Специфика формирования и функционирования Интернет-сообществ: социальный аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Статья просмотрена: 4256 раз

Библиографическое описание:

Невесенко, Е. Д. Специфика формирования и функционирования Интернет-сообществ: социальный аспект / Е. Д. Невесенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 2. — С. 88-92. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3133/ (дата обращения: 22.12.2024).

Развитие технической функциональности Интернета способствовало активизации в виртуальной реальности новых потоков аудитории, привело к росту деловой и социальной активности, формированию новых форм коммуникации и общения в данной среде.

Сегодня Интернет - это среда, насыщенная различно направленными социальными процессами, некоторые из которых находят свое отражение в реальности: в режиме он-лайн обсуждаются социально-значимые вопросы, формируется общественное мнение в отношении тех или иных проблем жизни общества. Развитие коммуникационных возможностей Интернета стало предпосылкой формирования в виртуальной реальности специфических групп пользователей, объединяемых определенным кругом интересов самого различного порядка. Наблюдаемые социальные интернет-образования получили название «интернет-сообщества» (или виртуальные сообщества).

Проблематика, поднимаемая социологией в отношении интернет-сообществ, достаточно обширна. В частности, можно выделить следующий круг вопросов. Во-первых, актуальным является вопрос о причинах и специфике формирования интернет-сообществ как сетевых объектов. Во-вторых, в качестве значимой выявляется проблема роли виртуальных сообществ в социализации личности. В-третьих, рассматривается вопрос о влиянии интернет-сообществ на те или иные социальные процессы и проблемы, волнующие как конкретное общество, так и все мировое сообщество в целом. Это, конечно, не весь перечень актуальных вопросов, поднимаемых социальной наукой в данной предметной области. Тем не менее, представленный перечень проблем позволяет сформировать определенное отношение к этому объекту исследования.

В рамках данной статьи мы постараемся раскрыть понятие «интернет-сообщество» как таковое, а также осветить социальную специфику его формирования и функционирования в среде Интернет.

Как правило, под понятием «интернет-сообщество» понимается группа людей со сходными интересами, которые общаются друг с другом посредством Интернета. Однако определение, представленное в статье Д. Шикулы «Интернет-сообщества как субъекты, формирующие глобальную информационную среду: понятие, происхождение, типы», нам представляется более информативно отражающим специфику данного социального объединения: «Интернет-сообщество – это стихийно или целенаправленно сложившаяся система постоянных пользователей-соавторов интернет-ресурса, которые в рамках политики данного ресурса осуществляют информационный обмен на установленную тематику, ведущийся на основе ранее принятых правил, запретов и санкциям к нарушителям, служащий целям поддержания и развития ресурса» [1].

Мотивацией для формирования интернет-сообщества могут являться различные основания. К примеру, интернет-сообщество может быть создано с целью активизации в Интернете обсуждений каких-либо проблем, считающихся пользователям значимыми, и влияния посредством сформированного в виртуальной среде общественного мнения на сложившуюся ситуацию. Другим основанием может служить стремление авторов сконцентрировать на одном веб-ресурсе некоторую специфическую информацию, интересную определенному кругу лиц. Также в качестве побудительной силы может выступать коммуникативный аспект, стремление к обмену научной информацией или проведению профессиональных консультаций и т.д.

Таким образом, на основании изучения предметной направленности интернет-сообществ можно сформулировать следующую их классификацию:

  1. Тематические сообщества: возможные тематические направления сообществ - спорт, экономика, политика, культура и т.д. В качестве примера можно отметить спортивное сообщество сайта Soprt.ru (www.sport.ru);

  2. Географические сообщества: это сообщества, отражающие социальные аспекты определенной страны, региона, города и т.д. Наглядным примером является форум Санкт-Петербурга (http://www.spbtalk.ru/);

  3. Сообщества потребителей: возможные тематические направления - автомашины, сотовые телефоны, компьютерные инновации и т.д. Примером может служить автомобильный форум Санкт-Петербурга (http://www.spbdrive.ru/forum/index.php);

  4. Профессиональные сообщества: возможные тематические направления - бизнес, дизайн, IT. К примеру, бизнес-форум (http://www.biznet.ru/);

  5. Сообщества прямого общения: целью таких сообществ (так называемых сайтов знакомств) является установление дружеских или романтических отношений. За примером обратимся к сайту Dating.ru (http://dating.ru/) или сайту LovePlanet (http://loveplanet.ru/);

  6. Гендерные сообщества: к этому виду интернет-сообществ можно отнести петербургский женский сайт (http://www.womanspb.ru/forum.html);

  7. Протестные сообщества: сообщества, специализирующие критическим отношением к людям, событиям, явлениям. К примеру, форум антивоенного движения (http://forum.voinenet.ru/).

