Психологические и профессиональные качества хирургической сестры | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 7. Прикладная психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Современная психология» (Пермь, июль 2014)

Дата публикации: 13.06.2014

Статья просмотрена: 446 раз

Библиографическое описание:

Бондаренко Р. И. Психологические и профессиональные качества хирургической сестры [Текст] // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 34-36. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5852/ (дата обращения: 25.09.2018).

В статье исследованы психологические и профессиональные качества хирургических сестер и проведён анализ полученных результатов.

Ключевые слова:эмпатия, коммуникативные и организаторские склонности личности, уровень субъективного контроля, конфликт, агрессия.

Проблема профессионального успеха медицинской сестры в современных условиях здравоохранения относится к числу активно разрабатываемых проблем.

Во-первых, глубокое исследование эффективной деятельности медицинской сестры отвечает потребностям здравоохранения. Это связано с тем, что в это непростое время, когда в медицине происходят глобальные изменения, именно на медицинских сестрах лежит задача сделать все возможное для осуществления наилучшего ухода за пациентами.

Во-вторых, психологический портрет современной медицинской сестры является одной из самых спорных проблем в медицинской психологии, которая приобретает все большую актуальность.

Современная модель сестринского дела стала отражать многочисленные изменения в организации, философии, структуре и задачах сестринского дела. Совершенствование медицинского оборудования в значительной степени увеличило объем медицинской помощи, и многие обязанности врача перешли к медицинской сестре. Кроме ухода за больным, сестры стали принимать активное участие в реабилитационном процессе и профилактике заболеваний. Для решения этих и других практических вопросов сестринского процесса от медицинской сестры требуются особые профессиональные, духовные и психологические качества.

Этим и обусловлена актуальность нашего исследования, цель которого состоит в выявлении психологических и профессиональных качеств хирургических сестер, способствующих эффективной работе успешных медицинских сестер.

Исследовано 30 медицинских сестер, работающих в государственной больнице в хирургических отделениях. По результатам опроса 15 врачей и 20 пациентов хирургических отделений, проведенного с применением метода экспертных оценок, выделены две группы медицинских сестер: 15 человек — успешных (экспериментальная группа) и 15 человек менее успешных (контрольная группа).

Предположения о значимости личностных и профессиональных качеств, определяющих успешность деятельности медицинских сестер, привели нас к выбору следующих тестовых методик: опросник Меграбяна, методика КОС–2, опросник УСК, опросник Томаса, методика Агрессивное поведение.

На этапах исследования были проведены сравнительный и математический анализы показателей всех использованных методик в двух выделенных группах.

Для исследования способности личности к сопереживанию, основанном на эмпатии, использовался опросник Меграбяна. В итоге мы получили, что средний балл эмпатии выше в контрольной группе 20,9. А у более успешных медицинских сестер средний показатель эмпатии намного ниже нормы 6,2. Достоверность результатов подтверждена t- критерием Стъюдента[1], который подтвердил значимость различий в проявлении эмпатии между двумя исследуемыми группами медицинских сестер (t » 4,29, при tкр. »2,1). Это позволяет нам предположить, что для этой работы, связанной с риском, с физическим и психологическим напряжением и экстремальными условиями работы, нужно обладать пониженной эмпатией.

Для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности была использована методика КОС-2.

В экспериментальной группе у всех медицинских сестер отмечается высокий уровень организаторских склонностей, в свою очередь в контрольной группе преобладают коммуникативные склонности около 70 % сестер.

Достоверность результатов подтверждена t- критерием Стъюдента. Мы определили значимость различий организаторских и коммуникативных склонностей:

1)                  высокий уровень организаторских склонностей (t » 5,49, при tкр. »2,1), то есть у сестёр из экспериментальной группы имеется склонность к объединению людей, совместно реализующих цель и действующих на основе определенных правил, а также повышенное стремление к групповым мероприятиям, умение влиять на людей, проявлять инициативу;

2)                  низкий уровень коммуникативных склонностей (t » 3,36 при tкр. »2,1).

Это позволяет нам предположить, что менее успешные медицинские сестры хирургических отделений более склонны четко и быстро установить контакт с человеком, передать информацию и стремятся к расширению контактов.

Для исследования общей характеристики личности, оказывающей регулирующее воздействие на формирование межличностных отношений, на адаптацию субъекта в новых условиях, был использован опросник Уровня Субъективного Контроля (УСК).

По шкалам общей интернальности (Ио), интернальности в области достижений (Од), интернальности в семейных отношениях (Ис), интернальности в отношении здоровья и болезни (Из), интернальности в области неудач (Ин):

1)        у медицинских сестер в экспериментальной группе высокие показатели составляют 80–90 %, что говорит о высоком уровне субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями, над эмоционально положительными и отрицательными событиями и ситуациями. Эти люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Они склонны обвинять себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях.

2)        в контрольной группе показатель субъективного контроля низок, он составляет 70–100 %. Это свидетельствует о том, что испытуемые не могут связать свои действия и значимые для них события жизни (отношения в семье, состояние здоровья и т. д.), считают себя неспособными к контролю за их развитием и полагают, что они являются результатом случая или действия других людей, а также приписывают свои успехи везению, а ответственность за отрицательные события — другим людям, но только не себе.

По шкалам интернальности в области производственных отношений (Ип) и в области межличностных отношений (Им) в обеих группах имеются как результаты с высокими показателями, так и с низкими:

1)        люди с высоким показателем считают свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, складывающихся отношениях в коллективе, а также человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию - в экспериментальной группе этот показатель составляет 30 -40 %, в контрольной группе — 20–30 %;

2)        Зато испытуемых с низким показателем в экспериментальной группе около 50 %, а в контрольной группе — до 60 %. Как правило, такие люди приписывают более важное значение внешним обстоятельствам: руководству, товарищам по работе, везению — невезению и не считают себя способными активно формировать свой круг общения, склонны считать свои отношения результатом действия своих партнеров.

Используя критерий Фишера[2], мы получили значимые результаты по шкалам (при jкр.»2,31, где р£0,01): Ио j*»5,58;Од j*»3,96;Ин j*»3,96;Ис j*»4,95;Из j*»4,95.

Это свидетельствует о том, что для экспериментальной группы характерен высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями.

Самые низкие показатели по шкалам: Ип j*»0,52; Им j*»0,46 (при jкр.»1,64, где р £ 0,05). Можно предположить, что специфика работы хирургических медицинских сестер определяет перенос ответственности за результат работы на объективные обстоятельства, например, на врачебный персонал, возраст пациента, наличие медикаментов и другие.

Для исследования реагирования на конфликты был проведен опросник Томаса.

В экспериментальной группе около 80 % испытуемых предпочитают сотрудничество и около 20 % — компромисс. Люди подобного типа активно участвуют в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывают при этом и о своих интересах. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. При таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.

В контрольной группе 20–30 % испытуемых предпочитают все стили выхода из конфликта: сотрудничество, компромисс, приспособление, соперничество.

Эти стили поведения не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта, так как конфликт откладывается и переводится в скрытую форму. Также конфликт может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок. При соперничестве и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, его породивших, можно сделать вывод, что только стиль сотрудничества реализует данную задачу полностью.

Результаты были обработаны с помощью критерия Фишера. Мы получили значимые различия между экспериментальной и контрольной группами в таком типе поведения в конфликтной ситуации, как сотрудничество (j*»2,88, при jкр.»2,31, где р£0,01). Это свидетельствует о том, что в экспериментальной группе предпочитают активно участвовать в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Остальные методы решения конфликта — соперничество, компромисс, избегание, приспособление — имеют незначимые различия. Итак, в экспериментальной группе предпочитают конструктивный подход к решению конфликтов.

Для выявления сдержанности — несдержанности и типа агрессивного поведения была использована методика Агрессивное поведение разработанная Е. П. Ильиным и П. А. Ковалевым.

При обработке результатов мы выявили, что показатель агрессии в двух группах находится в норме, проявляется лишь незначительная ситуативная агрессивность. При математической обработке различий не выявлено. Таким образом, в обеих группах в характере исследуемых присутствует агрессивность, но она проявляется в оборонительной, доброкачественной форме.

На основе произведенного анализа и математической обработки можно сделать следующие выводы: совокупность всех вышеперечисленных фактов — низкая эмпатия, организаторские склонности, высокий уровень субъективного контроля, реагирование на конфликты методом сотрудничества, удовлетворительное агрессивное поведение — дает возможность сегодняшней медицинской сестре хирургического отделения не просто работать, но достигать таких результатов, которые определяют её как успешного профессионала и способствуют эффективной деятельности.

Результаты данного исследования могут быть использованы в качестве ориентира при подборе кадров медицинских сестер для хирургических отделений.

Литература:

1.         Абрамова Г. С., Юдчиц Ю. А. Психология в медицине. - М.: Л. П. А.“Кафедра” - М., 1998. - 272с.

2.         Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. — Л., 1982. - 260с.

3.         Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния. — Владивосток, 1990. - 346с.

4.         Климов Е. А. Психология профессионала. - Москва-Воронеж, 1996 - 140с.

5.         Харди И. Врач, сестра, больной. /Психология работы с больными.- Б., 1981. - 286с.



[1] t- критерием Стъюдента -общее название для класса методов статистической проверки гипотез (статистических критериев). Наиболее частые случаи применения t-критерия связаны с проверкой равенства средних значений в двух выборках.

[2] Критерием Фишера(F-критерием, φ*-критерием)— называют любой статистический критерий, тестовая статистика которого при выполнении нулевой гипотезы имеет распределение Фишера (F-распределение).

Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальная группа, контрольная группа, высокий уровень, медицинская сестра, субъективный контроль, сестра, Агрессивное поведение, организаторская склонность личности, общее решение, эффективная деятельность.

