Инклюзивное образование, толерантность, эмпатия: грани пересечения | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)

Дата публикации: 10.10.2013

Статья просмотрена: 1168 раз

Библиографическое описание:

Макарова И. А. Инклюзивное образование, толерантность, эмпатия: грани пересечения [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 129-132. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4289/ (дата обращения: 21.08.2018).

Работа в инклюзивном образовательном пространстве требует от педагогов развития профессиональных компетенций, неотъемлемыми компонентами которых становятся педагогическая толерантность и эмпатия. Педагогическая толерантность имеет многослойную структуру, способна к саморазвитию и определяет профессиональную позицию педагога.

Ключевые слова: инклюзивное образовательное пространство, дети с особыми образовательными потребностями, педагогическая толерантность, эмпатия, интолерантность, профессиональная позиция педагога, критерии сформированности педагогической толерантности.

Введение инклюзивного образования в нашей стране [7;8] актуализировало новый виток в осмыслении проблем педагогической толерантности. Для педагога, независимо от опыта и специфики деятельности, пожалуй, нет более серьёзного затруднения, чем преодоление барьера интолерантности, особенно в отношении нестандартных учеников, «иных» по психофизиологическим параметрам. Проявление педагогической интолерантности обнаруживаются в раздражительности педагогов и резких эмоциональных взрывах в виде негодования, ненависти; дискриминирующем поведении, использовании технологий запугивания и негативной вербализация в адрес детей, агрессивной, отстранённой или враждебной позициях. Перечисленные проявления подчёркивают: работа с особыми детьми требует значительной профессиональной и личностной подготовки, и прежде всего — формирование толерантности. Определяя толерантность, К. Уэйн отмечает, что это не только признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих «других людей», отличающихся от нас. В этом ключе педагогическую толерантность можно представить, как способность педагога понять, признать и принять индивидуальность ребёнка, видя в нем носителя иных ценностей, мировоззрения и логики мышления, форм поведения и особенности внешности. Разделяя позицию М. А. Перепелицыной, отметим, что педагогическая толерантность включает в себя когнитивный, перцептивно-аффективный и поведенческий компоненты [9]. Когнитивный компонент работает на реализацию информационной функции, способствующей фиксированию в сознании информации об основных фактах, понятиях, раскрывающих сущность толерантности как качества личности и смысловой функции, обуславливающей осознание и принятие толерантности как качества личности. Содержание компонента представляет знание о ценности ненасилия, правах человека, границах толерантности. Перцептивно-аффективный компонент выполняет функцию понимания, реализующуюся в восприятии и понимании намерений, установок, переживаний, состояний другого субъекта, а так же эмотивную восприятие субъекта и анализ собственных переживаний и состояний. Смысловую нагрузку компонента представляют эмпатия, идентификация, децентрация, принятие, эмоциональная устойчивость. Поведенческий компонент выполняет регулятивную функцию, реализующуюся в регуляции субъектом собственного действия на основе толерантности. В содержание компонента входят оценка ситуации, выбор и обоснование собственной модели действия, коррекция собственного действия, реализация выбранного действия.

В качестве основных критериев сформированности педагогической толерантности рассматриваются знания об умении контролировать себя, преодолении эгоцентризма, допустимости толерантности в пределах нравственности; сопереживание, сочувствие, признание за другим права на отличие, осознание неправомерности принуждающего действия, критичность в выборе поведения, воплощение в реальность выбранных альтернатив поведения.

Опираясь на разработки С. Л. Братченко [2] можно обозначить методологические подходы к толерантности в контексте инклюзии:

1.         Экзистенциально-гуманистический подход характеризует толерантность как результат осмысленного и ответственного выбора человека по построению определённых отношений. С позиций инклюзии это проявляется в осознанном решении педагога работать в обычном или инклюзивном образовательном пространстве, получать новый опыт обучения детей с особыми образовательными потребностями, применять новые методики и технологии обучения. При этом педагог осознаёт значимость обучения в развитии ребёнка с любой формой дизонтогенеза.

2.         Диверсификационный подход определяет сложную многокомпонентную психологическую структуру толерантности, не сводимую к отдельной личностной характеристике. Например, эффективная работа в инклюзии опирается на сочувствие, но не жалость к особым детям; понимание должно корелировать с требовательностью, умением поддержать и принять индивидуальность особого ребёнка.

