Библиографическое описание:

Фомина Н. В., Липовенко Е. К. Тексты песен современных популярных исполнителей в зеркале культуры речи [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 32-34.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в обществе.

Общество, в котором свобода слова стала осознаваться как одна из высших ценностей, пришло к пониманию того, что в формировании умения вести гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации не последнее место отводится соблюдению культуры речи в широком смысле этого слова. То есть культура речи – это не только соблюдение норм литературного языка, но и знание и применение правил речевого поведения (речевого этикета), умение привлечь внимание и воздействовать своей речью на собеседника.

В современной лингвистике различают два уровня культуры речи человека – низший и высший.

Низший уровень культуры речи человека предполагает владение литературным языком.

Литературный язык – величайшее достижение речевой культуры народа, представляющий собой высшую форму общенародного языка. Необходимым условием существования литературного языка является норма, нарушение которой создает разнообразные помехи в процессе общения, ведь норма создается применяющим ее коллективом благодаря постоянно действующей потребности в лучшем взаимном понимании. Именно эта потребность побуждает людей предпочитать одни варианты и отказываться от других.

Языковая норма (норма литературная) – явление историческое. Это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, то есть правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике.

Если носитель языка не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается – это говорит о высоком уровне речевой культуры индивида.

Таким образом, культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью. Кроме того, культура речи – это также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями, задачами и содержанием общения.

Однако в настоящее время наблюдается снижение общего уровня речевой культуры. Современная языковая ситуация выражается прежде всего в росте разного рода ошибок и вариантов, возникающих под влиянием нелитературного произношения, территориальных и социальных диалектов, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения, неоправданном использовании иностранных слов.

Как известно, особое влияние на состояние речевой культуры оказывают средства массовой информации. Каждый человек ежедневно испытывает воздействие речи, звучащей в теле- и радиоэфире или содержащейся в текстах, представленных на страницах газет и журналов. Именно средства массовой информации для многих носителей языка являются основным источником представлений о языковой норме. Особого внимания заслуживает современная популярная музыка, которую мы слышим по радио и с экранов телевизоров.

Музыка во все времена была особым видом искусства. Песня – самый распространенный и популярный музыкальный жанр.

Конечно, основная масса песенных текстов современности пишется в соответствии с требованиями культуры речи. Однако если обратиться к популярной музыке, то здесь наметилась опасная тенденция к безграмотному составлению текстов.

Поп-музыка («современная популярная музыка») – самая популярная музыка в России: ее слушают около 48% граждан, причем 19% - молодежь в возрасте 13 – 20 лет. Жанр популярной музыки выполняет в основном развлекательные функции, а тематика песен не предполагает ответов на серьезные жизненные вопросы. Однако это обстоятельство не снимает с авторов песен ответственности за содержание и языковое оформление создаваемых произведений, а, напротив, подразумевает серьезную работу над текстами. Ведь ошибки, которые нередко встречаются в текстах песен, негативно влияют на речь слушателей, а особенно на речь молодого поколения.

Нами были проанализированы 111 текстов песен современных российских исполнителей с учетом возрастных предпочтений опрошенной аудитории: Потап и Настя Каменских – 13; Братья Гримм – 8; группа «Дискотека Авария» - 8; группа «Отпетые мошенники» - 8; И. Аллегрова – 8; группа «Каста» - 6; группа «UMATURMAN» - 4; группа «Руки вверх» - 7; Тимати – 3; Ёлка – 3; группа «Чили» - 3; Серега – 3; Слава – 3; Веерка Сердючка – 2; группа «Гости из будущего» - 2; группа «Тату» - 2; группа «Шпильки» - 2; группа «Градусы» - 2; группа «Ненси» - 3; Стас Пьеха – 1; И.Николаев – 1; группа «Любэ» - 1; О. Газманов – 2; группа «Би-2» - 1; А. Глызин – 1; В. Леонтьев – 1; Л. Агутин и А. Варум – 1; Т.Овсеенко – 1; В.Дайнеко – 1; группа «Токио – 1; Алсу - 1; группа «Челси» - 1; Бьянка – 1; группа «А-студио» - 1; А. Стоцкая – 1; группа – «Жуки» - 1; Ю.Савичева – 1; группа «NON STOP» - 1; Д.Джокер – 1.

Цель анализа – определить типы нарушений норм литературного языка, встречающиеся в текстах песен, и их количественный показатель.

Таким образом, в ходе анализа были выявлены 216 нарушений норм литературного языка. Следует отметить, что некоторые тексты одновременно содержали несколько нарушений литературных норм, например: «У нас на районе не звонЯт, а звОнят» (Потап и Настя Каменских), у тех же исполнителей: «Чумаданы собирай и телефоны отключай» или «А я лежу на пляжУ».

Самыми многочисленными (147) являются ошибки, связанные с нарушением стилистических норм, под которыми понимаются особые приемы и средства, способствующие наиболее точному и образно-эмоциональному выражению мысли.

Под нарушением стилистических норм в анализируемом материале мы подразумевали нарушение таких качеств речи, как доступность, чистота, логичность.

Доступность – соответствие речи возрасту, уровню знаний и образованию собеседника. Нарушение этого качества речи в рассматриваемых текстах, прежде всего, выражается в неоправданном использовании иностранной лексики (55), например: «Feshion girl – огонь и грация» или «И все мужчины знай, встают в режиме stand by» (группа «А - студио»); «Смайлы в эфире, чувства онлайн, в трубке гудки ICQ и мейлами стали так близки» (группа «NON STOP»); «Сотри его из memory» (В.Дайнеко) или «Супер – мега МС! Disko superstar. Parti porno-kiler. Disko superstar. Crazi midinight dancer! Disko superstar» (группа «Дискотека Авария»).

