Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 08.04.2017

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Джалолова Д. Ф. Овладение педагогическим мастерством в профессиональном образовании // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 613-614. — URL https://moluch.ru/archive/148/40688/ (дата обращения: 25.04.2018).



Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне педагогическое мастерство проявляется в успешном достижении правильно сформулированных педагогических целей, решении различных задач обучения, направленных на достижение высоких конечных результатов. Будучи синтезом теоретических знаний и высокоразвитых практических умений, мастерство педагога утверждается через творчество и воплощается в нем. В обучении и воспитании проявляется самый возвышенный, самый гуманный тип творчества, пробуждающего личность к самореализации человеческих задатков и способностей.

Для овладения педагогическим мастерством необходимо много работать над собой. Необходимо систематически готовится к каждому учебному занятию, постоянно работать с новинками педагогической литературы, извлекая из них новое, требующее практической проверки и применения. Овладеть секретами педагогического мастерства можно лишь при систематическом и творческом труде, освоении объективных закономерностей обучения и воспитания, основных педагогических идей и принципов, постоянном повышении квалификации. Решающее значение при этом имеют самообразование и самовоспитание.

Успех педагогической деятельности определяется, прежде всего, степенью профессиональной подготовленности преподавателя. По мере накопления опыта формируются оптимальные приемы работы, приходит мастерство, нарабатывается фонд поведенческих программ, позволяющих быстро адаптироваться в любой студенческой аудитории, возникает легкость в работе со студентами. Приобретая педагогический опыт, совершенствуя мастерство, нужно постоянно анализировать его, избегая стереотипов.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Способность к общению всегда считалась важнейшим человеческим качеством. Условиями, обеспечивающими успешность взаимодействия преподавателя со студентами, являются доверие студента к преподавателю и наличие духовного влечения студента к преподавателю.

Доверительный характер взаимоотношений складывается, как правило, не стихийно — его нужно формировать, завоевывать. Иногда помощь в этом может оказывать природная коммуникабельность, но лучше знать ряд правил для создания обстановки доверия: признание взрослости студента, уважение в нем личности, проявление педагогического оптимизма — не торопиться с оценкой учебных возможностей студента, помня, что он обучаем и может быть обучен; не демонстрировать свою ученость, уметь хранить доверенную тайну, проявлять в отношениях со студентами терпимость, честность, уважать национальные традиции, обычаи, психологические особенности и исключить назидательность.

Преподаватели с устойчиво положительным типом взаимоотношений отличаются педагогической направленностью деятельности, широтой знаний, эрудицией, глубоким мастерством владения предметом, гибкостью мышления, потребностью в неформальном общении со студентами. Хорошего преподавателя всегда связывает со студентами взаимная симпатия. Студенты всегда ценят в своих преподавателях искреннюю, заражающую увлеченность любимым делом, глубокие и разносторонние знания, далеко выходящие за рамки учебных потребностей, энциклопедизм, педагогический такт, уважительное отношение к человеческому достоинству, индивидуальность и яркость облика преподавателя.

Эффективность педагогической деятельности и уровень профессиональной квалификации педагога определяется методикой преподавания дисциплины. В своей работе преподаватель постоянно решает вопросы: зачем учить, что надо изучать и как надо обучать? Начинающий преподаватель осуществляет методическую деятельность на репродуктивном уровне, т. е. переносит известные методические рекомендации в учебный процесс. На старте профессии идет проверка правильности сделанного выбора, проверяются качества профессиональной подготовки.

Это время расцвета физической силы, образования своей семьи, обретения нового социального статуса и вхождения в профессию. Методическая работа является одним из показателей эффективности педагогической деятельности и характеризует уровень профессиональной квалификации преподавателя. В работах ученых методическое мастерство понимается как высокая ступень педагогической умелости, совершенное владение всей совокупностью диагностических, ориентировочно-прогностических, конструктивно-проектировочных, организаторских, информационно-объяснительных и т. д. умений и навыков.

Мастерство — это не только знания, но и творческое претворение на практике всего арсенала средств, приемов и методов, вытекающих из законов воспитания. Совокупность свойств личности, приобретенных в процессе ее опыта, высший уровень освоенных профессиональных умений в данной области на основе гибких навыков и творчества и обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности определяют успех преподавательской деятельности.

Литература:

  1. Ерошин, В. И. Развитие системы дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений. Дис. д-ра пед. наук. — Москва, 2003. 215 с.
  2. Подмазин, С. И. Личностно-ориентированное образование. Социально-философское исследование. — Запорожье: Просвита, 2000. — 250 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогической деятельности, уровень профессиональной, уровень профессиональной квалификации, профессиональной деятельности преподавателя, педагогическим мастерством, Успех педагогической деятельности, педагогической направленностью деятельности, Эффективность педагогической деятельности, высокий уровень, новинками педагогической литературы, эффективности педагогической деятельности, профессиональной подготовленности преподавателя, профессиональной квалификации преподавателя, ступень педагогической умелости, успешность взаимодействия преподавателя, яркость облика преподавателя, Овладение педагогическим мастерством, овладения педагогическим мастерством, студентами взаимная симпатия, уровень самоорганизации профессиональной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос