Административно-организационные основы информатизации управления общеобразовательных учебных заведений на базе аналитико-поисковой системы «Дидакт»
Автор: Иценко Виктор Владимирович
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 26.11.2013
Статья просмотрена: 138 раз
Библиографическое описание:
Иценко, В. В. Административно-организационные основы информатизации управления общеобразовательных учебных заведений на базе аналитико-поисковой системы «Дидакт» / В. В. Иценко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4560/ (дата обращения: 16.12.2024).
Информатизация образования имеет несколько направлений: педагогическое — изучение информатики как предмета, инструментальное — информатизация изучения других предметов, административно-организационное — создание единого информационного пространства учебного заведения. Последнее направление занимает скромное место, особенно задача информационного обеспечения управления образовательным процессом — компонент информационного пространства, предоставляющий оперативную информацию о ходе учебного процесса. К сожалению, программных продуктов, поддерживающих процесс управления, на рынке программного обеспечения немного, а их качество и набор функций не всегда удовлетворяют потребности управленческих кадров.
Сложность информационной ситуации в управлении общеобразовательными учебными заведениями заключается в том, что на данном этапе ее развития накоплен огромный массив информации, причем, информация многообразна, разной степени репрезентативности, с неравноценной аргументацией и значительной избыточностью. Потоки информации чаще функционируют стихийно, чем организованно, под влиянием руководителей или работников информационных служб. При этом отсутствуют единые теоретические основы и унифицированная технология структуризации информационных потоков и элементов процесса управления, что порождает научные и практические проблемы, снижает эффективность руководства учебными заведениями [5]. Управление ресурсами образовательного учреждения — многоаспектная деятельность руководителя, во многом зависящая от сплоченности, профессионализма и ценностных установок участников образовательного процесса, а также его собственных представлений об образовательном учреждении [6].
Новый этап развития управления социально-педагогическими системами начался с введением информационно-компьютерных технологий (В. Е. Быков, А. М. Мартынов, Р. А. Осипа, А. И. Пидласый, П. И. Пидласый), что приобретает особое значение в совершенствовании систем управления общеобразовательным учебным заведением (Л. А. Качанова, О. М. Ключко, В. И. Коробов, В. И. Кудинова, В. И. Липейко, А. Ю. Нужин, В. Б. Попов, Л. А. Чашников, В. Е. Лунячек и др.). Эти технологии позволяют значительно эффективнее обрабатывать большие массивы информации, более оперативно принимать управленческие решения, использовать услуги глобальной сети Интернет и др. [1].
Цель данной статьи — определение административно-организационных основ информатизации управления общеобразовательным учебным заведением на базе аналитико-поисковой системы «Дидакт» и анализ ее работы в Таращанской районной гимназии «Эрудит» и учебных заведениях района.
Задачами данного программного комплекса являются:
- внедрение информационных технологий в сферу деятельности учебных заведений для повышения эффективности работы педагогических коллективов, руководителей и специалистов сферы образования за счет качества и оперативности решения управленческих, методических и учетных задач на основе автоматизации;
- оперативное обеспечение органов управления образованием достоверной информацией о деятельности учебных заведений;
- оснащение руководителей и специалистов учреждений образования современным высокопроизводительным инструментом;
- упорядочение учета и обработки информации, совершенствование системы ведения документации;
- содействие внедрению компьютеров в школы для образовательных целей.
Программный комплекс был спроектирован, а затем и реализован так, что руководитель с самым начальным уровнем работы на компьютере может достаточно быстро и эффективно применять в управленческой деятельности [2; 3].
Аналитико-поисковая система «Дидакт» позволяет работать со штатным расписанием, классами, данными об учащихся, о работниках учебного заведения, годовым планом учебного заведения, учебным планом, документами об образовании, методической работой, статистикой, создает табель на зарплату, материально-технической базой, данными о дошкольниках образовательного микрорайона, формирует статистический отчет на 1 сентября нового учебного года.
Рис. 1. Главное меню аналитико-поисковой системы «Дидакт»
Аналитико-поисковой системы «Дидакт» состоит из таких модулей (рис.1):
Штатное расписание — предназначен для введения штатных единиц и вакансий работников учебного заведения.
Классы — предназначен для ввода данных о классах, классных руководителей, статус и профиль класса, языка обучения, разделение класса на группы, в какую смену учится класс и т. д.
Ученики — вводятся данные об учащихся (фамилия, имя, отчество, код в алфавитной книге, домашний телефон, дата рождения, документы, домашний адрес, дата и приказ прибытия и выбытия ученика, языки которые изучает, данные о внеклассной работе, правонарушения, данные об участии в олимпиаде и работе в МАН, данные о семье, здоровье, награды, ведение табеля ученика). На основе введенных данных формируются отчеты по указанным параметрам и справки.
Педагогические работники учебного заведения — вводятся данные о работниках учебного заведения (фамилия, имя, отчество, должности, предмет который преподает, домашний и мобильный телефоны, дата рождения, домашний адрес, стаж работы, категория и звание, дата и приказ прибытия работника, данные и документы об образовании, данные о курсовой переподготовке и аттестации, документы, награды, данные о семейном положении, жилье, здоровье, нагрузки учителя. На основе введенных данных формируются различные отчеты о работникам учебного заведения, формируется тарификация.
Годовой план — вводится годовой план учебного заведения по названиям и месяцам проведения мероприятий. На основе введенных данных формируются отчеты: по ответственным, по мероприятиям, по итогам, по номинациям, по исполнению. Можно вывести план на неделю, месяц, год.
Учебный план — в данном модуле находятся государственные учебные планы и предоставлена возможность для создания собственного учебного плана учебного заведения.
Документы об образовании — в данном модуле размещены основные документы, по которым работает заведение: Конституция Украины, Закон Украины «Об образовании», Кодекс законов о труде, Концепция общего среднего образования в Украине, и другие инструктивно-правовые документы об образовании. Устав учебного заведения, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции. Также для директора пригодятся проекты приказов.
Методическая работа — вводятся данные о научно-методической работе учителя: педагогическая тема над которой работает, номинация, предмет, название опыта, аннотация, год представления, занесение в каталог, рассмотрение на школьном методическом объединении, рассмотрение на районном методическом объект единении, принятие научно-методическим советом областного института последипломного образования. На основе введенных данных формируются отчеты: общий отчет, отчеты по номинациям, отчет по предметам, отчет по годам и печать методических карт.
Статистика — на основе введенных данных в модулях Ученики и Педагогические работники учебного заведения формируются статистические данные об учащихся и работниках.
Табель на зарплату — ведется учет пропущенных и замещенных уроков учителями по дням. На основе введенных данных о пропусках и заменах, а также нагрузки учителя формируется табель на зарплату.
Олимпиада — Программа предназначена для проведения и анализа I этапа Всеукраинских предметных олимпиад по базовым дисциплинам.
Посещение уроков — вводятся данные о посещенных уроках, а также выводы и предложения о посещенном уроке.
Библиотека — ведется учет выдачи книг учителям и ученикам, выдача учебников по классам, ведения книжного учета (данные об учебниках, основной фонд книг, периодические издания). На основе введенных данных ведутся формуляры.
Материально-техническая база — ведутся инвентаризационная опись основных и малоценных средств.
Дошкольники микрорайона УЗ — ведется учет дошкольников проживающих в микрорайоне учебного заведения.
Справочники — вводятся данные для полей подстановки для ускорения скорости набора данных.
Областное управление образования — в данном модуле размещено телефонный справочник областного управления образования, областного института последипломного образования и районных отделов образования области.
Как показала практика, данный программный комплекс существенно влияет на повышение уровня управленческой компетентности и организации труда руководителей учебных заведений, а именно: на расширение их кругозора, развития системного видения объекта управления. Его применение значительно сокращает время для творческой аналитической работы администрации, предоставляет возможность постоянного самоконтроля, формирует навыки конструирования адаптивных систем управления учебными заведениями.
Так, если раньше для создания тарификации учителей требовалось заместителю директора затратить в 3–4 дня, то сейчас на это затрачивается до 2 -х часов (при условии, что в базе не было внесено учебные часы учителей), если данные внесены — нажатие одной кнопки. Для отбора данных об учащихся по полу и годам рождения уходило до 5 дней рабочего времени, то сейчас это занимает времени — нажатие одной кнопки.
Для нужд руководства учебными заведениями района для Таращанского районного отдела образования и методического кабинета была создана аналитико-поисковая система «Дидакт-Район», а также разработан «Дидакт-Область». [4]
Аналитико-поисковая система «Дидакт-Район» работает по принципам предыдущей. Ее возможности: получение полных данных о каждом педагоге района, выбор списка учителей по определенным параметрам как конкретной школы так и в целом по району. Из практики работы методического кабинета довольно часто надо направить учителей определенного предмета и определенной категории на курсовую переподготовку. Сколько это занимает времени у работников методкабинетом для сбора данных? В базе это делается мгновенно. Или надо срочно установить всех работников района, которые в этом году достигнут пенсионного возраста. Введя в базу соответствующие параметры, вы получите результат.
Все данные об учителях вводятся на уровне школы, а если школа не имеет компьютера — в районном отделе образования или районном методическом кабинете. На областном уровне никакие данные не вводятся. Они передаются отделами образования или методическими кабинетами на более высокий уровень, где в базе данных разработана система запросов и на областном уровне можно получить данные о каждом учителе области, выбрать учителей определенного предмета, выбрать учителей которые будут проходить аттестацию в указанном учебном году и на указанную категорию, выбрать данные об учителях определенного предмета, которые имеют определенную категорию и звание и т. д. Аналогичные данные можно получить об учителях в разрезе конкретного района.
Передача данных от школьного к районному и от районного к областному уровню можно с помощью файла передачи данных, который можно передать по e — mail, или если нет такой возможности с помощью файла.
Для работы с базами данных нужны такие минимальные параметры компьютеров:
1. Процессор частотой 200 МГц и более.
2. Оперативной памяти — 32 Мбайта и более.
3. Свободного места на винчестере порядке 200 Мбайт.
4. База данных имеет размер около 100 Мбайт (если не внесены фотографии учителей и учащихся).
5. Операционная систем Windows-98 и выше.
6. MS Office 2000 и выше.
7. Средства коммуникации (модем, выделенная линия).
8. Локальная сеть.
9. Принтеры.
Выводы Дальнейшее внедрение компьютерных и информационных технологий в сфере образования позволит и в дальнейшем управлять отраслью и осуществлять учебно-воспитательный процесс на высоком уровне.
Литература:
1. Гуменюк В. В. Информационное обеспечение управления общеобразовательным учебным заведением: Автореф.дисерт. канд.пед.наук: 13.00.01 / Центральный институт последипломного педагогического образования АПН Украины. К., 2001. — 22 с.
2. Иценко В. А., Иценко В. В. Использование компьютера в управлении учебным заведением // Компьютер в школе и семье. — 2003, — № 7. — С.20 -21
3. Иценко В. В. Использование аналитически поискового комплекса «DIDAKT» в управлении учебным заведением // Проблемы современного учебника: Сб. Наук. трудов / Ред.кол. — К.: Педагогическая мысль, 2004. — Вып.5., Ч.2. — С.73 -81
4. Иценко В. В. Новые информационные технологии в управлении учреждениями образования // Вестник Луганского национального педагогического университета, 2005. — № 4. — С. 92–96.
5. Лунячек В. Е. Современное состояние использования новых информационных технологий в практике управления общеобразовательными учебными заведениями // Компьютер в школе и семье. — 2003. — № 6. — С.39 -41.
6. Фокина О. А. Управление ресурсами образовательного учреждения // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2008. № 4 (11): в 2-х ч. Ч. II. C. 254–258.