Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (506) февраль 2024 г.

Дата публикации: 18.02.2024

Статья просмотрена: 388 раз

Библиографическое описание:

Эсаулова, И. В. Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности / И. В. Эсаулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 163-167. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111359/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представления о нейротизме и решать практические задачи в рамках дальнейшей исследовательской и практической работы.

Ключевые слова : нейротизм, психологическое здоровье, темперамент, экстраверсия, эмоциональная стабильность, потребности, самооценка, личность, личностные особенности, тревога, депрессия, эмоциональный интеллект, черты личности.

Введение. В условиях значительных социальных, экономических и политических изменений российского общества особую значимость приобретают способности к осознанию и понимаю своих чувств, особенностей характера, регуляции эмоции и как следствие развитие способности к адаптации к изменяющимся условиям. Личность — многогранное понятие, включающее в себя множество различных черт, которые могут проявляться по-разному в разных ситуациях или в разное время. Некоторые черты могут быть более стабильными, в то время как другие подвержены изменениям в ответ на внешние обстоятельства, новый жизненный опыт или воздействие социальной среды. В данном контексте особую значимость приобретает такая личностная особенность как нейротизм и ее уровень. Нейротизмом называют психологическую черту, характеризующуюся склонностью к негативным эмоциям, уязвимостью к стрессовым ситуациям и трудностям в адаптации к негативным жизненным стрессорам. Согласно теории Г. Айзенка, фактор «нейротизма» предоставляет возможность осуществлять оценку личности не только на основе взаимодействия с внешней средой, но и при анализе реакций собственного реагирования на окружающий контекст, а также позволяет делать выводы об адаптивных способностях индивида, что и выступило целью теоретического исследования.

Нейротизм, или невротизм (от греч. «neuron» — нерв), представляет собой индивидуальную личностную характеристику, предопределяемую особенностями нервной системы индивида, такими как лабильность и реактивность, и проявляющуюся в повышенной тревожности, пониженной самооценке, чувстве вины и эмоциональной неустойчивости.

В стрессовой ситуации индивид дает реакции тем сильнее и продолжительнее, чем выше его уровень нейротизма. Это проявляется в виде повышенной тревожности, раздражительности и беспокойстве, восприятии обыденных ситуаций как угрожающих и непреодолимых. Также личности с высоким уровнем нейротизма часто подвержены негативным переживаниям, пессимистическим настроениям и могут оказаться в затруднительных ситуациях, при этом, не умея адаптироваться к ним [9]. Иногда это состояние скрыто за внешней уверенностью, однако внутри может скрываться недовольство и внутренние конфликты. Также личностям свойственна эмоциональная неустойчивость, не всегда соответствующая ситуации [2]. Например, нейротической личности характерны постоянные беспокойства по поводу выключенного света и электроприборов, постоянная проверка запертых дверей. Они могут ощущать преувеличенную тревожность относительно своего внешнего вида или сексуальной привлекательности, а также страдать от навязчивых страхов измены со стороны партнера или материальных затруднений.

Исследования указывают на наследуемость нейротизма, проявление его признаков еще в детском возрасте, а также временную стабильность на протяжении всей жизни и широкое распространение [1].

Природа и причины формирования нейротизма исследовались многими специалистами в области психологии. Одними теми, кто внес значительный вклад, стали З. Фрейд, А. Адлер, Ф. Перлз, К. Хорни, Г. Айзенк [10]. Рассмотрим теории авторов подробнее.

  1. В качестве причины развития нейротизма З. Фрейд выделил ограничения естественных человеческих желаний, таких как сексуальные и агрессивные инстинкты, способствующие удовлетворению и разрядке психики. Подавление подобных влечений, по мнению Фрейда, может быть вызвано влиянием воспитания, социальным давлением и осуждением. Даже при внешней видимости комфорта и благополучия личность может ощущать внутренний дискомфорт, что становится источником нейротических проявлений. Человек начинает ощущать неудовлетворенность и несчастье, что может повлиять на его взаимоотношения с окружающими.
  2. А. Адлер связывал развитие нейротизма с подавлением социальных потребностей наравне с биологическими. Одной из ведущих потребностей он выделил стремление к доминированию, которое может быть подавлено как в детстве, так и в зрелом возрасте. Впоследствии ощущение собственной слабости может привести к формированию комплекса неполноценности. Люди с амбициями и стремлением к лидерству могут особенно болезненно реагировать на это подавление. У таких индивидов развивается ранимость и агрессивность, а также ухудшается способность справляться с неудачами. Личность может компенсировать подавленную агрессию путем унижения окружающих людей. Совместно эти факторы приводят к постоянному внутреннему дисбалансу [10].

