Коммуникация в информационном обществе: трудности диалога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №11 (11) ноябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 5694 раза

Библиографическое описание:

Ланина, Т. М. Коммуникация в информационном обществе: трудности диалога / Т. М. Ланина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 11 (11). — С. 174-178. — URL: https://moluch.ru/archive/11/786/ (дата обращения: 23.12.2024).

Информационно-коммуникативные процессы занимают сегодня ключевое место в сфере социального управления в обществе. В то время как увеличение числа информационных каналов, перегруженность информацией меняет и модели поведения потребителя ХХI века. На сегодняшний день объем поступающей информации уже превышает возможности ее обработки.

Следствие данной    тенденции - информационный аутизм. На языке психологии, данный феномен описывается как крайняя форма и состояние психологического отчуждения. Состояние выражается в отсутствии потребности в совместной деятельности, в уходе индивида от контактов с действительностью и погружении в замкнутый мир собственных переживаний или виртуальную паутину [1; c. 42]. «Перегрузки» приводят к различным трансформациям поведения, от отказа проявить участие к нуждам другого индивида до нежелания соблюдать элементарные нормы вежливости. Примером подобного «отчуждения» может служить нежелание уступить место беременной женщине или отсутствие извинений при столкновении прохожих.

К факторам дисбаланса можно причислить правовую аномию, политический нигилизм, асоциальность и аполитичность государственных и гражданских субъектов в информационной сфере.

В частности, исследователи выделяют следующие психолого-поведенческие черты современного человека: высокий уровень образования, высокая потребность в информации и высокая информированность, индивидуализм и требование персонализации, непостоянство, высокая мобильность, спонтанность решений, физическая и умственная активность на работе и отдыхе, недоверие к СМИ и рекламе [2; с.118].

Большинство специалистов в сфере общественных связей, отмечая рост образованности, квалификации, информированности общества, видят свою функцию в использовании более сложных и тонких методов управления. Чтобы управлять событиями, уже недостаточно управлять поведением людей. Необходимо управлять и тем, как люди думают и чувствуют. Но из данного тезиса никак не может следовать гармонизация общественных связей [3; c. 57].

В условиях нарастания социально-политических, социально-психологических, энергетических, экологических проблем и усиливающейся их корреляцией с Ψ-фактором человечество нуждается в новых передовых научных концепциях, позволяющих вырабатывать продуктивные решения в борьбе за выживание.

Авторы работы «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой» так высказали свою точку зрения на современный этап развития науки: «Нам, живущим, в конце XX века, накопленный опыт позволяет утверждать, что наука выполняет некую универсальную миссию, затрагивающую взаимодействие не только человека и природы, но и человека с человеком» [4; c. 73]. В наше время формируется единый взгляд на жизнь, разум и сознание, в котором человеческое сознание неразрывно связано с социальным миром межличностных отношений и культуры.

Достижения в области астрофизики прояснили, что Вселенную нельзя рассматривать как систему изолированную, не получающую ниоткуда ни энергии, ни вещества, применяя классическую термодинамику. Выяснилось, что о большой Вселенной мы знаем слишком мало, чтобы вообще брать на себя риск рассматривать ее как нечто, имеющее аналоги в нашей физике [5].

Чем больше мы узнаём о Вселенной, тем больше убеждаемся в ограниченности наших знаний. С помощью своих органов чувств человек может познать только малую толику бесконечного Мира.

Между любыми двумя телами во Вселенной существует сила взаимного притяжения. Современный Человек пытается описать её с помощью образов пространства и времени, исследуя процессы, которые он научился наблюдать и те, о которых просто догадывается. Но как взаимосвязаны ВСЕ процессы? Возможно, знаменитый закон всемирного тяготения действует не только в материальном поле, но и на социальном уровне?

Рассмотрим в контексте синергетического подхода личность как живую систему, которую можно выводить из состояния равновесия, но невозможно управлять.

Синергетика, как теория эволюции и самоорганизации сложных систем мира, пытается выявить и описать проблемы и процессы, происходящие в современном обществе и остро волнующие каждого человека.

