Множественный линейный регрессионный анализ самооценки психических состояний, жизнестойкости, негативной коммуникативной установки и самоотношения у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет
Автор: Коноплёв Николай Николаевич
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 31.05.2015
Статья просмотрена: 363 раза
Библиографическое описание:
Коноплёв, Н. Н. Множественный линейный регрессионный анализ самооценки психических состояний, жизнестойкости, негативной коммуникативной установки и самоотношения у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет / Н. Н. Коноплёв. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 42-47. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/8273/ (дата обращения: 16.11.2024).
Каждый человек отличается своеобразием реакций на воздействия окружающей действительности. Некоторые из этих реакций закрепляются в повседневной жизни и становятся обычным для данного человека образом поведения в тех или иных условиях. Личность наиболее ярко проявляется в поступках, поведении и деятельности человека, особенно в его сознательных и преднамеренных действиях и поступках. Именно по ним мы судим о том, что представляет собой человек.
Автор полагает, что конструктивное мышление личности возможно диагностировать по уровню позитивных и негативных установок личности, так как установка — это состояние готовности субъекта к определённой активности, в определённой ситуации в соответствии с представлением субъекта об окружающей действительности и отношения к ней. Установка (далее У.) — источник психической энергии, которую она через имманентную потребность личности черпает из реального мира при первой же встрече данной потребности с ним как с единственно возможным объектом своего удовлетворения. Ибо У. не только переводит энергию внешнего раздражения в ту или иную определенную потребность в том или ином определенном предмете, а затем и в деятельность, но и посредством следующей за этим объективации делает возможным переход самой этой потребности в сознание. За чем следует побуждение к активности непосредственно связанных с ней (с У.) «сущностных сил» личности, вплоть до побуждения к активности скрытых психических образований, как под-, так и надсознательных. Будучи носителем определенной неудовлетворенной потребности, У. управляет ими, как бы заставляя личность извлекать из себя свои «старые знания» — весь свой прошлый опыт, в систему которого входят не только отдельные отщепленные от сознания явления ее беcсознательной психики, ее неосознаваемые психические переживания и «мотивы» в целом, но и возникшие и реализовавшиеся раньше вместе с ними ее фиксированные установки, ныне выступающие как своего рода готовые формы (шаблоны) деятельности, через которые, при наличии той или иной актуальной установки, снова пробивают себе дорогу все эти подспудные беcсознательные психические образования личности — и те же ее неосознаваемые психические «мотивы», и те же ее неосознаваемые психические переживания вообще.
Психологическое здоровье — состояние душевного благополучия. Включает в себя реализацию потребностей в хорошем самочувствии, позитивном самоотношении и в труде (самореализации). Согласно биопсихосоциальной модели представления понятия психологического здоровья можно выделить:
1. Биологическое индивида (организма) — активность субъекта определено системой «организм — среда» и вызывается потребностями в самосохранении, индикатором которого является самочувствие (методика самооценка психического состояния (СПС) Г. Ю. Айзенка).
2. На уровне психическом в него включены элементы биологического и часть социального индивида. Активность подчинена потребности в принадлежности человека к общности, в признании его этой общностью. Быть принятым другими людьми отражается в самоотношении (методика Личностного семантического дифференциала института им. В. М. Бехтерева)
3. На уровне социальном включает в себя активность личности и вызывается потребностью в труде (самореализации). Конструктивное мышление личности возможно диагностировать по уровню позитивных и негативных установок личности, так как установка — это состояние готовности субъекта в определённой активности, в определённой ситуации в соответствии с представлением субъекта об окружающей действительности и отношения к ней. (методика «тест жизнестойкости» Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова), (методика диагностики негативной коммуникативной установки (В. В. Бойко) [1].
Согласно принципу системности — низшее подчиняется высшему, то можно предположить, что потребность личности в труде (самореализации) будет влиять на психологическое (самоотношение) и биологическое самочувствие человека. Иными словами, у неработающих пенсионеров будет существовать тенденция к снижению конструктивного мышления, самоуважения и самочувствия [2].
