Активный информационный обмен стал стандартом в реалиях третьего тысячелетия, когда практически совершен переход от индустриального общества к информационному. Информатика являеться ядром нового комплекса научных дисциплин, которые станут базой для построения нового общества. В информационном обществе интеллектуальные процессы становятся массовыми и больше половины работников в развитых странах заняты в сфере интеллектуальной деятельности. В связи с тем, что знания ныне быстро стареют, современному человеку необходимо непрерывно повышать свою квалификацию. При этом повышение квалификации и переподготовка кадров в большинстве случаев должны проводиться без отрыва от производственной деятельности, которая становится возможным с использованием технологий дистанционного образования. Такой его вид есть общепризнанным как образование XXI столетия, образование для постиндустриального общества, так как ее особенностью является академическая мобильность, основанная на внедрении современных технологий, и организация обучения на протяжении всего жизнь.
Актуальность создания системы управления учебным процессом обусловлена разными архитектурами программного обеспечения поддержки обучения в современном университете, практическим применением информационных технологий, которые используются для веб-доступа к защищенным образовательным ресурсам. Для большинства учебных заведений информационные решения с использованием сетей персональных компьютеров стали фактическим стандартом. К современным информационным системам предъявляются очень высокие требования производительности, надежности, обеспечение целостности и безопасности данных (особенно при сегодняшнем развитии Internet), защиты от системных и аппаратных сбоев, масштабируемости, возможности взаимодействия с другими системами, работы в гетерогенных распределенных вычислительных сетях.
Также в наше время обретает популярность дистанционное и веб-обучение, благодаря которому студент способен получать информацию постредством локальных сетей, сдавать тесты и т.д. Для контроля такого типа обучения используются специализированные системы для сбора и обработки информации о ходе учебного процесса. Подобные системы предназначены для хранения информации о студентах в единой унифицированной форме с использованием достижений современных ИТ-технологий.
Подобная система должна предоставлять возможность введения результатов тестирования и других видов контроля успешности студентов с помощью электронного табеля, построения расписания, контроля посещаемости, просмотра информации о биллинге, оплату ресурсов и управление многими другими данными, которые могут понадобиться для поддержки учебного процесса в школе, лицее или университете. Такая система должна предоставлять возможность вносить, просматривать и менять информацию о студентах с любого рабочего места без использования программ-клиентов или любого другого дополнительного ПО. Так же важным аспектом является открытость и тип лицензии системы. ПО со свободной лицензией есть предпочтительнее в силу своей открытости, возможности менять, дополнять исходные тексты, и как следствие предоставляет системе большей гибкости, масштабируемости и переносимости.
Существующих решения систем обработки информации о ходе учебного процесса обычно интегрируются в более сложные системы управления информацией о студентах (Student Information Management System) или системы управления студентами (Student Information System, Student Management System). Данные системы предоставляют целый комплекс услуг для нужд учебного заведения:
Ввод, просмотр и изменение информации о студентах.
Автоматическое создание расписания для групп и учителей.
Управление информацией о результатах экзаменов, тестов, оценок и общей успеваемости.
Ведение записей о посещаемости.
Хранение информации о дисциплинах, курсах.
Предоставление статистических отчетов.
Предоставление информации о студентах родителям через родительский портал.
Услуги для специального / индивидуального обучения.
Управление человеческими ресурсами.
Услуги биллинга, оплаты обучения.
На данный момент существует множество реализаций SIMS, каждая из которых изначально спроектирована под определенные нужды образовательных учреждений. Рассмотрев существующие варианты, было принято решение о создании собственной реализации системы планирования и управления учебным процессом. Основные причины таковы:
Закрытость программных продуктов и отсутствие возможности усовершенствования их под собственные нужды.
Высокая стоимость платных продуктов.
Высокая стоимость установки и поддержки свободных реализаций SIMS.
Недостатки в архитектуре существующих SIS, а в частности ориентация под определенную ОС, потребность специальных программ - клиентов.
Отсутствие пакетов локализации и возможности тонкой настройки с учетом особенностей разных учебных заведений.
Для проектирования системы сбора и обработки информации о ходе учебного процесса необходимо решить комплект задач по выбору программных решений и реализаций технологий, которые понадобятся при разработке.
Система должна быть построена в виде единого веб-ориентированного клиент-серверного программного решения. Такой выбор придаст системе кроссплатформенности и независимости от используемой операционной системы. Такая система будет доступна из локальной сети и через интернет посредством использования браузера. Доступ к системе должен предоставляться посредством аутентификации пользователя с его логином и паролем.
Целью внедрения системы является избавление персонала учебного заведения от бумажной работы, предоставление всей информации в одной базе данных в единой форме. А также возможность получить доступ к информации об учебном процессе с любого рабочего места.
Выбрав в процессе проектирования оптимальные технологии и инструменты, мы получили реализацию и обработки информации о ходе учебного процесса на языке программирования PHP, с использованием в качестве СУБД Mysql. Кроме этого мы использовали технологии Single Sign-on Pubcookie и систему управления проектами Dotproject.
Система имеет модульную структуру, что позволяет при потребности масштабировать и дополнять ее новыми структурными частями. Такое решение позволяет любому модулю использовать базовые встроенные функции системы с помощью использования прикладного программного интерфейса базового класса (ядра). Основными модулями системы есть:
Модуль управления информацией о слушателях.
Модуль управления группами.
Модуль управления курсами.
Модуль отчетов.
Модуль управления расписанием.
Основными функциями модуля управления информацией о студентах является:
Регистрация в системе новых слушателей.
Просмотр информации о слушателях, применение фильтра и поиска.
Редактирование информации о слушателях, назначение их в группы и на курсы. Выставление оценок по выполненным работам.
Модуль управления группами позволяет совершать следующие действия:
Создание новых групп.
Просмотр информации о группах в произвольном виде
Редактирование информации о группах, добавление слушателей и назначение группы на курс.
С помощью модуль управления курсами мы можем:
Создавать в системе новые учебные курсы.
Редактировать информацию о курсах, просмотр информации в произвольном виде.
Создание связей между группами и курсами.
Модуль управления отчетами позволяет:
Формировать комплексные отчеты для печати или передачи в электронном виде. Отчет состоит из информации о группе или курсе в определенной форме, которую можно задать перед формированием.
Создавать формы журналов посещений.
Создание форм роздаточного материала с информацией о преподавателе и читаемом курсе.
Модуль управления расписанием полностью интегрируется с системой управления проектами Dotproject, посредством использования прикладного программного интерфейса(API). На рисунке 1 и 2 показаны формы добавления задач в систему.
Рис. 1. Форма добавления нескольких задач в систему
Рис. 2. Форма редактирования задач
На рисунке 3 мы видим вывод сформированных задач в системе Dotproject.
Рис. 3. Вид задач в системе Dotproject
Подводя итог проделанной работы, стоит заметить, что мы получили компьютеризированную веб-ориентированную систему с открытым исходным кодом, которая может применяться для поддержки обучения в учебных заведениях. Положительными свойствами конкретной реализации являеться открытость, модульность, свободная лицензия, как следствие этого – бесплатность. Имеющаяся внутренная документация проекта позволяет настроить его на работу в конкретном учебном заведении в минимальные сроки. Созданием собственной реализации SIMS мы добились повышения качества контроля и поддержи обучения, упростили работу персонала, а так же предоставили возмодность формировать автоматические комплексные отчеты.