Методика обучения языковым средствам выражения отрицательной оценки в медийном дискурсе на уроках английского языка в среднем общеобразовательном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 23.05.2022

Статья просмотрена: 225 раз

Библиографическое описание:

Дистанова, Н. М. Методика обучения языковым средствам выражения отрицательной оценки в медийном дискурсе на уроках английского языка в среднем общеобразовательном учреждении / Н. М. Дистанова, О. В. Гергель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 431-439. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92001/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются определения понятий «оценка» и «медиадискурс», а также «медиатекст». Помимо этого, автор анализирует предметные результаты в Примерной основной образовательной программе для среднего общего образования, указывающие на необходимость изучения языковых средств выражения отрицательной оценки в медийном дискурсе на уроках английского языка. Вследствие недостаточной разработанности методики обучения данным средствам, в статье предлагается комплекс упражнений, позволяющий учащимся знакомиться с данным языковым явлением при чтении медиатекстов.

Ключевые слова: оценка, оценочность, отрицательная оценка, эксплицитная оценка, имплицитная оценка, медийный дискурс, медиатекст, чтение, английский язык, урок, общеобразовательная школа.

Введение. В условиях бесконечного потока информации порой нам трудно определить, принадлежит ли нам то или иное мнение либо оно навязано нам извне. Авторы статей, критики, журналисты способны искусно манипулировать нашими эмоциями и мыслями, используя всевозможные средства выражения оценки (положительной или отрицательной). А поскольку в обществе существует тенденция потребления негативной информации о событиях, личностях и т. д. в связи с сенсационностью и эмоциональностью изложения, то имеет смысл формировать умение распознать и проанализировать средства выражения отрицательной оценки и цель их использования в медиадискурсе. Этому могут способствовать уроки английского языка с использованием медиатекстов.

Медиатексты, включенные в уроки английского языка, позволяют не только развивать компетентность в медиапространстве, но также расширить фоновые знания об англоговорящих странах, увеличить словарный запас школьника, улучшить грамматические навыки, формировать навыки чтения, аудирования, улучшить выразительность речи, письма. В зависимости от содержания подобранного медиатекста, подобные уроки могут даже выполнять воспитательные задачи.

Вкупе с перечисленными преимуществами использования медиатекстов, изучение средств выражения негативной оценочности может максимально повысить эффективность уроков английского языка, сформировав навыки критического мышления по отношению к потребляемой информации.

Таким образом, темой данного исследования является методика обучения средствам выражения отрицательной оценки в медийном дискурсе на уроках английского языка в среднем общеобразовательном учреждении.

Актуальность работы связана с недостаточной разработанностью методических разработок по проблеме выразительных средств отрицательной оценки, содержащихся в медийных текстах, которые могут быть включены в уроки английского языка в средней школе. В связи с повсеместностью и современностью медийного дискурса возросла необходимость научить детей анализировать средства выражения оценки не только в художественных, но и в медиатекстах, а также использовать данные средства в речи, как и подразумевается в дисциплине «Иностранный язык».

Объектом исследования послужила отрицательная оценка в текстах медиадискурса.

Предмет исследования — средства выражения отрицательной оценки в медийном дискурсе.

Цель работы : разработать методические рекомендации для обучения средствам выражения отрицательной оценки в медийном дискурсе на уроках английского языка в средних образовательных учреждениях.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач :

  1. Характеристика понятия оценка;
  2. Раскрытие понятия медиадискурс;
  3. Анализ УМК Spotlight 9 на наличие медиатекстов и заданий к ним;
  4. Изучение требований к предметным результатам согласно Примерной основной образовательной программе для среднего общего образования;
  5. Изучение методики работы с медийными текстами на уроках английского языка;
  6. Разработка комплекса упражнений с изучением средств выражения отрицательной оценочности в медиатекстах по английскому языку.

Решение поставленных задач потребовало использования следующих научных методов :

  1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
  2. Метод сравнения и анализа;
  3. Описательный метод.

Теоретической основой нашего исследования являются: работы по проблемам оценочности (Ивин А. А., Леонтьев Д. А., Сутужко В. В., Маркелова Т. В., Бархударов Л. С., Черкас Е. М., Арутюнова Н. Д., Якушина Р. М., Пименова М. В., Вольф Е. М., Martin J. R., Hunston S. и др.); исследования медийного дискурса (Авидзба А. В., Арутюнова Н. Д., Желтухина М. Р., Казак М. Ю., Темникова Л. Б., Кайда Л. Г. и т. д.).

Научная новизна работы определяется:

  1. Уточнением понятия «Оценка» и его содержания;
  2. Уточнением понятия «Медийный дискурс»
  3. Обоснованием целесообразности изучения средств выражения отрицательной оценки в англоязычном медиадискурсе;
  4. Составлением методических разработок для обучения средствам выражения отрицательной оценки в медиатекстах.

