Латинский язык и античная культура в парадигме компетентностного подхода образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кочарян, А. Р. Латинский язык и античная культура в парадигме компетентностного подхода образования / А. Р. Кочарян. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 165-168. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/23/125/ (дата обращения: 24.12.2024).

Статья посвящается методике преподавания латинскому языку в лицее. Она содержит большой материал, цель, которой научить творчески, мыслить, и задачи, в необходимости ознакомить детей с античной цивилизацией, ее историческими деятелями, историческими событиями, мифами и легендами, крылатыми выражениями и пословицами. Главное внимание уделяется нравственному воспитанию в ходе дидактической игры.

The article is devoted to methods of teaching Latin in lyceum. It contains a big material, the aim of which is to teach to think creatively & the tasks are in necessity to acquaint the children with antique civilization, its historical public figures, historic events, myths & legends, winged expressions & proverbs.

Ключевые слова: лицей; нравственное воспитание; творческий увлекательный процесс; античный Рим; исторические события; мифы и легенды, быт, обычаи и традиции.

Key words: lyceum; moral education; creative fascinating process; antique Rome; historical events; myths & legend; .mode of life, customs & traditions.

Обучение латинскому языку в современном лицее приобретает всё более ярко выраженную направленность, что выдвигает на первый план задачу формирования у школьников коммуникативной компетенции, умение правильно читать с точки зрения грамматики, логически мыслить при переводе и уместно использовать в речи латинские термины и крылатые слова для выражения своих мыслей.

Очень важно отметить, что изучение латинского языка нужно обобщить детей (4-5 классов) тогда, когда они уже хорошо знают русский алфавит и умеют читать по-русски, что позволяет с самого начала курса обучать детей и чтению, и письму на латинском языке.

Чтение является одним из важных видов речевой деятельности, который служит человеку для проникновения в мир знаний в различных областях, ведущих от незнания к знанию, от неизвестного к известному.

Чтение является также важнейшим средством общения во времени и пространства. Благодаря умению читать современный человек познает мир, окружающий его и черпает знания из книг прошлого.

Научившись читать, человек способен заниматься постоянным самообразованием. Умение читать – большой клад.

Научить читать, в том числе на латинском языке, означает обогатить человека безграничными возможностями самообразования.

Французский писатель Пьер Гамирра1 о чтении сказал так: «Читать - это уметь видеть за черными маленькими муравьями буковок и знаков лица и пейзажи, понятия и эмоции. Научиться читать - научиться делать открытия, по-своему, заново создать для себя «Войну и мир» и «Отверженных»1…».

Наукой установлено, что чтение - процесс глубоко психологический.

Чтение представляет собой сложную мыслительную деятельность, направленную на дешифровку графических символов, в смысловые сигналы, другими словами, направленную на понимание читаемого.

В процессе чтения психологами выделяется два компонента: техника чтения и понимание. Эти два компонента неразрывно связаны между собой взаимно, влияют друг на друга. Чтобы понять текст, надо хорошо владеть техникой чтения, чтобы верно выразительно прочитать его, необходимо понимать читаемое. В случае абсолютизации техники чтения будет иметь место только озвучивание без понимания (при чтении слух). Конечным результатом чтения должно быть понимание прочитанного. Таким образом, с психологической точки зрения чтение представляет собой рецептивную деятельность, соответствующую из двух взаимосвязанных и практически неразрывных компонентов: техники чтения и понимания читаемого.2

Первый компонент чтения рассматривается психологами как средство, при помощи которого человек может проникнуть в содержание вложенное автором в текст. Второй компонент – как основная цель чтения. «Понимание текста - основной компонент чтения как процесса коммуникации» - пишет З.И. Клычникова (1973, с.6). Что же необходимо для адекватного понимания иноязычного текста? А.А. Брудный (1973, с. 166) отвечает на этот вопрос следующим образом: «чтобы смысл текста был адекватно понят некоторым конкретным индивидом в его памяти должен находиться теазурус3» (от греч.theёsauros - сокровище, запас)- связный, набор сведений, способный к актуализации в процессе чтения.

Следовательно, понимание текста зависит непосредственно от богатого тезауруса чтеца. Однако, совершенно очевидно, что учащиеся лицея или гимназии, читая текст на латинском языке, нередко встречают, довольно, много незнакомые слова и словосочетаний, которые не входят в их тезаурус. В случае большого количества незнакомой лексики в тексте понимание не наступает. Для его достижения учащемуся необходимо обратиться к словарю. Здесь, прежде всего, нужно говорить о возрастных особенностях учащихся, так как для детей (4-5кл.) достаточен и тот вокабуляр, что дается в учебнике (Meus Primus Libellus Latinus). Однако, в любом случае, дети должны быть осведомлены о том, что латинские глаголы в переводе стоят в 1 лице. Значит, чтобы уметь пользоваться словарем, нужно, прежде всего, научить учащихся определить начальную форму глагола, а, следовательно, объяснить, напоминая на каждом уроке об окончании основы инфинитива латинского глагола:

I спряжение - arẽ

II спряжение - еrẽ

III спряжение - ӗre

IV спряжение - ire

и личные окончания активного залога:

Лицо. Ед. ч. Мн. ч.

1 - о , - m - mus

2 - s - tis

3 - t -n

На уроке латинского языка таблицы глаголов I - IV спряжений, личных окончаний активного залога и пять склонений существительных всегда должны служить наглядным пособием.

Кроме того учитель всегда должен знать и помнить, что основы коммуникативной компетенции закладываются в школе, поэтому одна из главных задач обучения латинскому языку – вызвать у учащихся любознательность и интерес во время занятий, притом настолько большой интерес, что встречая учителя, обратился бы к нему с вопросом каждый ученик: «А когда у нас снова будет латинский язык?». Одним из примеров успешного обучения учащихся латинскому языку наряду с различными методами, приемами использованием различных дидактических материалов, эффективных средств пробуждения живого интереса учебному процессу является игра. Игра, которая дает возможность решать различные педагогические задачи наиболее доступной и привлекательной для детей форме. Включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, делает новую деятельность учащегося менее заметным к переходу серьезной учебной работе. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры, с увлеченным соревнованием. Обучаясь правилам игры, учащийся познает окружающий мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконтролю, приобретает навыки планирования поведения. Немаловажное значение на уроках имеют игровые моменты, связанные с упражнениями, закрепляющими пройденные материалы со снятием напряжения и переутомления. Игра на уроке – это вовсе не бесцельная забава. Игровая деятельность оказывает некоторое положительное влияние на память и мышления, способствует развитию воображения и активизации всех познавательных процессов в целом. Игра учит быстро принимать решение, спонтанно реагировать на возникающие ситуации, взаимодействовать друг с другом. Творческий, увлекательный процесс игры позволяет школьникам запомнить больше и лучше, чем в условиях, когда запоминание учебного материала является целью обучения. Когда процесс учения начинает доставлять удовольствие, у учащихся развивается способность задавать вопросы, самим сформулировать тестообразные задания. Наличие познавательных интересов к учебному предмету (дисциплине) способствует повышению активности учащихся на уроках, уменьшению отвлечений, повышенной успеваемости, самостоятельности при выполнении практических и умственных задач. Для развития познавательного интереса к латинскому языку учитель должен использовать разнообразные методы и приемы обучения. Красочный наглядный и раздаточный материал, а также тесты, требующие из трех или четырех вариантов выбрать единственно верный, что можно провести в форме игры «УГАДАЙ-КА!», «САМЫЙ УМНЫЙ» или «ДОМИНО» и т. д. В основе игры-загадки лежит замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача, победители которых получают радующие призы и становятся участниками викторин и интеллектуальных марафон Способы построения логических задач различны, но все они в той или иной степени активизируют умственную деятельность учащихся. Рекомендуется использовать игру - для отработки лексики или для запоминания спряжения глаголов. В зависимости от вида упражнения и его целей на отдельных карточках могут записываться окончания личных местоимений и соответствующие формы глагола (грамматика) либо новые слова и соответствующие рисунки (лексика).

Карточки раскладываются в два ряда текстом (изображением) вниз. Игроки поочередно берут по две карточки из разных рядов. При совпадении формы глагола и местоимения / изображения и слова на взятых игроком карточках, он оставляет их у себя и берет еще две карточки. Если содержание обеих карточек не соответствует друг другу, игрок кладет их на место, перевернув текстом / изображением виз. Другие игроки стараются запомнить, где какая из уже известных им карточек лежит, чтобы быстрее подобрать нужную пару.

Выигрывает тот, у кого оказывается больше всех карточек.

«ДОМИНО» - игра используется для спряжения глаголов.

Карточки домино перемешивают и распределяют между участниками игры поровну: по 4-5 штук в зависимости от количества игроков или отрабатываемых глаголов. Начинает игру тот, у кого на руках окажется домино с « младшим» местоимением.

Игроки по очереди выкладывают карточки так, чтобы на стыке оказывалось личное местоимение с соответствующей ему формой глагола. Карточки с глаголами могут выкладываться вперемешку или в строгой очередности: сначала все формы одного глагола, затем все формы другого и т. д.

Игрок, у которого на руках не оказывается карточки домино с нужной формой глагола, либо тянет карточку из оставшихся, либо пропускает ход.

Выигрывает тот, кто первым выложит все свои домино на стол. Такие игры воспитывают умение слушать и слышать вопросы учителя и ответы других детей, умение сосредоточить внимание на содержание разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение.

Таким образом, применение дидактических игр в учебном процессе является перспективным направлением повышения качества учебной деятельности младших школьников. Очень важно отметить, что учебник «Моя первая латинская книга» Н. Л. Кацмана содержит достаточно много разнообразных игр-кроссвордов и заданий. Учебный материал должен быть отобран обоснованно с учетом взаимосвязи с элементами содержания школьных дисциплин и направлен на развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования, интереса к латинскому языку и практическому применению знания и навыков. Теоретически и практически материалы должны быть сбалансированы и должна быть определена методическая целесообразность использования иллюстративного справочного материала: географический атлас «Мир и человек» хорошо, если будет лежать у учащихся на партах, глобус. Таблицы со спряжением глаголов, склонения существительных. Личными окончаниями активного глагола, как уже говорилось выше, должны всегда служит наглядным пособием, а также общеизвестные фразы: «Vini, Vedi, Vici” , «Dictum – Factum», «Otium post negotium» и т. д. Очень важно научить применять эти выражения в ситуациях. Обучение распространенным крылатым выражениям. Пословицам и поговоркам является одним из средств формирования у школьников речевой компетенции.

Латинские пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения, получившие мировую популярность, характеризуются малым объемом, предельным единством, смысловой завершенностью, коммуникативной целесообразностью. Выражения используются к месту по воспоминаниям, они являются откликом на события личной жизни ребенка, позволяет ему выразит отношения к действительности, служат фоном для письменного высказывания, творческих работ, сочинения, викторин и интеллектуальных марафон.

Готовность учителя к работе по совершенствованию произносительной культуры школьников есть одна из составляющих его профессиональной компетентности. С их помощью можно ещё более выразительно дать совет и рекомендации. Выразить хвалу, пожелания, боязнь, испуг, насмешку, обиду, тоску, предупреждение, предостережение.

Обучение учащихся латинскому языку и культуре древних римлян, учитель помогает им усваивать богатую мудрость латинского языка, культуру древних римлян, развивает личность человека, владеющего языковыми нормами, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме. Пословицы, поговорки, крылатые выражения позволяют развивать языковую и речевую компетенции учащихся.

Языковая компетенция предполагает освоение учащимся знаний о языке как знаковой системе, общих сведений из области лингвистики, овладение основными нормами классической и поздней латыни, обогащение словарного запаса и грамматического строя письменной речи учащихся. Это способность к успешной коммуникации, основанной на его владения языковыми нормами, на его умение понимать тексты различных жанров.

У учащихся должна сформироваться целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетенции, определяющие качество содержания. Однако, ни в коем случае нельзя рассматривать усвоение самого материала единственную цель обучения. Прежде всего учитель должен осознавать цель работы и поставленных задач, которые состоят в необходимости ознакомлении учащихся с античной цивилизацией- Древним Римом, его культурой, религией, бытом, с доступными их пониманию историческими событиями и историческими деятелями, с именами богов и героев, с мифами и легендами, обычаями, традициями, значением имен, толкованием снов, происхождением заимствованных слов в романо-германских языках.

Одной из главных задач при обучении латинского языка является формирование лексического запаса.

Домашнее чтение является необходимым и обязательным аспектом в изучении латинского языка.

С одной стороны, оно выступает источником и средством увеличения лексического запаса устной речи учащихся, помогает им активизировать свой словарь. Кроме того, чтение способствует развитию логического мышления, стимулирует познавательные интересы.

Домашнее чтение можно рассматривать как важнейшую содержательную базу для коммуникативной устно-речевой деятельности.

В процессе обучения латинскому языку чтение является одним из важнейших источников языковой и социо-культурной информации.

Использование дополнительных текстов для чтения позволяет не только превратить процесс изучения иностранного языка в увлекательное занятие, но и помогает учащимся познакомиться с реалиями страны изучаемого языка.

Чтение текстов бесспорно ценны: во-первых, потому, что учащиеся соприкасаются с живым (в данном случае с мертвым, но родным) языком другой цивилизации, во-вторых, есть возможность высказать свое мнение и оценить текст, его героев и ситуацию.

Таким образом, латинский язык и античная культура в парадигме компетентного подхода в образовании показывает готовность учителя развить пространственное мышление и нравственно воспитать школьника в процессе обучения.


Литература:

  1. Брудный А.А. Понимание как компонент психологии чтения. В кн. Проблемы чтения и формирование человека развитого социалистического общества. М., 1973, стр. 166.

  2. Букатов В.М. Технология игры в обучении и развитии//Начальная школа..-1998.- № 6.

  3. Клычникова З.И.. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М. , « Просвещение», 1973., стр. 6.

  4. Коваленко Е.И.Учить играя//Начальная школа.- 1998. №10.

  5. Методический журнал для учителей немецкого языка.«Deutsch kreativ”- ЗАО МСНК»- пресс. 2004. №2, стр.11-15.

1 . Интервью с П. Гамерра. Газета « Неделя» от 26 марта 1978 года стр.13.

Основные термины (генерируются автоматически): латинский язык, карточка, учащийся, чтение, игра, слово, текст, активный залог, античная цивилизация, дидактическая игра.

Похожие статьи

Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования

Феномен инновационного и традиционного в высшей школе: социологический аспект

Трансформация религиозной коммуникации под влиянием ИКТ: возможности современных средств коммуникации и религия

Понимание текста как проблема современной лингвистики и гуманитарного познания

Компетентностный подход и культурная грамотность: об источниках формирования новых требований в образовательных системах англоязычных стран

Современный образовательный континуум как поликультурное пространство: некоторые подходы к осмыслению понятия

Личностно-деятельностный подход как основа формирования интерактивных форм обучения иностранным языкам

Социально-культурная детерминация коллективного знания об объективной пространственной действительности Средневековья (на примере лексико-семантической системы средневерхненемецкого)

Семантические трансформации в рекламном дискурсе (на материале англоязычной рекламы пищевых продуктов)

Музейная педагогика как технология в школьном историческом образовании

Похожие статьи

Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования

Феномен инновационного и традиционного в высшей школе: социологический аспект

Трансформация религиозной коммуникации под влиянием ИКТ: возможности современных средств коммуникации и религия

Понимание текста как проблема современной лингвистики и гуманитарного познания

Компетентностный подход и культурная грамотность: об источниках формирования новых требований в образовательных системах англоязычных стран

Современный образовательный континуум как поликультурное пространство: некоторые подходы к осмыслению понятия

Личностно-деятельностный подход как основа формирования интерактивных форм обучения иностранным языкам

Социально-культурная детерминация коллективного знания об объективной пространственной действительности Средневековья (на примере лексико-семантической системы средневерхненемецкого)

Семантические трансформации в рекламном дискурсе (на материале англоязычной рекламы пищевых продуктов)

Музейная педагогика как технология в школьном историческом образовании