3.         Личностный подход позволяет оценить взаимосвязанные с поведенческой толерантностью ценности, личностные установки и смыслы. Работа в инклюзивном образовательном пространстве сопряжена с личностным и профессиональным саморазвитием.

4.         Диалогический подход трактует толерантность в контексте межличностного взаимодействия с Другим, что требует от педагога коррекцией своих установок и стратегий межличностного взаимодействия, усиления рефлексии.

5.         Фасилитативный подход подчёркивает, что изначально уровень личностной толерантности педагогов различен, но при создании специальных условий она способна развиваться, трансформируясь в принцип профессиональной педагогической позиции.

С нашей точки зрения толерантность можно рассматривать в качестве компонента компетенции в области инклюзивного образования. Это подразумевает единство теоретической и практической готовности педагогов к осуществлению педагогической деятельности с различными категориями детей. Благодаря этой компетенции становится возможным не только установление контакта с особым ребенком, его эмпатийное приятие, но и формирование особой среды для него, проектирование индивидуального образовательного маршрута.

Для подтверждения выдвинутого предположения на базе ГОАУ ДПО «Амурский областной институт развития образования» г. Благовещенска в период с ноября 2009г. по июнь 2013г. проходило изучение толерантности и эмпатии педагогов, готовящихся к работе (или работающих) в условиях инклюзии (N=450). Для выявления особенностей толерантности и эмпатии у педагогов были использованы: а) методика определения коммуникативной толерантности (автор В. В. Бойко); б) эмоциональный опросник «Эмпатические тенденции», разработанный А. Меграбяном (Albert Mehrabian) в модификации Н. Эпштейна.

Интерпретация полученных данный показала, что более высокий уровень готовности к работе в инклюзивном образовательном пространстве выявлен у тех педагогов, которые по шкале 3 консерватизм (категоричность) имеют наиболее низкие показатели (в пределах 1–4 баллов). Одновременно они имеют низкие показатели по шкале 6 (желание подогнать партнера под себя) и высокие показатели терпимости к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер (шкала 8), а так же высокую приспосабливаемость (шкала 9). У 12 % педагогов эти показатели коррелируют с очень высоким или высоким уровнем способности личности к эмоциональному отклику на переживания других людей (эмпатия в пределах 63–81 баллов у 8 %; 82–90 баллов у 4 %). При этом показатели профессионально-ценностных ориентаций в доминанте имеют восприятие личности как ценности, стремление к развитию себя и других, активную жизненную позицию.

Можно сделать вывод: профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ формируется как интегративное качество при наличии профессиональных знаний и умений при наличии специфической шкалы ценностных ориентаций и выраженных качествах эмпатии и коммуникативной толерантности.

Профессионально-гуманистическая направленность личности проявляется в осознании педагогом гуманистических ценностей профессиональной деятельности, удовлетворенности ею, целеустремленности в овладении профессиональным мастерством, действенности и активности личности в достижении гуманистических целей и задач воспитания и обучения детей. В этом отношении в целом готовность к оказанию помощи детям с нарушенным развитием будет являться одним из показателей, определяющих возможность педагога работать в условиях инклюзии. Интерес представляет позиция Х. Хекхаузена, указывающего, что под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным, поведением могут пониматься любые действия, направленные на благополучие [14].

Поэтому формирование эмпатийного восприятия посредством тренингов, практических заданий и рефлексии в подготовке таких педагогов для работы с особыми детьми должно занимать особое место и выступало в качестве самостоятельной задачи повышения квалификации. Важной характеристикой эмпатии, отличающей ее от других видов понимания (таких как идентификация, принятие роли, децентрация), является слабое развитие рефлексивной составляющей, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Как правило, способности к эмпатии возрастают с увеличением жизненного опыта, что успешно можно использовать в системе повышения квалификации, ориентированной на работу с опытными специалистами. Средний возраст педагогов, работающих в рамках интеграции или инклюзии в образовательных учреждениях Амурской обл. в рамках эксперимента не превышает 46 лет. Известно, что эмпатия чаще проявляется в случае сходства субъектов (поведенческих и эмоциональных реакций). При этом она может иметь эгоистическую или альтруистическую направленность, т. е. использоваться как во имя собственных интересов, так и во имя интересов другого человека, составляет ядро коммуникации. В общении способность к эмпатии способствует сбалансированности межличностных отношений, определяет социальную приемлемость поведения человека. Развитая эмпатия — один из важнейших факторов успеха в деятельности, которая требует тонкого понимания партнера по общению, способности ощущать душевное состояние ребенка с особыми образовательными потребностями, умения ставить себя на его место в самых трудных ситуациях.

С уровнем развития эмпатии связан выбор способа разрешения сложных ситуаций. Педагоги с высоким уровнем эмпатии предпочитают конструктивные способы решения конфликта, учитывающие интересы и переживания других людей и направленные на оказание действенной помощи, поддержку и развитие отношений. При низком уровнем эмпатии используют деструктивные (директива, силовое воздействие без учета интересов и чувств другого человека) либо пассивные (уход от решения, игнорирование ситуации, перекладывание ответственности) способы разрешения проблем, не способствующие установлению конструктивного общения с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Результаты диагностики показали разные уровни готовности к работе с особыми детьми: только 25 % готовы к организации психолого-педагогического сопровождения и консультирования родителей; 40 % готовы принимать детей такими, какие они есть; 15 % подготовлены к планированию заданий для детей с различной обучаемостью; 8 % — проектировать интеграцию в рамах образовательного процесса. 12 % отметили потребность в расширении профессиональной компетентности по вопросам интегрированного обучения. Согласно нашему взгляду, готовность к оказанию помощи выступает в качестве интегрального личностного качества, опирающегося ни систему профессиональных ценностных ориентаций. Его компоненты будут представлены эмпатией, толерантностью, педагогическим оптимизмом, высоким уровнем самоконтроля и саморегуляции, доброжелательностью. Не менее значимы тут и рефлексивные умения: наблюдать и анализировать, использовать знания, полученные эмпирическим путем.

Анализ полученных данных показал: наиболее успешны в работе с особыми детьми те педагоги, которые приняли следующую систему профессионально-ценностных ориентаций: признание ценности личности независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности каждого ребенка; расширение образовательного и социального пространства ребенка; осознание своей ответственности как носителя социального опыта и транслятора культуры; творческий подход в деятельности, ориентация на их индивидуальные особенности детей. Это подтверждает предположения, выдвинутые Е. Ю. Клепцовой, Ю. П. Поваренковым, Н. Н. Федотовой: толерантные интеракции представляют собой динамичнее структуры, существенно влияют на качество и содержание межличностных контактов, находятся под воздействием ряда средовых факторов и являются значимым компонентом мировоззренческой и педагогической позиций педагогов.

К сожалению, в реальной практике нельзя исключать не только отсутствие условий развития толерантности, но и наличие факторов, влияющих на развитие интолерантности, что осложняет реализацию идей инклюзивного образования.

Литература:

1.                  Асмолов А. Г. Толерантность: от утопии к реальности // На пути к толерантному сознанию. — М., 2000. С. 5–7.

2.                  Братчено С. Л. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление — Красноярск, 2003. С. 104–117.

3.                  Декларация принципов толерантности // Век толерантности. 2001. № 1. С. 62–68.

4.                  Дементьева С. В. Философские интерпретации толерантности [Электронный ресурс]. Режимдоступа:http://tombider6.narod.ru/lib/tt/trudy_chlenov_rfo_vypusk_14/filosofskie_interpretacii_toleran.html (дата обращения 12.09.2013).

5.                  Касьянова Е. И. Социально-философские основания толерантности — автореф. дисс. на соискание уч. степени док. филос. наук — Улан-Удэ, 2009–45с.

6.                  Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: Учеб. пособие. — М.: Академический проект, 2004. 176с.

7.                  Лошакова И. И., Ярская-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. — Саратов: Изд-во пед. института СГУ, 2002, С. 15–21.

8.                  Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна≤ // Альманах ИКП РАО. 2007. — № 11. — С. 23–24.

9.                  Перепелицына М. А. Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя — автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук — Ярославль, 2006. — 34с.

10.              Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессиональной толерантности учителя [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/2005_1.pdf (дата обращения: 20.11.2010).

