Новая конкурентная динамика подвигает исследователей и специалистов обратить внимание на разработку технологических инноваций, как ключевой аспект успеха бизнеса (Galende, 2006). Преимущественно за счет использования прежде всего принадлежащих фирме нематериальных ресурсов и возможностей, т.е. за счет использования знания, интеллектуального ресурса. Именно технологические инновации оказывают положительное воздействие на повышение конкурентоспособности компании. Как отмечает П.Друкер, «в новых экономических условиях знание является вообще единственным ресурсом, а не еще одним ресурсом того же порядка, что и традиционные факторы производства – труд, земля и капитал. Тот факт, что знание стало единственным ресурсом, делает новую формацию уникальной» (Друкер, 2000).
Инновационная способность фирмы зависит в целом от интеллектуальных активов и знаний, которыми обладает фирма, а также от возможностей их использования, рассматривая ихкак интенсивный процесс управления знаниями (Nonaka и Takeuchi, 1995). Однако, в настоящее время многие исследователи рассматривают внешнюю составляющую инновационного процесса, не принимая во внимание внутренние сложности инновационной динамики.
Поскольку, в условиях экономики, основанной на знаниях, происходит тесное переплетение таких понятий как «интеллектуальный капитал», «человеческий капитал», «инновация», «инновационная деятельность» и др., рассмотрим данные понятия более детально.
Интеллектуальный капитал
Термин «интеллектуальный капитал» зачастую используется как синоним нематериальных или знаниевых активов (Stewart, 1991). Организация, прилагающая усилия к развитию своего интеллектуального капитала, много ресурсов вкладывает в исследования, обучение, разработки. При этом рыночная капитализация такой компании за счет развитого интеллектуального капитала выше, чем бухгалтерская стоимость ее материальных активов и фондов. Дело в том, что интеллектуальный капитал – это синергетический феномен, то есть формируется не путем простого сложения своих отдельных частей, но как свойство их взаимодействия. Несмотря на то, что у разных исследователей существуют различное понимание концепции, компонентов и переменных интеллектуального капитала (Dean и Krestschmer, 2007), классическое его разделение, в зависимости от способа накопления и распространения знаний и информации, вполне очевидно. Это, во-первых, люди, во вторых, организационные структуры и процессы, информационные системы и организационно-технические знания, и, в третьих, отношения и сети. Таким образом, при формировании общего понятия интеллектуального капитала можно выделить человеческий капитал, организационный капитал, технологический капитал, отношенческий капитал и социальный капитал.
Человеческий капитал относится к знаниям, которыми обладают работники, а также к их способностям создавать знания, полезные для компании. Хотя человеческий мозг может рассматриваться как основной источник формирования знаний, организация может их накапливать, систематизировать и хранить в базах данных, организационных структурах. В зависимости от характера коллективных и структурированных знаний, можно говорить об организационном капитале, который позволяет институциализировать знания и создать механизмы для интеграции и передачи данных внутри организации, а также о технологическом капитале, который входит в организационно-технические знания.
Организационный (структурный) капитал включает технологии, процедуры, системы управления, культуру, техническое и программное обеспечение, патенты, организационные формы и структуры. Иными словами, это способность организации отвечать требованиям рынка, и то, как она использует свой человеческий капитал. Структурный капитал большей частью находится в собственности организации и может быть объектом купли-продажи.
Потребительский капитал организации – это система устойчивых связей и отношений с клиентами и потребителями. Потребительский капитал обеспечивает потребителям, клиентам возможность продуктивного, удовлетворяющего их потребности общения и взаимодействия с персоналом организации. Потребительский капитал часто понимается как «капитал отношений» (отношенческий капитал). С социологической точки зрения, отношенческий капитал включает в себя все внешние связи как «социальный капитал» (Subramanian и Youndt , 2005).
Все эти виды капитала представляют различные составляющие нематериальных ресурсов и знаний фирмы. Отношенческий капитал включает в себя такие нематериальные активы, которые фирма получает при реализации успешных отношений с такими агентами, как клиенты, поставщики или партнеры. Таким образом, степень удовлетворенности клиентов, поставщиков и партнеров связанос установлением, развитием и поддержанием отношений с ними. Наконец, среди сотрудников и формализованной организационной структуры можно выделить социальный капитал как неформализованные знания по взаимодействию между людьми, рабочими группами и сетевыми взаимоотношениями.
Инновации
Инновации, как правило, рассматриваются как один из важных источников конкурентного преимущества, так как они приводят к улучшению продукта, что увеличивает стоимость продуктового портфеля. Кроме того, инновации помогают фирмам выжить и позволяет новаторам быстрее расти и быть более эффективными. В современной трактовке инновации определяются как знаниевый организационный процесс, который зависит от сотрудников компании и ее коллективных знаний. Множество различных терминов используется для обозначения сходных понятий и, наоборот, подобные термины, используются для разных понятий. Один из наиболее распространенных подходов к классификации инноваций предполагает классификацию по степени новизны от дополняющих до радикальных.
Специфика управления инновациями на предприятии зависит отособенностей реализуемых им инновационных процессов. Анчишкин (1986) выделяет три качественно различных типаинновационных процессов в зависимости от особенностей жизненногоцикла, которые, тем самым, различаются и по инструментариюуправления ими:
Инновационные процессы, являющиеся воплощением научныхидей, которые коренным образом преобразуют производительные силы, закрепляясь в их составе. Подобные инновационные процессы не имеютвидимого жизненного цикла, так как, войдя в состав производительныхсил, постоянно совершенствуются, развивая исходную научную идею. Нововведения такого типа не поддаются непосредственному планированию и могут быть лишь объектом научного предвидения.