Теоретическая значимость работы состоит в теоретическом осмыслении дидактического потенциала медиатекстов и средств выражения отрицательной оценочности в них и теоретическом обосновании методики работы с данными средствами в процессе преподавания английского языка в средней общеобразовательной школе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные выводы о дидактическом потенциале средств выражения отрицательной оценки в медийном дискурсе и научно обоснованной эффективности, рассмотренные методики работы с данными средствами могут использоваться в преподавании английского языка в средней общеобразовательной школе.

На сегодняшний день категория оценки и оценочности имеет множество трактовок, что связано с употреблением данных терминов в различных областях науки и отличием в подходах к пониманию оценки.

Оценка — это довольно непростое явление для глубокого понимания и анализа, хотя её природа и особенности привлекают интерес авторов многих трудов: Ивин А. А., Леонтьев Д. А., Сутужко В. В., Маркелова Т. В., Бархударов Л. С., Черкас Е. М., Арутюнова Н. Д., Якушина Р. М., Пименова М. В., Вольф Е. М., Martin J. R., Hunston S. и др.

Изначально термин «оценка» был объектом исследования философов. Так, согласно Всемирной энциклопедии по философии, оценка обозначается в качестве «способа определения значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта» [1, с. 755].

Н. Е. Кузнецова и Е. В. Шевченко имеют схожее с вышеуказанным представление об оценке как о процессе и результате установления «субъектом степени ценности объекта с учётом способности последнего удовлетворять те или иные потребности и интересы субъекта, то есть определения прагматической значимости объекта» [15, с. 71]. Ивин А. А. уточняет, что при этом ценность объекта может быть абсолютной и относительной [10, с. 203–213].

Маркелова Т. В. в своих научных трудах глубоко исследовала категорию оценки и установила, что в логике под оценкой понимают «выражение одобрительного или неодобрительного мнения субъекта по поводу логического осмысления им свойств объекта в ценностном аспекте». Ученым также было уточнено, что свойства объекта характеризуются осмысленностью и понятностью для субъекта, поэтому субъект абстрагируется от этих свойств «и оценивает их, приписывая результат своих суждений, т. е. оценку, объекту [16, с. 10].

Бархударов Л. С. в своем исследовании упоминает, что в сфере лингвистики термин «оценка» был введен в употребление Шарлем Балли в начале ХХ века и, согласно его определению, являлся «реакцией на выражение словом явления или вещи в широком диапазоне отношений; вызывает ли вещь радость или страдание, полезна или вредна, хороша или плоха сама по себе, а также соответствует или не соответствует принципам морали» [6, с. 2].

Лингвист Н. Д. Арутюнова придерживается мнения о том, что оценка представляет отношение субъекта к предметам и явлениям окружающего мира и не содержит их объективных характеристик [4, с. 5].

По мнению Вольф Е. М., оценка рассматривается как семантическое понятие и представляет ценностный аспект значения языковых выражений, который может интерпретироваться как «субъект оценки считает, что объект оценки хороший/плохой» [7, с. 39].

Работы Якушиной Р. М. и Пименовой М. В. содержат определения, похожие на трактовку Н. Д. Арутюновой: оценка обозначает «отношение носителей языка к объекту, обусловленное признанием или непризнанием его ценности с точки зрения соответствия или несоответствия его качеств определенным ценностным критериям» [22, с. 6]; оценка выражает ментальные стереотипы субъективного отношения к ценности объекта» [17, с. 17].

Если вернуться к исследованиям Маркеловой Т. В., то помимо понятия «оценка» в логике, ученый также дает трактовку термина с точки зрения лингвистики. Так, по ее мнению, оценка выражает отношение «говорящего к предмету речи средствами лексико-фразеологического, словообразовательного и синтаксического уровня» [16, с. 16–17].

В зарубежной филологии существуют несколько подходов к изучению оценки. Сам термин «оценка» (evaluation) не всегда используется учеными. В английском языке для выражения оценки используются различные термины: «tenor», «attitude» [25, с. 63], «metadiscourse» [27, с. 56–75], «stance» [28, с. 33], «appraisal» [29, с. 15].

Британские ученые С. Ханстон и Дж. Томпсон определяют оценку как выражение отношения или чувств говорящего/пишущего, вызванных содержанием или словами говорящего/пишущего [26, с. 5].

Для Дж. Мартина и П. Уайта оценка — это не только способ выражения отношения говорящего к происходящему, но и средство косвенного влияния на оценку и позицию читателя или слушателя для подтверждения оценки говорящего [29, с. 2].

Однако в данной работе мы будем придерживаться определения Баженовой Е. А., в котором оценка обозначает совокупность разноуровневых языковых единиц, объединенных оценочной семантикой и выражающих положительное / отрицательное отношение автора к содержанию речи [5, с. 139]. На наш взгляд, эта трактовка объединяет практически все вышеперечисленные интерпретации термина «оценка» и охватывает категорию языковых средств выражения оценки, являющихся основой нашего исследования.

Что касается понятия «медиадискурс», то в науке существует такое же множество определений термина.

Желтухина М. Р. в диссертации определяет термин «медиадискурс» как «связный, вербальный или невербальный, устный или письменный текст в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами, выраженный средствами массовой коммуникации, взятый в событийном аспекте, представляющий собой действие, участвующий в социокультурном взаимодействии и отражающий механизм сознания коммуникантов» [9, с. 132].

Т. Г. Добросклонская также глубоко изучала проблему медийного дискурса и сформулировала определение этой концепции следующим образом: медиадискурс — это «совокупность процессов и продуктов речевой деятельности в сфере массовой коммуникации во всем богатстве и сложности их взаимодействия» [8, с. 21].

Авидзба А. В. в своей статье также упоминает два подхода. Первый подход характеризует медиадискурс как «специфичный тип речемыслительной деятельности, характерный исключительно для информационного поля масс-медиа». Согласно исследователю, медиадискурс — это один из видов дискурса наряду с политическим, религиозным, научным дискурсом. Второй подход предполагает, что медиадискурс — это «любой вид дискурса, реализуемый в сфере массовой коммуникации и создаваемый средствами массовой информации» [13, с. 15] [2, с. 38]. Поскольку в СМИ освещаются и политика, и религия, и спорт и другие сферы деятельности при помощи различных медийных текстов, мы придерживаемся второго подхода, где все эти сферы являются различными видами медиадискурса.

Медиадискурс реализуется в медиапространстве — совокупности «субъектов сферы СМИ (персоналий и сообществ), передаваемых ими текстов и воспринимающего эти тексты коллективного адресата — массовую аудиторию, как целевую, так и самую широкую» [2, с. 38].

Компонентом медиадискурса является медиатекст. М. Ю. Казак рассматривает данное понятие как «интегративный многоуровневый знак, объединяющий в единое коммуникативное целое разные семиотические коды (вербальные, невербальные, медийные) и демонстрирующий принципиальную открытость текста на содержательно-смысловом, композиционно-структурном и знаковом уровнях» [11, с. 32].

По мнению Темниковой Л. Б., понятие «медиатекст» интерпретируется как «диалектическое единство языковых и медийных признаков, представленное тремя уровнями медиаречи: словесным текстом, уровнем видеоряда или графического изображения, уровнем звукового сопровождения» [21, с. 80].

Кайда Л. Г. отмечает, что медийный дискурс отличается оценочностью и открытой позицией автора [12, с. 82]. Медиадискурс нацелен на воздействие на сознание массового адресата [20, с. 84] и формирование положительного или отрицательного отношения общества к определенным явлениям.

В текстах СМИ оценочность выполняет следующие функции

— конструктивную,

— деструктивную

Оценочность деструктивного рода направлена на снижение личностного и социального статуса субъекта речи в глазах читателя, исследователи называют ее псевдосоциальной. Подобные медиатексты, часто получающие статус конфликтных (спорных), можно назвать текстами дискредитирующего типа.

Основу деструктивной оценочности составляют:

а) полное или частичное отсутствие аргументативной базы и системы фактов, характеризующих социально значимое событие;

б) концентрация внимания читателя на отрицательных сторонах личности и деятельности субъекта речи через систему эмоционально-оценочных вербальных и невербальных средств.

В медиатекстах оценка направлена на человека в качестве объекта. А поскольку общество, по большей части, обращает внимание на негативное, нежели на позитивное, в медиадискурсе существует тенденция на отрицательную оценку человека и окружающей действительности.

Как отмечает М. Беднарек, данная негативность свойственна, в частности, и британским медиатекстам [24, с. 16].

На сегодняшний день медийный дискурс характеризуется повышенным уровнем личностного аспекта, который можно заметить благодаря большому количеству субъективно-оценочных суждений, а также активным противостояниям мнений. Нужно отметить, что выражение мнения, оценки, критика никак не противоречат публицистическому стилю. Однако стоит помнить, что отрицательная оценка может послужить причиной возникновения конфликтов, поскольку она способна причинить дискомфорт тем, кто является объектом оценки. Тому могут способствовать эксплицитные средства с явной отрицательной оценкой — различные эмоционально-оценочные лексические единицы или устойчивые выражения.

Во избежание конфликта, конфронтации сторон, связанных с негативной оценкой, авторы медиатекстов с преобладающей частотой стараются применять имплицитные средства выражения оценки, поскольку такие способы скрывают отрицательную оценку за нейтральными или положительными словами и не позволяют адресату проанализировать ее, а вследствие этого формируют у реципиента необходимую оценку [14, с. 86] [19, с. 47].

На наш взгляд, в обучении языковым средствам выражения отрицательной оценки в медийном дискурсе на уроках английского языка следует обращать внимание и на эксплицитные, и на имплицитные средства для распознавания и сравнения эффекта от их использования в медиатекстах. Это связано с тем, что в различных речевых ситуациях учащимся важно понимать, чего они могут или не могут использовать во избежание конфликта в своей устной /письменной речи. Для определения уровня разработанности методики обучения поиску и интерпретации данных средств подробнее изучим УМК Spotlight 9 на наличие упражнений по всем текстам, в т. ч. медиатекстам.

Так, в учебнике мы обнаружили 43 текста, 34 из которых относится к категории медиатекст. Просмотр упражнений по этим текстам показал, что в учебнике практически нет заданий по определению средств выражения негативной оценки. Однако в каждом модуле есть возможность обнаружить рубрику Writing Skills, в котором даются рекомендации по составлению текстов различных жанров, содержащих как положительную, так и отрицательную оценку. В зависимости от модуля, авторы УМК предлагают различные конструкции выражения мнения, чувств и эмоций, что можно соотнести с понятием оценка. Несмотря на наличие подобных упражнений, их количество недостаточно для изучения средств выражения оценки, в частности отрицательной оценки. Это стало поводом для разработки комплекса упражнений по чтению.

Перед тем, к приступить к отбору упражнений, необходимых для изучения средств выражения негативной оценки в медийном дискурсе, мы проанализировали требования к предметным результатам в Примерной основной образовательной программе для среднего общего образования, к которым относятся:

Коммуникативные умения:

Говорение — выражать и аргументировать личную точку зрения.

Чтение — читать и понимать несложные аутентичные тексты (медиатексты) различных стилей и жанров, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи.

Письмо:

  1. Писать несложные связные тексты по изученной тематике;
  2. Письменно выражать свою точку зрения в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи», в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры.

Языковые навыки:

Лексическая сторона речи:

  1. Распознавать и употреблять в речи лексические единицы в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»;
  2. Распознавать и употреблять в речи и наиболее распространенные фразовые глаголы;
  3. Определять принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
  4. Догадываться о значении отдельных слов на основе сходства с родным языком, по словообразовательным элементам и контексту;

Грамматическая сторона речи:

  1. Оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей;
  2. Употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений;
  3. Употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты;
  4. Употреблять в речи прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения;
  5. Употреблять в речи наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, а также наречия.

Средства выражения отрицательной оценочности в медиатекстах вполне можно и даже больше рекомендуется изучать при углубленном уровне обучения иностранному языку ввиду сложности некоторых языковых средств. В таком случае, мы имеем следующие предметные результаты:

Коммуникативные умения:

Говорение:

  1. Кратко комментировать точку зрения другого человека;
  2. Выражать различные чувства (эмоциональная оценка), используя лексико-грамматические средства;
  3. Высказывать свою точку зрения по широкому спектру тем, поддерживая ее аргументами;
  4. Комментировать точку зрения собеседника, приводя аргументы за и против.

Чтение:

  1. Читать и понимать несложные аутентичные тексты (медиатексты) различных стилей и жанров и отвечать на ряд уточняющих вопросов;
  2. Отбирать значимую информацию в тексте (медиатексте) / ряде текстов (медиатекстов);
  3. Использовать изучающее чтение в целях полного понимания информации;

Письмо:

  1. Писать краткий отзыв на фильм, книгу или пьесу;
  2. Описывать явления, события, излагать факты, выражая свои суждения и чувства;
  3. Выражать письменно свое мнение по поводу фактической информации в рамках изученной тематики;

Языковые навыки:

Лексическая сторона речи:

  1. Использовать фразовые глаголы по широкому спектру тем, уместно употребляя их в соответствии со стилем речи;
  2. Узнавать и использовать в речи устойчивые выражения и фразы (collocations);

Грамматическая сторона речи:

  1. Использовать в речи широкий спектр прилагательных и глаголов;
  2. Использовать широкий спектр союзов для выражения противопоставления и различия в сложных предложениях;
  3. Использовать в речи фразовые глаголы с дополнением, выраженным личным местоимением;
  4. Употреблять в речи инверсионные конструкции;
  5. Использовать степени сравнения прилагательных с наречиями, усиливающими их значение.

Однако стоит отметить, что детальное понимание сложных текстов, включающих средства художественной выразительности и определение замысла автора при чтении и использование терминов из области грамматики, лексикологии, синтаксиса относится к возможным предметным результатам при углубленном изучении английского языка, не являющимся обязательным требованием к результатам выпускников средних общеобразовательных учреждений.

Таким образом, изучение средств выражения отрицательной оценки может осуществляться на базовом и углубленном уровнях обучения английскому языку. Так, на базовом уровне можно обсуждать медиатексты включающие такие средства выражения отрицательной оценки, как лексические (общеупотребительные ЛЕ (прилагательные, наречия, глаголы, существительные), фразовые глаголы), морфологические, грамматико-синтаксические (восклицания с конструкциями с what, how, such; конструкции, начинающиеся с it’s; модальные глаголы со значением целесообразности, риторические вопросы). Что касается углубленного изучения английского языка, то в данном случае, ко всему прочему добавляются лексические средства выразительности — тропы, идиомы; синтаксические средства — инверсия, повторы, объективизация.

