Определение роли и функции молодого специалиста в системе общего образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)

Дата публикации: 02.12.2013

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Шегаева А. В. Определение роли и функции молодого специалиста в системе общего образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 130-131. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4651/ (дата обращения: 20.10.2018).

Статья содержит материал, определяющий место, роль и функции молодого учителя в системе школьного образования. Особый акцент делается на позициях, позволяющих молодому педагогу приобрести опыт, сформироваться как специалисту.

Ключевые слова: молодойучитель, профессиональное самоопределение, общеобразовательная школа, педагог, образование.

Вы стали недавно учителем,

Учитель — ведь это от Бога,

Важнее нет и значительней

Профессии педагога!

Мазурин А.

С тем, что учитель — не профессия, а образ жизни, пожалуй, согласится любой, кто выбрал этот путь! Вне всякого сомнения, нет ничего почетнее преподавательского труда: ощущения возможности помогать детям в любом вопросе трудно описать словами!

Однако современный жизненный ритм и постоянная изменчивость его направлений заставляет педагога быть крайне ответственным. Ответственность заключается во всем: от внешнего вида учителя, которым он вольно или невольно прививает определенный вкус подрастающему поколению, до его профессиональных компетенций, при помощи которых он сможет чему-то научить.

В связи с этим роль педагога абсолютна и требует от него постоянного роста, как в профессиональном плане, так и в творческом.

В отношении молодого педагога уместно задать вопрос: как быть ему, только что окончившему институт? Легко ли справиться со всеми проблемами, возникающими на пути? Стоит ли эти решения его сил, нервов? Именно эти вопросы невольно всплывают у выпускников педагогических ВУЗов.

Еще студентами будущие педагоги проходят практику на выпускных курсах. Тесная связь теории педагогики с практикой помогает им почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи выбранной профессии. Однако не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе.

Школа — это уникальный мир, в котором свои законы и порядки. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни — все несколько иначе.

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с целым рядом трудностей. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность его этапов, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами — вот далеко не полный перечень барьеров, с которыми придется бороться.

Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным авторитетного психолога М. В. Зязько, более восьмидесяти процентов начинающих учителей ставит на первое место именно плохую дисциплину учеников на их уроках. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю, но не так скоро, как хотелось бы.

Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому часто помогает опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных коллег: администрации, председателя МО, учителей — предметников и психологов. Ведь все они могут помочь новичку разобраться в специфике работы с детьми, поделиться опытом и многим другим. Ведь каждый из них является мастером своего дела.

Повышение эффективности обучения и воспитания — наиболее значимое направлений образования. Его успех во многом зависит от уровня подготовки и квалификации учителя. Никогда совершенствование учебников, программ, нормативных документов не заменит способностей учителя. Успех обучения и воспитания на 90 % зависит от его теоретической подготовки, педагогического мастерства, деловых и нравственных качеств.

Важное условие совершенствования педагогического мастерства — постоянный самоанализ учителем своих педагогических действий, характер которого должен быть объективным. Анализ урока требует от педагога специальных знаний, умений, особого отношения к этому вопросу. Совместно со своим наставником (завучем) формулируются критерии качества и эффективности труда молодого специалиста, определяются показатели, по которым следует анализировать и оценивать свой труд. Самоанализ урока дает учителю возможность критически отнестись к своей деятельности, закрепить успешные приемы и методы, устранить недостатки в своей работе, найти необходимый контакт с учениками.

Наблюдение за работой опытных педагогов, повторение лучшего из их опыта — способ накопления молодым специалистом собственного багажа. Немаловажную роль играет в этом и посещение уроков учителей смежных дисциплин. Анализ их структуры и выявление метапредметных связей позволяет выработать начинающему учителю индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Особую роль в становлении специалиста играет его участие в методических мероприятиях школы. Открытые уроки — кладезь педагогического мастерства.

Результатом работы молодого специалиста является участие в районных олимпиадах, городских конференциях, а также завоеванные там победы.

Несмотря на все тяготы и барьеры, подстерегающие молодого учителя, профессия педагога действительно самая увлекательная и ни с чем несравнимая. А получаемые результаты и признание детьми своей роли в их жизни однозначно стоит всех невзгод.

Литература:

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения [текст] / Е. А. Климов. — М., 1996. — 420 с.

Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [текст] / Д. Леонтьев, Е. Шалобанова // Вопросы психологии. — 2001. — 140 с.

Лепешева Е. Программа личностного и профессионального самоопределения учащихся [текст] // Школьный психолог. — 2006. — № 3, фев. — 36–37 с.

Пряжников Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8–11 классы) [текст] / Н. С. Пряжников — М.: ВАКО, 2006. — 288 с.

Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства [текст]: учеб. пособие / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — М.: Академия, 2003. — 480 с.

Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников [текст] / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — М.: ИД Первое сентября, 2004. — 256 с.

Учитель и ученик: возможность диалога и понимания [текст]. — Том 1 / Сост. е. А. Генике, Е. А. Трифонова // Под общ. Ред. Л. И. Семиной. — М.: Изд-во «Бонфи», 2002

Основные термины (генерируются автоматически): молодой педагог, молодой специалист, педагогическое мастерство, молодой преподаватель, молодой учитель, профессия педагога, педагог, учитель.

Похожие статьи

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Учитель-наставник обязан помочь разработать «портфолио» молодому педагогу, куда молодой специалист будет вносить педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки, мероприятия.

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель...

Ключевые слова: навыки современного педагога, интеграция новых методов обучения, современные технологии, профессиональное развитие, динамизм. Каждый учитель строит себе собственную школу, Подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Проблемы профессиональной компетентности молодых педагогов

Молодой педагог может всему этому научиться, если ОО функционирует как открытая самообучающаяся система по повышению профессионального мастерства своих педагогов. И роль наставников в такой работе значительна, так как...

Профессиональная адаптация молодого учителя...

молодой педагог, молодой учитель, наставник, профессиональная компетентность, организация работы, образовательное

молодой специалист, молодой воспитатель, работа, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагог, молодая...

Деятельность руководства школы по адаптации молодых учителей

наставничество, молодой педагог, наставник, молодой специалист, умение, опытный педагог, учитель, Льюис, воспитание, богатый

молодой специалист, молодой воспитатель, работа, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагог, молодая...

Повышение квалификации педагога | Статья в журнале «Молодой...

Рубрика: Педагогика. Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

К задачам повышения квалификации педагога можно отнести: Совершенствование педагогического мастерства способом внедрения современных педагогических технологий и передовых...

Компетентный преподавательпедагог-мастер

Компетентный преподавательпедагог-мастер. Автор: Сайидова Сайёра Ёрикуловна.

Современный учитель — это профессионал, мастер своего дела. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением...

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как...

педагог, педагогическая деятельность, элемент, воспитанник, актерское мастерство педагога, педагогический процесс, актерское

Педагогический совет на тему: «Педагогическое мастерство преподавателя». Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как...

Овладение педагогическим мастерством в профессиональном...

Мастерство педагога в решении... педагогическое мастерство, задача, педагогическая задача, педагогический процесс, решение, педагогическая техника, профессиональная деятельность, умение, умение учителя, педагогическая деятельность.

Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических...

учитель, молодой педагог, молодой учитель, педагог, профессия, личная жизнь, заработная плата, высшее учебное учреждение, адаптивный период, молодой специалист.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Учитель-наставник обязан помочь разработать «портфолио» молодому педагогу, куда молодой специалист будет вносить педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки, мероприятия.

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель...

Ключевые слова: навыки современного педагога, интеграция новых методов обучения, современные технологии, профессиональное развитие, динамизм. Каждый учитель строит себе собственную школу, Подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Проблемы профессиональной компетентности молодых педагогов

Молодой педагог может всему этому научиться, если ОО функционирует как открытая самообучающаяся система по повышению профессионального мастерства своих педагогов. И роль наставников в такой работе значительна, так как...

Профессиональная адаптация молодого учителя...

молодой педагог, молодой учитель, наставник, профессиональная компетентность, организация работы, образовательное

молодой специалист, молодой воспитатель, работа, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагог, молодая...

Деятельность руководства школы по адаптации молодых учителей

наставничество, молодой педагог, наставник, молодой специалист, умение, опытный педагог, учитель, Льюис, воспитание, богатый

молодой специалист, молодой воспитатель, работа, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагог, молодая...

Повышение квалификации педагога | Статья в журнале «Молодой...

Рубрика: Педагогика. Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

К задачам повышения квалификации педагога можно отнести: Совершенствование педагогического мастерства способом внедрения современных педагогических технологий и передовых...

Компетентный преподавательпедагог-мастер

Компетентный преподавательпедагог-мастер. Автор: Сайидова Сайёра Ёрикуловна.

Современный учитель — это профессионал, мастер своего дела. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением...

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как...

педагог, педагогическая деятельность, элемент, воспитанник, актерское мастерство педагога, педагогический процесс, актерское

Педагогический совет на тему: «Педагогическое мастерство преподавателя». Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как...

Овладение педагогическим мастерством в профессиональном...

Мастерство педагога в решении... педагогическое мастерство, задача, педагогическая задача, педагогический процесс, решение, педагогическая техника, профессиональная деятельность, умение, умение учителя, педагогическая деятельность.

Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических...

учитель, молодой педагог, молодой учитель, педагог, профессия, личная жизнь, заработная плата, высшее учебное учреждение, адаптивный период, молодой специалист.

Задать вопрос