Роль элективного курса «Правописание и культура речи» в мультипрофильном обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Рыбакова О. В. Роль элективного курса «Правописание и культура речи» в мультипрофильном обучении // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 163-165. — URL https://moluch.ru/archive/149/41687/ (дата обращения: 24.04.2019).



Для современного этапа преподавания русского языка характерна коммуникативная направленность. В настоящее время уже можно говорить о формировании методической системы коммуникативного обучения русскому языку. Появляются исследования, обосновывающие принципы, категории, понятия, новые для методики преподавания русского языка, создаются новые поколения учебников и учебных пособий, реализующих данный подход.

Прежде всего, коммуникативная направленность характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации.

В настоящее время выделяются различные типы компетенций: языковая или лингвистическая, коммуникативная, речевая, лингвострановедческая или этнокультуроведческая, правописная. Формирование этих компетенций — одинаково важные задачи преподавания родного языка.

Особенность коммуникативно ориентированного преподавания русского языка состоит не только в том, что на первый план выдвигается практическая цель — формирование навыков общения. Путь к этой цели — практическое пользование языком. Таким образом, практическая речевая направленность — это не только цель, но и средство. Для формирования навыков общения необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения. Система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нём. Учиться общению, общаясь, — вот основная характеристика коммуникативности.

Утверждение принципа коммуникативной направленности связано с поисками путей организации учебного материала в разделе «Развитие речи». В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются и усваиваются учениками орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы литературного языка. Однако значительный круг «легкоранимых» языковых норм либо вообще не изучается, либо изучается поверхностно и поспешно, о чём свидетельствуют результаты ЕГЭ по русскому языку. Восполнить это в старших классах помогает элективный курс «Правописание и культура речи». Прежде всего данный элективный курс предполагает расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка. Очевидно, что владение культурой речи связывают с владением языковой нормой, это требование современной жизни. Поэтому в программе данного курса центральную часть представляют разделы об орфоэпических, грамматических, синтаксических нормах современного русского языка. Также программа содержит краткое разъяснение общественного значения правильной речи, общие сведения о сущности и строении языка, а также развёрнутую характеристику главных коммуникативных свойств русской литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культуры, развитие навыков которой предусмотрено «Концепцией модернизации образования».

Основные задачи курса:

− систематизировать, закрепить и углубить знания учащихся о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5–9-х классах;

− обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку»;

− обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам;

− способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся;

Элективный курс «Правописание и культура речи» в основном поддерживает изучение русского языка в углублённом и профильном направлении, но может быть использован и на базовом уровне.

Изучение материала строится следующим образом: рассматривая определённую часть речи, сначала разбираем орфоэпические нормы, связанные с ней, затем обращаемся к грамматическим, потом рассматриваем синтаксическое употребление. Сначала идут теоретические занятия, затем практические: нахождение как правильных, так и ошибочных норм, связанных с определённой частью речи, нахождение ошибок внутри текста, редактирование, создание собственных образцов.

Например, учащимся предлагаются задания:

  1. Определите, из-за ошибки в какой форме глагола стихотворение становится объектом пародии?

Мольба.

Приедь! Это просто и близко…

Приедь! Это нужно теперь…

(Р. Заславский)

Приедь, умоляю, приехай!

А то — самолетом прилеть,

Чтоб нам не являлась помехой какая-нибудь гололедь.

Иль запросто, без церемоний,

Ты вещи поклад-ь в саквояж

И в поезде, в спальном вагоне,

На полку мечтательно ляжь.

А то плывь ко мне пароходом,

Причалу рукой помахай.

А нету доверия к водам –

Сюда на Пегасе скакай.

Приедь, ты не станешь обузой!

Приедь, я зальюсь, как щегол!

Приедь, долгожданная муза,

Уж стынет мой жгучий глагол…

(Н. Палин)

− Все ли формы повелительного наклонения в пародии образованы неправильно?

− Выделите глаголы, в которых повелительное наклонение образовано правильно.

  1. Найдите ошибку в данном четверостишии:

А стрелок: «Это что за награда!

Ты мне выкати портвейна бадью,

А принцессу мне даром не надо –

Чуду-Юду я и так победю!»

(В. Высоцкий)

− Что вносит ошибка в характеристику героя?

− Поставьте глагол в форму 1-го лица единственного числа.

− Образуйте глагол будущего времени, настоящего времени, возвратный глагол.

  1. У какого из этих глаголов есть и другая форма настоящего времени? В чем их различие?

И вот сентябрь! Замедляя свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

  1. Где суффикс –ся является лишним?
  1. Девочка играется с куклой.
  2. «Анна Сергеевна, мы с мальчишками не хотим играться: они шишками кидаются!»
  3. «Внимание! Разыгрывается главный приз!»
  4. В эту игру играются вдвоем или вчетвером.
  5. Эта пьеса играется впервые.
  1. Определите орфографические и грамматические ошибки.

Он ездет. Он ездиет. Микула пахает землю, Он пашит деревянной сохой. Представте себе эту картину. Ложи сюда! Закончь работу и отреж мне хлеба. Дети смеются, играются, кидаются снежками, валяются в снегу!

(Е. Баратынский)

  1. Проанализируйте, сколько ошибок спародировано? Какие? Классифицируйте их, затем исправьте.

Вспыхает небо, разбужая ветер,

Проснувший гомон птичьих голосов –

Проклинывая все на белом свете,

Я вновь бежу в нетоптанность лесов.

Шуршат зверушки, выбегнув навтречу,

Приветливыми лапками маша:

Я среди тут пробуду целый вечер,

Бессмертные творения пиша.

Но, выползя на миг из тины зыбкой,

Болотная, зеленовая тварь

Совает мне с заботливой улыбкой

Большой Орфографический словарь.

(А. Матюшкин-Герке)

  1. Отредактируйте текст, определите, какие ошибки допущены:

Посмотрев вокруг, окрестный ландшафт местности мне понравился. Особенно я обрадовался, увидев вдали водоем. Сбежав вниз, скинув верхнюю одежду, погрузившись в прохладные воды. Заглянув в камышовые заросли тростника, там была обнаружена лодка. Отвязав ее и взяв вместо весла шест, я решил поплавать по мелководью. Ложу в лодку свой рюкзак с продуктами, оттолкнулся от берега и поплыл, упираясь шестом в дно. (Из сочинения ученика)

По итогам такой работы материал систематизируется, составляются опорные схемы, таблицы. В данном случае это может выглядеть так:

ГЛАГОЛ

ОРФОЭПИЯ

ГРАММАТИКА

принцип женского рода

образование форм повелительного наклонения

ударные окончания

недостаточные глаголы

суффиксы — и´рова — ирова´

изобилующие глаголы

употребление –ся

ДЕЕПРИЧАСТИЯ ИДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ

ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ

не от всех глаголов можно образовать деепричастия

нельзя отрывать причастный оборот от определяемого слова

не смешивать вид глаголов и деепричастий

определяемое слово должно быть внутри причастного оборота

если есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое

деепричастие обозначает действие того же лица или предмета, что и сказуемое

После прохождения элективного курса «Правописание и культура речи» учащиеся должны:

− знать нормы литературной речи;

− уметь активно использовать данные нормы в собственной речи (устной и письменной);

− успешно выполнять такие виды заданий по культуре речи, которые традиционно включаются в ЕГЭ по русскому языку.

Литература:

  1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. — М., 1984.
  2. Головин Б. Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. — М., Высшая школа, 1998.
  3. Голуб И. Б. Розенталь Д. Э. Книга о хорошей речи. — М., 1997.
  4. Ладыженская Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.
  5. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. — М., Просвещение, 1995.
  6. Служевская Т. Л. Уроки русской словесности (практикум по культуре речи). — Санкт-Петербург, 1994.
  7. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. — М., 1995.
  8. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, элективный курс, причастный оборот, повелительное наклонение, норма, культура речи, коммуникативная направленность, глагол, литературный язык, литературная речь.


Похожие статьи

О соблюдении литературной нормы в разговорной речи

русский язык, норма, культура речи, литературный язык, слово, Калинин, соблюдение нормы, целый ряд.

Нарушение норм литературного языка на примере мультфильма...

литературный язык, культура речи, норма, нарушение норм, речь, русский язык, нарушение чистоты речи, литературная норма, речевая культура, употребление слов.

Выработка навыков речевой культуры на занятиях практического...

стилистический анализ, литературный язык, русский язык, культура речи, текст, слово, повышение культуры речи, речевая деятельность, научный стиль, термин.

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры...

Ключевые слова: речевая культура, норма, языковая норма, современный русский литературный язык, речевая ситуация, речевая среда, стилистика, виды чтения, текст, высказывание.

Реализация принципа коммуникативной направленности...

Реализация принципа коммуникативной направленности обучения в курсе русского языка в начальной школе.

В последнее время большое развитие получает коммуникативное направление в обучении русскому языку, на первое место ставится обучение языку как...

Обучение стилистическому использованию форм повелительного...

Ключевые слова: стилистика, обучение, повелительное наклонение, стиль речи, русский язык. Стилистика изучает употребление речевых вариантов в зависимости от цели, ситуации и участников общения.

Формирование речевой и языковой компетенции на уроках...

Русский язык. Коммуникативная компетенция.

Анализируя научно-популярный текст, отмечаем, что предложения со сказуемым — глаголом в 1 лице множественного числа создаёт

Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие речевой культуры...

Проблема реализации нормативного аспекта в речи: к вопросу...

слово, речь, молодежь, изменение, языковая норма, современный русский язык, современная молодежь, русский язык, речевая практика, речевая культура, разговорная речь, литературный язык, язык.

Варианты ударения в современном русском языке

В публичных выступлениях, деловом общении, обиходной речи довольно часто наблюдается отклонение от норм литературного языка.

1. Введенская JI.A., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов.

Похожие статьи

О соблюдении литературной нормы в разговорной речи

русский язык, норма, культура речи, литературный язык, слово, Калинин, соблюдение нормы, целый ряд.

Нарушение норм литературного языка на примере мультфильма...

литературный язык, культура речи, норма, нарушение норм, речь, русский язык, нарушение чистоты речи, литературная норма, речевая культура, употребление слов.

Выработка навыков речевой культуры на занятиях практического...

стилистический анализ, литературный язык, русский язык, культура речи, текст, слово, повышение культуры речи, речевая деятельность, научный стиль, термин.

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры...

Ключевые слова: речевая культура, норма, языковая норма, современный русский литературный язык, речевая ситуация, речевая среда, стилистика, виды чтения, текст, высказывание.

Реализация принципа коммуникативной направленности...

Реализация принципа коммуникативной направленности обучения в курсе русского языка в начальной школе.

В последнее время большое развитие получает коммуникативное направление в обучении русскому языку, на первое место ставится обучение языку как...

Обучение стилистическому использованию форм повелительного...

Ключевые слова: стилистика, обучение, повелительное наклонение, стиль речи, русский язык. Стилистика изучает употребление речевых вариантов в зависимости от цели, ситуации и участников общения.

Формирование речевой и языковой компетенции на уроках...

Русский язык. Коммуникативная компетенция.

Анализируя научно-популярный текст, отмечаем, что предложения со сказуемым — глаголом в 1 лице множественного числа создаёт

Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие речевой культуры...

Проблема реализации нормативного аспекта в речи: к вопросу...

слово, речь, молодежь, изменение, языковая норма, современный русский язык, современная молодежь, русский язык, речевая практика, речевая культура, разговорная речь, литературный язык, язык.

Варианты ударения в современном русском языке

В публичных выступлениях, деловом общении, обиходной речи довольно часто наблюдается отклонение от норм литературного языка.

1. Введенская JI.A., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов.

Задать вопрос