Библиографическое описание:

Плотникова А. В. Средства связи компонентов диалогических единств [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 157-159. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/26/1731/ (дата обращения: 18.12.2017).

Как настоящее время активно обсуждается вопрос по проблеме связи реплик в диалогическом единстве. Так, И.П. Святогор пишет, что реплика в диалогическом единстве «имеет двухстороннюю коммуникативную направленность – на предшествующую речь или ситуацию речи и на вызов нового высказывания собеседника» [7, с.6]. По мнению автора, эта зависимость выражается в формально-языковом отношении следующими приемами:

  1. тождества, т.е. когда последующая реплика в интонации, лексическом и грамматическом составе имеет тождественные с предшествующей репликой элементы;

  2. эллиптирования;

  3. сходства, включающего в себя синонимию форм и параллелизм в строении двух реплик;

  4. подхвата;

  5. коммуникативной недостаточности, когда последующая реплика представлена семантическим словом – предложением.

Т.Г. Винокур в свою очередь считает, что вторая реплика является реакцией на непосредственно предшествующее ей высказывание другого участника диалогического единства. Автор детально анализирует взаимообусловленность синтаксической структуры реагирующих реплик, построенных при помощи подхвата и синтаксического параллелизма [4, с.23]

В коммуникативном плане существует четко выраженная коммуникативная взаимонаправленность составных частей ДЕ, которая проявляется в согласованности реплик. Это порождает особую связность компонентов ДЕ – прагматическую. В образовании ДЕ ведущую роль играют прагматические факторы, а не формально-синтаксические. Прагматическая связность представляет собой новый вид текстовой связности, который особенно ярко проявляется в диалоге. По определению Е.В. Падучевой, «прагматические связи – это такие, в которые существенным образом включается речевой акт, с его условиями успешности, его участниками, с естественными законами сочетаемости речевых актов друг с другом и т.п. [6, с.306].

Диалогическое единство, независимо от того, состоит оно из двух, трёх или более реплик, представляет собой комплекс высказываний, взаимосвязанных друг с другом не только в структурно-композиционном, но и в смысловом и функциональном отношении. Между репликами диалогического единства устанавливаются отношения «стимул-реакция». Это означает, что каждая исходная реплика порождает вторую, ответную и т.д. и что структура и семантика первой, инициирующей, реплики в какой-то мере обусловливает форму и содержание второй ответной реплики, ибо между ними существует «имплицитная» связь [2, с.27]..

Рассмотрим двучленное ДЕ, содержащее реплику-стимул и реплику- реакцию:

– Бабуля, так что, грымзу-таки сцапали?

Сцапали, сцапали! – радостно отозвалась бабушка, но спохватилась и поправилась:

– Арестовали! Как ты выражаешься! Сейчас все расскажу, вот только приготовлю бутерброды [8].

Реплика-стимул является ведущей в составе ДЕ, ее семантические и синтаксические особенности влияют на структуру последующей реплики-реакции [7, с.9]. Исходная реплика определяет коммуникативное задание всего ДЕ и является его темой. Реплика-реакция в коммуникативном плане зависит от стимулирующей реплики и является ремой ДЕ.

Анализ диалогических единств на основе принципов коммуникативной лингвистики, связанный с ориентацией на личность участников речевого общения, речевой замысел позволяет как бы расширить понятие диалогического единства как строевого элемента текста. Нельзя не согласиться с тем, что диалогическое единство «не просто объединение лексически и грамматически несамостоятельных реплик, а цельная коммуникативная единица, состоящая из высказываний, имеющих свою коммуникативную направленность и объединенных единой темой» [5, с.7], например:

– В твоем сочинении есть неясности."Бабушка сложила оружие". Что за оружие?

Оторвавшись от тетради, Яночка взглянула на учительницу большими голубыми глазами и задумалась.

Ручное, – ответила она, подумав.

Ручное оружие?

Да, именно ручное. Такая большая железная шкатулка, которая запирается ключиком. Бабуля держала ее в руках.

Поскольку последующая реплика органически связана с предшествующей, поэтому в плане структурно-композиционном выделяются ответные реплики, реплики-подхваты, реплики-повторы и т.п. Уже в самих этих названиях отражается функциональное назначение второй реплики и соответствующее ее отношение к первому высказыванию и ко всему диалогическому единству. Отсюда серьезный интерес исследователей к семантике и структуре второй реплики диалогического единства, к ее особенностям, определяемым спецификой ее как единицы речевого построения (эллиптичность, избыточность, повторяющиеся в повторе, присоединительном характере, использовании в ней частиц, модальных слов, особом порядке расположения в ней компонентов и т.п.). При этом непременно должно учитываться, что каждая инициирующая реплика-стимул двучастного диалогического единства с единой темой (или многочастного с соответствующими микротемами) строится как самостоятельный речевой акт, смысловая нагрузка которого распространяется на ответную реплику, закрывающую микротему или единую тему в целом.