Выборка случайная. Работающие пенсионеры до 65 лет, средний возраст 58 лет (N=312); неработающие пенсионеры до 65 лет, средний возраст 61 год (N=312). Г. Новополоцк, Республика Беларусь.
Цель исследования: выявить наиболее характерные взаимосвязи между самооценкой психического состояния, самоотношением и установками личности с помощью метода множественного регрессионного анализа.
Гипотезы:
1. Структура взаимосвязей СПС с компонентами жизнестойкости у работающих и неработающих пенсионеров различна.
2. Структура взаимосвязи СПС и негативной коммуникативной установки у работающих и неработающих пенсионеров различна.
3. Взаимосвязь самоотношения и жизнестойкости у работающих и неработающих пенсионеров имеет различия.
4. Взаимосвязь самоотношения и негативной коммуникативной установки у работающих и неработающих пенсионеров имеет различия.
Для решения поставленных задач, выраженных в гипотезах, был выбран метод множественного регрессионного анализа. Взаимосвязь между переменными можно выразить, как зависимость между величиной (независимая переменная) и функцией (зависимая переменная). Изменение функции в зависимости от изменения одного или нескольких аргументов называется регрессией. Количественное представление связи в виде зависимости между зависимой и независимыми переменными называется регрессионным анализом.
Главная задача регрессионного анализа заключается в нахождении коэффициентов регрессии и уровня значимости между аналитическими выражениями, связывающих между собой изучаемые переменные. Коэффициент регрессии представляет собой величину, на которую в среднем изменится зависимая переменная, при увеличении независимой переменной на 1 единицу измерения. Результаты диагностики обработаны в программе IBM SPSS Statistics 20.
Взаимосвязь самооценки психических состояний (СПС) с субшкалами жизнестойкости работающих и неработающих пенсионеров отражены в таблице 1.
С помощью методики СПС определяются уровни таких психических свойств, как Тревожность, Фрустрация, Агрессивность и Ригидность.
Компоненты жизнестойкости: Вовлечённость. Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. Отсутствие подобной убежденности порождает ощущение себя «вне» жизни».
Контроль. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности.
Принятие риска. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности.
Согласно данным регрессионного анализа (см. таблицу 1) «Тревожность» у работающих пенсионеров отрицательно обусловлена установкой «Контроль». Иначе говоря, повышение установки «Контроль» на 1 балл снижает уровень «Тревожности» на 0,2 балла, при постоянных величинах «Вовлечённости» и «Принятие риска» на высокозначимом Р-уровне. Аналогичный результат и у не работающих пенсионеров. Чем выше установка на активность по отношении к событиям в жизни, тем ниже ощущение безпомощности.
«Фрустрация» у работающих пенсионеров высокозначимо отрицательно детерминирована установками: «Вовлечённость» и «Контроль» (-0,2). Если повысить на 1 балл установки: «Вовлечённость» и «Контроль», то «Фрустрация» снизится на 0,2 балла.
У неработающих пенсионеров отрицательная (-0,2) высокозначимая взаимосвязь существует с одной переменной «Контроль». Из этого можно сделать вывод, что установка на участие в происходящих событиях и чувство инициативы жизни снижает уровень «Фрустрации» у работающих и неработающих пенсионеров.
«Агрессивность» у работающих пенсионеров и неработающих пенсионеров более обусловлена с отрицательным знаком с «Вовлечённостью», у неработающих пенсионеров в меньшей степени (-0,2*** и 0,05*) соответственно. Чем больше «Вовлечённость» (уверенность, что мир великодушен), тем меньше «Агрессивность».
Психическая «Ригидность» у работающих пенсионеров отрицательно высокозначима связана на уровне (-0,1) или 10 % с переменной «Вовлечённость». У неработающих пенсионеров «Ригидность» отрицательно (-0,2) статистически значимо связана с переменной «Принятие риска» (позитивное принятие трудности).
Таблица 1
Статистически значимые результаты множественного регрессионного анализа самооценки психических состояний с субшкалами жизнестойкости у работающих и неработающих пенсионеров
Пенсионеры |
Переменные |
Свободный член (константа) |
Коэффициент регрессии |
Работающие |
Тревожность — Контроль |
16,2 |
-0,2 *** |
Фрустрация — Вовлечённость |
18,7 |
-0,2 *** |
|
Фрустрация — Контроль |
18,7 |
-0,2 *** |
|
Агрессивность — Вовлечённость |
8,7 |
-0,2 *** |
|
Ригидность — Вовлечённость |
13,6 |
-0,1 *** |
|
Неработающие |
Тревожность — Контроль |
14,1 |
-0,2 *** |
Фрустрация — Контроль |
16,2 |
-0,2 *** |
|
Агрессивность — Вовлечённость |
11,6 |
-0,05 * |
|
Ригидность — Принятие риска |
13,1 |
-0,2 ** |
|
*** р < 0,001; ** р < 0,01; * р < 0,05 |
Выводы: жизнестойкие убеждения оказывают позитивное влияние на деструктивные психические состояния благодаря готовности активно действовать и уверенности в возможности влиять на ситуацию. Для работающих пенсионеров актуальна установка на удовольствие от собственной деятельности. Для неработающих пенсионеров актуальна установка, способствующая активному преодолению трудностей.
Результаты статистически значимых взаимосвязей СПС и негативной коммуникативной установки представлены в таблице 2.
Признаки негативной коммуникативной установки: 1. Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них. 2. Открытая жестокость в отношениях к людям. 3. Обоснованный негативизм в суждениях о людях. 4. Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью. 5. Негативный личный опыт общения с окружающими.
Таблица 2
Статистически значимые результаты множественного регрессионного анализа самооценки психических состояний с субшкалами негативной коммуникативной установки у работающих и неработающих пенсионеров
Пенсионеры |
Переменные |
Свободный член (константа) |
Коэффициент регрессии |
Работающие |
Тревожность — Обоснованный негативизм в суждениях о людях |
4,1 |
0,4 ** |
Фрустрация — Обоснованный негативизм в суждениях о людях |
2,3 |
0,4 * |
|
Фрустрация — Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью |
2,3 |
0,3 *** |
|
Агрессивность — Обоснованный негативизм в суждениях о людях |
5,5 |
0,6 ** |
|
Ригидность — Обоснованный негативизм в суждениях о людях |
5,5 |
0,3 Т |
|
Неработающие |
Тревожность — Обоснованный негативизм в суждениях о людях |
4,9 |
0,6 * |
Фрустрация — Обоснованный негативизм в суждениях о людях |
3,2 |
0,3 Т |
|
Агрессивность — Обоснованный негативизм в суждениях о людях |
4 |
0,3 Т |
|
Ригидность — Обоснованный негативизм в суждениях о людях |
6,4 |
0,4 * |
|
*** р < 0,001; ** р < 0,01; * р < 0,05; Т 0,05 > p > 0,1 |
Согласно данным таблицы тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность у работающих и неработающих пенсионеров в большей степени обусловлены такой негативной коммуникативной установкой как «Обоснованный негативизм в суждениях о людях». Негативная установка «Обоснованный негативизм в суждениях о людях» выражается, например, в таких положительных ответах на вопросы как: 1. Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы. 2. Большинство работников на предприятиях и в учреждениях старается прибрать к рукам все, что плохо лежит. 3. Люди, как правило, безынициативны в работе.
Вывод: у работающих и неработающих пенсионеров, чем выше обоснованный негативизм в суждениях о людях, тем выше тревожность (0,4 и 0,6) соответственно, фрустрация (0,4 и 0,3) соответственно, агрессивность (0,6 и 0,3) соответственно, ригидность (0,3 и 0,4) соответственно. У работающих пенсионеров в отличие от неработающих фрустрация положительно высокозначимо связана (0,3) с такой негативной коммуникативной установкой как брюзжание. Склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.
Статистически значимые результаты множественного регрессионного анализа самоотношения с субшкалами жизнестойкости у работающих и неработающих пенсионеров представлены в таблице 3.
Таблица 3
Статистически значимые результаты множественного регрессионного анализа самоотношения с субшкалами жизнестойкости у работающих и неработающих пенсионеров
Пенсионеры |
Переменные |
Свободный член (константа) |
Коэффициент регрессии |
Работающие |
Фактор оценки — Вовлечённость |
31,5 |
0,3 *** |
Фактор силы — Контроль |
26,9 |
0,2 *** |
|
Неработающие |
Фактор оценки — Вовлечённость |
26,3 |
0,2 *** |
Фактор оценки — Принятие риска |
26,3 |
0,2 * |
|
Фактор силы — Вовлечённость |
20,9 |
0,2 *** |
|
Фактор силы — Контроль |
20,9 |
0,2 * |
|
Фактор активности — Вовлечённость |
18,6 |
0,2 *** |
|
Фактор активности — Контроль |
18,6 |
0,2 ** |
|
Фактор активности — Принятие риска |
18,6 |
0,2 Т |
|
*** р < 0,001; ** р < 0,01; * р < 0,05; Т 0,05 > p > 0,1 |
Переменные методики ЛСД, характеризующие самоотношение: фактора Оценки результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Фактор Силы свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Фактор Активности в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности.
Самоотношение у работающих пенсионеров (см. таблицу 3) в большей мере определено статистически высокозначимой положительной связью на уровне (0,3) фактор Оценки (самоуважение) с «Вовлечённостью» (радостное переживание своих действий) и фактор Силы (уверенность в себе) с переменной «Контроль» (переживание результата от инициативы) (0.2).
У неработающих пенсионеров все факторы самоотношения: Оценки, Силы, Активности более взаимосвязаны с переменными «Жизнестойкости». Иначе говоря, конструктивное мышление в большей мере актуально для неработающих пенсионеров.
Анализируя таблицу 4, где представлены статистически значимые результаты множественного регрессионного анализа факторов самоотношения с субшкалами негативной коммуникативной установки у работающих и неработающих пенсионеров, можно говорить, о том что у работающих пенсионеров фактор Оценки (самоуважение) отрицательно статистически значимо зависит от негативной установки «Открытая жестокость в отношениях к людям» (-0,1) или 10 %. Иначе говоря, если увеличится на 1 балл негативная установка, то на 10 %, снизится самоуважение. Установка «Открытая жестокость в отношениях к людям», даёт положительные ответы на утверждение, например: «Добро должно быть с кулаками»; «Надо бояться больше людей, а не зверей».
Таблица 4
Статистически значимые результаты множественного регрессионного анализа самоотношения с субшкалами негативной коммуникативной установки у работающих и неработающих пенсионеров
Пенсионеры |
Переменные |
Свободный член (константа) |
Коэффициент регрессии |
Работающие |
Фактор оценки — Открытая жестокость в отношениях к людям |
40 |
-0,1 ** |
Фактор активности — Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью. |
32,9 |
0,4 * |
|
Неработающие |
Фактор оценки — Обоснованный негативизм в суждениях о людях |
38 |
1,9 *** |
Фактор оценки — Брюзжание |
38 |
-0,9 *** |
|
Фактор оценки — Негативный личный опыт общения с окружающими |
38 |
-0,2 * |
|
Фактор силы — Обоснованный негативизм в суждениях о людях |
34 |
1,2 *** |
|
Фактор силы — Брюзжание |
34 |
-0,3 Т |
|
Фактор активности — Обоснованный негативизм в суждениях о людях |
35,4 |
1,3 *** |
|
Фактор активности — Брюзжание |
35,4 |
-0,4 * |
|
Фактор активности — Негативный личный опыт общения с окружающими |
35,4 |
-0,3 *** |
|
*** р < 0,001; ** р < 0,01; * р < 0,05; Т 0,05 > p > 0,1 |
Фактор Активности (общительность) у работающих пенсионеров положительно (0,4) с погрешностью в 5 % связан с установкой «Брюзжание». Положительные утверждения, например: «Молодёжь разучилась испытывать глубокое чувство любви»; «Подростки сегодня воспитаны хуже». Таким образом, чем выше склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью, тем выше эмоциональные реакции при общении.