Определение термина «синергетика», близкое к современному пониманию, ввёл Герман Хакен 1969 году в своей книге «Синергетика» [6; с.53-61].

Синергетика (от греч. «син» — «совместное» и «эргос» — «действие») — это междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем. Ю. А. Данилов дополнил определение: «Синергетика - это наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания устойчивости и распада структур самой различной природы» [7; c.12].

Принципы и положения синергетического подхода используют ученые различных областей научного знания. В.В. Василькова разграничивает десять основных черт социальной реальности в контексте универсальных законов самоорганизации:

1.        Хаос разнонаправленных свободных воль (случайностей) на микроуровне порождает порядок, согласованность исторической закономерности на макроуровне. Отдельный социальный субъект (индивид, социальная группа) начинает играть самостоятельную социообразующую роль.

2.        Однако такую роль случайности играют лишь в переходные эпохи, когда осуществляется бифуркационный перелом, рождаются новые социальные структуры.

3.        Рождение нового социального порядка связано с нарушением исходной пространственно-временной симметрии: возникает временная (один из путей развития системы становится предпочтительным) и пространственная (появляется новая социальная иерархия, структура) неоднородность.

4.        В переходные бифуркационные эпохи благодаря целенаправленной воле социальных субъектов происходит выбор дальнейшего пути общественного развития.

5.        Синергетика рассматривает социальные системы как открытые, способные эффективно перерабатывать поток внешних воздействий и источников развития (природные ресурсы, потоки капитала, новые технологии, культурные и информационные новации и т.д.).

6.        Синергетике присуще многомерное описание целостной самоорганизующейся системы: источниками изменения социального порядка могут выступать самые разные факторы – от природных до культурных.

7.        Нелинейность социальной среды как важнейшее условие ее самоорганизации объясняет многообразие исторического развития.

8.        Теория социальной самоорганизации содержит тезис о циклическом чередовании режимов поведения социальной системы – структур рождения и сохранения порядка. Общество как открытая система может существовать только в таком пульсирующем состоянии.

9.        Следствием синергетического взгляда на общество является невозможность существования единого, идеального, универсального социального порядка «для всех времен и народов».

10.    Историческое развитие происходит по нелинейным законам, предполагающим неравномерность и стохастичность. Поэтому социальное управление, как стремление выстроить социальную систему по законам разума, часто является неэффективным. Сам термин «самоорганизация» говорит о способности социальной системы к самовыстраиванию и самовоспроизведению по своим имманентным законам, а не по воле управляющего [8; c. 209].

Следовательно, самоорганизация – это процессы упорядочения, происходящие в системе за счет взаимодействия ее составляющих. Применительно к социуму, синергетика изучает нелинейные взаимодействия, результатом которых могут быть скачкообразные, порой катастрофические изменения его состояния.

В.А.  Жебит в книге «Теория коммуникации. Нелинейная коммуникация» разрабатывает энергоинформационную модель мира, предлагая новый термин «нелинейная коммуникация». По мнению автора, все объекты этого мира – это энергоинформационные системы, а отношения между ними - суть энергоинформационное взаимодействие: коммуникация является суммой нелинейных состояний [9].

Коммуникация в данной теории предстает как основное свойство всех объектов Вселенной - материальных и нематериальных. Она рассматривается не как процесс, а как основное природообусловленное свойство всего, что охватывается понятием Вселенная. Высшие уровни – это коллективные банки информации, космические каналы информации.

В любых процессах коммуникативного взаимодействия происходит обмен энергией и информацией в формах, зависящих от того, на какие принимающие центры участников коммуникация ориентирована - зрение, слух, физический контакт, подсознание, надсознание.

Коммуникация как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которой осуществляется взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей, занимает ведущее место в сфере социальных процессов. Социальная коммуникация означает движение знаний, умений,  стимулов, эмоций в социальном пространстве и социальном времени. В данном контексте социальная коммуникация выступает в качестве системообразующего фактора развития общества.

Знание, информация наполняет все, чем мы дышим, с чем соприкасаемся. «Информация», когда она становится «достоянием масс», формирует мир, приводит к социальным и экологическим  преобразованиям.

