Инициирущие реплики неформального интервью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 07.12.2015

Статья просмотрена: 180 раз

Библиографическое описание:

Шишкина, Т. С. Инициирущие реплики неформального интервью / Т. С. Шишкина, В. О. Вагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1170-1172. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24128/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

Статья посвящена эмоционально-экспрессивному потенциалу констативного речевого акта в функции инициирующей реплики и его когнитивыно-прагматической роли в спонтанном порождении неформального интервью.

Ключевые слова: неформальное интервью, констативный речевой акт, эмоционально-экспрессивный заряд, диктум, модус

 

Keywords: non-formal interview; constative speech act; emotional and expressive potential; dictum; modus

 

В современной лингвистике в рамках когнитивно-прагматического направления, ориентированного на анализ речевых актов в конкретных социально-психологических условиях их порождения, оказывается возможным по-новому взглянуть на семантические характеристики языковых единиц в их эмоционально-экспрессивной функции [1; 2; 3 и др.]. Отмечаемая функция в данной статье анализируется в отношении констативного речевого акта, который, согласно нашим наблюдениям, частотно употребляется не только в качестве стимулирующей, но и инициирующей реплики в рамках неформального интервью. Данная тенденция характерна, в частности, для неформальной коммуникации на английском языке, о чем свидетельствует наш анализ британских и американских изданий, специализирующихся на публикации интервью. В русскоязычных аналогичных изданиях подобной тенденции не отмечается.

Практическое значение исследования связано с возможностью применения отработанной в нем методики для исследования эффективности деятельности участников интервью, а также с перспективой объединения усилий теоретической лингвистики, психолингвистики и практической журналистики с целью повышения эффективности неформальной коммуникации в медиа-дискурсе. Выводы работы позволяют внести уточнения в существующие в журналистском сообществе представления о массовой аудитории, ее ожиданиях относительно качества журналистского продукта; а также могут быть использованы в практике преподавания дисциплин по специальности «Журналистика», курсов «Психолингвистика» и «Стилистика публицистического текста».

Исследование языковых средств в условиях неформальной коммуникации на английском языке, позволило установить, что одной из характерных особенностей содержания знакового образа в спонтанной эмоционально-окрашенной речи предстает тот факт, что теоретически любая значимая языковая единица в определенном контексте может стать носителем эмоционального заряда [4]. В процессе спонтанного порождения единицы языка в эмоционально-окрашенной речи неформальной коммуникации одновременно выступают и знаком мысли участником интервью, и признаком их психологических переживаний, входящих в намерение автора интервью, оформляемого посредством констативного речевого акта. Актуализируемые языковые единицы характеризуются двойственной референциальной отнесенностью, репрезентируя когнитивное мышление и эмоциональные переживания участников интервью, предполагающих субъективную оценку фактов в аспекте мотивов, что становится возможностью для успешной реализации неформальной коммуникации [5].

Отличительной особенностью эмоциональных переживаний инициатора неформального интервью в процессе спонтанного конструирования диалога предстает их связь с мотивационно-потребностной сферой, поэтому исследования эмоциональной речи позволяет комплексно изучить мотивационную составляющую неформальной коммуникации, представляющую особый интерес для современной лингвистики. Особенности семантики лексических единиц и иллокутивного значения репрезентирующих их речевых актов определяются тем, что в эмоционально-окрашенной речи достаточной частотностью отмечается «выход» во внешнюю речь отдельных звеньев стимулирующей реплики со структурой констативного речевого акта, в обычных условиях представленных лишь во внутренней речи и поэтому недоступных для наблюдения. Данные звенья служат прагматическим средством создания психологического контакта между участниками диалогического общения, нацеливают интервьюируемого на переход от предметно-денотативных форм отражения внеязыковой действительности к глубинным аффективно-ситуационным формам. В результате вскрываются неизвестные факты из частной жизни интервьюируемого, что немаловажно для последующего читательского успеха публикации интервью в прессе. Подобные формы фиксируют переход интервьюируемого, запрограммированный инициатором интервью, от предметных к коннатотивным формам категоризации фактов своей частной жизни. Подобная категоризация фактов и составляет фокус повышенного читательского интереса.

