Лингвистическая экспертиза лексики в СМИ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 28. Филология и лингвистика

Опубликовано в

XIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2021)

Дата публикации: 30.03.2021

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Седых, И. Ю. Лингвистическая экспертиза лексики в СМИ / И. Ю. Седых. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/392/16453/ (дата обращения: 17.12.2024).



В XXI веке лингвистическая экспертиза имеет большое значение для соблюдения научных основ правосудия. Она востребована во многих делах в гражданском и уголовном судопроизводстве, так как является одним из способов аргументирования судебной истины.

И. А. Ярощук, Н. А. Жукова и Н. И. Долженко в пособии «Лингвистическая экспертиза» дают следующее толкование: «Лингвистическая экспертиза — самостоятельный род судебных экспертиз, эффективная (а потому крайне ответственная) процессуальная деятельность по лингвистическому исследованию речевой информации (зафиксированной на любом материальном носителе), имеющей значение доказательства» [9, с. 8]. Данная экспертиза назначается тогда, когда необходимую информацию невозможно получить какими-либо другими способами. Результаты экспертизы оформляются экспертом-лингвистом или комиссией экспертов-лингвистов в качестве письменного заключения по вопросам, для которых нужны особые знания в области языкознания. Отсюда следует, что эксперт-лингвист — это квалифицированный специалист, ученый.

На современном этапе развития общества лингвистические экспертизы проводятся не только по каким-либо отрывкам, письмам и др., но и по опубликованным материалам в СМИ, так как некоторые редакторы забывают о значимости каждого подобранного ими слова.

Изучению языка СМИ с каждым годом отводится все больше времени. Причем пока одни филологи его критикуют, другие «высматривают» положительные моменты в развитии языка. Но все ученые при этом подчеркивают, что язык СМИ взял на себя очень важную культурологическую функцию языка-эталона. Однако эталон определяется не только творчеством журналистов, но и практикой говорения людей в жизни [4, с. 63].

В XXI веке язык СМИ функционирует на крупнейшем духовном пространстве. Он включает в свою орбиту и политику, и культуру, и экономику, и быт. И любая из этих областей функционирования СМИ оставляет отпечаток на их языке, определяя его особенности.

На современном этапе развития общества распространенными лингвистическими экспертизами являются те, которые слушаются по делам о защите чести и достоинства. Чаще в качестве объекта в таких экспертизах выступают спорные тексты СМИ, при этом выводится значимый вопрос, который требует ответа [2, с. 157].

Выполняя идеологическую и политическую функции, журналистика стремится оказать влияние на общественное мнение по тем или иным вопросам, поэтому текстам СМИ обычно свойственен определенный набор приемов речевого манипулирования людьми, главным же вербальным средством воздействия становится оценочная лексика, которая содержит положительную или отрицательную оценку предмета.

Изучением оценочной лексики занимались и занимаются многие ученые. Так Н. Д. Арутюнова подразделяет слова с оценочной семантикой на слова с общеоценочным и частнооценочным значением. К общеоценочным относятся слова, которые показывают общую оценку, аксиологический итог. Например, слова «лучшие», «захватывающая» .

Частнооценочные Н. Д. Арутюнова подразделяет на следующие группы [3, с. 89]:

1) сенсорные оценки, которые вбирают в себя:

– сенсорно-вкусовые, например, в журнале «1000 советов» встречается интересный заголовок у статьи «Мягкое вкусное сало», в котором слово «вкусное» выражает рассматриваемый вид оценок [1, с. 7].

– психологические оценки, подразделяющиеся на:

  • интеллектуальные оценки. В статье «Приглашаем в «Лавку рукоделия», напечатанной в газете «Сельские просторы», обращает на себя внимание слово «ошеломительной» : «Просто ошеломительной популярностью пользуется вышивка» [7, с. 8].
  • эмоциональные, например, из работы О. Кукиновой «Добро пожаловать в обновленную гимназию»: « Долгожданное и радостное событие произошло в Губкине 6 ноября: после капитально ремонта в торжественной обстановке открыли гимназию № 6» [6, с. 1].

2) сублимированные оценки, которые включают в себя:

– эстетические оценки. В публикации «Дамские штучки — в умелые ручки» («1000 советов»): «Если хотите выглядеть красивой и ухоженной , не обязательно тратить астрономические суммы на косметические средства» [1, с. 2].

– этические оценки. Из журнала «Тайны звезд»: «Фирсов распространяет слухи, что Легкоступова вела аморальный образ жизни…» [8, с. 2].

3) рационалистические оценки, подразделяющиеся на:

– утилитарные. Обращает на внимание словосочетание «задумка понравилась» из интервью Н. Христославенко с главой Сапрыкинской территориальной администрации В. Малаховым. Последний отмечает: « Задумка понравилась конкурсной комиссии, и нам выделили на обустройство 70 тысяч из муниципального бюджета» [5, с. 2]

– нормативные. В статье «Выбираем гречку без осечки» автор делает несколько подзаголовков, один из них, « Правильный выбор», сразу привлекает внимание в связи с рассмотрением нормативных оценок [1, с. 3].

– телеологические. Ю. С. Купина, делясь рецептом антицеллюлитного масла, пишет «Советую и вам попробовать очень эффективное средство, которое поможет повысить тонус кожи…» [1, с. 2].

Итак, в СМИ широко распространено использование слов с оценочным значением, так как журналистам удается: 1) воздействовать на читателей; 2) навязывать мнения, оценки, которые влияют на восприятие окружающей действительности.

Литература:

  1. 1000 советов (очень полезная газета). — 2020. — № 3. — 40 с.
  2. Майоров А. П. Дескриптивная и оценочная лексика в текстах СМИ как объект лингвистической экспертизы // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты. — 2017. — С. 156–161.
  3. Пишкова Е. Ю., Мамедова А. З. Использование адъективно-оценочной лексики в языке СМИ // Таврический научный обозреватель. — 2015. — № 5–2. — С. 87–91.
  4. Полонский А. В. Язык современных СМИ: культура публичного диалога // Мир русского слова. — 2009. — № 1. — С. 62–66.
  5. Сельские просторы (информационная газета Губкинского городского округа). — 2020. — № 43. — 8 с.
  6. Сельские просторы (информационная газета Губкинского городского округа). — 2020. — № 46. — 8 с.
  7. Сельские просторы (информационная газета Губкинского городского округа). — 2020. — № 49. — 8 с.
  8. Тайны звезд. — 2020. — № 53 (680). — 44 с.
  9. Ярощук И. А. Лингвистическая экспертиза. — Белгород: ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 2020. — 96 с.