Качественные изменения технологии, приводящие к полнойсмене поколений техники, однако не затрагивающие исходный научный принцип. Сущность данных инновационных процессов хорошо описывается S-образной кривой, которая может быть использована и дляпрогнозирования их появления.
Количественные изменения, выражающиеся в совершенствовании отдельных параметров техники и технологии. По меренакопления подобных изменений происходит переход к инновационнымпроцессам второго типа. Инновационные процессы этого типа легкопрогнозируются и являются непосредственным объектом управления напредприятии.
Инновации являются главным инструментом конкуренции для многих фирм, особенно в наукоемких отраслях. В системе рыночных отношений инновационный процесс можно рассматривать, как комплекс деятельности, в котором новые знания применяются для коммерческих целей (Galende, 2006).
Модель взаимосвязи инноваций и интеллектуального капитала
Рассмотрим, каким образом формируется связь между интеллектуальным ресурсом и инновациями. В общем виде, теоретическую модель можно представить следующим образом (рис. 1).Из модели следует, что элементы интеллектуального капитала оказывают влияние на инновационный процесс, находясь во взаимодействии между собой.
Рис.
1. Теоретическая модель взаимосвязи инноваций
и элементов
интеллектуального капитала
Рассмотрим составляющие элементов модели.
Реализация инноваций:
эффективность инновационного процесса;
инновационный эффект (% доходов от новых продуктов).
Структурный капитал:
контроль процесса управления;
организация инновационного процесса.
Человеческий капитал:
кросс-функциональное взаимодействие или работа в команде;
человеческий капитал.
Отношенческий капитал:
эффективность сетевого взаимодействия.
Данные показатели будут иметь разную значимость, в зависимости от специфики деятельности компании. Рассмотрим трансформацию модели для производственного сектора и сектора услуг.
Особенности взаимодействия элементов интеллектуального капитала для производственного сектора представлены на рис. 2.
Рис.
2. Модель взаимосвязи инноваций и элементов интеллектуального
капитала
для производственного сектора
Таким образом, центральным звеном интеллектуального капитала в производстве выступает человеческий капитал, который формирует сетевые взаимодействия и, через эффективную командную работу позволяет организовать инновационный процесс, как элемент структурного капитала, что, в итоге, определяет как эффективность инновационного процесса, так и эффект от инноваций.
Особенности взаимодействия элементов интеллектуального капитала для сектора услуг представлены на рис. 3.
Рис.
3. Модель взаимосвязи инноваций и элементов интеллектуального
капитала
для сектора услуг
Для сектора услуг изменяется характер взаимоотношения между человеческим капиталом и остальными элементами модели. На организацию инновационного процесса серьезное воздействие оказывает сетевое взаимодействие (которое реализуется через бенчмаркинг), а эффективность инновационного процесса в большей степени зависит от реализации командной работы.
В заключение следует отметить, что инновационный процесс, будучи решающим фактором в производстве, характеризуется сильными связями эффективности иинновационным эффекта. Однако, он оказывается менее важным в сфере услуг, где он не оказывает влияния на эффективность инновационного процесса, но влияет на инновационный эффект.
Влияние командной работы в промышленном секторе напрямую не связано с инновационными эффектами, но влияет на организацию инновационного процесса. В сфере услуг, команды имеют прямое влияние на эффективность инновационного процесса.
Человеческий капитал является ключевым фактором, но его влияние реализуется через командную работу и сетевые взаимодействия. Его непосредственное влияние на инновационную деятельность незначительно. Сетевое взаимодействие, через бенчмаркинг оказывает серьезное влияние на инновационную деятельность предприятий, занятых в сфере услуг.
Литература:
Анчишкин А.И. Наука - техника - экономика. - М.: Экономика, 1986.
Друкер П. Задачи менеджера в XXI веке. Пер. с анг.: уч. пособ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.
Bontis, N. (1996). There’s a Price on Your Head: Managing Intellectual Capital Strategically. Business Quarterly, 60, 41-47.
Danneels, E. (2002). The Dynamics of Product Innovation and Competences. StrategicManagementJournal, 23, 1095-1121.
Dean, A. and Kretschmer, M. (2007). Can Ideas be Capital? Factors of Production in the Postindustrial Economy: A Review and Critique. Academy of Management Review, 32, 573-594.
Edvinsson, L. and Malone, M. (1997). Intellectual Capital: Realizing Your Company’s True Value by Finding Its Hidden Brainpower. New York: HarperCollins.
Galende, J. (2006). Analysis of Technological Innovation from Business Economics and Management. Technovation, 26, 300-311.
Nonaka, I. and Takeuchi, H. (1995). The Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation. New York: Oxford University Press.
Reed, K.K., Lubatkin, M. and Srinivasan, N. (2006). Proposing and Testing an Intellectual Capital-Based View of the Firm. Journal of Management Studies, 43, 867-893.
Stewart, T. (1991). Brainpower. Fortune, 123, 44-50
Subramaniam, M. and Youndt, M.A. (2005). The Influence of Intellectual Capital on the Types of Innovative Capabilities. Academy of Management Journal, 48, 450-463.