Выработка навыков речевой культуры на занятиях практического курса русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (165) август 2017 г.

Дата публикации: 04.08.2017

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Турумова Т. Х., Тангрибергенова Г. А. Выработка навыков речевой культуры на занятиях практического курса русского языка // Молодой ученый. — 2017. — №31. — С. 65-67. — URL https://moluch.ru/archive/165/45127/ (дата обращения: 25.09.2018).



Речь человека — это лакмусовая бумажка его общей культуры. Владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Эти понятия неразрывно связаны с понятием культуры речи. Культура речи включает в себе, во-первых, требование правильности речи, знание и соблюдение языковых норм (норм произношения, ударения, словоупотребления) и, во-вторых, стремление к выразительности, наибольшей эффективности высказывания. Сейчас термин «норма» прочно вошёл в педагогический обиход. Нет необходимости доказывать, как велика роль школы в повышении культуры речи, в усвоении норм литературного языка. Именно в стенах школы и вуза исправляются и шлифуются языковые навыки, здесь формируется правильная литературная речь. Учитель-словесник должен знать не только наиболее уязвимые участки современного словоупотребления, но и учитывать основные направления в развитии русского литературного языка. В литературном языке имеется тысячи вариантов, которые возникают вследствие развития языка. Часто случается, что оба варианта отвечают требованиям нормы, допустимых в пределах литературной речи, но обладает определенным функциональным своеобразием. Характеристика этих особенностей — нелегкая, но весьма важная задача обучения русскому языку. Понятие нормы языка неразрывно связано с стилистикой, ведь у каждого стиля есть свои нормы. Одним из важных аспектов обучения правильной речи является аспект стилистический, при котором закрепляются и углубляются известные средства языка: особое внимание обращается на их функционирование в различных стилях и жанрах.

Выяснение эстетически значимых языковых единиц создает условия для реализации важнейшего принципа — принципа оценки выразительности речи. Многие учащиеся из-за незнания выразительных средств языка не в состоянии понять эмоциональной стороны художественных текстов, на различают значений слов и их грамматической формы по их употреблению в разных стилях речи.

В процессе обучения лексике надо воспитывать у учащихся сознательное отношение к слову, развивать в них умение осмысленно пользоваться собственной речью в различных коммуникативных целях.

Пути углубления лексикологических понятий различны: нахождение лексических средств и выяснение их стилистической роли, полный или частичный лексико-стилистический анализ текста. Важно обратить внимание на такие понятия, как ««значение слова», «многозначность», «синонимия и антонимия», «омонимия». Центральным понятием лексикологии является значение слова, его способность иметь несколько значений. При знакомстве с этими понятиями можно предложить студентам задания следующего типа:

Укажите значения многозначных слов, определите, какие из них используются в качестве биологических терминов: корень, брожение, почва, кора, плодородный, порода, синтез, сорняки.

При повторении сведений о стилистической окраске слов полезно познакомить студентов с имеющимися в словаре пометами (на примере словаря С. И. Ожегова).

Словарь русского языка С. И. Ожегова является одним из самых распространенных пособий по повышению культуры речи. При непосредственном знакомстве с пометами словаря учащиеся узнают, что помета (книжн.) означает, например, что слово характерно для письменного, книжного изложения, помета (разг.) означает, что слово свойственно устной разговорной речи. Аналогичным образом ведется работа по выяснению значения остальных помет. Учащиеся самостоятельно выискивают в словаре слова с различными пометами, указывающими стилистическую принадлежность слова. В процессе подобной работы учащиеся узнают, что каждое слово имеет свой облик, свою стилистическую окраску и свое назначение в речи. Для закрепления навыков различения слов разговорных, книжных и нейтральных можно предложить задания типа:

Задание 1. Укажите сферу употребления следующих слов:

Система, протоплазма, клеточные включения, вещество, время, протокол, питаться, кушать, молекула, болтать, химичить, формула.

Задание 2. Используя данные термины, составьте микротекст о чае:

кустарник, многолетний, гнезда, кислый, плодородный, высевать, лунки, соцветие, переносимость, температурный режим.

Задание 3. Используя данные термины, составьте диалог: клубни, витамины, белки, минеральные соли, крахмал, произрастание, волокно, стебель, лимонная кислота.

Целенаправленная работа по знакомству со стилистической окраской слова способствует развитию навыков стилистического разграничения слов, умения выбирать соответствующий словесный материал для той или иной коммуникативной ситуации. Большие возможности для работы по культуре речи и стилистике открываются при изучении материалов по морфологии и синтаксису. К примеру, при изучении имени существительного надо обратить внимание учащихся на то, что данная часть речи широкоупотребительна в различных стилях и жанрах речи. С этой целью можно взять фрагмент текста по специальности, используемый на занятиях: Говоря о жанре текста, преподаватель, отмечает, что данный текст научного стиля речи. При выяснении языковых особенностей можно ограничиться работой над существительными из этого текста. Обращается внимание, что некоторые из них являются научными терминами, что характерно для научного стиля.

Для сравнения можно предложить стихотворный текст или фрагмент из художественного текста.

Одним из рациональных методов и приемов организации стилистической работы является стилистический анализ, ценность которого в том, что он помогает учащимся увидеть скрытую для неопытного глаза систему языковых единиц, которая формирует стилистический облик изучаемого текста. Целенаправленный анализ различных стилей и жанров речи дает возможность учащимся углубить знания о функциональных стилях речи, о функционировании в них различных языковых средств, развить у них чувство стиля. С помощью стилистического анализа учащиеся контролируют результаты своей речевой деятельности.

Цель стилистического анализа — прояснить взаимоотношения между задачами коммуникации в той или иной сфере речевой деятельности.

На занятиях Практического курса русского языка мы знакомим студентов с текстами научного стиля в соответствии с профилем их будущей специальности.

Особенности стиля научных текстов определяются их содержанием и целями сообщения — передать научную информацию предельно точно, полно, логически выдержано, объективно, вскрыть причинно-следственные отношения между явлениями. Стилистический анализ такого текста дает возможность установить, как достигает автор текста строгой, подчеркнутой логичности, точности и ясности изложения. Большое внимание уделяется выявлению особенностей языковых средств, их объединению в тексте. Например, обращается внимание на именной характер научной речи, дающий возможность делать обобщения.

Литература:

  1. Иконников С. И. Стилистика в курсе русского языка. — М.: Просвещение, 1991.
  2. Черемисин П. Г. Пособие по стилистике русского языка. — М., 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): стилистический анализ, культура речи, текст, русский язык, литературный язык, речевая деятельность, повышение культуры речи, слово, научный стиль, термин.


Похожие статьи

Особенности текста научного стиля | Статья в журнале...

7. Русский язык и культура речи: Учебник.

Основные термины (генерируются автоматически): научный стиль, научный текст, сфера науки, слово, текст, научная информация, научная тематика, научная мыслительная деятельность, научная...

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры...

Ключевые слова: речевая культура, норма, языковая норма, современный русский литературный язык, речевая ситуация, речевая среда, стилистика, виды чтения, текст, высказывание.

Проблематика стилистики и культуры речи как теоретических...

В статье рассматривается соотношение стилистики и культуры речи в аспекте объекта, предмета исследования и дихотомии язык-речь. Ключевые слова: стиль, стилистика, культура речи, норма, категория оценки, коммуникация.

О соблюдении литературной нормы в разговорной речи

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, норма, культура речи, литературный язык, слово, Калинин, соблюдение нормы, целый ряд.

Изучение стилей, форм и типов речи | Статья в журнале...

Речь нельзя рассматривать отдельно от языка, а язык — от речи.

Функциональные стили языка и речи нельзя разграничивать и противопоставлять друг

При изучении стилистической системы необходимо исходить из своеобразия языка, исторически сложившейся обстановки.

Стиль художественной литературы в аспекте лингвистической...

Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, художественная речь, стиль, литературный язык, средство, стилистика языка, стилистика речи, стиль языка, стиль писателя, художественное произведение.

Общность предметов языкового и литературного образования

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, текст, литература, художественный текст, речевая деятельность, урок литературы, художественное произведение, интегрированный урок русского языка, искусство слова, этап урока.

Культура речи в младших классах и методы ее развития

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, ошибка, слово, речь, ребенок, письменная речь, литературный язык, детский язык, речевая культура, нормативный язык.

Культура речевой деятельности педагога | Статья в сборнике...

Основные термины (генерируются автоматически): культура речи, педагогический такт, речевая деятельность, культура, слово, речевая культура, умение, педагог, педагогическая эмпатия, педагогическое общение.

Особенности текста научного стиля | Статья в журнале...

7. Русский язык и культура речи: Учебник.

Основные термины (генерируются автоматически): научный стиль, научный текст, сфера науки, слово, текст, научная информация, научная тематика, научная мыслительная деятельность, научная...

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры...

Ключевые слова: речевая культура, норма, языковая норма, современный русский литературный язык, речевая ситуация, речевая среда, стилистика, виды чтения, текст, высказывание.

Проблематика стилистики и культуры речи как теоретических...

В статье рассматривается соотношение стилистики и культуры речи в аспекте объекта, предмета исследования и дихотомии язык-речь. Ключевые слова: стиль, стилистика, культура речи, норма, категория оценки, коммуникация.

О соблюдении литературной нормы в разговорной речи

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, норма, культура речи, литературный язык, слово, Калинин, соблюдение нормы, целый ряд.

Изучение стилей, форм и типов речи | Статья в журнале...

Речь нельзя рассматривать отдельно от языка, а язык — от речи.

Функциональные стили языка и речи нельзя разграничивать и противопоставлять друг

При изучении стилистической системы необходимо исходить из своеобразия языка, исторически сложившейся обстановки.

Стиль художественной литературы в аспекте лингвистической...

Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, художественная речь, стиль, литературный язык, средство, стилистика языка, стилистика речи, стиль языка, стиль писателя, художественное произведение.

Общность предметов языкового и литературного образования

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, текст, литература, художественный текст, речевая деятельность, урок литературы, художественное произведение, интегрированный урок русского языка, искусство слова, этап урока.

Культура речи в младших классах и методы ее развития

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, ошибка, слово, речь, ребенок, письменная речь, литературный язык, детский язык, речевая культура, нормативный язык.

Культура речевой деятельности педагога | Статья в сборнике...

Основные термины (генерируются автоматически): культура речи, педагогический такт, речевая деятельность, культура, слово, речевая культура, умение, педагог, педагогическая эмпатия, педагогическое общение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности текста научного стиля | Статья в журнале...

7. Русский язык и культура речи: Учебник.

Основные термины (генерируются автоматически): научный стиль, научный текст, сфера науки, слово, текст, научная информация, научная тематика, научная мыслительная деятельность, научная...

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры...

Ключевые слова: речевая культура, норма, языковая норма, современный русский литературный язык, речевая ситуация, речевая среда, стилистика, виды чтения, текст, высказывание.

Проблематика стилистики и культуры речи как теоретических...

В статье рассматривается соотношение стилистики и культуры речи в аспекте объекта, предмета исследования и дихотомии язык-речь. Ключевые слова: стиль, стилистика, культура речи, норма, категория оценки, коммуникация.

О соблюдении литературной нормы в разговорной речи

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, норма, культура речи, литературный язык, слово, Калинин, соблюдение нормы, целый ряд.

Изучение стилей, форм и типов речи | Статья в журнале...

Речь нельзя рассматривать отдельно от языка, а язык — от речи.

Функциональные стили языка и речи нельзя разграничивать и противопоставлять друг

При изучении стилистической системы необходимо исходить из своеобразия языка, исторически сложившейся обстановки.

Стиль художественной литературы в аспекте лингвистической...

Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, художественная речь, стиль, литературный язык, средство, стилистика языка, стилистика речи, стиль языка, стиль писателя, художественное произведение.

Общность предметов языкового и литературного образования

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, текст, литература, художественный текст, речевая деятельность, урок литературы, художественное произведение, интегрированный урок русского языка, искусство слова, этап урока.

Культура речи в младших классах и методы ее развития

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, ошибка, слово, речь, ребенок, письменная речь, литературный язык, детский язык, речевая культура, нормативный язык.

Культура речевой деятельности педагога | Статья в сборнике...

Основные термины (генерируются автоматически): культура речи, педагогический такт, речевая деятельность, культура, слово, речевая культура, умение, педагог, педагогическая эмпатия, педагогическое общение.

Особенности текста научного стиля | Статья в журнале...

7. Русский язык и культура речи: Учебник.

Основные термины (генерируются автоматически): научный стиль, научный текст, сфера науки, слово, текст, научная информация, научная тематика, научная мыслительная деятельность, научная...

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры...

Ключевые слова: речевая культура, норма, языковая норма, современный русский литературный язык, речевая ситуация, речевая среда, стилистика, виды чтения, текст, высказывание.

Проблематика стилистики и культуры речи как теоретических...

В статье рассматривается соотношение стилистики и культуры речи в аспекте объекта, предмета исследования и дихотомии язык-речь. Ключевые слова: стиль, стилистика, культура речи, норма, категория оценки, коммуникация.

О соблюдении литературной нормы в разговорной речи

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, норма, культура речи, литературный язык, слово, Калинин, соблюдение нормы, целый ряд.

Изучение стилей, форм и типов речи | Статья в журнале...

Речь нельзя рассматривать отдельно от языка, а язык — от речи.

Функциональные стили языка и речи нельзя разграничивать и противопоставлять друг

При изучении стилистической системы необходимо исходить из своеобразия языка, исторически сложившейся обстановки.

Стиль художественной литературы в аспекте лингвистической...

Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, художественная речь, стиль, литературный язык, средство, стилистика языка, стилистика речи, стиль языка, стиль писателя, художественное произведение.

Общность предметов языкового и литературного образования

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, текст, литература, художественный текст, речевая деятельность, урок литературы, художественное произведение, интегрированный урок русского языка, искусство слова, этап урока.

Культура речи в младших классах и методы ее развития

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, ошибка, слово, речь, ребенок, письменная речь, литературный язык, детский язык, речевая культура, нормативный язык.

Культура речевой деятельности педагога | Статья в сборнике...

Основные термины (генерируются автоматически): культура речи, педагогический такт, речевая деятельность, культура, слово, речевая культура, умение, педагог, педагогическая эмпатия, педагогическое общение.

Задать вопрос