Психологические особенности проявления психической дезадаптации у людей пожилого возраста, проживающих вне семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 09.04.2014

Статья просмотрена: 3942 раза

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. Э. Психологические особенности проявления психической дезадаптации у людей пожилого возраста, проживающих вне семьи / Л. Э. Кузнецова, В. П. Чеботарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 452-455. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10171/ (дата обращения: 16.12.2024).

Проблема системной взаимосвязи процессов адаптации и дезадаптации личности принадлежит к числу наиболее актуальных для современного общества. Эта проблема синтезирует в себе множество неразрешенных вопросов, связанных с разными уровнями регуляции поведения человека в ответ на разнообразные воздействия окружающей среды. Наиболее ярко процессы дезадаптации проявляются в процессе переживания человеком трудных жизненных ситуаций. В нашей статье мы делаем попытку рассмотреть особенности психической дезадаптации людей, находящихся на пенсии. Необходимость психологической поддержки пожилых людей, не имеющих семьи или не имеющих возможности для общения с близкими людьми, находящихся вне активной жизни общества, испытывающих одиночество, не вызывает сомнения.

В последние годы в России наблюдается демографическое старение, то есть увеличивается доля пожилых и старых людей в общей численности населения. К сожалению, приходится говорить о том, что в обществе уважение к возрасту постепенно исчезает, уступая место в лучшем случае безразличию, в худшем — скрытой или открытой вражде по отношению к пожилым людям [4, с. 34]. Многие современные семьи отдают своих родителей в «Дома престарелых». Для пенсионеров, не имеющих поддержки близких, такая жизненная ситуация становится трудной, стрессовой, несомненно провоцирующей развитие дезадаптивных процессов.

Поэтому серьезной задачей психологических и социальных служб, является изменение отношения к пожилым людях современного общества, и прежде всего молодежи, активизация родительской функции семьи, о которой многие дети в погоне за карьерой совсем забыли. Уже сегодня нужно принимать действенные меры по психологической поддержке и помощи людям пожилого возраста.

Особенности проявления психической дезадаптации у людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, психологические факторы ее формирования исследовали как в отечественной (В. А. Абрамов, Ю. А. Александровский, С. А. Бадмаев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Е. Личко, А. К. Наприенко, С. Л. Рубинштейн и др.), так и в зарубежной психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг и др.).

Психическая дезадаптация — это нарушение процесса приспособления индивида к воздействующим на него факторам внешней среды и к первоначально непривычным для него особенностям функционирования организма, которые возникают в зависимости от характера деятельности и режима жизни. Дезадаптированность — состояние организма, его органов, систем, возникающее вследствие дезадаптации [1, с. 56].

Согласно Ю. А. Александровскому под психической дезадаптацией понимают ситуации, в которых психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав свои резервы от воздействия психогенных факторов, не могут более обеспечивать адекватное отражение действительности и регуляторную деятельность человека. Его состояние при этом характеризуется преобладанием хронических отрицательных эмоций, дезорганизацией деятельности, утратой временной перспективы. Психическая дезадаптация проявляется в нарушениях восприятия пространства и времени, необычных психических состояниях и сопровождается ярко выраженными вегетативными реакциями [1, с. 57].

Дезадаптацию также определяют как результат внутренней, внешней или комплексной дисгармонизации взаимодействия личности с самим собой и с обществом, проявляющуюся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности.

Нарушение процесса социально-психологической адаптации и развитие процессов дезадаптации происходит на психофизиологическом, психологическом и социальном уровнях и определяется влиянием как ситуативных, так и личностных факторов [1].

Несмотря на различный смысл понятия дезадаптации непосредственно определяющими ее факторами служат одни и те же психологические параметры. Различные исследователи, рассматривая процесс психической дезадаптации, в качестве содержательных психологических характеристик данного явления выделяли одни и те же свойства, качества, особенности: психофизиологические, индивидуально-типологические, личностные, поведенческие, ценностно-смысловые, мотивационные.

Выход на пенсию — событие объективного характера. Однако всякое событие приобретает субъективную значимость и индивидуально переживается личностью в зависимости от личностных особенностей, значимости данного события, готовности к переживанию данного события. Оно вызывает высокий накал переживаний человека, так как однозначно приводит к изменениям определенных аспектов его жизнедеятельности, в частности, к изменениям социальной роли, статуса, круга общения и т. п. [3].

Пребывание на пенсии приводит к развитию процессов дезадаптации в случае оторванности пенсионеров от семьи, друзей, детей, внуков. Субъективное ощущение одиночества, ненужности, недоверие миру, потеря ценности своего «Я» приводят к снижению процесса социально-психологической адаптации пенсионеров. Очевидно, что выход на пенсию не только объективно меняет различные аспекты жизни и приобретает высокую субъективную значимость для человека, но и требует определенного преобразования личности: построения новых планов, принятия важных долговременных решений, переосмысления прежних отношений, ценностей [5].

Поэтому, проблема психологической готовности людей к выходу на пенсию с целью предотвращения развития у них дезадаптивных процессов становится актуальной для современного этапа развития российского общества. Можно однозначно утверждать, что люди, выходящие на пенсию, нуждаются в психологическом сопровождении и психологической поддержке.

Исследование проходило на базе частного пансионата для престарелых в г. Новошахтинске Ростовской области. В исследовании приняли участие 40 человек пенсионного возраста, проживающих в доме престарелых. В силу высокой занятости, родственники отдали их на попечение данной организации. Для изучения выраженности и особенностей психической дезадаптации испытуемых, отношения к себе, другим людям и окружающему миру использовались: методика «Оценка социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда, клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний К. К. Яхина, Д. М. Менделевича, методика «Качество жизни» Р. С. Элиот, методика «Социальная фрустрированность» Л. И. Вассермана.

