Переход человека в группу пожилых людей существенно изменяет его взаимоотношение с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро и зло, счастье и т.д. Для многих пожилых людей процесс приспособления к новым условиям жизни протекает тяжело. В соответствии с классификацией ООН население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и старше составляет 7 % и более. В Российской Федерации, старше 65 лет 13 % от общей численности населения.
Абрахам Харольд Маслоу ввёл понятие «Основные потребности». Он пытался ответить на вопрос «Что делает людей невротиками?» В результате 12 лет психотерапевтической и исследовательской работы и двадцати лет изучения личности, ответ на вопрос звучит так: невроз — болезнь нуждающегося, его порождает неудовлетворённость потребности. Эмпирически он доказал, что с преодолением недостаточности удовлетворения потребности исчезает заболевание. У здорового человека недостаточность удовлетворения потребности отсутствует или незаметно.
Психологическое здоровье — состояние душевного благополучия. Включает в себя реализацию потребностей в хорошем самочувствии, позитивном самоотношении, в труде (самореализации). Предложенная ниже модель психосоциального здоровья, основана на «ERG — модели» К. Альдерфера, эмпирически подтверждённой Д.Т. Кемпбеллом и Л. Фон Розенштилем:
- Биологическое индивида (организма) — активность субъекта определена системой «организм — среда» и вызывается потребностями в самосохранении, индикатором которого является самочувствие.
- На уровне психическом в него включены элементы биологического и часть социального индивида. Активность подчинена потребности в принадлежности человека к общности, в признании его этой общностью. Быть принятым другими людьми отражается в самоотношении.
- На уровне социальном включает в себя активность личности и вызывается потребностью в труде (самореализации). Конструктивное мышление личности, предлагается диагностировать по уровню позитивных и негативных установок личности, так как установка — это состояние готовности субъекта к определённой активности, в определённой ситуации в соответствии с представлением субъекта об окружающей действительности и отношения к ней.
Исследование проводилось в г. Новополоцке РБ, выборка случайная.
По методикам было обследовано 624 испытуемых, из них по 312 человек в каждой из 2-ух выборок: работающие пенсионеры до 65 лет, средний возраст 58 лет (N=312) в равном количестве мужчины и женщины; неработающие пенсионеры до 65 лет, средний возраст 61 год (N=312) в равном количестве мужчины и женщины. Средний стаж без работы 3 года.
Методики:
- «Тест жизнестойкости» (Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова) [2].
- Методика личностного дифференциала (адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева) [1].
- Методика диагностики коммуникативной установки (В. В. Бойко) [4].
- Методика «Самооценка психических состояний» (Г. Ю. Айзенк) [3].
Цель исследования: выявить различия силы взаимовлияния компонентов психологического здоровья у пенсионеров до 65 лет.
Задачи:
- Провести парный сравнительный регрессионный анализ компонентов психологического здоровья у пенсионеров до 65 лет.
- Провести качественный анализ эмпирических данных и сделать выводы.
Предлагаются следующие гипотезы:
- Сила взаимовлияния негативной коммуникативной установки и самоотношения у пенсионеров до 65 лет различна.
- Сила взаимовлияния негативной коммуникативной установки и самооценки психического состояния у пенсионеров до 65 лет различна.
- Сила взаимовлияния самооценки психического состояния и самоотношения у пенсионеров до 65 лет различна.
- Сила взаимовлияния негативной коммуникативной установки и жизнестойкости у пенсионеров до 65 лет различна.
- Сила взаимовлияния жизнестойкости и самооценки психического состояния у пенсионеров до 65 лет различна.
- Сила взаимовлияния самоотношения и жизнестойкости у пенсионеров до 65 лет различна.
Список, включённых в обработку показателей:
- Общий балл жизнестойкости.
- Общий балл самоотношения.
- Общий балл негативной коммуникативной установки.
- Общий балл самооценки психического состояния.
