Проблема системной взаимосвязи процессов адаптации и дезадаптации личности принадлежит к числу наиболее актуальных для современного общества. Эта проблема синтезирует в себе множество неразрешенных вопросов, связанных с разными уровнями регуляции поведения человека в ответ на разнообразные воздействия окружающей среды. Наиболее ярко процессы дезадаптации проявляются в процессе переживания человеком трудных жизненных ситуаций. В нашей статье мы делаем попытку рассмотреть особенности психической дезадаптации людей, находящихся на пенсии. Необходимость психологической поддержки пожилых людей, не имеющих семьи или не имеющих возможности для общения с близкими людьми, находящихся вне активной жизни общества, испытывающих одиночество, не вызывает сомнения.
В последние годы в России наблюдается демографическое старение, то есть увеличивается доля пожилых и старых людей в общей численности населения. К сожалению, приходится говорить о том, что в обществе уважение к возрасту постепенно исчезает, уступая место в лучшем случае безразличию, в худшем — скрытой или открытой вражде по отношению к пожилым людям [4, с. 34]. Многие современные семьи отдают своих родителей в «Дома престарелых». Для пенсионеров, не имеющих поддержки близких, такая жизненная ситуация становится трудной, стрессовой, несомненно провоцирующей развитие дезадаптивных процессов.
Поэтому серьезной задачей психологических и социальных служб, является изменение отношения к пожилым людях современного общества, и прежде всего молодежи, активизация родительской функции семьи, о которой многие дети в погоне за карьерой совсем забыли. Уже сегодня нужно принимать действенные меры по психологической поддержке и помощи людям пожилого возраста.
Особенности проявления психической дезадаптации у людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, психологические факторы ее формирования исследовали как в отечественной (В. А. Абрамов, Ю. А. Александровский, С. А. Бадмаев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Е. Личко, А. К. Наприенко, С. Л. Рубинштейн и др.), так и в зарубежной психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг и др.).
Психическая дезадаптация — это нарушение процесса приспособления индивида к воздействующим на него факторам внешней среды и к первоначально непривычным для него особенностям функционирования организма, которые возникают в зависимости от характера деятельности и режима жизни. Дезадаптированность — состояние организма, его органов, систем, возникающее вследствие дезадаптации [1, с. 56].
Согласно Ю. А. Александровскому под психической дезадаптацией понимают ситуации, в которых психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав свои резервы от воздействия психогенных факторов, не могут более обеспечивать адекватное отражение действительности и регуляторную деятельность человека. Его состояние при этом характеризуется преобладанием хронических отрицательных эмоций, дезорганизацией деятельности, утратой временной перспективы. Психическая дезадаптация проявляется в нарушениях восприятия пространства и времени, необычных психических состояниях и сопровождается ярко выраженными вегетативными реакциями [1, с. 57].
Дезадаптацию также определяют как результат внутренней, внешней или комплексной дисгармонизации взаимодействия личности с самим собой и с обществом, проявляющуюся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности.
Нарушение процесса социально-психологической адаптации и развитие процессов дезадаптации происходит на психофизиологическом, психологическом и социальном уровнях и определяется влиянием как ситуативных, так и личностных факторов [1].
Несмотря на различный смысл понятия дезадаптации непосредственно определяющими ее факторами служат одни и те же психологические параметры. Различные исследователи, рассматривая процесс психической дезадаптации, в качестве содержательных психологических характеристик данного явления выделяли одни и те же свойства, качества, особенности: психофизиологические, индивидуально-типологические, личностные, поведенческие, ценностно-смысловые, мотивационные.
Выход на пенсию — событие объективного характера. Однако всякое событие приобретает субъективную значимость и индивидуально переживается личностью в зависимости от личностных особенностей, значимости данного события, готовности к переживанию данного события. Оно вызывает высокий накал переживаний человека, так как однозначно приводит к изменениям определенных аспектов его жизнедеятельности, в частности, к изменениям социальной роли, статуса, круга общения и т. п. [3].
Пребывание на пенсии приводит к развитию процессов дезадаптации в случае оторванности пенсионеров от семьи, друзей, детей, внуков. Субъективное ощущение одиночества, ненужности, недоверие миру, потеря ценности своего «Я» приводят к снижению процесса социально-психологической адаптации пенсионеров. Очевидно, что выход на пенсию не только объективно меняет различные аспекты жизни и приобретает высокую субъективную значимость для человека, но и требует определенного преобразования личности: построения новых планов, принятия важных долговременных решений, переосмысления прежних отношений, ценностей [5].
Поэтому, проблема психологической готовности людей к выходу на пенсию с целью предотвращения развития у них дезадаптивных процессов становится актуальной для современного этапа развития российского общества. Можно однозначно утверждать, что люди, выходящие на пенсию, нуждаются в психологическом сопровождении и психологической поддержке.