Требования позволили нам определить аспекты, на которые стоит делать упор при изучении средств выражения оценки. Согласно сформулированным методическим рекомендациям, работа с медиатекстами состоит из трех этапов: предтекстового, текстового и послетекстового. Для каждого этапа мы предлагаем упражнения для различных видов чтения, в зависимости от целей урока: ознакомительного / просмотрового, изучающего и поискового чтения.

Предтекстовые упражнения направлены на снятие языковых и речевых трудностей, мотивацию учащихся, развитие навыков чтения, формирование фоновых знаний.

Просмотровое / ознакомительное чтение осуществляется для общего представления о содержании медиатекста. Для этого мы рекомендуем использовать упражнения со следующими формулировками:

Упражнение 1

Look at the pictures. What can you see there? Try to guess the theme of the text.

Данное задание можно назвать обязательным пунктом в нашем комплексе, т. к. медиатексты часто сопровождаются иллюстрациями, которые полезно обсудить с учащимися для актуализации изученной лексики и грамматики, а также определенных фоновых знаний.

Упражнение 2

Look at the title and the first sentence of the news article. What is the text about?

Медиатексты (новостные статьи) построены таким образом, что самая важная информация кратко подается в заголовке и первых нескольких предложениях. Менее важную информацию и различные детали автор представляет ближе к концу медиатекста.

Упражнение 3

Read the key words and word combinations of the text. What is the text about?

Данное упражнение прекрасно подходит для изучения лексических средств выражения отрицательной оценки, встречающихся в медиатексте. В данном случае, для базового уровня можно предложить список общеупотребительных слов или фразовых глаголов с отрицательной оценочностью. Для углубленного уровня возможно также использование идиом при условии их наличия в медиатексте. Рекомендуется брать не все новые слова и словосочетания из медиатекста, чтобы дать возможность учащимся развивать навыки языковой догадки. Допускается использовать ранее изученные лексические единицы для актуализации пройденного материала.

Упражнение 4

Look at the title, the first and the last sentences of the text. What can be the idea of the text?

Прогнозирование идеи медиатекста может быть полезно для дальнейшего обсуждения оценки автора.

Изучающее чтение подразумевает полное понимание прочитанного, а также критическое осмысление информации.

Для изучающего чтения мы подобрали следующие задания:

Упражнение 1

Try to explain the words in bold. Check in the dictionary.

В упражнении желательно использовать новые лексические единицы с негативным значением, чтобы стимулировать развитие языковой догадки.

Упражнение 2

Find the sentences with modal verbs.

Как мы выяснили в предыдущей главе, модальные глаголы желательности могут сигнализировать об отрицательной оценке в медиатекстах. При их наличии возможно закрепление грамматического материала в послетекстовых упражнениях.

Упражнение 3

Find the words with the negative prefixes (например -un, -im, -ir и т. д.).

Здесь можно обратить внимание на правила словообразования для выражения отрицательной оценки чего-либо.

Упражнение 4

Find the words with suffix -less. What do they mean?

В задании также дается словообразовательный аспект, изучение которого можно продолжить в послетекстовых упражнениях.

Упражнение 5

Fill in the table Adjectives & Adverbs using the text. Which of them are negative?

Мы можем обратить внимание на морфологический аспект задания. Подробное изучение различий между прилагательными и наречиями, а также отработку их употребления можно осуществлять в послетекстовых заданиях.

Упражнение 6

Find the opposites to the words below.

В упражнении 6 мы можем использовать список лексических единиц, имеющих отрицательное значение и относящиеся к различным частям речи.

Поисковое чтение подразумевает поиск конкретной информации в тексте и упражнениями могут служить следующие задания:

Упражнение 1

Look at the title of the text. What is the theme of the text? What problem does the author want to show and solve?

Медиатексты, содержащие отрицательную оценочность, часто критикуют явления, людей, поэтому существование какой-либо проблемы — это обязательная часть.

Поскольку поисковое чтение необходимо для поиска информации в тексте, то количество упражнений будет больше на текстовом этапе.

Текстовый этап нацелен на формирование языковых и речевых навыков.

Перейдем к видам чтения и заданиям по каждому из них.

Ознакомительное / просмотровое чтение:

Упражнение 1

Read the text. Match the headings to the paragraphs. There is one that you do not need to use.

Это задание позволит нам постепенно ознакомиться с текстом и понять его содержание. Заголовки абзацев могут послужить для учащихся опорой для дальнейшего краткого пересказа.

Упражнение 2

Write a plan for the text.

Упражнение 3

Read the text and put the sentences in the correct order.

Упражнение 4

Read the text and mark the sentences as T (True), F (False) or NS (Not stated).

Упражнения способствуют ознакомлению с фактами и логической последовательностью текста перед его анализом.

Изучающее чтение:

Упражнение 1

Read the text and say what adjectives are used by the author to describe the person (the event, the situation etc.) in the text.

Упражнение 2

Read the text and say what adverbs are used to describe the person’s actions.

Упражнение 3

Read the text and find the nouns that are used to describe the person (situation) in the text.

Упражнение 4

Read the text and find the phrasal verbs used by the author. Match them with the synonyms from the list.

Упражнение 5

What is the author’s attitude towards the person (situation, actions, event etc.) in the text? Give examples showing the author’s negative/positive attitude.

Для углубленного уровня также можно добавить упражнения на поиск троп.

Упражнение 5

Find the stylistic devices and expressive means (или определенные средства, например только сравнения) that show the negative attitude of the author towards the person (the situation, the actions etc.) in the text.

Это упражнение требует предварительной работы по ознакомлению со средствами выражения оценки на предыдущих уроках. Мы предлагаем проводить работу в группах по ведению общего словаря стилистических приемов с последующим их обсуждением на уроке (По одному средству на каждый языковой уровень один урок. При большом количестве выразительных средств на урок учащиеся не будут успевать за темпом их изучения.). Подбор медиатекстов также должен исходить из изученных средств выразительности.

Поисковое чтение:

Упражнение 1

Say which of the problems bothers the author the most. Why?

Упражнение 2

Find the main argument against the title (the decision, the actions etc.)

Упражнение 3

Answer the questions according to the text.

Первые два упражнения могут быть включены в третье, поскольку все они предусматривают ответы на специальные вопросы по содержанию текста.

Рассмотрим послетекстовый этап, который направлен на использование ситуацию в медиатексте для развития устной и письменной речи.

Ознакомительное / просмотровое чтение:

Упражнение 1

Retell the story using the plan.

В качестве плана могут служить записи учащихся либо схема, предложенная учителем. При наличии выполненного упражнения на нахождение соответствий между параграфами и их заголовками, можно использовать заголовки параграфов для опоры.

Упражнение 2

What is your opinion about the information given in the text? Prepare a 2-minute speech and present it in front of the class. You can use adjectives (nouns and adverbs from the text to express your opinion (для базового уровня). You can use the lexical and grammatical means from the text (для углубленного уровня).

Выражение мнения, оценки по поводу представленной в медиатексте информации с использованием средств выразительности из медиатекста позволяет проверить уровень усвоения материала.

Упражнение 3

Discuss the problems described in the text with your class.

Обсуждение главных проблем, описываемых автором медиатекста позволит учащимся лучше понять текст и эффект использования средств выражения отрицательной оценки.

Упражнение 4

Where can you use the given information?

Изучающее чтение:

Упражнение 1

Answer the questions.

Упражнение 2

Write an annotation for the text.

Поисковое чтение:

Упражнение 1

Write an article connected to the theme of the text. Use various expressive means and stylistic devices to express your opinion, assessment, attitude according to the scheme. Find pictures related to the text.

Упражнение 2

Imagine that you are a reviewer and write a critical review of the book (film, game etc.) according to the structure. Use various devices of expressing the assessment, opinion, attitude.

Упражнение 3

Write an essay expressing your opinion and giving arguments for and against the statement according to the plan. Use various devices of expressing the assessment, opinion, attitude.

Предложенные упражнения для развития письменной речи служат показателем усвоения пройденного материала о средствах выражения отрицательной (равно как и положительной) оценки с опорой на предложенную структуру текста. Задания позволяют обучающимся освоить принципы написания медиатекстов.

В дополнение к упражнениям по медиатексту возможно изучение отдельно лексической и грамматической стороны речи при помощи тренировочных упражнений на заполнение пропусков, составление словосочетаний и предложений, диалога по образцу, выбор правильной формы слова, трансформацию средств выражения положительной оценки в отрицательную с использованием лексических и грамматических единиц, выражающих отрицательную оценку, представленных в медиатекстах.

Заключение. Подведя итоги по исследовательской работе, мы можем отметить, что нам удалось разработать методические рекомендации по обучению средствам выражения отрицательной оценки в медийном дискурсе на уроках английского языка в средних образовательных учреждениях.

Для достижения этой цели мы охарактеризовали понятие «оценка». Так, оценка — это совокупность разноуровневых языковых единиц, объединенных оценочной семантикой и выражающих положительное / отрицательное отношение автора к содержанию речи.

Мы также раскрыли понятие «медиадискурс», выявив, что это — любой вид дискурса, реализуемый в поле массовой коммуникации, продуцируемый СМИ.

При анализе требований в Примерной основной средней общеобразовательной программе по иностранному языку мы убедились в необходимости обсуждения средств выражения отрицательной оценки на уроках английского языка.

Нам также удалось определить чрезвычайно малое количество упражнений в УМК Spotlight 9. Исходя из проделанного анализа заданий и медиатекстов в учебнике, мы разработали комплекс упражнений по чтению, состоящий из предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений. Упражнения охватывают 3 вида речевой деятельности: чтение, говорение и письмо и делают упор на изучение лексических и грамматических средств выражения негативной оценки. Мы также изучили различия в изучаемом материале в зависимости от базового и углубленного уровня обучения английскому языку. Данные методические разработки можно применять на уроках английского языка при работе как с текстами, так и с медиатекстами.

Литература:

  1. Абушенко В. Л. Оценка // Всемирная энциклопедия. Философия. — М.: АСТ; Минск: Харвест. Современный литератор, 2001. — С. 755.
  2. Авидзба А. В. Медиадискурс как составляюшая информационного пространства // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2016. № 1 (21). — С. 35–40.
  3. Английский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю. Е. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О. Е. Подоляко]. — 2 изд. доп. и перераб. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2019. — 216 с.
  4. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. — М.: Наука, 1988. — 339 с.
  5. Баженова Е. А. Категория оценки // Стилистический энциклопедический словарь русского языка [электронный ресурс] / под ред. М. Н. Кожиной; члены редколлегии: Е. А. Баженова, М. П. Котюрова, А. П. Сковородников. — 2-е изд., стереотип. — М.: Флинта: Наука, 2011. — С. 139–146.
  6. Бархударов Л. С. Язык и перевод: вопросы общей и частной теории перевода. — М.: ЛКИ, 2014. — 240 с.
  7. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки / Вольф Е. М.; вступ. ст. Н. Д. Арутюновой, И. И. Челышевой. — Изд. стер. — М.: URSS: Либроком, 2014. — 261с.
  8. Добросклонская Т. Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2006. — № 2. — С. 20–33.
  9. Желтухина М. Р. Cпецифика речевого воздействия тропов в языке. 10.02.19. Дис. … докт. филол. наук. — М., 2004. — 723 c.
  10. Ивин А. А. Оценки в процессах коммуникации // Философия науки. Выпуск 17. — М.: ИФ РАН, 2012. — С. 203–213.
  11. Казак М. Ю. Специфика современного медиатекста [Электронный ресурс] / М. Ю. Казак // Современный дискурс-анализ. — 2012. — Вып. 6. — С. 28–41.
  12. Кайда Л. Г. Композиционная поэтика публицистики: учеб. пособие. — М.: Флинта; Наука, 2006. — 142 с.
  13. Кожемякин Е. А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Научные ведомости. Серия «Гуманитарные науки». — 2010. — № 12(83). Вып. 6. — C. 13–21.
  14. Комиссарова Н. Г. Якупова Д. Р. Оценочность в дискурсе СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: 2018. – № 2–1 (80). — С. 83–87.
  15. Кузнецова Н. Е. К вопросу о некоторых способах выражения оценки /Н. Е. Кузнецова, Е. В. Шевченко // Язык. Текст. Стиль: сб. науч. Тр: Курганский гос.ун-т. — Курган, 2004. — С. 71–79.
  16. Маркелова Т. В. Семантика оценки и средства ее выражения в русском языке. — М., 1993. — 125 с.
  17. Пименова М. В. Способы организации древнерусского текста и выражение оценки // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. — 2016. — Т. 15, № 2. — C. 17–24. — DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu2.2016.2.2
  18. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования // Реестр примерных основных общеобразовательных программ. — URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya (дата обращения: 16.04.2022).
  19. Самигуллина А. С. Языковая периферия концепта «оценка»: введение в проблематику // Человек в зеркале языка. Вопросытеории и практики: сб. статей. Кн.2 / РАН, Институт языкознания. — М., 2005. — С. 45–61.
  20. Солганик Г. Я. Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. — М., 2000. — С. 84.
  21. Темникова Л. Б. Медиадискурс как объект межкультурной коммуникации в английских научных журналах — Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль, 2015. — Том 7. № 7. Часть 1. — С. 76–84.
  22. Якушина Р. М. Динамические параметры оценки (на материале современного английского языка): автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.04: защищена 17.12.03 / Роза Михайловна Якушина. — Уфа: Башкирский государственный университет, 2003. — 24 с.
  23. Якушина Р. М. Динамические параметры оценки (на материале современного английского языка): автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.04: защищена 17.12.03 / Роза Михайловна Якушина. — Уфа: Башкирский государственный университет, 2003. — 24 с.
  24. Bednarek M. Evaluation in Media Discourse. Analysis of a Newspaper Corpus. — London: Continuum, 2006. — 253 p.
  25. Halliday M. A. K. An Introduction to Functional Grammar. — London: Edward Arnold, 1985. — 384 p.
  26. Hunston S., Thompson G. Evaluation in Text. Authorial Stance and the Construction of Discourse // Evaluation: An introduction. — Oxford: Oxford University Press, 2000. — P. 1–27.
  27. Hyland K. Writing Without Conviction. Hedging in Science Research Articles // Applied Linguistics. Vol. 17. 1996. — Pp. 56–75.
  28. Hyland K. Metadiscourse. — London — New York: Continuum, 2005. — 230p.
  29. Martin J. R., White P. R. R. The Language of Evaluation // Appraisal in English. — 2005. — 274 p.
Основные термины (генерируются автоматически): отрицательная оценка, английский язык, упражнение, средство выражения, оценка, текст, средство, урок, дискурс, поисковое чтение.


Похожие статьи

Контроль и оценка умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9-м классе

В статье рассматриваются вопросы контроля и оценки умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9 классе. Исследование основано на анализе внутренней и внешней структуры монологической речи, требованиях Федерального государственн...

Возможности метода и приемов структурного анализа слова в формировании орфографических навыков студентов педагогического колледжа

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении студентов русскому языку с методикой преподавания

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Цифровые технологии при формировании метапредметных умений на уроках иностранного языка

В данной статье обосновывается стратегическая необходимость использования цифровых технологий и интернет-ресурсов на уроках английского языка как средства реализации метапредметного подхода. Метапредметный подход предполагает, что обучающийся не толь...

Lesson Study «Как через использование техник семантизации развить лексические навыки учащихся»

Данная научно-практическая статья содержит информацию об исследовании, направленном на выявление наиболее эффективной техники семантизации (раскрытия значения слова) для расширения словарного запаса и правильном употреблении иноязычной лексики учащим...

Национально-региональный компонент в преподавании иностранного (английского) языка как инструмент формирования социокультурной компетенции

Статья посвящена основным способам формирования социокультурной компетенции обучающихся начального курса посредством интеграции национально-регионального компонента в процесс обучения иностранному (английскому) языку. Автором были изучены такие аутен...

Игровые упражнения для работы с грамматическим материалом на уроке английского языка

В статье рассматривается игровая форма обучения на уроке английского языка. Описываются функции игровой деятельности, а также требования к проведению игры на уроке. Приведены примеры языковых грамматических игр на уроке английского языка.

Способы повышения мотивации при изучении английского языка

Исследование опыта профессиональной подготовки будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск путей повышения эффективности преподавания дисциплины английский язык, начиная с са...

Экспликация авторской оценки в тексте газетно-журнальной статьи

В данной статье исследуется авторская оценка и её репрезентация в публицистическом стиле текста. Специфика структуры и функций публицистического текста позволяет свободно использовать фразеологические единицы и идиоматические выражения в основном сод...

Об эффективности дистанционного курса «Тригонометрия с нуля» в условиях деятельностного подхода

В статье рассматривается эффективность дистанционного курса «Тригонометрия с нуля» в условиях деятельностного подхода. Статья включает анализ результатов использования курса, который разработан на образовательной платформе «Stepik» и предназначен для...

Похожие статьи

Контроль и оценка умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9-м классе

В статье рассматриваются вопросы контроля и оценки умений монологического высказывания на уроках английского языка в 9 классе. Исследование основано на анализе внутренней и внешней структуры монологической речи, требованиях Федерального государственн...

Возможности метода и приемов структурного анализа слова в формировании орфографических навыков студентов педагогического колледжа

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении студентов русскому языку с методикой преподавания

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Цифровые технологии при формировании метапредметных умений на уроках иностранного языка

В данной статье обосновывается стратегическая необходимость использования цифровых технологий и интернет-ресурсов на уроках английского языка как средства реализации метапредметного подхода. Метапредметный подход предполагает, что обучающийся не толь...

Lesson Study «Как через использование техник семантизации развить лексические навыки учащихся»

Данная научно-практическая статья содержит информацию об исследовании, направленном на выявление наиболее эффективной техники семантизации (раскрытия значения слова) для расширения словарного запаса и правильном употреблении иноязычной лексики учащим...

Национально-региональный компонент в преподавании иностранного (английского) языка как инструмент формирования социокультурной компетенции

Статья посвящена основным способам формирования социокультурной компетенции обучающихся начального курса посредством интеграции национально-регионального компонента в процесс обучения иностранному (английскому) языку. Автором были изучены такие аутен...

Игровые упражнения для работы с грамматическим материалом на уроке английского языка

В статье рассматривается игровая форма обучения на уроке английского языка. Описываются функции игровой деятельности, а также требования к проведению игры на уроке. Приведены примеры языковых грамматических игр на уроке английского языка.

Способы повышения мотивации при изучении английского языка

Исследование опыта профессиональной подготовки будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск путей повышения эффективности преподавания дисциплины английский язык, начиная с са...

Экспликация авторской оценки в тексте газетно-журнальной статьи

В данной статье исследуется авторская оценка и её репрезентация в публицистическом стиле текста. Специфика структуры и функций публицистического текста позволяет свободно использовать фразеологические единицы и идиоматические выражения в основном сод...

Об эффективности дистанционного курса «Тригонометрия с нуля» в условиях деятельностного подхода

В статье рассматривается эффективность дистанционного курса «Тригонометрия с нуля» в условиях деятельностного подхода. Статья включает анализ результатов использования курса, который разработан на образовательной платформе «Stepik» и предназначен для...

Задать вопрос