Кроме того, в поисках выразительных средств художественной речи авторы иногда прибегают к словотворчеству. Создание индивидуально-авторских неологизмов также затрудняет восприятие смысла текста (5): или «Я – летолюб, я – летофил, я лета наркоман» (Потап и Настя Каменских).

Нарушение чистоты речи, под которой подразумевается отсутствие в речи слов-паразитов, жаргонных и просторечных выражений – это один из самых распространенных речевых изъянов, выявленных в текстах песен: жаргон – 59: «Мы идем по улице, девушки тусуются» (группа «Отпетые мошенники»); «И руку предложил, хотя бесперпективняк» (Потап и Настя Каменских); просторечие – 15: «Ведь ты так хороша, но знай – и я не черт-те шо!» (Потап и Настя Каменских) или «И нету сил - закрываю, я глаза закрываю» (группа «UMATURMAN»); ненормативная лексика – 8: «Одиночество – сволочь, одиночество - сука» (Слава); «Нет на свете принцесс – это сказки для дураков» (группа «Каста») или «Он знает, какая ты на самом деле дура» (группа «Дискотека Авария»); употребление слов-паразитов – 1: «И мне никого, блин, не надо…» (группа «Градусы»); употребление лексики с отрицательной эмоциональной окраской – 1: «А ты парень - хоть куда, только что это за пузо…» (группа «Дискотека Авария»).

Также нарушением стилистических норм являются разнообразные логические неувязки: «Не спеша ты с кавалером быстро встала и ушла» (группа «Нэнси»).

Не менее распространенным изъяном является нарушение лексических норм, под которыми понимается употребление слов и устойчивых выражений в соответствии с их значением - 31: многословие – 25 (тавтология – 18; плеоназм – 7), например: «Целую неделю капают капели» («Братья Гримм»); «Я с чистого листа хочу листать» (В.Дайнеко); «Бордовый горизонт, бордовое бордо в бокале» (Ёлка) или у того же исполнителя: «Он хорошо взлетел и крайне удачно сел»; «А пока разлучает разлука» или «С тобой растаю в пламени огня» (И. Аллегрова); «Нежной рукою обниму» (группа «Руки вверх») и нарушение сочетаемости - 6 (нарушение семантической сочетаемости – 4: «А ты люби меня, а не люби мне мозги» (Потап и Настя Каменских); нарушение грамматической сочетаемости – 2: «Ты была молода – красива и похожа на апельсина в своем новом плаще» (группа «UMATURMAN»).

Также в рассматриваемых текстах были выявлены нарушения морфологических норм, которые регулируют правильное образование грамматических форм слов разных частей речи, из которых: неправильное образование формы слова – 19; «Едь на такси, но нечем платить» (группа «Чили»); «Ледовое гетто портит ребёнков» (группа «Челси»); неправильное употребление степени сравнения прилагательных – 1: «Я вам обещаю - стану самой лучшей я» (Потап и Настя Каменских).

Нарушение синтаксических норм, регулирующих правильное построение словосочетаний и предложений, менее распространенный изъян в анализируемых текстах – 8 (неправильное согласование – 7; нарушение порядка слов – 1): «ты снова в осени плену» (группа «Чили»); «Сколько на подушку дней я плакала» (Бьянка).

Самыми немногочисленными, но не менее значимыми являются нарушения акцентологических норм (постановка ударения) – 4, например; «Ты звОнишь ей домой, когда меня рядом нет» (группа «Руки вверх») или «Хочу, хочу доллАров больше, чем у Билла Гейтса» (группа «Дискотека Авария») и фонетических (нарушение звуковой оболочки слова) – 5: «Пришла и оторвала голову нам чумачечая весна» (Потап и Настя Каменских).

Таким образом, к числу наиболее часто встречающихся в текстах современных исполнителей нарушений норм литературного языка относится употребление жаргонных и просторечных выражений, многословие, нарушение сочетаемости слов и неправильное образование их грамматических форм.

Популярная музыка – естественная и важная для подростков и молодежи сфера бытия, влияющая на воспитание и формирование речевой культуры. Однако ненормативное использование поэтами-песенниками языковых средств очень распространено и негативно сказывается на культуре речи не только подростков, но и старшего поколения. Поэтому проблема, решение которой связано с повышением уровня культуры речи нашего общества, очень актуальна. В таких условиях особое значение приобретает воспитание молодого поколения, поскольку от него напрямую зависит будущее языка.


Литература:

  1. Бушелева Б.В. О культуре поведения. – М.,1974. – 96с.

  2. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие/ Е.Д. Ващенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349с.
  3. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений над речевой практикой масс-медиа - М.: Педагогика-пресс, 1994. - 247с.
  4. Крысин Л.П.Русский литературный язык на рубеже веков// Русскаяречь.-2000.-№10.28-40.
  5. Николаева Н. Поговорим по-русски о русском // Советская Адыгея, 2009, 23.09
  6. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие/ Андреева И. С., Тимофеева Г. Е.; Под ред. Р. А. Орлова. ГУАП. − СПб., 2006. − 80 с.
  7. Уткина С. Время учить русский язык // СПО, 2010, № 3, С 8.
  8. Цыпленкова Л.Х. Сквернословие – выражение агрессии и угрозы // Советская Адыгея, 2008, 23.01
Основные термины (генерируются автоматически): культуры речи, группа «Дискотека Авария», Настя Каменских, норм литературного языка, речевой культуры, культура речи, нарушением стилистических норм, нарушений норм литературного, группа «Руки, уровня культуры речи, культуры речи человека, группа «UMATURMAN», группа «non stop», группа «Отпетые мошенники», текстах песен, группа «Каста», Похожая статья, зеркале культуры речи, соблюдению культуры речи, колыбельных песен таджикского.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос