Стратегии преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы филологических наук» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 01.10.2016

Статья просмотрена: 490 раз

Библиографическое описание:

Черняева, М. В. Стратегии преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М. В. Черняева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы филологических наук : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/232/11097/ (дата обращения: 16.04.2024).



Формирование навыков самостоятельной работы является трудным и не всегда успешным процессом. Обучение иностранным языкам в начальной школе не обеспечивает достаточную готовность учащихся к коммуникативной деятельности, и является слабым местом языкового образования. Эта готовность формируется развитием основных компонентов универсальных учебных действий (далее УУД) и учебной деятельности по овладению иностранным языком. ФГОС актуализировали необходимость формирования и развития УУД на уроках английского языка.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Функции УУД состоят, во-первых, в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, во — вторых, в создании условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей», толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности, в–третьих, в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Среди основных видов УУД выделены четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают: соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметную область «Иностранный язык», включает особую организацию этого процесса. Умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».

Формирование умения учиться, или способности к самостоятельной продуктивной иноязычной деятельности, означает освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: мотивы (игровые, познавательные и учебные мотивы); учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Таким образом, формирование универсальных учебных действий связано с формированием основных компонентов учебной деятельности младших школьников при овладении иноязычной речевой деятельностью.

Для того, чтобы строить процесс обучения учащихся на основе универсальных учебных действий представляется целесообразным дать характеристику универсальным учебным действиям с учётом специфики предмета «Иностранный язык»:

  1. Личностные действия:
  1. действия в личностном самоопределении (связанные с формированием Я-концепции);
  2. установление связи между результатом учебной деятельности и тем, что побуждает эту деятельность, ради чего она осуществляется. Ученику нужно помочь задуматься над вопросом, «какое значение и какой смысл имеет для меня осваиваемая деятельность на уроке ИЯ и учение?» и стимулировать поиски ответа на этот вопрос.
  3. личностный моральный выбор — оценка того, что ученик слышит, читает на иностранном языке и того, что говорит и пишет сам (осваиваемое содержание), исходя из нравственных ценностей — социальных и личностных.
  1. Регулятивные действия:
  1. целеполагание на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно и предстоит освоить. Маленький ученик хочет понимать, что он будет делать и в классе, и дома и зачем он будет это делать. Только так развиваются такие необходимые для успешной учебной деятельности субъектные свойства ученика.
  2. определение последовательности промежуточных целей овладения речевой деятельностью на чужом языке с учетом конечного результата — способности использовать ИЯ как новое средство общения; умение действовать по предложенному плану и самостоятельно планировать свою учебную и иноязычно-речевую деятельность. Такие действия формируются через выполнение заданий на составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы и пр.) как при работе над текстом по аудированию, так и чтению, а также составление плана как последовательности речевых действий при подготовке устного монологического и диалогического высказывания.
  3. вероятностное прогнозирование при восприятии текстов, предвосхищение результатов своей деятельности по овладению ИЯ и уровня своих умений. Действия прогнозирования формируются через выполнение заданий: «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь», «Прочитай последний параграф истории и догадайся, что произошло с главным героем». Действия прогнозирования уровня своих умений аудирования, говорения, чтения и письма формируются с помощью технологии «Европейский Языковой Портфель», позволяющей ученику самостоятельно и, исходя из общеевропейских требований, определить, насколько он овладел тем или иным речевым умением.
  4. сличение результатов своих речевых действий и деятельности в целом с заданным образцом-эталоном с целью выявления отклонений от образца, то есть умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками; адекватное восприятие и понимание оценки педагога и сверстников. Эти действия формируются с помощью выполнения различных контрольных заданий, в том числе и тестового характера.
  5. внесение необходимых корректив в свои действия речепорождения и речевосприятия в случае расхождения заданного эталона-образца и его результата, реального речевого действия, то есть умение видеть ошибку и исправлять её как с помощью (первый год обучения), так и без помощи взрослого (педагога, родителей).
  6. осознание учеником того, как хорошо он научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на ИЯ, на каком уровне он находится и чем ещё предстоит овладеть и чему научиться, чтобы пользоваться ИЯ как настоящие английские мальчики и девочки. При формировании действий оценки/самооценки необходимо использование вышеупомянутой технологии «ЕЯП».
  7. умение сосредоточиться на выполнении речевых действий, умение проявить волевое усилие и настойчивость для достижения целей, для преодоления неудач или когда что-то не получается с первого раза при устном и письменном общении на ИЯ, преодолевать импульсивность и непроизвольность. Действия саморегуляции формируются через выполнение заданий, когда нужно действовать в соответствии с заданной целью, когда нужно действовать самостоятельно, следуя образцу и заданному правилу, когда даётся установка на поиск способов решения коммуникативных и познавательных задач, когда дети учатся взаимодействовать со сверстниками и педагогом.
  1. Познавательные универсальные действия:
    1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи. Например, ознакомление с языковыми средствами иноязычного общения организуется нами таким образом, что дети сами формулируют познавательные задачи: «А какие сигналы используют англичане (немцы, французы и др.), чтобы показать, где один предмет, а где много? Как различить, где рассказ и где вопрос в английском языке (французском, немецком и др.)».
    2. поиск и выделение необходимой информации на иностранном языке, при выполнении проектной деятельности, связанной с освоением нового языка и поиска информации с помощью компьютера;
    3. осознание и самостоятельное построение устного и письменного речевого высказывания на ИЯ;
    4. выбор языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения;
    5. рефлексия деятельности по овладению ИЯ, контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности;
    6. смысловое чтение, понимание цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; с извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; с определением основной и второстепенной информации; с формулированием проблемы и главной идеи текста.

Работа с аутентичным устным и письменным текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

Знаково-символические действия, составляющие особую группу общеучебных универсальных действий, включают действия моделирования:

а. преобразование из чувственной формы в модель (пространственно-графическую или знаково-символическую), в которой выделяются существенные характеристики объекта усвоения (например, когда структура речевого образца I am Woody, воспринимаемого детьми устно, преобразуется в наглядную модель);

б. преобразование с целью выявления законов или правил языка (например, пространственно-графическая модель речевого образца — утверждение преобразуется в модель речевого образца — общий вопрос);

в. использование наглядных моделей (таблицы, схемы) для решения учебных задач (речевых, познавательных) и задач общения;

г. считывание информации из принятой в УМК символики, несущей различную смысловую нагрузку и обеспечивающее лучшее понимание задания/задачи и лучшую ориентировку в них: символы для обозначения вида развиваемого речевого умения (слушаем, читаем, говорим, пишем), формы работы (индивидуально, в парах, в группе).

Ознакомление с языковыми средствами иноязычного общения и усвоение правил построения предложений, а при овладении техникой чтения усвоение транскрипции и графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, структуры предложения путем составления схемы-модели) и преобразования модели (из утвердительной формы в отрицательную).

В учебниках по английскому языку широко используется графическая символика, схемы для освоения грамматической структуры речевых образцов, проведения различного вида анализа слов (выделения гласных и согласных, различных типов слога и т. д.).

Согласно концепции универсальных учебных действий, овладение моделированием в период начального образования является основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий.

Логические универсальные действия при овладении младшими школьниками ИЯ могут быть связаны: с анализом объектов усвоения (языковых и речевых) разного уровня, с синтезом, то есть составлением целого из частей — самостоятельным достраиванием предложения или текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений); с выбором оснований и критериев для сравнения и классификации объектов; с самостоятельным выведением правил построения иноязычной речи; с установлением причинно-следственных связей; с доказательством своей точки зрения; с выдвижением гипотез и их обоснованием.

Постановка и решение проблемы предполагает действия по формулированию проблемы творческого и поискового характера и ее самостоятельному решению.

Для формирования такого рода действий необходимо использовать проектную деятельность.

  1. Коммуникативные действия:
    1. умение точно выражать свои мысли: владение монологической и диалогической формами иноязычной речи в соответствии с грамматическими и лексическими нормами иностранного языка.
    2. планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем сверстниками на уроке;
    3. постановка вопросов разного рода и в процессе освоения языковых средств общения и деятельности иноязычного общения, постановка вопросов в условиях инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации для выполнения проектной работы;
    4. управление поведением партнёра по иноязычному общению (взаимоконтроль, коррекция и оценка его речевых действий).

Осмыслить учебные действия помогает ученику групповая работа над проектом, когда дети распределяют роли и обязанности и планируют совместную деятельность. Любая работа (не только проектная) в группе даёт ученикам эмоциональную поддержку, особенно робким и неуверенным в себе детям. Совместная деятельность развивает коммуникативные универсальные действия, если создаётся благоприятная для иноязычного общения атмосфера, атмосфера поддержки и заинтересованности.

На начальном этапе обучения важно научить ученика самостоятельно ставить познавательные задачи: научить выделять основное в тексте; осознанно и произвольно строить свои высказывания с опорой на картинки на схемы;

Дети на данном этапе уже учатся отвечать на вопросы учителя письменно или устно и при самоконтроле и взаимоконтроле могут оценивать процесс и результаты своей деятельности и друг друга.

Анализировать учащихся можно научить при прохождении грамматического материала. Синтезировать — при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике: вставить недостающие слова, вставить недостающие буквы, завершить предложение, заполнить таблицу, догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных и т. д.

Преподавание английского языка в нашей школе осуществляется по учебно-методическому комплексу авторов: Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. УМК «Starlight». Приоритет отдан в ходе анализа его особенностей, важных для формирования УУД.

Это совместный проект российского издательства «Просвещение» и британского издательства «Express Publishing», в котором нашли отражение современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку, он отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference).

Видеокурс на DVD, содержит наглядные примеры заданий, способствует формированию познавательных УУД: упражнения иллюстрируют эффективные типы заданий, направленные на формирование каждого из умений и всех типов, познавательных УУД. Активное использование знако-символьной системы является самой сильной стороной этого УМК.

Особая группа УУД, которая состоит из знаково-символических действий, состоит из действий моделирования:

а. объект изучения преобразовывается из чувственной формы в модель (пространственно-графическую или знаково-символическую), в которой выделяются существенные характеристики объекта усвоения (например, когда структура I am Frosty, воспринимаемая устно, преобразуется в наглядную модель);

б. модель речевого образца преобразуется с целью выявления законов или правил языка (пространственно-графическая модель речевого образца — утверждение преобразуется в модель речевого образца — общий вопрос);

в. наглядные модели (таблицы, схемы) используются для решения учебных задач (речевых, познавательных) и задач общения;

г. декодируется информация из принятой в УМК символики, обеспечивающая лучшее понимание задания/задачи: символы для обозначения вида развиваемого речевого умения (слушаем, читаем, говорим, пишем), формы работы (индивидуально, в парах, в группе).

К достоинствам данного комплекта можно отнести привлекательность рабочей тетради и аудиоприложения к ней для учащихся.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразно использовать следующие виды заданий: «найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями.

В целом УМК Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. «Starlight» способствует всестороннему формированию познавательных УУД и отвечает требованиям ФГОС по данному пункту.

Формирование УУД достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Проектируя процесс обучения учащихся на основе универсальных учебных действий учителю необходимо проанализировать УМК и готовя рабочую программу тщательно расписать многообразие учебного процесса на предмет формирования групп познавательных УУД. Все это позволит осознать структуру организации образовательного процесса в целом и разделять каждый вид деятельности при изучении английского языка с принципиально новой структурой работы, основой которой служат универсальные учебные действия.

Литература:

  1. Абакумова И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). Ростов — на-Дону.: Изд-во Рост. ун-та, 2003.
  2. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека М.: Смысл, 2007.
  3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. и др. Культурно-историческая системно — деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования.
  4. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
  5. Выготский Л. С. Мышление и речь Собр. соч. В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.
  6. УМК Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. «Starlight».
  7. www.standart.edu.ru
  8. www.prosv.ru
  9. www.titul.ru
Основные термины (генерируются автоматически): действие, иностранный язык, иноязычное общение, речевой образец, английский язык, умение, учебная деятельность, выполнение заданий, формирование, иноязычная речевая деятельность.

Похожие статьи

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

Для реализации практических целей обучения иностранным языкам, состоящих в формировании навыков и развитии умений устно-речевого иноязычного общения, прежде всего...

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование видео, иностранная речь, учебный процесс. Роль ситуативных упражнений в обучении иноязычной устной... Необходимо, чтобы в систему упражнений для...

Способы обучения пониманию рецептивной устной иноязычной...

В современной методике преподавания английского языка проблема обучения рецептивной устной речи (аудированию) является одним из самых важных пунктов, так как без этого вида речевой деятельности невозможен сам акт речевого общения.

Автоматизация речевых навыков при обучении иностранному...

Статья посвящена проблеме автоматизации речевых навыков при обучении иностранному языку. Выделяются и анализируются этапы формирования речевого автоматизма. Отмечается целесообразность формирования и развития автоматизации речевых навыков на...

Диалогическая речь в обучении иностранному языку

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как... иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

коммуникативная компетенция, Иностранный язык, речевая деятельность, социолингвистическая компетенция, компетенция, язык, иноязычная коммуникативная компетенция, современная теория...

Обучение диалогической речи на уроках английского языка

Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Развитие диалогической речи на изучаемом иностранном языке – одна из самых острых проблем современной педагогической науки.

Взаимосвязь обучения различным видам иноязычной речевой...

взаимосвязь обучения, вид речевой деятельности, иностранный язык, характеристика учебных материалов, организация

речевая деятельность, вид, чтение, иностранный язык, слушание, формулирование мысли, этап, письмо, вербальное сличение, вербальное общение.

Развитие спонтанной иноязычной речи в процессе обучения...

иноязычная речь, иностранный язык, преподаватель, занятие, носитель языка, студент, текст, учебная программа, повседневная жизнь, повседневное общение. Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении... Для реализации практических целей обучения...

Похожие статьи

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

Для реализации практических целей обучения иностранным языкам, состоящих в формировании навыков и развитии умений устно-речевого иноязычного общения, прежде всего...

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование видео, иностранная речь, учебный процесс. Роль ситуативных упражнений в обучении иноязычной устной... Необходимо, чтобы в систему упражнений для...

Способы обучения пониманию рецептивной устной иноязычной...

В современной методике преподавания английского языка проблема обучения рецептивной устной речи (аудированию) является одним из самых важных пунктов, так как без этого вида речевой деятельности невозможен сам акт речевого общения.

Автоматизация речевых навыков при обучении иностранному...

Статья посвящена проблеме автоматизации речевых навыков при обучении иностранному языку. Выделяются и анализируются этапы формирования речевого автоматизма. Отмечается целесообразность формирования и развития автоматизации речевых навыков на...

Диалогическая речь в обучении иностранному языку

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как... иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

коммуникативная компетенция, Иностранный язык, речевая деятельность, социолингвистическая компетенция, компетенция, язык, иноязычная коммуникативная компетенция, современная теория...

Обучение диалогической речи на уроках английского языка

Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Развитие диалогической речи на изучаемом иностранном языке – одна из самых острых проблем современной педагогической науки.

Взаимосвязь обучения различным видам иноязычной речевой...

взаимосвязь обучения, вид речевой деятельности, иностранный язык, характеристика учебных материалов, организация

речевая деятельность, вид, чтение, иностранный язык, слушание, формулирование мысли, этап, письмо, вербальное сличение, вербальное общение.

Развитие спонтанной иноязычной речи в процессе обучения...

иноязычная речь, иностранный язык, преподаватель, занятие, носитель языка, студент, текст, учебная программа, повседневная жизнь, повседневное общение. Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении... Для реализации практических целей обучения...