Анализ самоотношения у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коноплёв, Н. Н. Анализ самоотношения у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет / Н. Н. Коноплёв, М. А. Сокол. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/4853/ (дата обращения: 17.12.2024).

В Беларуси, как и в других странах, отмечается тенденция роста доли пожилых людей в общей численности населения. В соответствии с классификацией ООН население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и старше составляет 7 % и более. В Беларуси, старше 65 лет 13,1 % от общей численности населения. Каждый год в течении последних десяти лет РФ теряет один миллион жителей. Всемирная организация здравоохранения признаёт, что от 50 до 55 % на здоровье человека влияет образ жизни; 20–25 % — экологический фактор; от 8 до 10 % — уровень услуг здравоохранения и оставшиеся проценты достаются качеству питания. Образ жизни человека целиком зависит от представлений о себе, о мире, об отношении с миром, поэтому в смысло-жизненной сфере человека, в его мировоззрении скрыт огромный ресурс для качественной и продолжительной жизни индивида. Жизнестойкость представляет собой систему установок; будучи личностно устойчивой характеристикой, она, тем не менее, может целенаправленно развиваться с закреплением достигнутых позитивных изменений. А главное — это тот фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, то, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах.

Для изучения характеристик жизнестойкости у работающих и неработающих пенсионеров в рамках магистерской диссертации 2013–2014 гг. в г. Новополоцке проводится исследование. Выборка случайная (знакомые знакомых). Работающие пенсионеры до 65 лет, средний возраст 58 лет (N=312); неработающие пенсионеры до 65 лет, средний возраст 61 год (N=312). Для изучения самоотношения как одного из компонентов психологического здоровья и жизнестойкости была выбрана психодиагностическая методика «Личностный семантический дифференциал», адаптированная в институте им. В. М. Бехтерева. Результаты диагностики обработаны в IBM SPSS Statistics 20. Количественно-качественный анализ представлен в абсолютных величинах. Для выявления различий между изучаемыми признаками был проведён расчёт U-критерия Манна-Уитни.

Результаты исследования: анализируя таблицу 1, видно, что у неработающих пенсионеров снижаются показатели по фактору «оценки».

Таблица 1

Абсолютные и относительные величины по показателю фактора оценки у работающих и неработающих пенсионеров

Фактор оценки

Итого

низкий

средний

высокий

Пенсионеры

работающие

Частота

23

221

68

312

% в Пенсионеры

7,4 %

70,8 %

21,8 %

100,0 %

неработающие

Частота

83

201

28

312

% в Пенсионеры

26,6 %

64,4 %

9,0 %

100,0 %

Итого

Частота

106

422

96

624

% в Пенсионеры

17,0 %

67,6 %

15,4 %

100,0 %

Это можно объяснить тем, что ощущается малая ценность своей личности.

Фактор силы (см. таблицу 2) по низкому уровню увеличивается, а по высокому снижается у неработающих пенсионеров.

Таблица 2

Абсолютные и относительные величины по показателю фактора силы у работающих и неработающих пенсионеров

Фактор силы

Итого

низкий

средний

высокий

Пенсионеры

работающие

Частота

34

232

46

312

% в Пенсионеры

10,9 %

74,4 %

14,7 %

100,0 %

неработающие

Частота

56

216

40

312

% в Пенсионеры

17,9 %

69,2 %

12,8 %

100,0 %

Итого

Частота

90

448

86

624

% в Пенсионеры

14,4 %

71,8 %

13,8 %

100,0 %

Это говорит о том, что уверенность в себе изменяется при выходе на пенсию.

По фактору активности (см. таблицу 3) существуют различия количественных показателей, что говорит о снижении экстравертированности личности.

Таблица 3

Абсолютные и относительные величины по показателю фактора активности у работающих и неработающих пенсионеров

Фактор активности

Итого

низкий

средний

высокий

Пенсионеры

работающие

Частота

31

233

48

312

% в Пенсионеры

9,9 %

74,7 %

15,4 %

100,0 %

неработающие

Частота

60

218

34

312

% в Пенсионеры

19,2 %

69,9 %

10,9 %

100,0 %

Итого

Частота

91

451

82

624

% в Пенсионеры

14,6 %

72,3 %

13,1 %

100,0 %

Для установления различий по преобладанию какого-либо из изучаемых признаков (методики ЛД) по выборкам работающих и неработающих пенсионеров использовался расчет U‑критерия Манна‑Уитни. Результаты статистического анализа говорят о том, что у работающих пенсионеров имеется более выраженное количественное преобладание изучаемых признаков. Средние показатели по переменной фактора Оценки (U=33466,50, р<0,000) у неработающих пенсионеров ниже. Это можно объяснить тем, что неработающие пенсионеры менее удовлетворены собой и у них существует недостаточный уровень принятия себя. Переменная фактор силы (U=40705,50, p< 0,000), у неработающих пенсионеров менее выражен, что говорит о том, что у неработающих пенсионеров снижается уверенность в себе вследствие зависимости от внешних обстоятельств.