Ключевые слова

конфликт, эмпатия, коммуникативные и организаторские склонности личности, уровень субъективного контроля, агрессия.

Похожие статьи

Изучение связи уровня субъективного локуса контроля...

Изучение связи уровня субъективного локуса контроля и социальных установок у медицинских сестер в Латвии. Абелите Л.Л., магистр; Харламова М.Р., бакалавр; Скуя И.Я., магистр. Даугавпилсский университет (Латвия).

Проблемы формирования компетенций при обучении будущих...

Деятельность медицинской сестры направлена на оказание помощи отдельным лицам, семьям и группам населения и включает:  сохранение и укрепление здоровья

Проблемы управления конфликтной ситуацией в среде...

Во 2 группе (пациентов) склонность к конфликтности распределилась следующим образом: 10,9 % — высокий уровень

В группе медицинских работников уровни образования представлены: средне-специальное образование 32,9 % респондентов, 67,1 % высшее.

Психологическая оценка склонности воспитанников...

поведение подростков, поведение, подросток, шкала склонности, испытуемый, девиантное поведение, шкала, высокий уровень, группа риска, семья.

девиантное поведение, подросток, контрольная группа, подростковый возраст, отклоняющееся поведение...

Исследование проявлений агрессивности первокурсников...

высокий уровень, подросток, вербальная агрессия, результат теста, проявление враждебности, проявление агрессии, агрессивное поведение, подростковая агрессия, группа, уровень.

Личностные черты студентов, склонных к нехимическим формам...

Таким образом, студенты в силу указанных выше обстоятельств представляют собой группу риска по формированию аддиктивного поведения [4].

Склонность к интернет — аддикции. 8. Из таблицы видно, что по результатам методик общее количество студентов, склонных к...

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском...

агрессивное поведение, агрессивное поведение подростков, подросток, высокий уровень, физическая агрессия, методика, косвенная

Только адекватная самооценка, опосредованная деятельностью, поведением, общением, дает возможность личности выявлять степень...

Зарубежный опыт этических принципов сестринского дела...

Стандарты позволяют организовывать сестринскую помощь, поддерживать ее высокий уровень и эффективно управлять ее качеством [80]. Где одним из важных рассматриваемых проблем является этическое поведение медицинских сестер.

Принципы условий труда медицинских сестер | Статья в журнале...

Профессиональное выгорание медицинских сестёр различной... 8 группа - медицинские сёстры врача общей практики (семейные медсёстры). Таблица 2. Характеристика условий и содержания работы медицинских сестер.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Изучение связи уровня субъективного локуса контроля...

Изучение связи уровня субъективного локуса контроля и социальных установок у медицинских сестер в Латвии. Абелите Л.Л., магистр; Харламова М.Р., бакалавр; Скуя И.Я., магистр. Даугавпилсский университет (Латвия).

Проблемы формирования компетенций при обучении будущих...

Деятельность медицинской сестры направлена на оказание помощи отдельным лицам, семьям и группам населения и включает:  сохранение и укрепление здоровья

Проблемы управления конфликтной ситуацией в среде...

Во 2 группе (пациентов) склонность к конфликтности распределилась следующим образом: 10,9 % — высокий уровень

В группе медицинских работников уровни образования представлены: средне-специальное образование 32,9 % респондентов, 67,1 % высшее.

Психологическая оценка склонности воспитанников...

поведение подростков, поведение, подросток, шкала склонности, испытуемый, девиантное поведение, шкала, высокий уровень, группа риска, семья.

девиантное поведение, подросток, контрольная группа, подростковый возраст, отклоняющееся поведение...

Исследование проявлений агрессивности первокурсников...

высокий уровень, подросток, вербальная агрессия, результат теста, проявление враждебности, проявление агрессии, агрессивное поведение, подростковая агрессия, группа, уровень.

Личностные черты студентов, склонных к нехимическим формам...

Таким образом, студенты в силу указанных выше обстоятельств представляют собой группу риска по формированию аддиктивного поведения [4].

Склонность к интернет — аддикции. 8. Из таблицы видно, что по результатам методик общее количество студентов, склонных к...

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском...

агрессивное поведение, агрессивное поведение подростков, подросток, высокий уровень, физическая агрессия, методика, косвенная

Только адекватная самооценка, опосредованная деятельностью, поведением, общением, дает возможность личности выявлять степень...

Зарубежный опыт этических принципов сестринского дела...

Стандарты позволяют организовывать сестринскую помощь, поддерживать ее высокий уровень и эффективно управлять ее качеством [80]. Где одним из важных рассматриваемых проблем является этическое поведение медицинских сестер.

Принципы условий труда медицинских сестер | Статья в журнале...

Профессиональное выгорание медицинских сестёр различной... 8 группа - медицинские сёстры врача общей практики (семейные медсёстры). Таблица 2. Характеристика условий и содержания работы медицинских сестер.

Задать вопрос