Но люди забыли, что у природы надо учиться, а не стремиться управлять ею, создавая различные манипулятивные приемы. Природа на протяжении миллиардов лет создавала «технологии» намного превосходящие все придуманные людьми. Каким образом мидии производят клей, прилипающий к чему угодно в воде? Как шелкопряды создают нить в пять раз прочнее стальной? Как моллюск морское ушко изготовляет раковину, которая вдвое тверже нашей высокотехнологической керамики?

Парадигма самоорганизации, или синергетическая парадигма, влечет за собой не только новый диалог человека с природой, но и диалог человека с самим собой и с другими людьми. Мэтры данного направления науки отмечают, что сегодня научная среда находится на пути к «социосинергетике или гомосинергетике» [10; c. 404]. Пытаясь «построить синергетику с человеческим лицом», умеющую и знающую как подходить к человеческой культуре, к пониманию феномена человека во всех его проявлениях, к раскрытию тайн человеческого художественного и научного творчества, познания, здоровья, образования, коммуникации, встраивания человека в социальную и культурную среду, ученые создают платформу для взаимодействия различных аудиторий, в частности, в сфере маркетинговых коммуникаций.

Отметим краеугольные понятия синергетического понимания жизни:

Ø    паттерн (форма) – это самовоспроизводящаяся и самоорганизующаяся сеть;

Ø    структура (содержание) – это диссипативная структура (существенно неравновесная открытая система);

Ø    живые системы - это когнитивные системы, в которых постоянно происходит процесс познания [11; c. 26].

Пытаясь распространить данное понимание на социальную сферу, мы столкнемся с обескураживающим многообразием феноменов, не играющих никакой роли в неживом мире, но важных для нас в обществе  - правила, нормы, ценности, намерения, цели, стратегии, замыслы, властные отношения и т.п. Человеческий язык, будучи символическим, прежде всего, подразумевает передачу смысла, а человеческая деятельность проистекает из смысла, приписываемого нами тому, что нас окружает.

СМЫСЛ

 
Следовательно, смысл – обозначение внутреннего мира рефлексирующего сознания [12; c. 76].

 

     ПРОЦЕСС - СВОЙСТВО

 

       ФОРМА

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Принципы для описания социальных феноменов

 

Например, культура как социальный феномен создается и поддерживается сетью (форма) коммуникаций (процесс-свойство), вырабатывающий смысл. Содержанием же являются рукотворные объекты и записанные тексты, посредством которых смысл передается от поколения к поколению. Содержанием в сфере общественных связей как социальной коммуникации может служить проект.

Социальная коммуникация в сфере общественных связей представляет собой передачу информации, которая содержит равнозначный смысл для получателя и отправителя сообщения. Происходит выбор из многих возможностей с помощью эффективно налаженной коммуникации.

Сегодняшняя информационная деятельность – один из важных институтов современного гражданского общества, имеющий большую ответственность за все, что в этом обществе происходит. Но, несмотря на насыщенный поток информации, не обеспечивается диалоговое взаимодействие населения и информационных структур. Исходя из вышесказанного, необходимо выстроить субъект-субъектные отношения, создать полезную для взаимодействия информационно-коммуникативную среду. Задача социальной коммуникации, которую планомерно вытраивает пиарщик с целевой общественностью - научиться слушать и слышать друг друга, обеспечивая при этом свободу высказываний и обмен мнениями и опытом, привлечь к взаимополезному диалогу и участию.

Коммуникация эффективна тогда, когда существует обратная связь между всеми сторонами коммуникации и каждая из них является субъектом коммуникации, а не выступает лишь в роли ее объекта.

Не случайно понятие «пиарить» для большинства российского населения несет негативный смысл и синонимично понятию манипулировать общественным мнением. Это нашло отражение во многих публикациях авторов, исследующих роль  коммуникационных процессов в сфере общественных связей [13; 14; 15]. В отличие от западных специалистов Public Relations, делающих акцент на двусторонней направленности коммуникаций и каналах обратной  связи от общества к структурам, большинство российских авторов исследуют реально сложившуюся в России практику коммуникационных технологий для управления обществом. В то время как PR в широком смысле есть прежде всего посредническая деятельность, направленная на продвижения согласия между разными социальными факторами.

Технология «диалога через социально значимые проекты» представляетсянаиболее подходящей для налаживания эффективной, основанной на взаимопонимании и социальной ответственности, коммуникации между компанией и общественностью.

Проект  (от лат. projeectus – брошенный вперед) – это план, замысел какой-то инновационной цели, расположенной в широкой проблемной зоне деятельности. Характерные черты проектной деятельности выделили исследователи теории вопроса Ханс Литке и Илонка Кунов:

1.                  проектная деятельность содержит комплексную, инновационную, уникальную задачу;

2.                  участник имеет четко сформулированную цель, направленную на решение проблемы;

3.                  инновационная деятельность имеет продуманное ресурсное обеспечение, ее замысел вписан в финансовые, кадровые и временные рамки.

Проектная деятельность дает возможность попытаться реализовать алгоритм субъект-субъектного взаимодействия (согласования интересов участников социальной коммуникации), представленной триадой «рефлексия – эмпатия – ответственность».

Заметим, что проектная деятельность не является сугубо альтруистической. Бизнесу, как одной из подсистем социального целого, не может быть безразлично, в каком обществе он будет существовать через пять или десять лет. Участвуя в определенных общественных, экономических и политических процессах, компания формируют среду, в которой ей придётся существовать в будущем. Если корпоративные сообщества не научатся  согласовывать свою деятельность с интересами социального целого, они рискуют оказаться в ситуации «войны всех против всех», ведущей к деградации социальной реальности.

На сегодняшний день некоторые крупные бизнес-структуры стремятся участвовать в обустройстве социальной сферы, реализуя гуманитарные проекты. Удачным примером может служить проект профилактики детского травматизма на Красноярской железной дороге с помощью специальных выставок-игр для подрастающих красноярцев. Данный проект раскрывает социальный подтекст общественных связей. Участие в подобных проектах повышает известность компании, показывает уровень социальной ответственности, обогащает репутацию и позволяет привлечь новых клиентов и инвесторов. Следовательно, чем больше компания полезных проектов развивает, решая социальные проблемы, тем большую выгоду получит в итоге, проявляя свою деятельность на высоком уровне.

Литература

1.                  Словарь практического психолога / Сост. Ю. Головин – Минск: Харвест, 1999.

2.                  Блэкуэлл Д., П. Миниард, Дж. Энджел. Поведение потребителей – СПб., 2002.

3.                  Всероссийский специализированный журнал для пресс-секретарей, сотрудников пресс-служб и специалистов по связям с общественностью «Пресс-служба» №7, 2008.

4.                  Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой -  М.: Прогресс, 1986.

5.                  Информационный ресурс - сайт Данилова Ю. Знание – сила. Нелинейность:   http://www.znanie-sila.ru/projects/issue_145.html

6.                  Синергетике 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном, проведенное  Н. Князевой // Вопросы философии, 2000. № 3.

7.                  Данилов Ю.А., Кадомцев Б.Б. Что такое синергетика? Нелинейные волны. Самоорганизация – М.: Наука, 1983.

8.                  Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем - СПб, 1999.

9.                  Информационный ресурс - сайт проекта «Нелинейные коммуникации»: http://nl-communication.narod.ru/

10.              Синергетика и психология: социальные процессы / Под ред. Трофимовой И.Н. – М.: Янус-К, 2000.

11.              Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности / Отв. ред. Астафьева О.И. – М.: Прогресс-Традиция, 2003.

12.              Капра Ф. Скрытые связи / Перев. с англ. – М.: ООО Издательский дом София, 2004.

13.              Марков С. PR в России больше чем PR. Технологии и версии. – М., 2001.

14.              Чумиков А.Н. Связи с общественность. – М., 2000.

15.              Уши машут ослом: современное социальное программирование. 2-е издание, перераб. / Д.Г. Гусев и др. – Пермь: ООО «Зебра», 2006.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): социальная коммуникация, диалог человека, проектная деятельность, процесс, коммуникация, Связь, Синергетика, социальная система, Информационный ресурс, Историческое развитие.


Задать вопрос