Повтор как составляющая речевой коммуникации | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание

Опубликовано в

II международная научная конференция «Филология и лингвистика в современном обществе» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 08.02.2014

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Плотникова А. В. Повтор как составляющая речевой коммуникации [Текст] // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 100-102. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/107/5021/ (дата обращения: 15.08.2018).

Процесс общения, структура диалога теснейшим образом связаны с общими проблемами человека, с его бытовыми условиями, духовным развитием, интеллектуальным, эмоциональным, моральным, эстетическим уровнем. Поэтому именно в диалоге, при непосредственном обмене репликами говорящий может полностью выразить себя, передать свое внутреннее «я». Диалогическое единство является формой интеракции двух или нескольких собеседников, которые обмениваются репликами-высказываниями, представляющими собой стимулы к реакциям или реакции на стимулы, в результате чего говорящими создается определенный общий контекст.

Личностное начало проявляется в организации диалога, в котором именно «я» и «другой» принимают на себя те или иные коммуникативные роли. Они обмениваются своими речевыми ходами, коммуникативными ролями, выполняют определенные обязательства. Результаты диалога, позитивные или негативные, зависят от них. В зависимости от своих целей и намерений они выбирают определенные речевые приемы, тактики, цели, а также регулируют течение дискурса, инициируют коммуникативное событие, задают ему тему и регистр общения. При этом, естественно, они соблюдают определенные правила речевого поведения, направленные на результативное и эффективное общение [2, 10].

Как известно, основными чертами диалога являются намеренность, целеустремленность, правила ведения разговора. Целенаправленность речевого действия в диалоге — явные или скрытые цели говорящего (слушающего).

Для того чтобы достичь своих целей, каждый из собеседников реализует свое намерение, побуждая партнера к определенным речевым действиям. Намеренность речевого акта может быть выражена прямыми и косвенными средствами, с соблюдением правил ведения разговора:

-                  сообщение подается определенными порциями;

-                  сообщение соответствует теме разговора;

-                  собеседники делают речь ясной, недвусмысленной и последовательной.

Итак, главная коммуникативная цель диалога — это стремление к достижению взаимопонимания и согласия между общающимися.

В процессе речевой деятельности каждый участник коммуникации выступает одновременно и как объект восприятия, и как субъект планирования и порождения дискурса, в сознании которого происходит обработка информации в направлениях «от смысла к тексту» и «от текста к смыслу». Поэтому при характеристике диалогических единств любой разновидности следует исходить из того, что это не просто последовательность реплик стимулов и реплик-реакций, а и процесс, и результат взаимодействия в условиях межличностного общения как самих коммуникантов, так и языковых единиц (их форм и значений) и системы социально и культурно обусловленных значений в рамках широкого социального контекста.

Особое внимание в диалоге уделяется ответной реплике, так как она, структурно завершая исходную, формирует целостный семантический план диалогического единства, что позволяет говорить о его реактивности в том смысле, что автор второй реплики формирует свою реакцию, испытав и переработав то или иное воздействие партнера по коммуникации. В результате этого ДЕ обретает структурную и смысловую взаимосвязанность входящих в него реплик, относительную синтаксическую замкнутость и завершенность. Как было показано, извлеченная из дискурса реплика-повтор представляет собой фрагмент «чужой речи», смысл которого не выводится из значений составляющих его лексических компонентов. В связи с этим главными критериями при определении коммуникативной функции диалогического повтора выступают интонация, паралингвистические средства, структура всего диалогического единства, характер связей повтора с предыдущим и последующим высказываниями. Уточнению коммуникативного смысла также способствует учет невербальных компонентов коммуникации (мимики, жестов).

Одним из важнейших компонентов диалогической речи, участвующих в механизме связывания реплик диалогического единства, является ее объективная модальность как существенный конструктивный признак каждого предложения, содержащий в себе указание на отношение содержания высказывания к действительности [1, 55], а также субъективная модальность как отношение говорящего к сообщаемому. Категория модальности представляется как управляемый и осуществляемый говорящим процесс выбора имеющихся в распоряжении языка средств. Модальность диалогических единств имеет сложную структуру, и поэтому данное явление по-прежнему находится в поле зрения лингвистов [П. А. Астафьев 1979;Н. П. Макарова 1985; И. Г. Щепкина 2004, Ю. Н. Власова, О. В. Романова 1998]. Субъективная модальность характеризует высказывание в коммуникативном аспекте и отсылает к внутреннему миру говорящего субъекта. К средствам выражения субъективной модальности относится все то, что на уровне высказывания несет на себе отпечаток некоторого замысла говорящего. В частности, повтор в ответной реплики несет на себе субъективную нагрузку и демонстрирует замысел говорящего.

— Правильно. Я книжку про них читал,

— Ну и как? Похоже?