  8. Маргинальные сообщества: сообщества, развивающие в среде Интернет культуру различных маргинальных групп (панки, готы, гопники и т.д.). С целью ознакомления с этим видом сообщества предлагаем обратиться к форуму готов (http://www.4gots.ru/forum/) [1].

В качестве «площадок» существования сообществ можно выделить такие варианты, как чаты, форумы, блоги, он-лайн дневники, социальные сети и т.д. – все они отличаются между собой спецификой используемого программного обеспечения, характером общения между пользователями и т.д.

Следует отметить, что «открытие» веб-ресурса - это лишь начальный этап формирования сообщества. Для того, чтобы создать на сайте активную деятельность, необходимо приложить ряд усилий по привлечению интернет-аудитории. Для реализации этой цели, как правило, используют целый комплекс стратегических мер: оптимизация сайта под поисковые системы, почтовые рассылки, интернет-реклама (баннеры, контентная реклама), использование «площадок» сайтов-друзей и др. [2, с.54] в сопровождении постоянного администрирования ресурса.

С. В. Бондаренко в своей работе «Жили они долго?! и…» отмечает, что «формирование сетевых сообществ — это искусство коммуникации, и даже если сообщества не относятся к категории сообществ межличностного общения, (выделено автором) их создателям все равно приходится ежедневно прилагать усилия по привлечению внимания и по организации коммуникации через регулярно обновляемый контент» [3]. Мы хотим сделать уточнение в контексте данного определения, включив межличностное общение в более широкое понятие социального взаимодействия индивидов в сообществе, являющееся наиболее актуальным для нашего социологического исследования.

Привлечение и удержание на веб-ресурсе пользователей, которые впоследствии составят основную аудиторию интернет-сообщества, осуществляется посредством размещения актуальной информации и «раскрутки» значимых тем. Пользователя привлекает на сайт его информационное наполнение. Оценив качество и развернутость информационного блока сайта, скорость пополнения и обновления информации, характер обсуждения целевых вопросов, пользователь увеличивает количество посещений данного ресурса, включается в активные обсуждения и привносит свой вклад в жизнь сообщества, постепенно становясь его полноправным членом.

Таким образом, обобщая имеющуюся информацию по привлечению новых пользователей в сообщество, отметим два возможных пути осуществления этой деятельности -экстенсивный и интенсивный [3]. Вариант экстенсивного привлечения характеризуется расширением аудитории сайта за счет привлечения новых пользователей (с этой целью используется комплекс обозначенных выше стратегических мер). Интенсивный путь, в свою очередь, обусловлен «увеличением времени, которое пользователи проводят во взаимодействиях, а значит, чаще принимают участие в жизни виртуального коллектива» [3]. Это происходит за счет грамотного составления и реализации программы постоянного поддержания интереса членов сообщества к деятельности виртуальной группы.

Различают целенаправленно создаваемые и стихийно формируемые интернет-сообщества. Примером целенаправленно создаваемых виртуальных сообществ может служить, допустим, клуб автолюбителей Mitsubishi Lancer (http://www.lancer-club.spb.ru/forum/). К стихийно возникающим сообществам можно отнести социальные группы, объединяющиеся на основании какой-либо определенном темы или отношения к чему-либо в рамках единого веб-ресурса. Например, в рамках форума автолюбителей стихийно может возникнуть направление сторонников или противников того или иного автомобильного бренда.

Хотелось бы также отметить, что сообщества, создаваемые с четко поставленной целью, более организованы, устойчивы и жизнеспособны, чем сообщества, возникающими стихийно. Стихийно создаваемые сообщества, как правило, держаться на энтузиазме как создателей веб-ресурса, так и «лидеров мнений» локального сетевого социума [3].

Изучая виртуальные сообщества, нельзя не отметить присутствие в рассматриваемых социальных объединениях специфической социальной стратификации, главным критерием которой являются властные полномочия. На основании степени обладания властными полномочиями выделяются следующие группы: системные администраторы (администраторы серверов), модераторы и пользователи [4].

