Автор: Костенко Светлана Александровна

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.

Дата публикации: 21.03.2017

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Костенко С. А. Толерантность как фактор профессионального «нестарения» учителя // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 123-125. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/56/2165/ (дата обращения: 24.02.2018).



В течение жизни человек общается с различными людьми, особенно это разнообразие человеческих характеров проявляется в профессиональной деятельности. Реальность труда учителя с позиции толерантности представляет три аспекта рассмотрения: личность учителя, обладающего толерантными качествами, проявления толерантности в профессиональной деятельности и реализация принципов толерантности в педагогическом общении. Все три аспекта в единстве являются предпосылкой, средством и результатом формирования толерантности подрастающего поколения [1].

Толерантный учитель, педагог:

– осознает, что его воспринимают как образец для подражания;

– осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов;

– поощряет творческие подходы к решению проблем;

– содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности;

– ценит культурное разнообразие и создает условия для признания культурных различий и их проявления в жизни.

Трудно представить, что нетерпимый педагог сможет воспитать толерантное отношение к другим людям и другим культурам в своих учениках.

Сталкиваясь с жизненными трудностями, люди вынуждены искать равновесие между адаптацией к реальности и развитием своих потенциальных возможностей, которые позволяют утвердить собственную индивидуальность. Вся жизнь — это смена эпизодов неустойчивости и стабильности.

Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями, связанными с повышенным эмоциональным реагированием [1]. Деятельность становится напряженной, когда она воспринимается, понимается, оценивается как трудная и сложная. Причины напряженности обусловлены объективными и субъективными факторами. К внешним, объективным условиям педагогического труда относятся: характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции, загруженность рабочего дня, высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, большое количество учащихся в классе, группе, трудный, сложный контингент, нечеткая организация деятельности, неблагоприятная психологическая обстановка в образовательном учреждении, социальные условия. Среди субъективных факторов выделяются индивидуальные свойства нервной системы, уровень чувствительности к профессиональным трудностям, мотивации к профессиональной деятельности и поведению, опыт, знания, навыки.

Напряженными для педагога могут быть ситуации:

1) взаимодействия учителя с учащимися, связанные с нарушением дисциплины на уроке, игнорированием педагогических требований отдельными учащимися, задаваемыми вопросами, конфликтными ситуациями;

2) взаимоотношения с коллегами и администрацией, основанные на расхождении во мнениях, взглядах, оценках ситуаций, перегруженность общественными делами, распределение и объем педагогической нагрузки, усиление контроля за выполняемой деятельностью, непродуманные требования;

3) взаимодействия учителя с родителями учащихся, вызванные расхождениями в оценке ученика педагогом и родителями, снижением внимания со стороны родителей к воспитанию детей, индивидуальной конфликтностью и тревожностью родителей [2].

В какой бы ситуации общения и деятельности ни проявлялась напряженность, она способна вызвать стресс.

Для педагогов стресс имеет двойственный характер: информационный стресс, связанный с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия, и эмоциональный, характеризуемый возникновением эмоциональных сдвигов, изменениями в характере деятельности, нарушениями поведения. Повышенная напряженность приводит либо к агрессивным реакциям и эмоциональным срывам, следствием которых становится несдержанность, окрики, оскорбления, либо к пассивно-защитным реакциям.

Эмоциональная разрядка педагога на рабочем месте за счет окружающих становится причиной невротизации учебного процесса и самих обучающихся. Если неблагоприятная, психотравмирующая ситуация действует длительное время, она приводит к нервному истощению. Констатируемое особенно в последние годы ухудшение здоровья учащихся во многом определяется именно невротизирующей обстановкой, создаваемой помимо прочих причин и учителями.

Педагоги, как и другие специалисты сферы человеческих отношений, подвержены эмоциональному выгоранию, то есть такому приобретенному профессиональному поведению, которое связано с экономным расходованием энергетических и эмоциональных ресурсов, снижением эмоциональной чувствительности к людям и ситуациям. В результате педагог «закрывает глаза», «не обращает внимания», проявляет безразличие, равнодушие, и душевную черствость, сниженное сопереживание, соучастие, интерес к окружающей действительности.

К симптомам эмоционального выгорания относятся: эмоциональное истощение, апатия, депрессия; напряженность в отношении к людям; заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив; частая раздражительность; психосоматические недомогания; снижение активности [2].

Профессия учителя относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших внутренних резервов. Повышение толерантной культуры педагога способствует снятию эмоционального напряжения и развитию эмоциональной устойчивости.

Самоактуализация представляет непрерывное развитие творческого и духовного потенциалов человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности.

Психологи утверждают, что только человек, находящийся в психологически комфортном состоянии может оказывать позитивное воздействие на других. В случае определенного расхождения внутреннего, душевного состояния и внешне декларируемых принципов наступает нарушение гармонизации личности, которая будет проявляться в общении с окружающими людьми и вызывать потребность в защитных механизмах.

Изучение психологического климата показало, что педагогические коллективы в целом сплочены и активны, способны мобилизоваться в сложных условиях, работоспособны, но в то же время ориентированы на указания администрации и недостаточно самостоятельны, у большинства педагогов проявляется нетерпимость к чужому мнению. Коммуникативная толерантность преподавателей находится на среднем уровне, что говорит о проявлении ситуативной терпимости.

Личностные установки и принципы толерантного учителя включают открытость, доверие, поощрение, принятие, обеспечение комфортных условий для самораскрытия, самореализации учащихся. В этом случае следует говорить о профессиональной компетентности преподавателя, состоящей не только во владении знаниями, умениями и методикой преподавания своего предмета, но и способности находить оптимальные пути эффективного взаимодействия с учащимися на уроке и во внеучебное время на основе сотрудничества. Роль учителя и педагога в воспитании толерантной личности учащихся является ведущей. Она подразумевает подготовку педагогических работников к реализации воспитания толерантности, уважения прав человека и демократии.

Учитель представляет собой главное содержание и средство процесса педагогического взаимодействия. От его личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, от его убеждений, взглядов зависит эффективность, продуктивность общения и совместной деятельности. Ученики перенимают от учителей не только манеру поведения и привычки, но и представления о ценностях, убеждениях, философии жизни.

Толерантность как составляющая психологической культуры человека способствует спокойному усвоению знаний и корректному, бесконфликтному участию в любой коммуникации. Самосовершенствование преподавателей возможно за счет специально организованных занятий, включающих не только повышение информированности учителей, но и развитие рефлексии, эмоциональной гибкости и устойчивости, толерантности. Все это способствует формированию благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении на основе развития толерантности работников.

Говоря о толерантном пространстве в школе, училище, техникуме, колледже, следует рассматривать терпимость не только как свойство отдельной личности, но и как свойство коллектива, в котором она проявляется по отношению к отдельным людям, мнениям, суждениям, идеям и ситуациям.

В формировании толерантного пространства велика роль руководителя образовательного учреждения. Но главное состоит в том, чтобы у самого руководителя было желание совершенствоваться, отчетливое понимание необходимости ежедневно развивать себя. Вместе с тем толерантность руководителя не подразумевает человека, терпящего все и вся, избегающего действий, связанных с наказанием, не стремящегося к ясности. Самосовершенствование личности руководителя предполагает умение выделить в человеке или ситуации как положительные, так и отрицательные черты, способность дать объективную, справедливую оценку работы коллектива, обеспечивающую здоровый социально-психологический климат, но если требует обстановка — умение проанализировать и учесть, что лежит в основе поведения подчиненных.

Литература:

  1. Гордиенко, Н. В. Профессиональная деформация личности педагога в динамическом развитии от стадии адаптанта до стадии профессионала // Успехи современной науки. 2017. Т.4. № 1.- С. 73–76
  2. Гордиенко, Н. В. Психологическое сопровождение профилактики профессиональной деформации личности педагога // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Российская академия образования. Пятигорск, 2008
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональной деятельности, взаимодействия учителя, личности педагога, результатом формирования толерантности, реализация принципов толерантности, образовательном учреждении, проявления толерантности, деформация личности педагога, совместной деятельности, деформации личности педагога, Реальность труда учителя, Эмоциональная разрядка педагога, реализации воспитания толерантности, Самосовершенствование личности руководителя, позиции толерантности, толерантной личности учащихся, развития толерантности работников, принципы толерантного учителя, толерантной культуры педагога, снижением эмоциональной чувствительности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос