В статье представлен материал, отражающий проблему одиночества людей пожилого возраста, проживающих в специализированных учреждениях (на примере дома престарелых). Приведены результаты исследования по выявлению уровня одиночества пожилых людей, особенностей их психологических защит и уровня жизнестойкости. Обозначены корреляции между выявленными личностными особенностями и степенью выраженности одиночества у данного контингента лиц. Сформулированные в данной работе положения и выводы можно использовать в дальнейшем в деятельности психологов и работников социальной сферы различных учреждений по оказанию психологической помощи лицам пожилого возраста.
Ключевые слова: геронтогенез, пожилой возраст, одиночество, психологические защиты, жизнестойкость, специализированное учреждение
Проблема пожилого человека, равно как и проблема одиночества, до последнего времени предстают в роли мало изученных в нашей стране. Исследования отечественных психологов ограничивались, как правило, юношеским возрастом, не затрагивая при этом изучения проблем людей старшего возраста. В этой связи в современной психологии ощущается необходимость эмпирического исследования феномена одиночества в пожилом возрасте и, особенно, в разработке средств и методов помощи одиноким [3]. Численность специфической социально-демографической группы, которую составляют пожилые люди, постоянно увеличивается практически повсеместно, что представляет уже достаточно стабильную тенденцию развития человеческого общества. К эмоциональным изменениям в период старения можно отнести обидчивость, неустойчивое настроение, повышенную ранимость, раздражительность, нередко возникающие чувства тревоги и страха. Зачастую пожилые люди могут любую, даже незначительную обиду, бестактность, проявление неуважения со стороны окружающих воспринять как тяжелую психологическую травму, что чревато для них эмоциональным срывом. Особую негативную роль проблема одиночества играет в специализированных учреждениях, в которых находятся пожилые люди, как лишенные семей, так и не имеющие возможности проживать вместе со своими родственниками. Представляется важным исследовать особенности переживания одиночества в группах пожилых людей, проживающих в семьях и в домах престарелых, а также влияние личностных особенностей, таких как жизнестойкость и защитные стереотипы, на переживание одиночества в данных группах [1].
Одиночество как психологический феномен получил свое освещение в ряде работ отечественных авторов, таких как С. Г. Корчагина, О. Н. Кузнецов, В. И. Лебедев, Н. Е. Покровский, Г. В. Иванченко; в рамках зарубежной психологической литературы − теоретический подход к одиночеству (Л. Рук, К. Пепло). В то же время является весьма неразработанным вопрос об особенностях одиночества в период старения и старости, в данном русле существуют немногочисленные комплексные исследования (О. В. Лазарянц, Л. И. Анцыферова, М. Д. Александрова, О. В. Краснова).
Проблема же психологической защиты разработана достаточно хорошо и является предметом исследования Ф. В. Бассина, Ю. В. Власовой, Ф. Е. Василюка, В.В Налчаджяна, Е. Р. Исаевой, Э. И. Киршбаума, А. И. Еремеевой, Р. Р. Набиуллиной, И. В. Тухтаровой, И. М. Никольской, В. А. Штроо и др. Однако концепций о рассмотрении механизмов психологических защит как способов переживания одиночества в старости явно не хватает. Ряд авторов увязывает проблему одиночества с показателями жизнестойкости (А. Н. Фоминова, М. В. Логинова, Л. А. Александрова, Т. В. Наливайко, Р. И. Стецишин, В. Д. Шадриков), удовлетворением смысла жизни (В. Э. Франкл). Но этот же вопрос в области геронтопсихологии только ждет своего обоснования. В последнее десятилетие в литературе всё чаще встречаются утверждения о старости как о возрасте развития (О. В. Глазунова, М. Д. Александрова, О. В. Краснова, Р. М. Грановская, А. И. Копытин, С. Л. Соловьева и др.), о возможности активной работы и взаимодействия (Н. А. Ермак, М. В. Ермолаева, Ю. Ю. Шкарина и др.). Этот перспективный взгляд на период геронтогенеза только начинает развиваться в лоне отечественной психологии.
Объектом нашего исследования выступил феномен одиночества пожилых людей.
Предмет исследования: психологическая защита и жизнестойкость как способы переживания одиночества лицами пожилого возраста.
Гипотеза: люди пожилого возраста, проживающие в домах престарелых, острее переживают одиночество, нежели люди данного возраста, живущие в домашних условиях. При этом интенсивность переживания одиночества связана с уровнем их жизнестойкости и использованием механизмов психологической защиты, эта связь качественно отлична у пожилых людей в различных условиях проживания, что необходимо учитывать при оказании им психологической помощи.
Общей целью проведенного эмпирического исследования явилось выявление особенностей переживания одиночества пожилыми людьми в домах престарелых. Это, в свою очередь, позволило решить задачу эмпирической верификации теоретических положений исследования и проверить гипотезу о связи интенсивности переживания одиночества у пожилых людей, проживающих в домах престарелых с использованием механизмов психологической защиты и уровнем жизнестойкости. Было предположено, что наиболее остро проблема одиночества стоит в домах престарелых. Соответственно, в качестве основной группы обследуемых выступили люди пожилого возраста, находящиеся на постоянном проживании в домах престарелых. Для проведения сравнительного анализа с целью получения более надежных результатов была также набрана группа испытуемых, состоящая из пожилых людей, проживающих в домашних условиях.
Проведенное исследование позволило выполнить сравнительный анализ взаимосвязи уровня одиночества с использованием механизмов психологической защиты и уровнем жизнестойкости у пожилых людей, находящихся в различных условиях проживания.