Системные администраторы обладают самым высоким статусом в сообществе, их полномочия включают следующие властные функции: определение характера информационной наполненности веб-ресурса, решение вопросов допуска пользователей к информации, определение функциональных обязанностей модераторов, мониторинг посещаемости ресурса и т.д.

Модератор играет на сайте роль куратора протекающих на ресурсе процессов. В его обязанности входит: мотивация участников сообщества к активной деятельности и обсуждениям, наблюдение и коррекция процессов общения, контроль поведения пользователей сайта, применение санкций к нарушителям на основании принятого в сообществе регламента. Модератор обычно назначается системным администратором.

Пользователи ресурса – это особая группа, основа любого сообщества, обладающая определенными правами и обязанностями, зафиксированными в установленных правилах, деятельность которых контролируется представителями вышестоящих инстанций.

В статье Д.А. Иванченко «Специфика социального взаимодействия индивидов в интернет-сообществах» представлен анализ социальной структуры различных интернет-сообществ, в рамках которого выделены формальные и неформальные социальные группы пользователей, ранжируемые на основании степени проявляемой ими активности, определяемой количеством и характером размещаемых сообщений (так называемых «постов»). Автор выделяет следующие формальные статусы членов сообщества (по возрастающей) – «гость», «новичок», «гуру», «ветеран», «VIP», «тысячник» и т.д. Среди неформальных можно отметить такие статусы, как «лидер», «авторитет», «звезда», «провокатор», «чудак», «флудер» и пр. [5]. Для каждого статуса характерно наличие конкретной роли и функций, определяющих положение пользователя в сообществе.

Для обеспечения оптимального функционирования сообщества и поддержания благоприятных условий сосуществования его членов вводится комплекс норм и правил поведения, общеобязательный к соблюдению для каждого пользователя веб-ресурса. В случае нарушения установленных правил, в отношении пользователя применяются различного вида санкции: от просто предупреждения до «банна» (принудительного исключения участника из сообщества). Причинами применения административных мер может служить (на примере правил поведения, установленных на форуме автолюбителей Санкт-Петербурга, http://www.petercars.ru/forum/):

- флуд (размещение однотипной информации на нескольких «ветках» форума или разных форумах, одной повторяющейся фразы, символов, букв, слов, одинаковых графических файлов или просто повторяющихся коротких сообщений на веб-форумах, в чатах и блогах или бессмысленных потоков информации, часто с недобрым умыслом);

- создание одинаковых топиков (топик - зд. тема, предмет обсуждения на форуме, блоге);

- использование нецензурных выражений;

- оскорбление других участников сообщества;

- использование e-mail зарегистрированных пользователей форума в целях рассылки спама;

- двойная регистрация и «захват» ников [6].

Данный перечень правил поведения, в своей основе, стандартен для большинства веб-ресурсов.

Для интернет-сообщества характерно также формирование определенной организационной культуры, что выражается в наличие некоторой системы ценностей, установок, норм и правил поведения, которые принимает каждый участник сообщества.

В рамках интернет-сообщества развивается и другая, так называемая «неуправляемая» культура, основу которой составляют стереотипы поведения, традиции, специфичность лексики [7, с. 61] и т.д., отражающая степень устойчивости социальной интернет-группы и характер взаимодействия между ее участниками.

С.В. Бондаренко выделяет интересную особенность, касающуюся способности аудитории интернет-сообщества оперативно реагировать на социальные проблемы и различные события, происходящие в обществе и в мире, и, как следствие, оказывать на них некоторое влияние [8, с. 112]. В этом направлении активную деятельность осуществляют различные социальные сети, ярким примером которых является система микроблоггинга Twitter [9]. Доказательством значимости, в частности, веб-ресурса Twitter, в общественной жизни является признание и активное использование этого микроблоггинга известными политическими и общественными деятелями [9].

Таким образом, исследуя интернет-сообщества можно представить следующую специфику их формирования и функционирования:

- для формирования интернет-сообщества необходимы определенные мотивы, в качестве которых, к примеру, могут выступать возможность привлечения внимания общественности к какой-либо проблемной ситуации, концентрации некоторой информации на одном ресурсе, обмен научной информацией;

- сообщества существуют в рамках различных веб-ресурсов, среди которых можно выделить чаты, форумы, блоги, он-лайн дневники, социальные сети;

- для активизации деятельности сообщества применяется комплекс мероприятий, способствующей решению этой задачи;

- вопрос привлечения и удержания пользователей решается посредством размещения на сайте актуальной информации и «раскрутки» значимых тем;

- для оптимального функционирования сообщества необходимо регулярное администрирование ресурса;

- целенаправленно создаваемые сообщества, как правило, характеризуются большей организацией, устойчивостью и жизнеспособностью по сравнению с сообществами стихийно формируемыми;

- для сетевых сообществ присуще наличие специфической социальной стратификации. Социальные страты определяются, главным образом, на основании степени обладания властными полномочиями;

- структуру интернет-сообщества составляют формальные и неформальные социальные группы пользователей, ранжируемые на основании степени проявляемой ими активности;

- для любого интернет-сообщества характерно наличие правил поведения, общеобязательных к соблюдению для каждого пользователя веб-ресурса. По отношению к нарушителям применяются соответствующие санкции;

- в рамках интернет-сообщества развивается определенная организационная культура, которая сплачивает участников сообщества посредством устанавливаемых формальных и неформальных правил.

Интернет-сообщество, его социальные составляющие – это достаточно интересные в научном плане объекты, требующие особого внимания со стороны исследователей интернет-пространства. Изучение структуры интернет-сообщества, особенностей его внутренней культуры позволит понять специфику информационно-познавательной и коммуникативной деятельности, осуществляемую аудиторией сайта.

На базе веб-ресурса проводятся исследования социальных процессов, протекающих в киберпространстве, изучается общественное мнение, затрагивающее значимые социальные проблемы, и отношение «лидеров мнений» к ним; рассматривается специфика взаимодействия виртуальной реальности с физической средой, а также и последствия таково взаимодействия, чему, в той или иной мере, способствует сформированные и развивающиеся в Сети интернет-сообщества.

В следующих статьях мы планируем продолжить исследования интернет-сообществ в социальном аспекте и рассмотреть характер и последствия их влияния на региональные социальные процессы.


Литература:

[1] Шакула Д. Интернет-сообщества как субъекты, формирующие глобальную информационную среду: понятие, происхождение, типы: сайт научно-культурологического журнала «RELGA» - 2006 - [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1055&level1=main&level2=articles (дата обращения: 30.03.2011).

[2] Гуров Ф.Н. Продвижение бизнеса в Интернет: все о PR и рекламе в сети / Гуров Филипп Никитич. – М.: Вершина, 2008. – 136 с.

[3] Бондаренко С.В. Жили они долго?! и…: интернет-издание «Компьюттера-Онлайн» - 2004 [Электронный ресурс]. URL: http://oldwww.computerra.ru/offline/2004/529/32074/?print (дата обращения: 30.03.2011).

[4] Бондаренко С.В. Стратификация в сетевых сообществах межличностного общения. [Электронный ресурс]. URL: http://library.by/portalus/modules/psychology/referat_show_archives.php?subaction=showfull&id=1106582741&archive=1129709116&start_from=&ucat=15& (дата обращения: 08.04.2011).

[5] Иванченко Д.А. Специфика социального взаимодействия индивидов в интернет-сообществах: сайт Российской академии наук Института социологии РАН [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/abstract_bank/1208188722.pdf (дата обращения: 29.03.2011).

[6] Основные правила форума автоклуба Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. URL: http://www.petercars.ru/forum/ (дата обращения: 29.03.2011).

[7] Костина А.В. Интернет-сообщества: что обсуждается в Интернете? От думера – до фурри. От игнора – до троллинга. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011 – 176 с.

[8] Бондаренко С.В. Виртуальная структура виртуальных сетевых сообществ – Ростов-на-Дону: издательство Ростовского Университета, 2008 – 320 с.

[9] США поддержат российских интернет-активистов. Информационная статья: сайт Русской службы Би-би-си – 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2011/02/110216_clinton_internet_support.shtml (дата обращения: 30.03.2011).

Основные термины (генерируются автоматически): сообщество, активная деятельность, общественное мнение, основание, правило, правило поведения, участник сообщества, актуальная информация, виртуальная реальность, межличностное общение.


Задать вопрос