У всех пенсионеров, проживающих в пансионате, выражены признаки психической дезадаптации (рис.1). Наблюдаются невротические расстройства, повышена тревога, присутствуют признаки невротической депрессии, обсессивно-фобических и вегетативных нарушений. Максимально выражена астения. Характерны быстрая утомляемость, снижение настроения, повышенная раздражительность, неуверенность в себе. У женщин проявляются ипохондризация на неприятных соматических ощущениях, страхи и тревога.

Проявляются значительные нарушения в системе отношений пенсионеров: неуверенность в себе; пассивное, пессимистическое отношение к разрешению возникающих проблем, внешний локус контроля. Прослеживаются нарушения в отношениях с другими людьми, снижена способность к установлению доверительных взаимоотношений, основанных на взаимопонимание. Наблюдается нарушение в показателе зависимость-доминирование. 46 % пенсионеров склонны к доминированию, 54 % проявляют зависимость, подчиняемость в поведении. Повышена чувствительность к оценке и мнению других людей.

Эмоционально-личностные особенности людей, проживающих в доме пенсионеров, характеризуются зависимостью, избирательной пассивностью, неустойчивой самооценкой, тревожностью, чувствительностью, подозрительностью, консерватизмом.

Рис. 1. Особенности проявления процессов дезадаптации у пенсионеров, проживающих в «Доме престарелых»

1 — Шкала «Тревоги».

2 — Шкала «Невротической депрессии».

3 — Шкала «Истерического типа реагирования».

4 — Шкала «Обсессивно-фобических нарушений».

5 — Шкала «Вегетативных нарушений».

6 — Шкала «Астении».

Индекс качества жизни пенсионеров, проживающих в доме престарелых, снижен. Выражены признаки снижения жизненного тонуса, настроения и удовлетворенности жизнью. Многим хотелось бы быть более полезными близким людям, прежде всего детям и внукам, многие хотели бы жить в семье.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что процесс психической дезадаптации пенсионеров обусловлен нарушениями в системе отношений личности. Для более успешной адаптации людей к ситуации выхода на пенсию, важна уверенность в себе, способность к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми, интернальность, оптимистичная, активная жизненная позиция в разрешении проблемных ситуаций.

Можно утверждать, что выявленные личностные особенности: зависимость, избирательная пассивность, неустойчивая самооценка, тревожность, чувствительность, подозрительность, консерватизм в определенной мере могут способствовать формированию ситуации вынужденного проживания пенсионерами в дали от дома и вне семьи и развитию процессов психической дезадаптации.

Развитию процессов психической дезадаптации у людей, выходящих на пенсию, способствует низкий индекс качества жизни и высокая социальная фрустрированность, проявляющаяся в неудовлетворенности социальным положением, достижениями в жизни, в профессиональной деятельности, в семье и сопровождающаяся стрессовым напряжением, вызванным нежелательной ситуацией.

Таким образом, пенсионерам, проживающим в пансионате для престарелых, необходима психологическая помощь. Психологи пансионата осуществляют индивидуальные психологические консультации для пенсионеров, проводят социально-психологические тренинги, направленные на обучение их навыкам саморегуляции и релаксационные занятия с целью нормализации психоэмоционального состояния: снятия нервно-психического напряжения, расслабления, повышения активности и жизненного тонуса, улучшения самочувствия и настроения. Используются методы саморегуляции психоэмоционального состояния: дыхательная гимнастики, аутогенная тренировка, медитация — визуализация, техника прогрессивной мышечной релаксации. Используются упражнения «Сведение рук», «Рамки, через которые мы смотрим на мир», «Телесно-ориентированные аффермации», «Центр тяжести», «Путешествие к центру своего Я…» и др., значительно улучшающие психоэмоциональное состояние пенсионеров, повышающие их активность, настроение и самочувствие.

Литература:

1.      Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / А. Ю. Александровский. — М.: Медицина, 1996. — 235с.

2.                Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства / А. Ю. Александровский. — М.: Медицина, 1998. — 380с.

3.      Дементьева Н. Ф., Устименко Э. В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей / Н. Ф. Дементьева, Э. В. Устименко. — М.: Наука, 1995. — 165с.

4.      Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми / Е. И. Холостова. — М.: Наука, 2003. — 255с.

5.      Щукина Н. П. Самопомощь и взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей / Н. П. Щукина. — М.: Мир, 1999. — 182с.

Основные термины (генерируются автоматически): психическая дезадаптация, пенсия, жизненный тонус, избирательная пассивность, неустойчивая самооценка, психологическая поддержка, психоэмоциональное состояние, развитие процессов, современное общество, социально-психологическая адаптация.


Похожие статьи

Специфика речевого развития у детей из социально-неблагополучных семей

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты склонности подростков к аддиктивному поведению и их профилактика в образовательном учреждении

Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Психологические аспекты причины возникновения нарушений речи у детей на ранних этапах развития

Индивидуально-психологические особенности лиц, страдающих различными психосоматическими расстройствами

Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса

Социальные навыки и взаимоотношения с людьми у детей с расстройствами аутистического спектра

Психологические особенности формирования нравственной ответственности подростков в семьях учителей

Похожие статьи

Специфика речевого развития у детей из социально-неблагополучных семей

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты склонности подростков к аддиктивному поведению и их профилактика в образовательном учреждении

Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Психологические аспекты причины возникновения нарушений речи у детей на ранних этапах развития

Индивидуально-психологические особенности лиц, страдающих различными психосоматическими расстройствами

Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса

Социальные навыки и взаимоотношения с людьми у детей с расстройствами аутистического спектра

Психологические особенности формирования нравственной ответственности подростков в семьях учителей

Задать вопрос