Способы выражения исходной реплики в значительной степени определяются коммуникативной интенцией инициатора диалогического единства и могут быть представлены предложениями различных структурно-коммуникативных типов. Способы выражения ответной реплики более разнообразны по своим коммуникативным функциям, что в той или иной мере связано со значительной коммуникативной нагрузкой ответных реплик, которые наделяются способностью как «сталкивать» противоположные точки зрения, принадлежащие участникам диалога, так и «содействовать» их совмещению и «снятию» противоречий [1, с.177]:

- Бабуля! – предостерегающе крикнула Яночка, но бабушка никак не могла успокоиться.

Мчаться сломя голову только для того, чтобы узнать, что сегодня суббота!

Не суббота, а четверг! – поправил Рафал.

– Да нет же, сегодня суббота! – поправила его в свою очередь пани Кристина [8].

Именно ответная реплика, структурно завершая исходную, формирует целостный семантический план диалогического единства, что позволяет говорить о его реактивности в том смысле, что автор второй реплики формирует свою реакцию, испытав и переработав то или иное воздействие партнера по коммуникации. В результате этого ДЕ обретает структурную и смысловую взаимосвязанность входящих в него реплик, относительную синтаксическую замкнутость и завершенность.

Одним из важнейших компонентов диалогической речи, участвующих в механизме связывания реплик диалогического единства, является ее модальность, которая представляется как управляемый и осуществляемый говорящим процесс выбора имеющихся в распоряжении языка средств. Объективная модальность представляет собой существенный конструктивный признак каждого предложения, содержащий в себе указание на отношение содержания высказывания к действительности [3, с.55]. Субъективная модальность выражает отношение говорящего к сообщаемому, характеризует высказывание в коммуникативном аспекте и отсылает к внутреннему миру говорящего субъекта. К средствам выражения субъективной модальности относится все то, что на уровне высказывания несет на себе отпечаток некоторого замысла говорящего. В частности, повтор в ответной реплики несет на себе субъективную нагрузку и демонстрирует замысел говорящего.

Повтор является одним из способов передачи утверждения или отрицания. В основном эта функция повтора реализуется тогда, когда реплика с повтором употребляется в качестве ответа на вопрос, который предполагает ответ «да» или «нет».

- Письмо Рафалу Новицкому. Вот, пожалуйста
Это мой внук, – сказала бабушка, принимая письмо. – А больше ничего нет?
Больше ничего, – ответил почтальон, кладя оставшиеся письма в сумку.

В данном случае вторая реплика-повтор является утвердительным ответом на вопрос и полностью удовлетворяет спрашивающего.

По наблюдениям исследователей, для выражения утверждения или отрицания высказанного в вопросе могут использоваться а) слова-предложения «да», «нет»; б) предложения, где повторяется с интонацией сообщения то слово вопросительного предложения, на которое падает вопрос. При этом усиливается категоричность утверждения или отрицания. Таким образом, ответные реплики-повторы являются универсальным средством выражения согласия или несогласия в диалоге. Исходя из этого, в процессе общения важно учитывать фактор соответствия диалогической формы общения речевой ситуации и принципу вариативности. Причем именно возможность выбора варианта высказывания обеспечивает функционально-прагматическую гибкость диалога. Выбор средств выражения диалогической речи позволяет говорящему выработать собственный стиль общения.



Литература

  1. Арутюнова Н.Д. Феномен второй реплики, или о пользе спора // Логический анализ языка. Противоречивость и аномальность текста. – М., 1990.

  2. Бузаров В.В. Изучение диалогической коммуникации – основная задача коммуникативной грамматики // Вестник московского университета. Серия 9. Филология. 2002.,с.27.

  3. Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке / В.В. Виноградов // Избр.труды. Исследования по русской грамматике. – М.: Наука, 1975. –с.53-87.

  4. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М.: КомКнига, 2005.-176с.

  5. Курбанова, Л.А. Простые и сложные предложения асимметричной структуры в составе диалогического единства : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01/ Л.А. Курбанова ; Рост. гос. ун-т. – Ростов н/Д, 1994. – 21 с.

  6. Падучева Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива). М.: Школа “Языки русской культуры”, 1996. – 464с.

  7. Святогор И.П. О некоторых особенностях синтаксиса диалогической речи в современном русском языке. Калуга, 1960.

  8. Хмелевская Иоанна «Дом с привидением» http://lib.ru/DETEKTIWY/HMELEVSKA/priwidenie1.txt_with-big-pictures.html




Основные термины (генерируются автоматически): диалогического единства, последующая реплика, ответной реплики, реплики диалогического единства, реплик диалогического единства, диалогической речи, выражения ответной реплики, выражения исходной реплики, русском языке, проблеме связи реплик, участника диалогического единства, репликами диалогического единства, двучленное ДЕ, понятие диалогического единства, речевой акт, инициатора диалогического единства, исходная реплика, двучастного диалогического единства, составе диалогического единства, Исходная реплика.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос