать свой круг общения, склонны считать свои отношения результатом действия своих партнеров.

Используя критерий Фишера[2], мы получили значимые результаты по шкалам (при jкр.»2,31, где р£0,01): Ио j*»5,58;Од j*»3,96;Ин j*»3,96;Ис j*»4,95;Из j*»4,95.

Это свидетельствует о том, что для экспериментальной группы характерен высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями.

Самые низкие показатели по шкалам: Ип j*»0,52; Им j*»0,46 (при jкр.»1,64, где р £ 0,05). Можно предположить, что специфика работы хирургических медицинских сестер определяет перенос ответственности за результат работы на объективные обстоятельства, например, на врачебный персонал, возраст пациента, наличие медикаментов и другие.

Для исследования реагирования на конфликты был проведен опросник Томаса.

В экспериментальной группе около 80 % испытуемых предпочитают сотрудничество и около 20 % — компромисс. Люди подобного типа активно участвуют в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывают при этом и о своих интересах. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. При таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.

В контрольной группе 20–30 % испытуемых предпочитают все стили выхода из конфликта: сотрудничество, компромисс, приспособление, соперничество.

Эти стили поведения не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта, так как конфликт откладывается и переводится в скрытую форму. Также конфликт может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок. При соперничестве и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, его породивших, можно сделать вывод, что только стиль сотрудничества реализует данную задачу полностью.

Результаты были обработаны с помощью критерия Фишера. Мы получили значимые различия между экспериментальной и контрольной группами в таком типе поведения в конфликтной ситуации, как сотрудничество (j*»2,88, при jкр.»2,31, где р£0,01). Это свидетельствует о том, что в экспериментальной группе предпочитают активно участвовать в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Остальные методы решения конфликта — соперничество, компромисс, избегание, приспособление — имеют незначимые различия. Итак, в экспериментальной группе предпочитают конструктивный подход к решению конфликтов.

Для выявления сдержанности — несдержанности и типа агрессивного поведения была использована методика Агрессивное поведение разработанная Е. П. Ильиным и П. А. Ковалевым.

При обработке результатов мы выявили, что показатель агрессии в двух группах находится в норме, проявляется лишь незначительная ситуативная агрессивность. При математической обработке различий не выявлено. Таким образом, в обеих группах в характере исследуемых присутствует агрессивность, но она проявляется в оборонительной, доброкачественной форме.

На основе произведенного анализа и математической обработки можно сделать следующие выводы: совокупность всех вышеперечисленных фактов — низкая эмпатия, организаторские склонности, высокий уровень субъективного контроля, реагирование на конфликты методом сотрудничества, удовлетворительное агрессивное поведение — дает возможность сегодняшней медицинской сестре хирургического отделения не просто работать, но достигать таких результатов, которые определяют её как успешного профессионала и способствуют эффективной деятельности.

Результаты данного исследования могут быть использованы в качестве ориентира при подборе кадров медицинских сестер для хирургических отделений.

Литература:

1.         Абрамова Г. С., Юдчиц Ю. А. Психология в медицине. - М.: Л. П. А.“Кафедра” - М., 1998. - 272с.

2.         Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. — Л., 1982. - 260с.

3.         Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния. — Владивосток, 1990. - 346с.

4.         Климов Е. А. Психология профессионала. - Москва-Воронеж, 1996 - 140с.

5.         Харди И. Врач, сестра, больной. /Психология работы с больными.- Б., 1981. - 286с.



[1] t- критерием Стъюдента -общее название для класса методов статистической проверки гипотез (статистических критериев). Наиболее частые случаи применения t-критерия связаны с проверкой равенства средних значений в двух выборках.

[2] Критерием Фишера(F-критерием, φ*-критерием)— называют любой статистический критерий, тестовая статистика которого при выполнении нулевой гипотезы имеет распределение Фишера (F-распределение).

Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальная группа, контрольная группа, высокий уровень, медицинская сестра, сестра, субъективный контроль, Агрессивное поведение, общее решение, организаторская склонность личности, эффективная деятельность.

Ключевые слова

конфликт, эмпатия, агрессия, коммуникативные и организаторские склонности личности, уровень субъективного контроля, агрессия.

Похожие статьи

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

Карьерные и этические ориентиры клинических психологов в системе здравоохранения

В данной статье исследуются этические составляющие и принципы профессиональной деятельности клинического психолога в системе здравоохранения, которые сталкиваются с его субъективной системой ценностей. Также описаны результаты исследования специалист...

Стиль семейного воспитания и особенности развития рефлексивности

В статье выдвигаются идеи об эффективности более централизированного подхода для понимания ведущей роли семьи как фактора психического развития и обоснованности анализа особенностей развития рефлексивности как своеобразного ядра при таком подходе.

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях эффективной профессиональной деятельности педагогов

Статья посвящена анализу современных научных подходов к проблеме совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях педагогической деятельности. Автор акцентирует внимание на наличие взаимосвязи между эффективностью профессиональной деятельности...

Старость как кризисный возрастной период

В данной статье рассмотрены понятия возраста и кризиса возрастного развития; приведены психофизиологические, возрастные и психосоциальные характеристики старости; проанализированы особенности развития мотивационно-потребностной, ценностной, эмоционал...

Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования социальной активности молодежи

В статье представлен теоретико-методологический анализ понятия «социальная активность личности». Представлены различные позиции исследователей на изучаемое понятие в аспекте философской, социологической, психологической и педагогической парадигм.

Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате

В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...

Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания

В данной статье рассмотрены проблемы толкования понятия профессиональной идентичности как основного элемента профессионального воспитания. Предлагается классификация или периодизация профидентичности, рассматриваются и трактуются ее теоретические кон...

К проблеме влияния темперамента на межличностные отношения

В статье рассматривается проблема влияния типа темперамента человека на его межличностные отношения. Проанализированы основные характеристики каждого темперамента.

Похожие статьи

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

Карьерные и этические ориентиры клинических психологов в системе здравоохранения

В данной статье исследуются этические составляющие и принципы профессиональной деятельности клинического психолога в системе здравоохранения, которые сталкиваются с его субъективной системой ценностей. Также описаны результаты исследования специалист...

Стиль семейного воспитания и особенности развития рефлексивности

В статье выдвигаются идеи об эффективности более централизированного подхода для понимания ведущей роли семьи как фактора психического развития и обоснованности анализа особенностей развития рефлексивности как своеобразного ядра при таком подходе.

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях эффективной профессиональной деятельности педагогов

Статья посвящена анализу современных научных подходов к проблеме совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях педагогической деятельности. Автор акцентирует внимание на наличие взаимосвязи между эффективностью профессиональной деятельности...

Старость как кризисный возрастной период

В данной статье рассмотрены понятия возраста и кризиса возрастного развития; приведены психофизиологические, возрастные и психосоциальные характеристики старости; проанализированы особенности развития мотивационно-потребностной, ценностной, эмоционал...

Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования социальной активности молодежи

В статье представлен теоретико-методологический анализ понятия «социальная активность личности». Представлены различные позиции исследователей на изучаемое понятие в аспекте философской, социологической, психологической и педагогической парадигм.

Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате

В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...

Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания

В данной статье рассмотрены проблемы толкования понятия профессиональной идентичности как основного элемента профессионального воспитания. Предлагается классификация или периодизация профидентичности, рассматриваются и трактуются ее теоретические кон...

К проблеме влияния темперамента на межличностные отношения

В статье рассматривается проблема влияния типа темперамента человека на его межличностные отношения. Проанализированы основные характеристики каждого темперамента.