Функциональная значимость оценки в контексте
Авторы: Погорелова Светлана Давидовна, Яковлева Анна Сергеевна
Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание
Опубликовано в
II международная научная конференция «Современная филология» (Уфа, январь 2013)
Статья просмотрена: 1098 раз
Библиографическое описание:
Погорелова, С. Д. Функциональная значимость оценки в контексте / С. Д. Погорелова, А. С. Яковлева. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 85-86. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/78/3293/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время существует много работ, посвященных анализу оценочных высказываний, в которых хорошо освящается вопрос относительно языкового выражения оценок. Особый интерес представляет анализ функционирования оценки на уровне целого текста, т. е. функциональная значимость оценки в тексте.
Уже в 30-е годы был поставлен вопрос о специфике оценочного высказывания в частности. Ч. Стивенсон писал, что главное назначение ценностных суждений не сообщать о фактах, а оказывать влияние. Можно говорить о двух способах употребления языка. Первое состоит в том, чтобы фиксировать, прояснять и сообщать наши взгляды. Второе заключается в том, чтобы давать выход нашим чувствам, создавать настроения или побуждать людей к действиям и убеждениям.
Оценка по Ч. Стивенсону предназначена для воздействия на адресата, «заключённая в ней похвала не есть не адресованное выражение эмоции, она имеет своей целью вызвать у адресата определённое психологическое состояние, она отражает прагматический аспект знаковой ситуации» [7; 217]. Это доказывает важность прагматической категории адресата в ситуации оценки.
В 70-е годы сторонники речевых актов настаивали также на том, что основная цель оценочных высказываний состоит не в том, чтобы описывать мир, а в том, чтобы выражать эмоции и отношения, хвалить или ругать, льстить или оскорблять, рекомендовать или советовать, отдавать приказы или руководить и т. п. C этими доводами нельзя не согласиться, но и нельзя также исключить из этих высказываний фрагмент описания мира.
В. Г. Гак выделяет две главные функции оценки в тексте. На первом месте прагматическая, которая заключается в формировании интенции слушающего, “в желании заинтересовать или убедить, “зацепить” внимание собеседника”. Вторая функция − функция компенсации информационной недостаточности. Оценочное высказывание “позволяет понять слушающему позицию или реакцию говорящего, если даже тот не даёт достаточной информации” [2; 87].
А. А. Ивин отмечает, что присутствие в оценке субъективности, с одной стороны, и указания на свойства объекта — с другой, позволяют выделить следующие функции оценочного высказывания: функцию выражения и функцию замещения (такие же функции выделяет в своих работах Е. М. Вольф).
Совмещение функции выражения и функции замещения касается главным образом общеоценочных понятий “хороший/плохой”. В обозначениях эта книга хорошая, он плохой человек выражается отношение субъекта к объекту оценки (функция выражения). «Чувства удовольствия и неудовольствия, наслаждения и страдания, желания, стремления, предпочтения и т. д., могут выражаться не только с помощью таких слов, как нравиться, люблю, возмущён, ненавижу и т. п., но и с помощью наиболее общих оценочных понятий» [3; 36–37].
В функции замещения оценочные слова «хороший\плохой» указывают на те или иные совокупности свойств, являясь как бы обобщающими именами класса свойств с определённым знаком «+» или «−». Вкусное яблоко подразумевает не только то, что оно доставляет удовольствие субъекту, но и то, что в нём определённым образом сочетаются кислота и сладость, что оно не слишком жёсткое и т. п. Естественно, что общеоценочные термины, применительно к разным вещам, замещают разные свойства, т. е. подразумевают разные аспекты оценки.
Функция выражения выступает в тех случаях на первый план, когда субъект обозначает с их помощью своё отношение к объекту. В функции замещения, оценка указывает на те свойства, которые присущи объекту [1; 33–34]. Выполняя функцию замещения, общеоценочные слова характеризуют отношение объекта к стереотипу, точнее степень соответствия или несоответствия ему.
По мнению А. А. Ивина «оценка задаёт перспективу познавательного процесса, служит первым необходимым шагом в движении познания от незнания к знанию» [4; 162].
Анализируя оценочные конструкции в тексте, А. П. Сковородников указывает на то, что они “увеличивают прагматический потенциал высказываний сверх той степени, которая достигнута лексическими значениями элементов, наполняющих эти синтаксические структуры” [6; 255].
Итак, в функциональном плане оценочное высказывание, в первую очередь, служит для выражения отношения (Н. Д. Арутюнова, А. А. Ивин, Е. М. Вольф, В. Н. Телия, Н. А. Лукьянова, В. Н. Цоллер, М. В. Ляпон и др.), эмоций говорящего к реальному миру, с его стремлением привлечь внимание слушающего, а также для описания фактов, событий, реалий окружающей действительности.
Многообразные функции языка — воздействующая, дидактическая, эмотивная, когнитивная — определяют «важность оценочных суждений в формировании способностей личности выразить свой духовный мир, определив объекты окружающей действительности (предметы, лица, процессы, события, факты) по нормативной шкале ценностей» [5; 13].
Литература:
Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. — М.: Наука, 1985. — 228с.
Гак В. Г. Эмоции и оценки в структуре высказывания и текста // Вестник Московского университета. Сер.9. Филология. — 1997. − № 3. — С. 87−95.
Ивин А. А. Основание логики оценок. − М.: Наука, 1970. — С. 230.
Ивин А. А. Основы теории аргументации. — М.: Гардарики, 2000. — 416с.
Маркелова Т. В. Функционально-семантическое поле оценки в русском языке // Вестник Моск-го ун-та. Сер. 9. — 1994. − № 4. — С. 112.
Сковородников А. П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. — Томск: 1984. — С. 255.
Стивенсон Ч. Некоторые прагматические аспекты значения // Новое в зарубежной лингвистике. — М.: Прогресс, 1985. — С. 217−218.