Теоретические аспекты изучения одиночества у лиц пожилого возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 01.07.2019

Статья просмотрена: 1212 раз

Библиографическое описание:

Черных, И. А. Теоретические аспекты изучения одиночества у лиц пожилого возраста / И. А. Черных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 284-286. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61171/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматривается понятие феномен одиночества у пожилых людей. Теоретические аспекты изучения этого чувства. Причины, по которым люди преклонного возраста начинают испытывать состояние одиночества. Стратегия адаптации к старости.

Старение организма как биологический процесс является генетически запрограммированным, что сопровождается рядом возрастных изменений в организме человека. Старости свойственны не только упадок физических сил, прогрессирующее ухудшение состояния здоровья, но и психологические изменения, такие, как интеллектуальное и эмоциональное погружение во внутренний мир, в переживания, связанные с осмыслением прожитой жизни.

Основными проблемами людей пожилого возраста чаще всего становятся неудовлетворительное состояние здоровья, низкий уровень качества медицинских услуг, тяжелое материальное положение, равнодушное отношение близких и одиночество.

Однако основным источником развития одиночества в пожилом возрасте являются психологические проблемы, возникающие перед человеком после выхода на пенсию. К ним можно отнести следующие:

– ограничение жизнедеятельности людей в силу специфики возрастного периода. Это одна из самых острых и болезненных проблем, с которой сталкиваются граждане, достигшие преклонного возраста, и вынуждены из-за возрастных и физиологических особенностей отказаться от многих привычных социальных ролей и статусов.

Столкнувшись с приведенными проблемами, человек преклонного возраста часто начинает испытывать состояние одиночества

Типичной для представителей этого возраста, как отмечают А. Хухлаева, Н. Шахматов, является возрастная ситуационная депрессия, которая субъективно переживается как чувство собственной ненужности, безразличия к тому, что происходит вокруг, ей характерно подавленное настроение без веских причин. Как результат — обидчивость, тревожность, длительные отрицательные эмоциональные реакции. Основные проявления этой депрессии — ипохондрическая фиксация на болезненных ощущениях, идея о постоянных притеснениях со стороны окружения (моральные и физические), тенденция к сочинениям для подтверждения собственной значимости [1,2]

Личностные характеристики зависят от выбора пожилым человеком одной из двух стратегий адаптации к старости — или поддержка и развитие социальных связей и как результат сохранение себя как личности, или дистанцирование от общества с постепенным угасанием психологических функций, с целью сохранить себя как индивида. В случае выбора второй стратегии, возможно проявление сенсорной депривации, эгоцентричности, обидчивости, возникновение чувства одиночества в мире, который воспринимается как непонятный и угрожающий.

Потребности на этом возрастном этапе, как показывают исследования И. Малкиной-Пых, остаются такими же, что и в период взрослости, меняя только свое значение для личности. На первый план выходят потребности во избежание страданий (что связано со страхом появления разного рода соматических заболеваний и сопутствующих им физических страданий), в спасении (связано со страхом беспомощности) и стабильности (страх перед новыми обстоятельствами, привязанность к близкими собственной территории).

По некоторым данным, уровень страхов в этом возрасте увеличивается в связи с тем, что они накапливаются в течение жизни и с возникновением угрозы конечности существования. Таким образом, основным является непосредственно сам страх смерти, который приобретает различные конфигурации — страх одиночества, или болезни, или будущего, вообще иррациональные страхи [3].

Обобщенная характеристика пожилых людей с учетом всех негативных качеств личности имеет следующий вид — как правило, снижена активность, замедляются психические процессы, ухудшается самочувствие. В процессе старения меняется отношение к явлениям и событиям, изменяется направленность интересов.

Во многих случаях происходит сужение круга интересов, недовольство окружающими. Наряду с этим имеет место идеализация прошлого, тенденция к воспоминаниям. У пожилого человека часто снижается самооценка, растет недовольство собой, неуверенность в себе. Они становятся эгоистичными и эгоцентричными, более интровертированными.