Исследование проходило на базе частного пансионата для престарелых в г. Новошахтинске Ростовской области. В исследовании приняли участие 40 человек пенсионного возраста, проживающих в доме престарелых. В силу высокой занятости, родственники отдали их на попечение данной организации. Для изучения выраженности и особенностей психической дезадаптации испытуемых, отношения к себе, другим людям и окружающему миру использовались: методика «Оценка социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда, клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний К. К. Яхина, Д. М. Менделевича, методика «Качество жизни» Р. С. Элиот, методика «Социальная фрустрированность» Л. И. Вассермана.
У всех пенсионеров, проживающих в пансионате, выражены признаки психической дезадаптации (рис.1). Наблюдаются невротические расстройства, повышена тревога, присутствуют признаки невротической депрессии, обсессивно-фобических и вегетативных нарушений. Максимально выражена астения. Характерны быстрая утомляемость, снижение настроения, повышенная раздражительность, неуверенность в себе. У женщин проявляются ипохондризация на неприятных соматических ощущениях, страхи и тревога.
Проявляются значительные нарушения в системе отношений пенсионеров: неуверенность в себе; пассивное, пессимистическое отношение к разрешению возникающих проблем, внешний локус контроля. Прослеживаются нарушения в отношениях с другими людьми, снижена способность к установлению доверительных взаимоотношений, основанных на взаимопонимание. Наблюдается нарушение в показателе зависимость-доминирование. 46 % пенсионеров склонны к доминированию, 54 % проявляют зависимость, подчиняемость в поведении. Повышена чувствительность к оценке и мнению других людей.
Эмоционально-личностные особенности людей, проживающих в доме пенсионеров, характеризуются зависимостью, избирательной пассивностью, неустойчивой самооценкой, тревожностью, чувствительностью, подозрительностью, консерватизмом.
Рис. 1. Особенности проявления процессов дезадаптации у пенсионеров, проживающих в «Доме престарелых»
1 — Шкала «Тревоги».
2 — Шкала «Невротической депрессии».
3 — Шкала «Истерического типа реагирования».
4 — Шкала «Обсессивно-фобических нарушений».
5 — Шкала «Вегетативных нарушений».
6 — Шкала «Астении».
Индекс качества жизни пенсионеров, проживающих в доме престарелых, снижен. Выражены признаки снижения жизненного тонуса, настроения и удовлетворенности жизнью. Многим хотелось бы быть более полезными близким людям, прежде всего детям и внукам, многие хотели бы жить в семье.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что процесс психической дезадаптации пенсионеров обусловлен нарушениями в системе отношений личности. Для более успешной адаптации людей к ситуации выхода на пенсию, важна уверенность в себе, способность к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми, интернальность, оптимистичная, активная жизненная позиция в разрешении проблемных ситуаций.
Можно утверждать, что выявленные личностные особенности: зависимость, избирательная пассивность, неустойчивая самооценка, тревожность, чувствительность, подозрительность, консерватизм в определенной мере могут способствовать формированию ситуации вынужденного проживания пенсионерами в дали от дома и вне семьи и развитию процессов психической дезадаптации.
Развитию процессов психической дезадаптации у людей, выходящих на пенсию, способствует низкий индекс качества жизни и высокая социальная фрустрированность, проявляющаяся в неудовлетворенности социальным положением, достижениями в жизни, в профессиональной деятельности, в семье и сопровождающаяся стрессовым напряжением, вызванным нежелательной ситуацией.
Таким образом, пенсионерам, проживающим в пансионате для престарелых, необходима психологическая помощь. Психологи пансионата осуществляют индивидуальные психологические консультации для пенсионеров, проводят социально-психологические тренинги, направленные на обучение их навыкам саморегуляции и релаксационные занятия с целью нормализации психоэмоционального состояния: снятия нервно-психического напряжения, расслабления, повышения активности и жизненного тонуса, улучшения самочувствия и настроения. Используются методы саморегуляции психоэмоционального состояния: дыхательная гимнастики, аутогенная тренировка, медитация — визуализация, техника прогрессивной мышечной релаксации. Используются упражнения «Сведение рук», «Рамки, через которые мы смотрим на мир», «Телесно-ориентированные аффермации», «Центр тяжести», «Путешествие к центру своего Я…» и др., значительно улучшающие психоэмоциональное состояние пенсионеров, повышающие их активность, настроение и самочувствие.
Литература:
1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / А. Ю. Александровский. — М.: Медицина, 1996. — 235с.
2. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства / А. Ю. Александровский. — М.: Медицина, 1998. — 380с.
3. Дементьева Н. Ф., Устименко Э. В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей / Н. Ф. Дементьева, Э. В. Устименко. — М.: Наука, 1995. — 165с.
4. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми / Е. И. Холостова. — М.: Наука, 2003. — 255с.
5. Щукина Н. П. Самопомощь и взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей / Н. П. Щукина. — М.: Мир, 1999. — 182с.