11.              Погодина А. А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. История: научно-методическая газета -М. «Первое сентября». 2002. № 4. С.4.

12.              Тишков В. А. О толерантности // Толерантность и согласие / Отв. ред. В. А. Тишков — М.: ИЭА РАН, 1997. С.19–27.

13.              Федотова Н. Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Философские науки. 2004. № 4. С. 5–28.

14.     Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Под ред. Б. М. Величковского, — М.: Педагогика, — 1986. — Т.1. — 408с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая толерантность, инклюзивное образовательное пространство, ребенок, толерантность, работа, инклюзивное образование, педагог, оказание помощи, эмпатия, коммуникативная толерантность.

Ключевые слова

эмпатия, интолерантность, дети с особыми образовательными потребностями, инклюзивное образовательное пространство, педагогическая толерантность, профессиональная позиция педагога, критерии сформированности педагогической толерантности.

Похожие статьи

Толерантность как ценностная основа инклюзивного...

Согласно Декларации принципов толерантности толерантность означает уважение

Инклюзивное образованиеобразование, которое доступно каждому ребенку, несмотря на

Инклюзивное обучение предполагает активное совместное участие в образовательном...

Формирование толерантного отношения к детям...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика, безбарьерное... Инклюзивное образование, толерантность, эмпатия: грани...

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях...

Цель Программы — воспитание толерантного отношения к детям с ОВЗ у педагогов, работающих в ДОУ в инклюзивном образовательном пространстве детского сада

Способствовать развитию у дошкольников эмпатии (сопереживания), сочувствия, содействия.

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное... ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Толерантность как фактор профессионального «нестарения»...

Коммуникативная толерантность преподавателей находится на среднем уровне, что говорит о проявлении ситуативной терпимости.

В формировании толерантного пространства велика роль руководителя образовательного учреждения.

Эффективные методы работы по проблеме толерантности...

Каждый педагог в процессе своего тематического занятия, включает игру на воспитание толерантности для детей инклюзивных групп. Дети активно включаются в процесс игры, учатся относиться к другим детям с особенностями развития с пониманием...

Формирование толерантности — первый шаг к инклюзивному...

‒ формирование педагогической толерантности у педагогов; ‒ вооружение педагогов знаниями и умениями формирования толерантности у детей. Содержание семинара включало: блиц — опрос по толерантности, тесты на толерантность, определение методов, форм и...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа...

Инклюзивное образование — стратегическое направление...

Инклюзивность благоприятствует выраженному развитию эмпатии, толерантности, альтруизма и среди здоровых детей.

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Толерантность как ценностная основа инклюзивного...

Согласно Декларации принципов толерантности толерантность означает уважение

Инклюзивное образованиеобразование, которое доступно каждому ребенку, несмотря на

Инклюзивное обучение предполагает активное совместное участие в образовательном...

Формирование толерантного отношения к детям...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика, безбарьерное... Инклюзивное образование, толерантность, эмпатия: грани...

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях...

Цель Программы — воспитание толерантного отношения к детям с ОВЗ у педагогов, работающих в ДОУ в инклюзивном образовательном пространстве детского сада

Способствовать развитию у дошкольников эмпатии (сопереживания), сочувствия, содействия.

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное... ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Толерантность как фактор профессионального «нестарения»...

Коммуникативная толерантность преподавателей находится на среднем уровне, что говорит о проявлении ситуативной терпимости.

В формировании толерантного пространства велика роль руководителя образовательного учреждения.

Эффективные методы работы по проблеме толерантности...

Каждый педагог в процессе своего тематического занятия, включает игру на воспитание толерантности для детей инклюзивных групп. Дети активно включаются в процесс игры, учатся относиться к другим детям с особенностями развития с пониманием...

Формирование толерантности — первый шаг к инклюзивному...

‒ формирование педагогической толерантности у педагогов; ‒ вооружение педагогов знаниями и умениями формирования толерантности у детей. Содержание семинара включало: блиц — опрос по толерантности, тесты на толерантность, определение методов, форм и...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа...

Инклюзивное образование — стратегическое направление...

Инклюзивность благоприятствует выраженному развитию эмпатии, толерантности, альтруизма и среди здоровых детей.

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

Задать вопрос