Для решения поставленных задач, выраженных в гипотезах, был выбран метод множественного регрессионного анализа. Взаимосвязь между переменными можно выразить, как зависимость между величиной (независимая переменная) и функцией (зависимая переменная). Изменение функции в зависимости от изменения одного или нескольких аргументов называется регрессией. Количественное представление связи в виде зависимости между зависимой переменной и независимой переменной называется регрессионным анализом. Главная задача регрессионного анализа заключается в нахождении коэффициентов регрессии и уровня статистической значимости между аналитическими выражениями, связывающих между собой изучаемые переменные. Коэффициент регрессии представляет собой величину, на которую в среднем изменится зависимая переменная, при увеличении независимой переменной на 1 единицу измерения. Результаты диагностики обработаны в программе IBM SPSS Statistics 20.
Рис. 1. Регрессионная модель парного взаимовлияния компонентов психологического здоровья у пенсионеров до 65 лет (ЖС — жизнестойкость; СО — самоотношение; СПС — самооценка психологических состояний; НКУ — негативная коммуникативная установка). Следует учитывать, что ЖС и СО имеют шкалу прямую, а СПС и НКУ имеют шкалу обратную. Если повысить на + 1 балл показатель независимой переменной, то изменится балл зависимой переменной (см. коэффициент регрессии возле стрелки), при высоком уровне статистической значимости
Анализируя регрессионную модель парного взаимовлияния компонентов психологического здоровья у пенсионеров до 65 лет (рис. 1), следует отметить важность самооценки психического состояния в структуре модели психологического здоровья лиц пенсионного возраста до 65 лет. Деструктивные функциональные состояния, выражающиеся в тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности в большей мере повышают уровень отрицательного отношения к действительности (уровень негативной коммуникативной установки) и снижают уровень позитивных и конструктивных установок (уровень жизнестойкости). При ухудшении самооценки психического состояния снижается в большей мере с разностью в 10 % (-0,2), напротив (-0,1), уровень принятия другими людьми, выражающиеся в самоотношении. Высказывается предположение, что снижение частоты возникновения ощущения беспокойства и неуверенности в своих действиях (тревожность), переживания, неудачи, достижение каких-либо поставленных целей (фрустрация), снижение уровня неосознанного страха (немотивированная агрессия), снижение уровня переключаемости психических процессов к меняющимся требованиям социальной среды (ригидность) позволит повысить уровень психологического здоровья у лиц пенсионного возраста до 65 лет. Обращает на себя внимание тот факт, что повышение жизнестойких, позитивных установок положительно взаимосвязано с самоотношением и отрицательно с уровнем негативной коммуникативной установки. Напротив, повышение уровня негативной коммуникативной установки снижает противостояние стрессовым ситуациям (жизнестойкость) и самоотношение.
В заключение исследования формируются следующие выводы:
- Гипотеза, выдвинутая о различии взаимовлияния самоотношения и негативной коммуникативной установке, не подтверждается.
- Гипотеза о различии взаимовлияния самооценки психического состояния и негативной коммуникативной установки подтверждается.
- Гипотеза о различие взаимовлияния самооценки психического состояния и самоотношения подтверждается.
- Гипотеза о различие взаимовлияния негативной коммуникативной установке и жизнестойкости отвергается.
- Гипотеза о различии взаимовлияния жизнестойкости и самооценки психического состояния подтверждается.
- Гипотеза о различии взаимовлияния самоотношения и жизнестойкости отвергается.
Установка переживания страха и волнения по поводу широкого круга субъективно значимых явлений по отношению к типично значимым событиям значительно оказывают влияние на баланс позитивных и негативных установок личности в пенсионном возрасте до 65 лет. Предполагается, что программа, включающая в себя овладение психологическими знаниями по проблеме формирования психологического здоровья и упражнения по трансформации психологических стрессогенных факторов, позволит снизить психологическое и физическое напряжение, что будет способствовать более адекватному восприятию окружающей действительности и повысит сопротивляемость организма к внешним и внутренним деструктивным психоэмоциональным воздействиям.
Литература:
- Касьяник Е.Л., Макеева Е.С. Психологическая диагностика самосознания личности. — Мозырь: Содействие, 2007. — 224 с.
- Леонтьев Д.А., Рассказова Д.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63с.
- Психологическая диагностика личности. Практикум для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 — психология / сост.: В.Н. Шашок, Н.В. Смирнова. Минск: Частн. ин-т упр. и предпр., 2008. — 160 с.
- Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика семьи / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Издат. Дом “Бахрах-М”, 2009. — С. 357-360.