Существует взаимосвязь между личностными характеристиками и успеваемостью адаптации к возрастным изменениям.

В поздней взрослости многие люди чувствуют укрепление эмоциональной связи с братьями и сестрами. В трудные минуты, они часто поселяются вместе, утешают, и поддерживают друг друга, ухаживают друг за другом во время болезни. В общении они предаются воспоминаниям о детстве и юности — это дарит им радость, утешает в периоды потерь [5].

Однако часто эти отношения эмоционально нестабильны и для них характерны те же проблемы, что и для общения пожилых мужчины и женщины.

В силу обостренной чувствительности к проявлениям внимания и заботы в пожилом возрасте может вырасти роль дружбы. Чувство брошенности, углубленное потерей многих социальных ролей, может быть компенсировано дружественным участием и вниманием. Повышенную болтливость старых людей можно объяснить нуждой информационной нагрузки и социального общения.

Последнее, однако, во многом удовлетворяется в дружбе. Дружеское общение, подкрепленное общностью интересов, социального положения, общей направленностью в прошлое и сходством уровня общения, не всегда удается добиться в контактах с членами семьи. Дружеские отношения в старости могут быть заложенными в прошлой совместной деятельности, или в течение длительного совместного проживания и укрепленными общим стилем преодоления тягот старости, сходством судьбы, и одинаковым культурным уровнем.

В силу объективных факторов в период поздней взрослости увеличивается значимость внутрисемейных контактов. Происходят уменьшение связи между человеком и обществом из-за прекращения работы, ухода из жизни друзей и близких, ограничения физической активности.

Если предыдущим возрастным периодам соответствовало постепенное расширение круга общения, то теперь, наоборот, наблюдается его сужения.

Именно внутрисемейное общение становится важным источником удовлетворения потребностей в безопасности, в любви и принятии. Через семью многие удовлетворяют потребность в признании. Семья дает человеку возможность проявления различных чувств, помогает избежать эмоциональной монотонности, то есть ситуации сенсорной депривации.

Также распространенными становятся конфликты между поколениями. В тех семьях, в которых родители всегда занимали только родительскую позицию, никогда не позволяли себе ее изменить, может произойти замена ролей: дети займут родительскую опекунскую позицию. Иногда пожилые люди страдают от диктата взрослых детей.

Таким образом, неоднородность и сложность чувства одиночества в поздней взрослости находят выражение в его двойственном характере. С одной стороны, это тяжелое ощущение разрыва с окружающими, боязнь последствий одинокого образа жизни, с другой стороны — это четкая тенденция отгородиться от окружающих, защитить свой внутренний мир и стабильность от вторжения посторонних [4].

В этой тенденции можно видеть единственно возможный способ обеспечить себе независимость и душевный комфорт. Чаще всего эти противоположные тенденции — тяжелое переживание одиночества и стремление к уединению сочетаются, определяя сложные и противоречивые чувства пожилого человека.

Литература:

  1. Гусев, А. Н. Ощущение и восприятие: в 7 т. / А. Н. Гусев. — М.: Академия, 2013. — Т. 2.
  2. Заворотных, Е. Н. Социально-психологические особенности одиночества как субъективного переживания: дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Е. Н. Заворотных. — СПб., 2009.
  3. Макарова, И. В. Общая психология: краткий курс лекций / И. В. Макарова. — М.: Юрайт, 2013.
  4. Глуханюк, Н. С. Поздний возраст и стратегии его освоения / Н. С. Глуханюк, Т. Б. Гершкович. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2003.
  5. Мухиярова, Е. Н. Переживание одиночества в зрелом возрасте (гендерный аспект): дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Е. Н. Мухиярова. — СПб., 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): пожилой возраст, поздняя взрослость, преклонный возраст, внутренний мир, пожилой человек, состояние одиночества, стратегия адаптации.


Похожие статьи

Значение типа семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростка

В статье показано значение семьи в ближайшем окружении подростка, рассмотрены различные типы проблемных семей, являющихся фактором риска формирования девиантного поведения и развития наркозависимости у подростка.

