Сравнение взаимовлияния компонентов психологического здоровья у пенсионеров до 65 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 24.03.2017

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Коноплёв, Н. Н. Сравнение взаимовлияния компонентов психологического здоровья у пенсионеров до 65 лет / Н. Н. Коноплёв, Л. С. Коноплёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 176-179. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40997/ (дата обращения: 17.12.2024).



Переход человека в группу пожилых людей существенно изменяет его взаимоотношение с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро и зло, счастье и т.д. Для многих пожилых людей процесс приспособления к новым условиям жизни протекает тяжело. В соответствии с классификацией ООН население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и старше составляет 7 % и более. В Российской Федерации, старше 65 лет 13 % от общей численности населения.

Абрахам Харольд Маслоу ввёл понятие «Основные потребности». Он пытался ответить на вопрос «Что делает людей невротиками?» В результате 12 лет психотерапевтической и исследовательской работы и двадцати лет изучения личности, ответ на вопрос звучит так: невроз — болезнь нуждающегося, его порождает неудовлетворённость потребности. Эмпирически он доказал, что с преодолением недостаточности удовлетворения потребности исчезает заболевание. У здорового человека недостаточность удовлетворения потребности отсутствует или незаметно.

Психологическое здоровье — состояние душевного благополучия. Включает в себя реализацию потребностей в хорошем самочувствии, позитивном самоотношении, в труде (самореализации). Предложенная ниже модель психосоциального здоровья, основана на «ERG — модели» К. Альдерфера, эмпирически подтверждённой Д.Т. Кемпбеллом и Л. Фон Розенштилем:

  1. Биологическое индивида (организма) — активность субъекта определена системой «организм — среда» и вызывается потребностями в самосохранении, индикатором которого является самочувствие.
  2. На уровне психическом в него включены элементы биологического и часть социального индивида. Активность подчинена потребности в принадлежности человека к общности, в признании его этой общностью. Быть принятым другими людьми отражается в самоотношении.
  3. На уровне социальном включает в себя активность личности и вызывается потребностью в труде (самореализации). Конструктивное мышление личности, предлагается диагностировать по уровню позитивных и негативных установок личности, так как установка — это состояние готовности субъекта к определённой активности, в определённой ситуации в соответствии с представлением субъекта об окружающей действительности и отношения к ней.

Исследование проводилось в г. Новополоцке РБ, выборка случайная.

По методикам было обследовано 624 испытуемых, из них по 312 человек в каждой из 2-ух выборок: работающие пенсионеры до 65 лет, средний возраст 58 лет (N=312) в равном количестве мужчины и женщины; неработающие пенсионеры до 65 лет, средний возраст 61 год (N=312) в равном количестве мужчины и женщины. Средний стаж без работы 3 года.

Методики:

  1. «Тест жизнестойкости» (Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова) [2].
  2. Методика личностного дифференциала (адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева) [1].
  3. Методика диагностики коммуникативной установки (В. В. Бойко) [4].
  4. Методика «Самооценка психических состояний» (Г. Ю. Айзенк) [3].

Цель исследования: выявить различия силы взаимовлияния компонентов психологического здоровья у пенсионеров до 65 лет.

Задачи:

  1. Провести парный сравнительный регрессионный анализ компонентов психологического здоровья у пенсионеров до 65 лет.
  2. Провести качественный анализ эмпирических данных и сделать выводы.

Предлагаются следующие гипотезы:

  1. Сила взаимовлияния негативной коммуникативной установки и самоотношения у пенсионеров до 65 лет различна.
  2. Сила взаимовлияния негативной коммуникативной установки и самооценки психического состояния у пенсионеров до 65 лет различна.
  3. Сила взаимовлияния самооценки психического состояния и самоотношения у пенсионеров до 65 лет различна.
  4. Сила взаимовлияния негативной коммуникативной установки и жизнестойкости у пенсионеров до 65 лет различна.
  5. Сила взаимовлияния жизнестойкости и самооценки психического состояния у пенсионеров до 65 лет различна.
  6. Сила взаимовлияния самоотношения и жизнестойкости у пенсионеров до 65 лет различна.

Список, включённых в обработку показателей:

  1. Общий балл жизнестойкости.
  2. Общий балл самоотношения.
  3. Общий балл негативной коммуникативной установки.
  4. Общий балл самооценки психического состояния.

Для решения поставленных задач, выраженных в гипотезах, был выбран метод множественного регрессионного анализа. Взаимосвязь между переменными можно выразить, как зависимость между величиной (независимая переменная) и функцией (зависимая переменная). Изменение функции в зависимости от изменения одного или нескольких аргументов называется регрессией. Количественное представление связи в виде зависимости между зависимой переменной и независимой переменной называется регрессионным анализом. Главная задача регрессионного анализа заключается в нахождении коэффициентов регрессии и уровня статистической значимости между аналитическими выражениями, связывающих между собой изучаемые переменные. Коэффициент регрессии представляет собой величину, на которую в среднем изменится зависимая переменная, при увеличении независимой переменной на 1 единицу измерения. Результаты диагностики обработаны в программе IBM SPSS Statistics 20.

Рис. 1. Регрессионная модель парного взаимовлияния компонентов психологического здоровья у пенсионеров до 65 лет (ЖС — жизнестойкость; СО — самоотношение; СПС — самооценка психологических состояний; НКУ — негативная коммуникативная установка). Следует учитывать, что ЖС и СО имеют шкалу прямую, а СПС и НКУ имеют шкалу обратную. Если повысить на + 1 балл показатель независимой переменной, то изменится балл зависимой переменной (см. коэффициент регрессии возле стрелки), при высоком уровне статистической значимости

Анализируя регрессионную модель парного взаимовлияния компонентов психологического здоровья у пенсионеров до 65 лет (рис. 1), следует отметить важность самооценки психического состояния в структуре модели психологического здоровья лиц пенсионного возраста до 65 лет. Деструктивные функциональные состояния, выражающиеся в тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности в большей мере повышают уровень отрицательного отношения к действительности (уровень негативной коммуникативной установки) и снижают уровень позитивных и конструктивных установок (уровень жизнестойкости). При ухудшении самооценки психического состояния снижается в большей мере с разностью в 10 % (-0,2), напротив (-0,1), уровень принятия другими людьми, выражающиеся в самоотношении. Высказывается предположение, что снижение частоты возникновения ощущения беспокойства и неуверенности в своих действиях (тревожность), переживания, неудачи, достижение каких-либо поставленных целей (фрустрация), снижение уровня неосознанного страха (немотивированная агрессия), снижение уровня переключаемости психических процессов к меняющимся требованиям социальной среды (ригидность) позволит повысить уровень психологического здоровья у лиц пенсионного возраста до 65 лет. Обращает на себя внимание тот факт, что повышение жизнестойких, позитивных установок положительно взаимосвязано с самоотношением и отрицательно с уровнем негативной коммуникативной установки. Напротив, повышение уровня негативной коммуникативной установки снижает противостояние стрессовым ситуациям (жизнестойкость) и самоотношение.

В заключение исследования формируются следующие выводы:

  1. Гипотеза, выдвинутая о различии взаимовлияния самоотношения и негативной коммуникативной установке, не подтверждается.
  2. Гипотеза о различии взаимовлияния самооценки психического состояния и негативной коммуникативной установки подтверждается.
  3. Гипотеза о различие взаимовлияния самооценки психического состояния и самоотношения подтверждается.
  4. Гипотеза о различие взаимовлияния негативной коммуникативной установке и жизнестойкости отвергается.
  5. Гипотеза о различии взаимовлияния жизнестойкости и самооценки психического состояния подтверждается.
  6. Гипотеза о различии взаимовлияния самоотношения и жизнестойкости отвергается.

Установка переживания страха и волнения по поводу широкого круга субъективно значимых явлений по отношению к типично значимым событиям значительно оказывают влияние на баланс позитивных и негативных установок личности в пенсионном возрасте до 65 лет. Предполагается, что программа, включающая в себя овладение психологическими знаниями по проблеме формирования психологического здоровья и упражнения по трансформации психологических стрессогенных факторов, позволит снизить психологическое и физическое напряжение, что будет способствовать более адекватному восприятию окружающей действительности и повысит сопротивляемость организма к внешним и внутренним деструктивным психоэмоциональным воздействиям.

Литература:

  1. Касьяник Е.Л., Макеева Е.С. Психологическая диагностика самосознания личности. — Мозырь: Содействие, 2007. — 224 с.
  2. Леонтьев Д.А., Рассказова Д.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63с.
  3. Психологическая диагностика личности. Практикум для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 — психология / сост.: В.Н. Шашок, Н.В. Смирнова. Минск: Частн. ин-т упр. и предпр., 2008. — 160 с.
  4. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика семьи / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Издат. Дом “Бахрах-М”, 2009. — С. 357-360.
Основные термины (генерируются автоматически): негативная коммуникативная установка, психическое состояние, психологическое здоровье, пенсионер, гипотеза, пенсионный возраст, переменная, самоотношение, сила взаимовлияния, уровень.


Похожие статьи

Связь семейной идентичности и психологического благополучия у старших подростков

Анализ самоотношения у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет

Сравнительный анализ организационно-педагогических условий формирования образа Я ребенка дошкольного возраста в социуме

Характеристики психологического здоровья у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет (одна и та же выборка)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения

Формирование ранних надпрофессиональных компетенций у старших дошкольников посредством межсетевого взаимодействия

Теоретические аспекты изучения проблемы коммуникативных компетенций детей младшего дошкольного возраста с алалией

Модель воспитания волевых качеств подростков в условиях школьных спортивных клубов

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Похожие статьи

Связь семейной идентичности и психологического благополучия у старших подростков

Анализ самоотношения у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет

Сравнительный анализ организационно-педагогических условий формирования образа Я ребенка дошкольного возраста в социуме

Характеристики психологического здоровья у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет (одна и та же выборка)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения

Формирование ранних надпрофессиональных компетенций у старших дошкольников посредством межсетевого взаимодействия

Теоретические аспекты изучения проблемы коммуникативных компетенций детей младшего дошкольного возраста с алалией

Модель воспитания волевых качеств подростков в условиях школьных спортивных клубов

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Задать вопрос