По фактору активности (U=39093,00, р<0,000), так же отмечается снижение средних показателей по изучаемой переменной у неработающих пенсионеров. Эти результаты могут быть объяснены тем, что у неработающих пенсионеров снижается импульсивность и возрастает определённая пассивность.

Методика личностного дифференциала диагностирует самоотношение на уровне социального индивида, основанной на потребности принадлежности человека к общности, в признании его этой общностью. Пенсионер относит себя к тому образу пенсионера, который сформирован социальными нормами и правилами, обычаями, предписаниями, которые усвоены индивидом.

В ходе проведения диагностирования компонентов психологического здоровья для выявления сформированного образа пенсионера задавались вопросы о том, что люди делают на пенсии и что говорят о пенсионерах. Проведя анализ анкетных данных, можно описать сформированный образ пенсионера: Старость — не радость; болезни; грусть; одиночество, увядание. Что делают на пенсии: помогают детям, внукам; дача; огород; деревня. Пенсионеры в 3Д: доедают, донашивают, доживают. Понятно, что воздействие на пенсионера сформированного социумом образа, негативно влияет на личность человека. Как следствие жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение внутрь отношение других. В пенсионном возрасте актуальным становится направление энергии сознания на самопознание. Самопознание возможно лишь при участии в учебном процессе, где развивается представление о себе (личностные качества), о мире и отношении с миром. Согласно концепции жизнестойкости более полное, адекватное представление о себе позволит с новой точки зрения увидеть окружающий мир и выстроить позитивное отношение с этим миром.

Таким образом, проведенные выше качественный и статистический анализ эмпирических данных, а также содержательная интерпретация результатов U‑критерия Манна‑Уитни, позволяют заключить, что, выдвинутая в ходе исследования гипотеза о том, что у неработающих и работающих пенсионеров существуют различия в самоотношении, подтвердилась.

Литература:

1.         Касьяник, Е. Л. Психологическая диагностика самосознания личности / Е. Л. Косьяник, Е. С. Макеева. — Мозырь: Содействие, 2007. — С. 15–19.

2.         Коноплёв, Н. Н. Смысложизненные ориентации и жизнестойкость у работающих и неработающих пенсионеров / Н. Н. Коноплёв // Психологическая студия: сборник статей студентов и молодых исследователей УО «ВГУ им. П. М. Машерова, 2011. — Выпуск пятый. — С. 86–90.

3.         Пашкевич, О. И. Использование методов математической статистики в научно-исследовательской работе психологов, педагогов и специалистов социальной сферы / О. И. Пашкевич // Психология социального развития: полифония жизни: сб. науч. тр. каф. психологии. — Минск: Изд. центр БГУ, 2010. — С. 220–226.

Основные термины (генерируются автоматически): пенсионер, частота, IBM, SPSS, Беларусь, мир, общая численность населения, психологическое здоровье, статистический анализ, сформированный образ пенсионера.

Похожие статьи

Факторы психологического здоровья у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет

Характеристики психологического здоровья у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет (одна и та же выборка)

Сравнение взаимовлияния компонентов психологического здоровья у пенсионеров до 65 лет

Условия педагогической поддержки детей в период кризиса трех лет

Реализация программы по ранней профориентации на профессии железнодорожного транспорта с детьми 6–7 лет

Характеристика компонентов психологического здоровья работающих и неработающих пенсионеров

Изучение состояния лексики у младших школьников с нарушением интеллекта

Анализ эффективности деятельности НКО в сфере социальной поддержки инвалидов по зрению

Исследование влияния нарушения продолжительности сна на общую работоспособность и здоровье старшеклассников

Особенности формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Факторы психологического здоровья у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет

Характеристики психологического здоровья у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет (одна и та же выборка)

Сравнение взаимовлияния компонентов психологического здоровья у пенсионеров до 65 лет

Условия педагогической поддержки детей в период кризиса трех лет

Реализация программы по ранней профориентации на профессии железнодорожного транспорта с детьми 6–7 лет

Характеристика компонентов психологического здоровья работающих и неработающих пенсионеров

Изучение состояния лексики у младших школьников с нарушением интеллекта

Анализ эффективности деятельности НКО в сфере социальной поддержки инвалидов по зрению

Исследование влияния нарушения продолжительности сна на общую работоспособность и здоровье старшеклассников

Особенности формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста