Трансформация религиозной коммуникации под влиянием ИКТ: возможности современных средств коммуникации и религия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 14.02.2017

Статья просмотрена: 174 раза

Библиографическое описание:

Бабешко, О. С. Трансформация религиозной коммуникации под влиянием ИКТ: возможности современных средств коммуникации и религия / О. С. Бабешко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 597-599. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39641/ (дата обращения: 19.10.2024).



В информационную эру роль интернета в жизни общества — и как коммуникационного канала, и как источника социальных изменений — возрастает с каждым годом. Особую роль в этом процессе в последние годы играют социальные сети в интернете и сообщества в социальных сетях, что поставило ребром вопрос о необходимости развития не только теорий информационного общества, но и развития соответствующей методологии, а также появления новых методов в эмпирических интернет–исследованиях.

В 2012 году исследователь Сиднейского университета Дебора Луптон ввела термин «цифровая социология», который обозначил не только появление новой методологии, но и, по сути, зарождение и развитие нового научного направления. Как отмечает британский исследователь Марк Кэрриган, цифровая социология может рассматриваться в самом широком понимании как раскрытие возможностей, которые дают цифровые инструменты (в том числе сообщества в социальных сетях) для переосмысления структуры социологического знания. [3]

В том же 2012 году Британская социологическая ассоциация создала особую исследовательскую группу, специализирующуюся на цифровой социологии, а в 2015 году издательство Оксфордского университета выпустило первый учебник по этой направленности. В настоящее время в западных странах цифровая социология является общепризнанным научным направлением: в университете Южной Калифорнии в рамках международного проекта «Центр цифрового будущего» несколько лет ведутся изучения по теме воздействия интернета на социальные, экономические и политические процессы; похожие исследовательские задачи осуществляются в общем проекте «Инициатива по исследованию Сети» Британского Университета Саутгемтона и Массачусетского технологического института.

Базовые параметры, или ключевые социальные функции интернета описывает Мануэль Кастельс в своем труде «Галактика Интернет».

Первая ключевая функция — это сетевая структура, обладающая высокой гибкостью и адаптивностью. Сеть как форма организации человеческой деятельности, где ее участники связаны между собой нелинейно и не обладают централизованными ресурсами, существовала давно. Но с появлением интернета она приобрела новые свойства — в ней стали появляться сообщества людей, объединенные общими интересами и идеями. Для таких сообществ характерны отсутствие географических, социальных и демографических барьеров, а также «вирусный» способ распространения их контента. Интернет, по мысли М. Кастельса, выполняет роль технологического базиса для организационной разновидности информационной эры — сети. [1, c. 137]

Вторая ключевая функция. Интернет индивидуализирует процесс коммуникации и делает его интерактивным. Это находит отражение как в направленности на более узкую целевую аудиторию, так и в более детальном понимании портрета своих читателей. С появлением и развитием социальных сетей, прежде всего, Facebook и ВКонтакте, это явление приобрело совершенно новые масштабы.

Теперь социологам, проводящим исследования в социальных сетях, доступны не только пол, возраст и география проживания участников целевой аудитории, но и их социальное положение, жизненная позиция, категории интересов, круг друзей и многое другое.

Именно интернет обладает такими свойствами, каких больше нет ни у одной медиа среды. Это гипертекстуальность, интерактивность и мультимедийность.

Третья ключевая функция. Интернет как коммуникационная среда способен вызвать целый ряд социальных изменений. Например, информационная атака на Русскую Православную Церковь и Патриарха в 2011– 2012 годах вызвала ряд статей в православных сообществах ВКонтакте, разъясняющих заказную природу таких публикаций. Более того, в православных сообществах в социальных сетях организовывались флешмобы в поддержку Патриарха, которые распространялись по сети с колоссальной скоростью и становились информационными трендами. [3]

Тиражи бумажной прессы, как известно, падают. Федеральные издания уже работают в форме мультимедийной редакции. СМИ в регионах претерпевают конвергентные модификации. Прогрессивные перешли к формату мультимедийной редакции, другие входят в интернет-пространство. [4]

Таким образом, интернет оказывает существенное влияние как на общество в целом, так и на отдельных индивидов и представляет собой существенный интерес для нового направления социологических исследований — в сфере цифровой социологии.

Социальное взаимодействие индивида с другими участниками сообщества обязательно должно происходить на постоянной основе. Необходимо уточнить, что в современных интернет-сообществах интенсивность социального взаимодействия пользователей во многом зависит от размера сообщества.

Например, в больших сообществах ВКонтакте численностью от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов человек регулярное взаимодействие пользователей друг с другом находится на низком уровне. Скорее можно говорить о взаимодействии пользователей с сообществом через лайки, репосты, комментарии. В небольших же сообществах ВКонтакте (численностью несколько тысяч человек) уровень взаимодействия его участников между собой гораздо выше.

Это объясняется либо наличием общего социального действия участников сообщества (в онлайне это могут быть массовые републикации контента сообщества, участие в онлайн флешмобах; в офлайне — совместные коллективные действия, например, помощь детскому дому), либо знакомством в рамках сообщества и дальнейшим общением на межпользовательском уровне уже вне его. Таким образом, на уровне межпользовательского взаимодействия ряд слабых социальных связей может перерастать в сильные.

В середине нулевых годов XXI века исследователем Г. Рейнгольдом была предложена концепция «умной толпы», то есть незнакомых друг другу людей, координируемых через сообщества в социальных сетях для достижения определенных целей в офлайн пространстве (как ситуативных, например, различных флеш-мобов, так и стратегических — различных протестных движений). Рейнгольд убежден, что дальнейшее развитие и процветание ожидает интернет– сообщества, относящиеся к парадигме веб 2.0, причем именно нишевые сообщества, основанные на совместном интересе их участников. [3, c. 45]

В конце 90-х годов 20 века Вирноче и Марксом была предложена типология интернет– сообществ. Исследователи выделили три типа интернет– сообществ: сетевые сообщества (их пользователи находятся в одном географическом пространстве, например, районе), виртуальные расширения (пользователи находятся вместе лишь какое-то время, например, учащиеся вуза, сотрудники корпорации и т. д.), виртуальные сообщества (пользователи никогда не встречаются, при этом в онлайн пространстве они анонимны).

Исследователь онлайн– сообществ Альберт Беншоп подчеркивает: в интернет– сообществе может состоять практически неограниченное число пользователей, в то время как традиционные «офлайн» сообщества характеризуются наличием этнических, религиозных, социальных, географических барьеров. [2]

Кроме того, один и тот же пользователь может состоять одновременно в нескольких интернет– сообществах, что особенно характерно для сообществ в социальных сетях, прежде всего ВКонтакте.

Основываясь на приведенных суждениях исследователей об интернет–сообществах, дадим определение интернет- сообществу в социальной сети. Интернет– сообщество в социальной сети — это объединение по интересам безграничного количества людей, которые размещают свои анкетные данные и вовлеченных в активное социальное взаимодействие как в онлайне, так и в оффлайне, на которых интернет-сообщество оказывает воздействие через механизм вирусного распространения контента.

Литература:

  1. Кастэльс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнеcе и общеcтве — http://bwbooks.net/index.php?id1=4&category=comp-lit&author=kastel-m&book=2004
  2. Сети будущего // Виртуальные сообщества– http://www.sociosite.org/network.php
  3. Рейнгольд Г. Умная толпа. Новая социальная революция — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. — 416 с
  4. Хлопунова О. В. Конвергентные модификации СМИ в регионе (на примере средств массовой информации муниципального образования город Новороссийск). / /Научный вестник Кубанского государственного университета. № 1 (1). 2015. С. 62–66.
Основные термины (генерируются автоматически): сообщество, интернет, сеть, цифровая социология, ключевая функция, мультимедийная редакция, социальная сеть, участник сообщества.


Похожие статьи

Конструирование медиареальности в СМК на лингвистическом уровне: приемы и особенности

Трансактный анализ как метод формирования коммуникативной культуры обучающихся в системе профессионального образования

Влияние социокультурных факторов на речежанровые стратегии (в аспекте медицинского дискурса)

Механизмы речевого общения в современной интернет-коммуникации (экспериментальное психолингвистическое исследование)

Деловой дискурс как институциональное явление. Роль клише в деловом дискурсе

Семантические трансформации в рекламном дискурсе (на материале англоязычной рекламы пищевых продуктов)

Визуальный язык картографии: эволюция графического образа и его состояние в эпоху электронной коммуникации

Социальные представления о самоактуализации: гендерный аспект

Общество и государство в электронном информационном пространстве от государство-медиа к мы-медиа: трансформация влияния информационных технологий на политический процесс в период 1998–2010 гг.

Особенности вербализации концепта «нанотехнологии» в массмедийном дискурсе

Похожие статьи

Конструирование медиареальности в СМК на лингвистическом уровне: приемы и особенности

Трансактный анализ как метод формирования коммуникативной культуры обучающихся в системе профессионального образования

Влияние социокультурных факторов на речежанровые стратегии (в аспекте медицинского дискурса)

Механизмы речевого общения в современной интернет-коммуникации (экспериментальное психолингвистическое исследование)

Деловой дискурс как институциональное явление. Роль клише в деловом дискурсе

Семантические трансформации в рекламном дискурсе (на материале англоязычной рекламы пищевых продуктов)

Визуальный язык картографии: эволюция графического образа и его состояние в эпоху электронной коммуникации

Социальные представления о самоактуализации: гендерный аспект

Общество и государство в электронном информационном пространстве от государство-медиа к мы-медиа: трансформация влияния информационных технологий на политический процесс в период 1998–2010 гг.

Особенности вербализации концепта «нанотехнологии» в массмедийном дискурсе

Задать вопрос