При этом инициатор интервью прибегает не к вопросительной, а констативной реплике, т. е. не запрашивает о возможности вывода из приведенных фактов, а делает вывод из данных фактов, тем самым стимулируя интервьюируемого к дальнейшей более детальной аффективно-ситуационной категоризации представленных фактов, в результате чего выясняются более новые обобщения, актуализируется неизвестная информация, пользующаяся повышенным спросом любопытных читателей.

Интересно заметить, что запрограммированная инициатором интервью нацеленность диалога на субъективную оценку характера творчества интервьюируемого под углом зрения мотивов успешно реализуется в реагирующем высказывании последнего. Констативный речевой акт в реплике-стимуле определил и прагматику грамматической «упаковки» аффективно-ситуационной категоризации фактов из собственной частной жизни в реплике интервьюируемого, в которой мы также встречаем PresentContinuousTense в том же значении, что и в реплике-реакции. Другими словами, констативный речевой акт как реплика-стимул на уровне неформального интервью в прагматическом плане оказывается не менее действенным, чем более традиционный интеррогативный речевой акт в этой же функции.

Данное речевое действие воспроизводит коммуникативную стратегию интервьюера на поддержание читательского интереса к публикации интервью и, согласно нашим наблюдениям, закрепляется как содержательное основание в англоязычной культуре интервью вообще. В этом смысле мы вносим в данную коммуникативную стратегию содержание выбора в пользу констативных речевых актов и фиксации данного выбора как тенденции в жанре интервью в англоязычной прессе.

Проведенный анализ жанра неформального интервью выявил тот факт, что реплика-стимул со структурой констативного речевого акта содержит как диктумный, так и модусный компонент, в котором и концентрируется эмоционально-экспрессивный компонент. Диктум — это сам факт сообщения, модус — реакция интервьюируемого на диктумную составляющую. Факты реальной действительности отражаются в реплике в виде аксиологического и ментального потенциала. Диктум — факты бытийного пространства, модус — факты аксиологического пространства диалогического общения [5]. Формируя ответную реплику, интервьюируемый реагирует как на содержание сообщения инициирующей реплики, так и на отношение автора интервью к содержанию, проявляющееся в данное реплике, т. е. на ее модусную составляющую.

Неформальное интервью, таким образом, как коммуникационный процесс предстает процессом трансформации коммуникативного пространства в коммуникативную среду, то есть производство коммуникативного действия и условий этого действия (построение коммуникативной среды относительно коммуникативного пространства и упорядочивание данного пространства относительно коммуникативной среды).

 

Литература:

 

  1.                Егорова И. В. Функционирование модуса субъективной оценки в косвенных речевых актах // Проблемы Романо-германской филологии, философии и методики преподавания иностранных языков: Сб. науч. тр. — Пермь, 2004. С. 28–29.
  2.                Калимуллина Л. А. Современные трактовки категории эмотивности // Филологические науки. 2006. № 5. С.71–80.
  3.                Касторнова О. Н. К вопросу о разграничении оценочности и эмоциональности в высказываниях со словами категории оценки // Проблемы систематики языка и речевой деятельности: Материалы 8-го региональн. науч. семинара. — Иркутск, 2005. С. 120–124.
  4.                Кожевникова К. О смысловом строении спонтанной устной речи: Линейное построение речи и нелинейное формирование содержания // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск XV. — М., 1985. С. 514
  5.                Declerck К. The Grammar of the English Tense System: A Comprehensive Analysis. — Berlin. New York, 2006. P. 363.
Основные термины (генерируются автоматически): речевой акт, неформальное интервью, неформальная коммуникация, факт, инициатор интервью, инициирующая реплика, коммуникативная среда, публикация интервью, английский язык, диалогическое общение.


Ключевые слова

неформальное интервью, констативный речевой акт, эмоционально-экспрессивный заряд, диктум, модус

Похожие статьи

К вопросу о коммуникативных особенностях иноязычной...

Ключевые слова: речевая деятельность, диалогическая форма общения, коммуникативный процесс, инициативность, коммуникативная направленность, спонтанность, иностранный язык. Жизнь современного человека невозможно представить без активного процесса общения.

Эмоционально настраивающие тактики в интервью-портрете...

Интервью является той сферой речевого общения, в которой журналисту

Интервьюер стремится расположить к себе собеседника, сократить дистанцию общения, сделать отношения более доверительными, а обстановку более непринужденной, неформальной.

Речевые особенности жанра интервью (на примере анализа...)

Инициирущие реплики неформального интервью.

Эмоционально настраивающие тактики в интервью-портрете (на материале немецкого языка).

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные...»

. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова

Жесты при общении несут много информации: в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения.

Инициатор. 2. Как с тобой знакомиться? 3. Как и когда к тебе обращаться?

Диалог в межличностной коммуникации | Статья в журнале...

Речевая коммуникация чаще всего протекает в виде взаимосвязанных последовательных речевых актов.

В диалоге соотносятся друг с другом реплики, или речевые ходы.

Сам по себе диалог как неформальная беседа является идеальным образцом межличностной...

Повтор как составляющая речевой коммуникации | Статья...

Они обмениваются своими речевыми ходами, коммуникативными ролями

течение дискурса, инициируют коммуникативное событие, задают ему тему и регистр общения.

Дискурсивно-регулятивная роль диалогического повтора в речевой коммуникации.

Диалогическая речь в обучении иностранному языку

иностранный язык, диалогическая речь, иноязычная коммуникативная компетенция, английский язык, современный вуз, речевое поведение, обучение, межкультурная коммуникация, диалог, студент.

Нормы речевого этикета в интернет-коммуникации (на примере...)

Похожие статьи. Механизмы речевого общения в современной интернет-коммуникации (экспериментальное психолингвистическое исследование). Формы речевого этикета в турецком языке.

Обучение диалогической речи в контексте... | Похожие статьи

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация, диалог, профессионально-ориентированное обучение, язык.

Похожие статьи

К вопросу о коммуникативных особенностях иноязычной...

Ключевые слова: речевая деятельность, диалогическая форма общения, коммуникативный процесс, инициативность, коммуникативная направленность, спонтанность, иностранный язык. Жизнь современного человека невозможно представить без активного процесса общения.

Эмоционально настраивающие тактики в интервью-портрете...

Интервью является той сферой речевого общения, в которой журналисту

Интервьюер стремится расположить к себе собеседника, сократить дистанцию общения, сделать отношения более доверительными, а обстановку более непринужденной, неформальной.

Речевые особенности жанра интервью (на примере анализа...)

Инициирущие реплики неформального интервью.

Эмоционально настраивающие тактики в интервью-портрете (на материале немецкого языка).

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные...»

. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова

Жесты при общении несут много информации: в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения.

Инициатор. 2. Как с тобой знакомиться? 3. Как и когда к тебе обращаться?

Диалог в межличностной коммуникации | Статья в журнале...

Речевая коммуникация чаще всего протекает в виде взаимосвязанных последовательных речевых актов.

В диалоге соотносятся друг с другом реплики, или речевые ходы.

Сам по себе диалог как неформальная беседа является идеальным образцом межличностной...

Повтор как составляющая речевой коммуникации | Статья...

Они обмениваются своими речевыми ходами, коммуникативными ролями

течение дискурса, инициируют коммуникативное событие, задают ему тему и регистр общения.

Дискурсивно-регулятивная роль диалогического повтора в речевой коммуникации.

Диалогическая речь в обучении иностранному языку

иностранный язык, диалогическая речь, иноязычная коммуникативная компетенция, английский язык, современный вуз, речевое поведение, обучение, межкультурная коммуникация, диалог, студент.

Нормы речевого этикета в интернет-коммуникации (на примере...)

Похожие статьи. Механизмы речевого общения в современной интернет-коммуникации (экспериментальное психолингвистическое исследование). Формы речевого этикета в турецком языке.

Обучение диалогической речи в контексте... | Похожие статьи

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация, диалог, профессионально-ориентированное обучение, язык.

Задать вопрос