Метод проектов представляет собой объединение языковых умений и навыков учащихся и творческого, нестандартного подхода к реализации учебной деятельности на определенном уровне обучения. Каждый вид деятельности в методе проектов на уроках английского языка объединяет грамматический, лексический и аудитивный аспекты, чтение, письмо и говорение.
Метод проектов представляет собой широкое многообразие заданий по заданной теме. Прежде чем приступить к реализации того или иного проекта необходимо внимательно ознакомиться с грамматическими и лексическими компонентами, представленными для введения, закрепления или контроля материала. Необходимо также произвести оценку того, насколько проект отражает работу, которую предстоит выполнить учащимся. Также необходимо спрогнозировать то, каким образом аудитория встретит языковую особенность проекта, точность объяснения задания и продукт, который будет представлен в ходе реализации того или иного проекта [1, c.26].
Планирование исходного продукта в ходе реализации метода проектов носит достаточно важный характер, однако не стоит всю важность относить только продукту, также имеет решающее значение ход выполнения, реализация проекта. Гораздо результативнее в итоге получить маленькое количество работ высокого уровня выполнения, чем затем представлять огромное количество плохо выполненных работ. Проект как продукт может представлять собой: плакат, 3-d модель, выставочный экспонат, журнал, газету, доклад или сообщение, видео или аудио продукт и даже презентацию или ролевую игру.
На этапе планирования проекта необходимо учитывать следующие моменты:
обеспечение учащихся всем необходимым для получения исходного продукта, отвечающего поставленным целям и задачам,
пошаговая реализация самого проекта.
Для успешного интегрирования метода проектов и учебного процесса необходимо реализовывать следующие рекомендации:
представить примерную модель проекта учащимся: проект, реализованный другой группой учащихся или самим учителем. Учащиеся должны представлять, какой исходный результат от них ожидается получить,
озвучить правила,
представить проектную работу таким образом, чтобы первым следовал этап, в котором преобладает групповой вид деятельности, а затем индивидуальный,
поэтапное планирование реализации проектной деятельности. На каждом этапе необходимо озвучить, что учитель ожидает получить от учащихся с учетом планирования работы для индивидуальных групп или учащихся, если это необходимо,
необходимо иметь все необходимые для проекта материалы перед началом выполнения задания,
по возможности необходимо подготовить доску и посадочные места перед тем, как учащиеся зайдут в класс,
следить за правильностью выполнения задания учащимися,
не слишком строго контролировать и прерывать общение учащихся во время выполнения задания (даже если это происходит на родном языке), поскольку в этом реализуются коммуникативные потребности учащихся,
заранее спланировать время выполнения проектной работы в ходе урока, учитывая организационные моменты, а также уборку рабочего места.
Таким образом, обязательным условием, движущей силой учебно-проектной деятельности в области иностранного языка является постановка проблемно-поисковой исследовательской задачи, ориентированной на достижение определенного конечного продукта. Характер этого продукта определяет и тип (информационно-исследовательский, конкретно-практический, игровой издательский, творчески-сценарный или смешанный), и ход самого проекта. Проблемный, поисковый, исследовательский, творческий характер учебно-проектной деятельности создает условия для овладения учащимися системой поисково-исследовательской деятельности, раскрытия и реализации творческого потенциала учащегося, развития его креативности и в то же время личности значимого неформального овладения иностранным языком и культурой (в отличие от формально-структурированной учебной деятельности). [2, c.120]
Проектная работа по иностранному языку ориентирована на формирование учебной компетенции учащихся и развитие продуктивной учебной деятельности по средствам заинтересованности и, как результат, вовлеченности в учебный процесс. С одной стороны, выполнение проекта предполагает, что учащиеся самостоятельно управляют собственной учебной деятельностью: организуют и выполняют проектную работу, выбирают определенный лексический и грамматический минимум, обобщают и реализуют продукт, а затем оценивают его результативность и индивидуальную особенность. С другой стороны, эффективность выполнения проектной работы характеризуется уровнем сформированности учебной компетенции и личностных качеств учащегося, обеспечивающих продуктивный характер самостоятельной работ, а также постоянным мониторингом учителя за ходом и выполнением проектной работы. Таким образом происходит интегрирование метода проекта и учебного процесса, в ходе чего учащиеся выполняют поставленные учителем языковые задачи, не теряя интерес к выполняемому заданию и самому предмету.
Обязательной составляющей и условием использования метода проекта в учебном процессе является включение в самостоятельную работу учебных средств, материалов и видов знаний, которые помогают осуществлять рефлексивную самооценку и самостоятельный мониторинг, сравнивая свой проект с проектами учащихся. Учащиеся проводят как индивидуальную оценку, так и в сотрудничестве на всех этапах исследовательской проектной деятельности – от постановки цели до оценки конечного продукта.
При реализации проектной деятельности необходимо проведение самооценки. Учащиеся самостоятельно оценивают себя и делают выводы по тому, какой этап выполнения проекта достиг максимального результата, а что необходимо совершенствовать. Это этап позволяет исключить момент сравнения оценок, необъективного, по мнению учащегося, оценивания со стороны учителя. На этом этапе учащимся представляется возможность заполнить анкету (project diary), где учащиеся выполняют роль учителя и анализируют самостоятельно собственные ошибки, а также принимают решение, каким образом они смогут их исправить в следующий раз. Благодаря таким анкетам на каждого ученика учитель сможет наблюдать динамику самоанализа и самокоррекции учащихся как начальной школы, так и средней и старшей. [3, c.13] Образец данной анкеты представлен в таблице 1.
Таблица 1
|
|
|
|
Name: ________________________________
Today I made/ learned… (сегодня я узнал…) _________________________________
_________________________________ |
PROJECT DIARY
|
Date: __________________ |
|
I spoke in English to… (я говорил по-английски с…) |
|
|
|
_________________________________ |
|
|
|
_________________________________ |
|
|
|
|
|
|
|
I wrote… (я написал…) |
|
|
|
_________________________________ _________________________________
One problem I had today… (проблема, с которой я столкнулся сегодня…) _________________________________ _________________________________
Next, I’m going to… (В следующий раз я собираюсь …) _________________________________ _________________________________ |
|
|
|
Таким образом, по мере интегрирования метода проекта и учебного процесса каждый учащийся сможет иметь определенный набор проектов, а также анкетную папку, в которой будет содержаться основная информация по самоанализу учащихся, а также динамика развития языковых навыков и умений в ходе реализации проектной деятельности. Данный вид проведения проектной деятельности во многом облегчит проблему оценивания учащихся, прогнозирование дальнейших видов проектной работы, а также динамику развития каждого учащегося в отдельности.
Литература:
Салтовская Г.Н., Мартиросова В.С. Учебно-исследовательский проект по английскому языку в профильном классе// Иностранные языки в школе. – 2008. – № 5, С.24 – 28.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / М.: Логос, 1998. – С. 3 – 156. – ISBN 5-87953-127-9.
Diane Phillips, Sarah Burwood, Helen Dunford Projects with young learners/ Oxford University Press, 2010. – 11 – 19 p.