— Похоже, похоже [4].

В данном случае целью коммуниканта было подтвердить предположение его собеседника и тем самым продолжить беседу.

— Эй, дорогой товарищ, ты в преферанс играешь?

— В преферанс? — Кузьма не знает, что это такое.

Он в <дурака> играет, — подсказывает Геннадий Иванович.

В <дурака>, ага, играю, — простодушно признается Кузьма [4].

Повтор в данном случае является равносильным слову- предложению «да». Повтор фразы может быть двойным или одинарным, грамматическая форма повторяемого слова или сочетания в ответной реплике может изменяться по сравнению с исходной, а может оставаться без изменений. Это позволяет выделить две разновидности повтора: а) повтор без каких-либо грамматических изменений и без каких бы то ни было лексических добавлений со стороны говорящего, б) повтор с изменениями грамматической формы, что обусловлено тем, что одни и те же лексические единицы передаются разными лицами с разным отношением к выраженной этими языковыми единицами мысли.

В понимании субъективной модальности важную роль играет тот факт, что, создавая воображаемый мир произведения, автор не может быть беспристрастен к этому миру, и он прямо или косвенно выражает свое субъективно-оценочное отношение к изображаемому.

Ведь одна и та же действительность автором может быть представлена как такая, которая вызывает разное его эмоциональное отношение, с разных сторон оценивается. Эта действительность в сообщении может получать те или иные эмоциональные или рациональные характеристики; она может сопоставляться, соотноситься с чем-либо или чему-либо противопоставляться; отдельные части сообщения могут подчеркиваться, выделяться. Автор выражает разные чувства и по-разному относится к одним и тем же фактам действительности. В этом помощниками ему становятся интонация и повторы:

Повтор в ответной реплике может выражать уверенность, порой даже чрезмерную, в своей точке зрения:

— Он меня не выгонял

— Не выгонял, так выгонит, если будешь ему каждый раз спускать.

До этого немного уж осталось [3].

— Дед, а ты когда был помоложе, бил свою старуху или нет?

— Я ее за всю жизнь пальцем не тронул, — с достоинством отвечает старик.

Ни разу, ни разу?

Ни разу! [4]

В этом случае автор категоричен и, подтверждая реплику спрашивающего, как бы ставит точку в этом неприятном разговоре.

С помощью повтора можно также передать и неуверенность с элементами иронии:

Найдем, дед, найдем.

— Найдем, найдем, — передразнил его дед. — У кобылы под хвостом они спрятаны — там ищи [4].

Ответная реплика переполнена насмешкой, что сразу создает впечатление неудачи, обреченности того дела, которое совершают говорящие.

Во многих случаях ответная реплика не является ответом на заданный вопрос, она может быть в виде встречного вопроса:

— А зачем мне было ей изменять? — спрашивает старик у парня.

Как зачем?

— Да... зачем? [4]

Как мы видим, говорящий не дает ответа, а адресует встречный вопрос в виде повтора, который должен поспособствовать тому, чтобы на вопрос ответил сам спрашивающий.

Достаточно частотны повторы — гармонизаторы общения, которые являются подтверждением того, что говорящий заинтересован в беседе, положительно настроен к собеседнику и желает поддержать беседу:

— И гром, как водится в ильин день, вот-вот рявкнет. Помнишь?

— Помню, как не помню? Это в последнее лето перед войной было [3]

Встречаются такие повторы в составе ответной реплики, которые появились там совершенно не запланировано, случайно. Это так называемые повторы — эхо:

Не знаю.

— Не знаю, Андрей, не спрашивай.

— Не спрашивай... — Дыхание у него опять поднялось и запрыгало. — Вот что я тебе сразу скажу, Настена [3].

Как мы видим, герой произносит реплику, даже не задумываясь о ее содержании. Его мысли далеко, чувства переполняют, поэтому это скорее механический ответ, чем продуманная фраза.

Таким образом, рассмотрев лишь частные случаи использования повторов в составе диалогических единств, подтверждаем, что реальный диалог редко строится путем прямых вопросов и ответов и употребление повторов — очевидное явление русской диалогической речи. Повторы намеренно используются для убеждения слушателей, для воздействия на их умы и чувства, для формирования адекватного восприятия информации, для концентрации внимания. Значит, повтор — общеречевая универсалия, которая помогает выразить по-разному авторское отношение к одним и тем же явлениям действительности.

Литература:

  1. Виноградов В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке / В. В. Виноградов // Избр.труды. Исследования по русской грамматике. — М.: Наука, 1975. –с.53–87.
  2. Сусов И. П. Личность как субъект языкового общения // Личностные особенности языкового общения. Межвуз. сб.науч.тр. — Калинин, 1989.
  3. Валентин Распутин. Живи и помни. http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=156629
  4. Валентин Распутин Деньги для Марии. http://www.bykvu.ru/bykva/16/avtor/RASPUTIN/dengi.html
Основные термины (генерируются автоматически): ответная реплика, диалогическое единство, субъективная модальность, повтор, грамматическая форма, реплика, собеседник.

Похожие статьи

Средства связи компонентов диалогических единств

диалогическое единство, ответная реплика, реплика, последующая реплика, исходная реплика, диалогическая речь, коммуникативный план, русский язык, субъективная модальность, DETEKTIWY.

Структурные особенности речевых актов согласия (на материале...)

ответная реплика, диалогическое единство, субъективная модальность, повтор, грамматическая форма, реплика, собеседник.

Коммуникативная и синтаксическая функции диалогических...

повтор, исходная реплика, диалогическая речь, диалогический повтор, диалогическое единство, последующая реплика, средство связи, предшествующее высказывание, реплика, вопросительный ответный повтор.

Модальные глаголы werden и müssen в значении субъективной...

1) Оба глагола используются в значении субъективной модальности относительно часто в

Из высказывания Фатера видно, что он придерживается литературной формы немецкого и

У Бринкманна, например, чьи «лексические» и «грамматические» модальные глаголы...

Дискурсивно-регулятивная роль диалогического повтора...

Во-первых, ДП осуществляет скрепление реплик диалогического единства.

Во-вторых, диалогический повтор, появляясь в речи слушающего, влияет на организацию речевой партии собеседника.

К вопросу об изучении модальности в деловой корреспонденции

Субъективная модальность выражает отношение говорящего к сообщаемому.

Чтобы достигнуть основной цели общения необходимо, использовав различные средства, воздействовать на собеседника.

Обучение диалогической речи в контексте...

Диалогическая форма речи предполагает, что в процессе обучения студенты овладеют

Диалогическое единство является главным компонентом диалога и исходной единицей

Выделяют три вида вопросно-ответных единиц: – реплики дополняют друг друга и создают...

Инициирущие реплики неформального интервью

Констативный речевой акт в реплике-стимуле определил и прагматику грамматической

Егорова И. В. Функционирование модуса субъективной оценки в косвенных речевых актах

Ключевые слова: речевая деятельность, диалогическая форма общения, коммуникативный...

Особенности развития диалогической речи в неязыковом...

Диалогическая форма общения имеет свои специфические особенности, пренебрежение которыми может привести к тому, что

Установление групп диалогических единств позволяет определить примерные пары исходной и ответной реплик, типичные для перечисленных групп.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Средства связи компонентов диалогических единств

диалогическое единство, ответная реплика, реплика, последующая реплика, исходная реплика, диалогическая речь, коммуникативный план, русский язык, субъективная модальность, DETEKTIWY.

Структурные особенности речевых актов согласия (на материале...)

ответная реплика, диалогическое единство, субъективная модальность, повтор, грамматическая форма, реплика, собеседник.

Коммуникативная и синтаксическая функции диалогических...

повтор, исходная реплика, диалогическая речь, диалогический повтор, диалогическое единство, последующая реплика, средство связи, предшествующее высказывание, реплика, вопросительный ответный повтор.

Модальные глаголы werden и müssen в значении субъективной...

1) Оба глагола используются в значении субъективной модальности относительно часто в

Из высказывания Фатера видно, что он придерживается литературной формы немецкого и

У Бринкманна, например, чьи «лексические» и «грамматические» модальные глаголы...

Дискурсивно-регулятивная роль диалогического повтора...

Во-первых, ДП осуществляет скрепление реплик диалогического единства.

Во-вторых, диалогический повтор, появляясь в речи слушающего, влияет на организацию речевой партии собеседника.

К вопросу об изучении модальности в деловой корреспонденции

Субъективная модальность выражает отношение говорящего к сообщаемому.

Чтобы достигнуть основной цели общения необходимо, использовав различные средства, воздействовать на собеседника.

Обучение диалогической речи в контексте...

Диалогическая форма речи предполагает, что в процессе обучения студенты овладеют

Диалогическое единство является главным компонентом диалога и исходной единицей

Выделяют три вида вопросно-ответных единиц: – реплики дополняют друг друга и создают...

Инициирущие реплики неформального интервью

Констативный речевой акт в реплике-стимуле определил и прагматику грамматической

Егорова И. В. Функционирование модуса субъективной оценки в косвенных речевых актах

Ключевые слова: речевая деятельность, диалогическая форма общения, коммуникативный...

Особенности развития диалогической речи в неязыковом...

Диалогическая форма общения имеет свои специфические особенности, пренебрежение которыми может привести к тому, что

Установление групп диалогических единств позволяет определить примерные пары исходной и ответной реплик, типичные для перечисленных групп.

Задать вопрос