Например, маленький ребенок часто чувствует себя беспомощным и беззащитным по сравнению с взрослыми, что может привести к сохранению подобного ощущения даже в зрелом возрасте. Это, в свою очередь, приводит к формированию комплекса неполноценности и чувства вины, что в конечном итоге повышает уровень нейротизма. Без корректировки такого состояния оно может усилиться и привести к снижению самочувствия и качества жизни.

  1. Ф. Перлз в качестве основного фактора развития нейротизма выделил ограничивающие личность социальные условия, которыми являются нормы и стереотипы поведения в совокупности с подавлением собственных желаний и потребностей. Впоследствии, по мнению автора, это становится негативным фактором в эмоциональной жизни личности. Ограничение личных стремлений и перспектив мешает настоящему развитию и самовыражению. Отвержение индивидуальности приводит к внутренним конфликтам и вызывает эмоциональное недовольство.
  2. К. Хорни была одной из первых ученых, изучавших нейротизм у женщин. В результате ее исследований она установила, что негативные эмоциональные состояния у женщин часто связаны с ограничениями, накладываемыми на них в современном обществе, где преобладающая роль отводится мужчинам. Эмоциональная нестабильность, перепады настроения и проблемы с самооценкой у женщин могут быть обусловлены стремлением соответствовать жестким требованиям и конкуренции, диктуемым обществом и мужчинами. Эти факторы создают стрессовую обстановку и серьезные психологические проблемы, что впоследствии приводит к повышению уровня нейротизма [9].
  3. Г. Айзенк выделил нейротизм как одно из личностных измерений совместно с психотизмом и интроверсией-экстраверсией. Он считал, что эти измерения генетически и структурно обусловлены активностью центральной нервной системы. В своих исследованиях автор обнаружил взаимосвязь между этими факторами и склонностью к преступности, психическим расстройствам, а также несчастным случаям. Он также выявил связь между этими характеристиками и выбором профессии, спортивными достижениями и сексуальными предпочтениями [2].

В свое время Г. Айзенк предложил теорию, связывающую нейротизм с активностью лимбической системы мозга. Его исследования показали, что нейротизм, вероятно, характерен для людей с доминирующей активностью симпатического отдела автономной нервной системы [12].

Объяснение нейротизма с точки зрения нейрофизиологии основывается на врожденных отличиях в структуре и функционировании центральной нервной системы того или иного индивида. В свою очередь, нейротизм характеризуется склонностью к эмоциональной нестабильности и реактивности, что коррелирует с активностью вегетативной нервной системы, включая симпатический и парасимпатический компоненты. Симпатическая нервная система является ответственной за реакцию организма на стрессоры, и именно при ее участии наблюдаются такие реакции организма, как увеличение частоты сердечных сокращений, расширение зрачков, учащение дыхания и усиление потоотделения. Парасимпатическая нервная система отвечает за возврат организма к состоянию покоя после стрессовых воздействий. Таким образом, различная степень эмоциональных реакций индивида связана с индивидуальным уровнем чувствительности этих двух систем.

При активации симпатической нервной системы возбуждение происходит быстро, а торможение замедленно, что приводит к усилению или ослаблению эмоциональных реакций соответственно. Управление этими процессами осуществляется гипоталамусом. Активация вегетативной нервной системы у всех людей вызывает состояние возбуждения, однако реакция на стрессовую ситуацию у всех различна: у кого-то учащается пульс, усиливается потоотделение, а некоторые могут впадать в ступор.

Второй важный фактор — генетическая предрасположенность, оказывающая существенное влияние на формирование индивидуальных черт личности, в частности нейротизма. С его проявлением связывают феномен полиморфизма гена транспортера серотонина. Личности с высоким уровнем нейротизма обычно имеют большую плотность серотониновых рецепторов в определенных участках лимбической системы. Экспрессия этих рецепторов имеет тесную корреляцию с уровнем нейротизма [8].

Третьим фактором служат нейротропные факторы мозга, являющиеся одними из ведущих белков и оказывающие влияние на выживание, рост и дифференциацию нейронов. Имеются научные данные того, что изменения в нейротропных факторах могут служит причиной развития эмоциональных расстройств. Кроме того, наблюдается корреляция между уровнем нейротизма и активностью кровоснабжения гиппокампа, который, в свою очередь, наиболее тесно связан с нейротропными факторами мозга и играет роль в развитии депрессивных расстройств. Сниженный уровень нейротропных факторов выражается в частых сменах настроения, тревожности и импульсивности. Постоянное воздействие стрессоров на личность может приводить к нарушению регуляции настроения и возникновению тревожных психических расстройств. Недостаточная активность гипоталамо-гипофизарно-адреналиновой оси при наличии стресса может стать одним из факторов, способствующих усилению проявлений нейротизма.

Уровень кортизола, считающийся маркером активности гипоталамо-гипофизарно-адреналиновой оси, отражает ответ организма на стресс. Изменения концентрации кортизола в крови предоставляют информацию о степени стрессовой нагрузки с учетом влияния окружающей среды на организм, а именно, находится ли организм в состоянии хронического стресса или в состоянии покоя. Постоянное увеличение уровня кортизола вследствие хронического стресса может повлечь за собой усиление чувства тревоги, развитие депрессивных симптомов, изменения настроения и снижение работоспособности.

Клинические исследования, проведенные при помощи нейровизуализации с применением магнитно-резонансной томографии, свидетельствуют о наличии взаимосвязи между проявлением нейротизма и активностью отдельных структур мозга. Характерной особенностью данного состояния является возбуждение префронтальной коры и миндалевидного тела в ответ на эмоциональные стимулы [7].

Кроме того, на развитие нейротизма оказывают влияние тип темперамента, имеющиеся психологические проблемы, количество и сила стрессовых факторов.

Уровень нейротизма у личности оценивается и измеряется психодиагностическими методами, такими как тесты и опросники.

Признаки повышенного уровня нейротизма могут проявляться следующим образом [2]: регулярные, часто необоснованные, беспокойство и тревожность; завышенная оценка значимости внешнего вида и выраженные переживания по этому поводу; сниженная самооценка, склонность к депрессивным состояниям, ранимость; ощущение неполноценности и сравнение себя с другими; повышенная восприимчивость к внешним событиям; чрезмерные эмоциональные реакции, враждебность, плаксивость, импульсивность; увеличивающееся количество соматических жалоб (головная боль, боль в спине, расстройства пищеварения, нарушения сна, колебания настроения); чувство вины; тревожный тремор; панические атаки, фобии, навязчивые мысли, состояния неуверенности и сомнения. Реакции и симптомы не всегда явны или однозначны, и их анализ требует внимания к контексту и индивидуальным особенностям личности.

Согласно результатам исследования с использованием опросника Г. Айзенка, педантичность, неуравновешенность и возбудимость характерны испытуемым с высокими показателями по шкале «нейротизма» [3]. Кроме того, у них присутствуют признаки эмоциональной лабильности, тревожности и боязливости. Сами испытуемые замечали трудности с профессиональной деятельностью, такие как чувство беспокойства и неуверенности в своих способностях в выбранной профессии, сообщали об уменьшении круга общения и связей с окружающими, а также отмечали ухудшение соматического состояния, что, по их мнению, может быть связано с эмоциональной нестабильностью [11].

Таким образом, нейротизм значительно влияет на здоровье населения и становится фактором риска для широкого спектра психопатологии, среди которых отмечаются тревожные расстройства, расстройства настроения и пищевого поведения, химические зависимости и соматические симптомы. Большинство случаев употребления психоактивных веществ являются попытками справиться с унынием, тревожностью, дисфорией и эмоциональной нестабильностью, возникшими вследствие высокого уровня нейротизма [7]. Клинически значимые эпизоды тревоги и депрессивных состояний часто являются результатом взаимодействия нейротизма как личностной черты с жизненными стрессорами [8].

Также есть исследования зависимости уровня эмоционального интеллекта от базовых измерений индивидуальных черт личности: нейротизма и экстраверсии [5, 11]. Они наследуемы и биологически обусловлены, а также влияют на особенности эмоциональной сферы и стратегии взаимодействия с окружающей средой, что в свою очередь влияет на уровень эмоционального интеллекта [4].

Известно, что эмоциональный интеллект предполагает умение распознавать и идентифицировать эмоции, анализировать причины их возникновения, последствия выражения, контролировать интенсивность и выражение, а также при необходимости вызывать нужную эмоцию. Исходя из этого, можно предположить, что эмоционально стабильные люди превосходят эмоционально нестабильных в осуществлении приведенных выше действий [4, 5]. Это может быть обусловлено следующими характеристиками эмоционально нестабильных людей: пессимизм, мрачность и подавленность, которые могут мешать правильно воспринимать и идентифицировать эмоции, поскольку чаще всего такие эмоции имеют негативный оттенок. Предрасположенность к чрезмерной эмоциональной реакции на раздражители и затруднения с возвратом психики к нормальному состоянию могут мешать контролируемому выражению эмоций [2]. Таким образом, «эмоционально стабильные люди в отличие от эмоционально нестабильных обладают высоким внутриличностным и межличностым эмоциональным интеллектом, лучше понимают и управляют своими и чужими эмоциями». [5, c. 6]

В научных исследованиях нейротизм активно связывают с развитием соматических расстройств, таких как проблемы с сердечно-сосудистой системой, нарушения иммунной системы, астма, атопический дерматит, синдром раздраженного кишечника. Взаимосвязь между нейротизмом и соматическими заболеваниями может быть как прямой, так и косвенной, поскольку нейротизм создает предпосылки для возникновения этих состояний, а также может вызывать их субъективное преувеличение самим человеком и, как следствие, неадекватную реакцию на лечение [6].

Нейротизм не является патологией, а представляет собой особенность психики человека, не обязательно связанную с неврозом как с патологическим состоянием. Нейротические проявления могут присутствовать и у лиц со средним уровнем нейротизма. Однако стоит отметить, что высокий уровень этой черты может способствовать возникновению невротических и психотических состояний, а также может затруднять жизнь человека и негативно сказываться на его отношениях с окружающими [7]. В таких случаях могут применяться психокоррекционные методы для восстановления психического равновесия и улучшения качества жизни.

В ходе психотерапевтической работы необходимо уделить внимание решению проблем напряженности и регуляции эмоций. Акцент должен быть сделан на формирование позитивного мировоззрения и развитие адекватной реакции на стимулы окружающей среды. Кроме того, для улучшения качества сна и снижения уровня тревожности может использоваться фармакотерапия.

Выводы:

Подводя итог теоретического обзора, следует отметить следующее: нейротизм представляет собой наследуемое личностное измерение, генетически обусловленное структурой центральной нервной системы; в дальнейшей жизни личности на повышение уровня нейротизма оказывают влияние тип темперамента, имеющиеся психологические проблемы, количество и сила стрессоров; впоследствии повышенный уровень нейротизма значительно влияет на здоровье населения и может приводить к эмоциональной нестабильности, тревожности, снижению эмоционального интеллекта, сужению круга социальных контактов, невротическим, психотическим и соматическим заболеваниям, низкой производительности труда, и таким образом, к снижению общего качества жизни. Однако нейротизм — это не патология, его уровень можно снижать с помощью психокоррекционных мероприятий. В связи с этим встает вопрос важности своевременной диагностики нейротизма и дальнейшей психотерапевтической работы для повышения адаптационных возможностей психики человека.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Изд-во Москов. ун-та, 1990. — 367 с.
  2. Айзенк Г. Ю. Структура личности. СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999.
  3. Айзенк Г. Ю., Вильсон Г. Как измерить личность. М., 2000.
  4. Валиуллина Евгения Викторовна Эмпатия, нейротизм, экстраверсия // Universum: психология и образование. 2017. № 4 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empatiya-neyrotizm-ekstraversiya
  5. Выскочил Нина Анатольевна Детерминанты уровня эмоционального интеллекта // КПЖ. 2009. № 11–12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/determinanty-urovnya-emotsionalnogo-intellekta
  6. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. — Киев: Наук. думка, 1984. — 207 с.
  7. Кесслер Р. К., Ангермейер М., Энтони Дж. К., Распространенность психических расстройств в течение всей жизни и распределение их по возрасту начала в мировом здравоохранении. Организации Всемирный обзор психического здоровья / Мировая психиатрия. — 2007. — № 6. — с. 168–176.
  8. Князева С. А. С. Индивидуально-психологические особенности людей, склонных к депрессивным состояниям // Вестник науки. 2022. № 11 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualno-psihologicheskie-osobennosti-lyudey-sklonnyh-k-depressivnym-sostoyaniyam
  9. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1960. — 426 с.
  10. Немов, Р. С. Общая психология. В 3-х т. Общая психология: Учебник / Р. С. Немов. — М.: Юрайт, 2017. — 242 c.
  11. Флик С., Рой-Бирн П., Коули Д. и др., DSM-III-R расстройства личности в клинике расстройств настроения и тревожных расстройств: распространенность, коморбидность и клинические корреляты // Ж. Аффект. Дис. 1997. Vol. 27. С. 71–79.
  12. Худик В. А. Динамика факторов «Интро-, экстраверсии» и «Нейротизма» в субъективном оценивании на различных этапах жизненного пути // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-faktorov-intro-ekstraversii-i-neyrotizma-v-subektivnom-otsenivanii-na-razlichnyh-etapah-zhiznennogo-puti
  13. Widiger T. A. In: Leary MR, Hoyle RH (eds). Handbook of individual differences in social behavior. New York: Guilford, 2009:129–46.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, эмоциональная нестабильность, высокий уровень, личность, окружающая среда, уровень, центральная нервная система, вегетативная нервная система, гипоталамо-гипофизарно-адреналиновая ось, зрелый возраст.


Похожие статьи

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Поведение старшеклассников и подростковые проблемы

Данная статья представляет собой обзор основных аспектов поведения старшеклассников и подростковых проблем с позиции психологии. Рассматриваются физиологические, психологические и социальные аспекты, влияющие на поведение подростков, а также методы п...

Психологические особенности людей с хроническими соматическими заболеваниями

Целью данной статьи является изучение психологических особенностей людей с соматическими заболеваниями и способы адаптации к ним. Актуальность данной проблемы объясняется наличием зависимости физического здоровья и болезни человека от его психики, в ...

Особенности эмоциональной сферы у лиц, склонных к алкогольной зависимости

В статье раскрываются особенности эмоциональной сферы у лиц, склонных к алкогольной зависимости, а именно: чувство вины, стыда и тревожности. Понятие алкогольной зависимости рассматривается, принимая во внимание имеющиеся мнения и исследования отечес...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Психологическая диагностика личностных и эмоциональных аспектов суицидального поведения подростка

Компонент самооценки, самоконтроля и самодисциплины — это описание устойчивой индивидуальности, которая отражает заботу субъекта о проблемах личности и предлагает возможность более широкого круга ситуаций, в которых он может быть опасны, и отражает о...

Компенсирующее обучение как фактор повышения интереса к профессии среди студентов с девиантным поведением

В статье рассмотрены основные проблемные ситуации студентов «группы риска», дана характеристика девиантного поведения обучающихся, приведены задачи компенсирующего обучения с данным контингентом студентов, приведен анализ поведенческих реакций и псих...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Похожие статьи

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Поведение старшеклассников и подростковые проблемы

Данная статья представляет собой обзор основных аспектов поведения старшеклассников и подростковых проблем с позиции психологии. Рассматриваются физиологические, психологические и социальные аспекты, влияющие на поведение подростков, а также методы п...

Психологические особенности людей с хроническими соматическими заболеваниями

Целью данной статьи является изучение психологических особенностей людей с соматическими заболеваниями и способы адаптации к ним. Актуальность данной проблемы объясняется наличием зависимости физического здоровья и болезни человека от его психики, в ...

Особенности эмоциональной сферы у лиц, склонных к алкогольной зависимости

В статье раскрываются особенности эмоциональной сферы у лиц, склонных к алкогольной зависимости, а именно: чувство вины, стыда и тревожности. Понятие алкогольной зависимости рассматривается, принимая во внимание имеющиеся мнения и исследования отечес...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Психологическая диагностика личностных и эмоциональных аспектов суицидального поведения подростка

Компонент самооценки, самоконтроля и самодисциплины — это описание устойчивой индивидуальности, которая отражает заботу субъекта о проблемах личности и предлагает возможность более широкого круга ситуаций, в которых он может быть опасны, и отражает о...

Компенсирующее обучение как фактор повышения интереса к профессии среди студентов с девиантным поведением

В статье рассмотрены основные проблемные ситуации студентов «группы риска», дана характеристика девиантного поведения обучающихся, приведены задачи компенсирующего обучения с данным контингентом студентов, приведен анализ поведенческих реакций и псих...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Задать вопрос