У неработающих пенсионеров на фактор Оценки (самоуважение) в большей мере влияет «Обоснованный негативизм», положительно высокозначимо (1,9), «Брюзжание» отрицательно высокозначимо (-0,9) и «Негативный личный опыт» (-0,2) отрицательно, 5 % погрешность.
Фактор Силы (уверенность в себе) более обусловлен влиянием переменной «Обоснованный негативизм» положительно (1,2) высокозначимо и отрицательно переменной «Брюзжание» (-0,3) с тенденцией к статистической значимости.
Фактор Активности (общительность) в большей мере зависит от переменной «Обоснованный негативизм», положительно высокозначимо (1,3) и отрицательно с переменными «Брюзжание» и «Негативный личный опыт» (-0,4 и -0,3) соответственно.
Вывод: для работающих пенсионеров отрицательное влияние на самоуважение оказывают негативные оценки и переживание по поводу большинства окружающих. На общительность позитивным образом оказывает влияние брюзжание. Это можно объяснить тем, что в общении работающих пенсионеров большую роль играет обсуждение негативных фактов окружающей социальной действительности.
У неработающих пенсионеров самоуважение в наибольшей мере зависит от обоснованного негативизма. Это можно объяснить тем, что за счёт самовозвышения над другими людьми пенсионеры вынуждены поддерживать самоуважение с помощью критики и логики. Следует отметить, что у неработающих пенсионеров влияние брюзжания на самоуважение поменялось на отрицательный знак. Это можно объяснить тем, что социальная поддержка в обсуждении негативных фактов окружающей социальной действительности снизилась за счёт социальной депривации.
Все выдвинутые гипотезы в ходе исследования подтвердились. В каждом человеке есть потребность к самосовершенствованию, которая может быть удовлетворена только через созидательную позитивную деятельность. Человек умирает от отсутствия перспективы духовного роста (созидающая деятельность). Так или иначе, любая деятельность существует для того, чтобы развивать самосознание личности, а не для производства материальных ценностей. Во главе угла, прежде всего, развитие личностных качеств человека, поэтому дизайн труда необходимо конструировать с учётом человеческого фактора, это и есть культура производства. Личность в процессе труда не должна испытывать унижение, страх и т. д. Целью государства должно быть не грабить и распределять, а создание условий для самореализации творческого потенциала личности. Невозможно управлять экономикой, это иллюзия, управлять можно лишь экономическими интересами людей. В любой профессии необходим приоритет человеческого фактора. Профессионал любит свою работу, моряк должен любить море, врач — людей, учитель — детей и т. д. Любые успешно функционирующие структуры самого различного направления учитывают человеческий фактор. В пенсионном возрасте для личности открывается возможность для самосовершенствования, познание себя, улучшение своего внутреннего мира, самосознание. Ведь в конечном итоге целью жизни не могут служить объекты материального мира. Понятие самореализации связано с тем, что человек становится профессионалом, его труд, творчество востребовано в социуме, а материальное вознаграждение является результатом (побочный эффект) творческой работы.
Пенсионерам предлагается осваивать знания о человеке для того, чтобы раскрыть свой внутренний потенциал для творческой деятельности, направленной на улучшение своего внутреннего мира. Мудрость — это психосоциальное качество личности, благодаря которому человек признаёт относительность знаний, приобретённых на протяжении жизни. Мудрость обретается лишь в процессе познания себя.
Литература:
1. Коноплёв Н. Н. Характеристика компонентов психологического здоровья работающих и неработающих пенсионеров [Текст] / Н. Н. Коноплёв // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 52–55.
2. Коноплёв Н. Н. Характеристики психологического здоровья у работающих и неработающих пенсионеров до 65 лет (одна и та же выборка) [Текст] / Н. Н. Коноплёв, М. А. Курилович // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 48–52.