Базой исследования явился ГБССУ СО ГПВИ «Волгоградский областной геронтологический центр». В исследовании приняли участие люди в возрасте 66–72 лет, проживающие в данном стационарном специализированном учреждении (30 чел), пенсионеры, проживающие в домашних условиях, возрастной диапазон которых составил 60–73 года (27 чел). Общий объем выборки составил 57 человек.
Согласно указанной в специфике проблемы одиночества применялись следующие психодиагностические методики:
а. для выявления уровня одиночества: методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона;
б. для изучения механизмов психологических защит опросник Р. Плутчика — Х. Келлермана — Г. Конте;
в. для изучения показателей жизнестойкости: методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева.
С целью получения дополнительной информации в процессе беседы с испытуемыми была использована группа вопросов авторского плана. Все вышеуказанные опросники и инструкции по работе с ними были предоставлены испытуемым в устном виде, как элемент общей беседы. Это было обусловлено спецификой обстановки (желание «говорить») и особенностями самих испытуемых, связанными с инволютивными процессами их возраста (плохое зрение, снижение концентрации внимания, быстрая утомляемость и т. д.). Ответы респондентов отмечались нами в специальных бланках ответов.
Проведенное исследование подтвердило изначальное предположение о том, что проблема одиночества стоит более остро в геронтологическом центре в сравнении с людьми пожилого возраста, проживающими вне стен данного учреждения. С помощью вопросов специально созданной анкеты авторского плана, направленной на более полное раскрытие проблемы, выявлен факт, что в выборку пожилых людей, проживающих в семьях или самостоятельно, входят респонденты, которые даже если и находятся в состоянии одиночества, не испытывают явного дискомфорта от переживания данного субъективного ощущения, что нельзя сказать про первую группу респондентов, проживающих в стенах геронтологического центра.
В ходе эмпирического исследования была также раскрыта специфика и характерные особенности взаимосвязи уровня одиночества с различными механизмами психологической защиты, а также с диспозициями такого феномена как жизнестойкость. Оказалось, что в обеих группах испытуемых наблюдаются обратная связь между уровнем субъективного переживания одиночества и напряженностью такого механизма психологической защиты как вытеснение (р<0,01). Оно выполняет свою защитную функцию, не допуская в сознание желаний, идущих вразрез с нравственными ценностями, связано с избеганием внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания не информации о случившемся в целом, а только истинного, но неприемлемого мотива своего поведения [2]. В группе пожилых людей из семей и проживающих самостоятельно, к снижению интенсивности переживания одиночества приводит рационализация (р<0,01), в то время как пожилые люди, живущие в геронтологическом центре, чаще используют такой механизм психологической защиты, как проекция, которая находится в прямой связи с одиночеством (р<0,001). В первом случае благодаря рационализации собственное поведение пожилому человеку предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам, во втором, соответственно, использование проекции не способствует снижению уровня субъективного ощущения одиночества для испытуемых, находящихся в специализированном учреждении. Обвинения в отношении неправильного поведения, мнений, позиций в адрес других людей могут служить причиной отдаления от них, что в сою очередь приводит к большей выраженности ощущения собственного одиночества. У некоторых испытуемых (33 %) в данной выборке была выявлена такая психологическая защита как компенсация (р<0,05), которая, как правило, выражается в творческой деятельности, что помогает бороться пожилым людям с мыслями о своем одиночестве (обратная связь, р<0,05). Именно творческая деятельность как основное занятие пожилых людей в геронтологическом центре было выявлено с помощью ответов на вопросы анкеты авторского плана.
При изучении наличия связи между уровнем одиночества и диспозициями жизнестойкости у пожилых людей в геронтологическом центре значима обратная связь между уровнем субъективного ощущения одиночества и вовлеченностью (в деятельность, события, поддерживающие интерес), а у пожилых людей вне стен данного учреждения — с контролем (возможностью влияния на ход событий) (р<0,01).
Таким образом, вторая часть гипотезы о наличии связи между переживанием одиночества у пожилых людей, проживающих в домах престарелых, и использованием механизмов психологической защиты и уровнем жизнестойкости была подтверждена. Более того выявленные эмпирическим путем механизмы психологических защит и показатели диспозиций жизнестойкости в двух выборках подтвердили вторую часть гипотезы о качественном отличии связи данных психических феноменов и уровня одиночества в отношении пожилых людей, проживающих в различных условиях.
Результаты эмпирического исследования доказали необходимость специальной психологической работы с пожилыми людьми, проживающими в геронтологическом центре. В качестве рекомендаций к психологической работе с данным контингентом по оптимизации состояния пожилых людей, снижения их уровня одиночества были предложены следующие направления эстетотерапии: арт-, музыко, танцо-, библиотерапия; был рассмотрен возможный, однако пока трудноосуществимый вариант анималотерапии. Весьма продуктивным видом работы может стать терапия воспоминаниями, особенно в комплексе систематических встреч с младшим поколением (школьниками, студентами). Как вариант для рассмотрения предложено обеспечение возможности в условиях геронтологических центров создания отдельных зон для труда и активного отдыха пожилых людей.
Литература:
- Абитов И. Р., Глухова М. И. Особенности переживания одиночества пожилыми людьми, проживающими в домах престарелых // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 2. М.: «Институт психологии РАН», 2012. С. 259–261.
- Набиуллина Р. Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция): учеб. пособие / Р. Р. Набиуллина, И. В. Тухтарова — Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2003. — 98 с.
- Лазарянц О. В. Социально-психологические особенности переживания одиночества в группах пожилых людей: дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / О. В. Лазарянц. — Кострома, 2010. — 216 с.