Роль межличностных отношений в психологическом развитии младшего школьника

В статье анализируются проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста со сверстниками. Изучены особенности формирования их личностных качеств посредством межличностных отношений. Произведен анализ этапов вхождения младшего школьни...

«Формы и причины делинквентного поведения у подростков»

В статье анализируется формы и причины делинквентности подростков. Выделяются основные мотивы, побуждающие к совершению противоправных действий. На основе анализа источников автор приходит к выводу о том, что делинквентное поведение подростка взаимос...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте

В статье рассматривается вопрос особенностей психологического развития детей младшего школьного возраста. В работе представлен теоретический анализ научной литературы по данной проблеме.

Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются вопросы формирования самостоятельности и трудолюбия у детей, проанализированы взгляды ведущих педагогов и психологов. Приведены результаты изучения качественных и количественных показателей проявления самостоятельности и труд...

Особенности формирования конфликтного поведения в подростковом возрасте

В статье рассмотрена проблема формирования конфликтного поведения в подростковом возрасте, проанализирована актуальность данной проблемы, цель, проведено эмпирическое исследование.

Лень или апатия у подростков? Тревожные сигналы для родителей

В данной статье раскрываются особенности проявления апатии и лени в подростковом возрасте, как явлений, непосредственно связанных с волевой сферой человека. Были выявлены общие характеристики, а также специфические черты апатии и лени, их выраженност...

Социологическая оценка взаимосвязи общественного развития и безработицы женщин

В статье исследуется проблемы занятости среди женщин проживающих в сельской местности, анализируются факторы, повышающие занятость населения в условиях рыночной экономики,предлагаются ряд мер по улучшению занятости сельского населения.

Формирование национальной идентичности

Данная работа рассматривает понятия слов «идентичность» и «национальная идентичность». Описывает возникновение и использование их в системе образования. Определяет задачи в воспитании у учащихся национальной идентичности и способы их решения.

Похожие статьи

Значение типа семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростка

В статье показано значение семьи в ближайшем окружении подростка, рассмотрены различные типы проблемных семей, являющихся фактором риска формирования девиантного поведения и развития наркозависимости у подростка.

Роль межличностных отношений в психологическом развитии младшего школьника

В статье анализируются проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста со сверстниками. Изучены особенности формирования их личностных качеств посредством межличностных отношений. Произведен анализ этапов вхождения младшего школьни...

«Формы и причины делинквентного поведения у подростков»

В статье анализируется формы и причины делинквентности подростков. Выделяются основные мотивы, побуждающие к совершению противоправных действий. На основе анализа источников автор приходит к выводу о том, что делинквентное поведение подростка взаимос...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте

В статье рассматривается вопрос особенностей психологического развития детей младшего школьного возраста. В работе представлен теоретический анализ научной литературы по данной проблеме.

Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются вопросы формирования самостоятельности и трудолюбия у детей, проанализированы взгляды ведущих педагогов и психологов. Приведены результаты изучения качественных и количественных показателей проявления самостоятельности и труд...

Особенности формирования конфликтного поведения в подростковом возрасте

В статье рассмотрена проблема формирования конфликтного поведения в подростковом возрасте, проанализирована актуальность данной проблемы, цель, проведено эмпирическое исследование.

Лень или апатия у подростков? Тревожные сигналы для родителей

В данной статье раскрываются особенности проявления апатии и лени в подростковом возрасте, как явлений, непосредственно связанных с волевой сферой человека. Были выявлены общие характеристики, а также специфические черты апатии и лени, их выраженност...

Социологическая оценка взаимосвязи общественного развития и безработицы женщин

В статье исследуется проблемы занятости среди женщин проживающих в сельской местности, анализируются факторы, повышающие занятость населения в условиях рыночной экономики,предлагаются ряд мер по улучшению занятости сельского населения.

Формирование национальной идентичности

Данная работа рассматривает понятия слов «идентичность» и «национальная идентичность». Описывает возникновение и использование их в системе образования. Определяет задачи в воспитании у учащихся национальной идентичности и способы их решения.

Задать вопрос