Похожие статьи
Связь психологического благополучия и геротрансцендентности в позднем возрасте
В работе рассматриваются результаты исследования специфики связи психологического благополучия и геротрансцендентности (относительно нового для отечественной психологии внутреннего фактора) у лиц позднего возраста. Методики исследования: опросник «Шк...
Исследование самооценки подростков
Цель работы теоретически обосновать и экспериментально выполнить исследование самооценки подростков. Методы эмпирического исследования: констатирующий эксперимент по методикам: «Определение самооценки по Р. В. Овчаровой»; Методика измерения уровня с...
Эмоциональный интеллект старших подростков в условиях очного и семейного обучения
Статья посвящена особенностям эмоционального интеллекта старших подростков в условиях очного и семейного обучения. Исследование показало, что имеются существенные различия эмоционального интеллекта старших подростков в условиях очного и семейного обу...
Интегративная программа психотерапии созависимых пациентов
В статье дано определение созависимости, представлена интегративная психотерапевтическая программа, разработанная на основе результатов диссертационного исследования с целью повышения эффективности медико-психологического сопровождения созависимых па...
Субъективное благополучие как составляющая толерантности педагога, работающего с детьми с ОВЗ
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования субъективного благополучия, как составляющая толерантности педагога. Проанализирована связь субъективного благополучия и толерантности педагогов, работающих с особей категор...
Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков
В данной статье предпринята попытка доказать гипотезу о существовании зависимости между адекватностью поведения старших подростков и их самооценки с преобладающими формами поведения в конфликтных ситуациях как соперничество, избегание, приспособление...
Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков
Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...
Изучение мотивации профессиональной деятельности у менеджеров торговой сферы
В статье рассматриваются особенности и факторы, влияющие на мотивацию персонала торговой сферы.
Коррекция моторной дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы
В данной статье рассматривается проблема моторных трудностей у младших школьников общеобразовательной школы с дисграфией. Трудности, которые связаны с овладением письменной речью, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации,...
Похожие статьи
Связь психологического благополучия и геротрансцендентности в позднем возрасте
В работе рассматриваются результаты исследования специфики связи психологического благополучия и геротрансцендентности (относительно нового для отечественной психологии внутреннего фактора) у лиц позднего возраста. Методики исследования: опросник «Шк...
Исследование самооценки подростков
Цель работы теоретически обосновать и экспериментально выполнить исследование самооценки подростков. Методы эмпирического исследования: констатирующий эксперимент по методикам: «Определение самооценки по Р. В. Овчаровой»; Методика измерения уровня с...
Эмоциональный интеллект старших подростков в условиях очного и семейного обучения
Статья посвящена особенностям эмоционального интеллекта старших подростков в условиях очного и семейного обучения. Исследование показало, что имеются существенные различия эмоционального интеллекта старших подростков в условиях очного и семейного обу...
Интегративная программа психотерапии созависимых пациентов
В статье дано определение созависимости, представлена интегративная психотерапевтическая программа, разработанная на основе результатов диссертационного исследования с целью повышения эффективности медико-психологического сопровождения созависимых па...
Субъективное благополучие как составляющая толерантности педагога, работающего с детьми с ОВЗ
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования субъективного благополучия, как составляющая толерантности педагога. Проанализирована связь субъективного благополучия и толерантности педагогов, работающих с особей категор...
Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков
В данной статье предпринята попытка доказать гипотезу о существовании зависимости между адекватностью поведения старших подростков и их самооценки с преобладающими формами поведения в конфликтных ситуациях как соперничество, избегание, приспособление...
Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков
Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...
Изучение мотивации профессиональной деятельности у менеджеров торговой сферы
В статье рассматриваются особенности и факторы, влияющие на мотивацию персонала торговой сферы.
Коррекция моторной дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы
В данной статье рассматривается проблема моторных трудностей у младших школьников общеобразовательной школы с дисграфией. Трудности, которые связаны с овладением письменной речью, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации,...